Методическая разработка «Проектирование учебного занятия в детском музыкальном коллективе в режиме технологии обучения в сотрудничестве»
Оценка 4.9

Методическая разработка «Проектирование учебного занятия в детском музыкальном коллективе в режиме технологии обучения в сотрудничестве»

Оценка 4.9
doc
10.06.2020
Методическая разработка  «Проектирование учебного занятия в  детском музыкальном коллективе в режиме технологии обучения в сотрудничестве»
Методразр.Проектирование уч.зан. в режиме техн.об.в сотрудничестве.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1                      «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» С. СЕРГИЕВСК                                                                               СЕРГИЕВСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ                                 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ПОИСК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 «Проектирование учебного занятия в  детском музыкальном коллективе в режиме технологии обучения в сотрудничестве»

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила: Верещагина Марина Евгеньевна, педагог дополнительного образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Сергиевск Сергиевского района Самарской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергиевск 2020г.

 В условиях решения стратегических задач, стоящих перед обществом на современном этапе времени, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Будущий полноценный гражданин общества должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что  состояние образовательной системы в целом не позволяет эффективно решать задачи, поставленные государством и требует новых подходов к этой проблеме. Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе в начале нового тысячелетия, ставят перед отечественной педагогикой новые задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе воспитания средствами искусства. Особая роль в реализации этих задач отводится сфере дополнительного образования детей, предметам  художественно-эстетического цикла и урокам музыки в частности.  К, сожалению, условия, в которых происходит организация образовательного процесса в системе дополнительного образования, далеки от идеала. Свидетельство тому –  недостаточное оснащение  материально-технической  базы, отсутствие работы по организации   самообразования педагогов ДО, недостаточность нормативно-правового обеспечения, которое выражается в отсутствии нормативно-правовых  документов  и методических  разработок, применение ограниченного спектра форм, методов и приемов в работе педагогов с детьми. Разновозрастные дети, более талантливые и менее одарённые сосуществуют в одном творческом коллективе. Особое внимание в этой связи хотелось бы обратить на организацию комплектации учебных групп. При нормативе 15 человек в музыкальном классе не всегда удаётся организовать полноценное учебное занятие,  соответствующее новым требованиям и результатам на выходе. Учитывая тот факт, что регламент индивидуальных занятий в музыкальном классе составляет всего 2 часа в неделю,  очевиден дефицит времени на подготовку наиболее успешных и талантливых детей для участия в разноуровневых  творческих конкурсах   исполнительского мастерства. В силу сложившихся обстоятельств педагогу приходится искать новые формы и методы организации образовательного процесса в детском объединении.

Таким образом, выделяем явную проблему -  необходимость  внедрения в образовательный процесс сферы дополнительного образования новых подходов и технологий, направленных  на максимальное развитие интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка. Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий в этой связи становится необходимым условием для формирования   ключевых компетенций выпускника.

 Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.

В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, со-творчества. Применение данной образовательной технологии на занятиях в  объединении «Шестиструнная гитара» позволит  решить целый ряд проблем и оптимизировать образовательный процесс в детском музыкальном объединении. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Но разработка технологии совместного обучения началась лишь в 1970-е годы. Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили Шалва Александрович, Шаталов, Виктор Федорович, Лысенкова Софья Николаевна и др. отечественные лидеры образования. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.  Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Данная образовательная технология незаменима при организации ансамблевого  музицирования учащихся. Организацию учебного занятия с использованием малых формы ансамбля (дуэт, трио) невозможно выстроить без использования технологии группового взаимодействия. Однако, чтобы идея сотрудничества не осталась пустым словом, она должна быть подкреплена методикой. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться.

Основные  методики технологии обучения в сотрудничестве.

I. Обучение в команде.

Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.

II. Подход с сокращенным названием «пила» (разработан Элиотом Аронсоном). Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 году Ф.Славиным разработан метод «Пила-2». Он предусматривает работу учащихся группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает вопрос, каждый готовит особенно тщательно и становится в нем экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В итоге все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

III. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» (Дэвид Джонсон и Роджер Джонсон, 1897г.).

Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

IV. Исследовательская работа учащихся в группах.

Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве, акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

Итак, сформулируем основные преимущества использования технологии сотрудничества:

1.Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2.Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3.У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4.Ребята учатся общаться между собой, с педагогом, овладевают коммуникативными умениями.

5.У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

К числу недостатков технологии можно отнести следующие:

1.На занятии весьма сложно удовлетворить повышенные интересы преуспевающих учеников и одновременно помочь отстающим.

2.Проблемно систематически приобщать учеников к самостоятельной работе с новым материалом, готовить их к самообразованию.

3.Непросто успешно решать проблемы воспитательного характера, особенно те, которые связаны с оценкой личностно-смыслового роста обучающихся.

Целесообразным считаю использование технологии обучения в сотрудничестве при изучении следующих разделов и тем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделы

Темы

Начальные элементы исполнительской техники. Способы звукоизвлечения.

 

Элементарный щипок.

Двойной щипок (прием «вальсовка»).

Арпеджио характерное для размера 4/4,1.

Арпеджио характерное для размеров 6/8, 12/8,2.

Арпеджио характерное для размеров 4/4, 2/4,3.

Арпеджио характерное для размеров 4/4,4.

Музыкальные жанры и направления, в которых широко представлена гитара.

Романс.

Авторская песня.

Рок-н-ролл.

Рок.

Вокальная подготовка.

Дуэт.

Трио.

Квартет.

Квинтет.

Игра в ансамбле.

Дуэт.

Трио.

Квартет.

Квинтет.

 

 

Технологическая карта организации занятия

по теме:

 «Технология группового взаимодействия на уроке ансамблевого музицирования в объединении «Шестиструнная гитара» на примере репетиции композиции «Чужой» из репертуара группы «Мельница».

 

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

Результаты и оформление результата

1.Организационно-подготовительный

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

 

Обмениваются дружескими приветствиями.

 

Создать благоприятный  эмоционально-психологический  настрой на предстоящую работу.

2.Индивидуальная работа

Проверить уровень подготовки каждого исполнителя.

Индивидуальная работа с педагогом: воспроизведение своих индивидуальных музыкальных партий (аккомпанемент, бас, соло).

Актуализация знаний, умений и навыков в воспроизведении своих индивидуальных музыкальных партий.

3.Работа экспертныхгрупп

Объединяет обучающихся в экспертные группы, в которых у каждого учащегося своя функция (лидер, эксперт, редактор). Роли распределяются соответствии с  психо-физическими особенностями и уровнем подготовки учащихся. Объясняет, что задача группы – оптимизировать работу группы и выйти на более высокий уровень исполнительского мастерства.  Дает консультации.

Распределяют роли внутри группы, оценивают работу друг друга, выявляют проблемные места. Более  сильные учащиеся помогают слабым. Консультируют друг друга.

 

 

 

 

 

Отработать выразительное и безошибочное исполнение данного произведения в ансамбле.

Развивать коммуникативные и творческие способности каждого учащегося.

3. Работа в команде

Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы
в группах.

Организует, вносит коррективы,  помогает,

 

 

 

 

 Учащиеся приспосабливаются друг к другу, внимательно слушают друг друга и регулируют выразительность звука внутренним и опережающим слухом, подключая свое воображение. Работа над артикуляцией, выразительностью и техникой исполнения. Ансамблевое музицирование.

Создание единого образа, взаимное обогащение учащихся в группе.Отработка навыков совместного исполнения, синхронизация и согласованность действий. Целостное осмысление, обобщение полученной информации.

Достижение взаимопонимания, полной синхронизации и согласованности  действий.

5.Рефлексия

Учитель задает вопросы учащимся

Что понравилось?

Что не понравилось?

Что не получилось? Почему? Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.

Ученик  отвечает на вопросы учителя, с помощью педагога  разрабатывает индивидуальную траекторию дальнейшего обучения.

 

 

 

Регулятивные ууд : учащийся приобретает навыки самостоятельного анализа своей деятельности, учится планировать и прогнозировать свою деятельность для дальнейшей эффективной организации своего индивидуально-образовательного маршрута.

 

 

Система заданий освоения материала в режиме технологии обучения в сотрудничестве  для этапа «работа в команде» с применением методики «Обучение в команде».

 

Задание №1.

Коллективное конструирование дополнительной партии баса для ансамблевого музицирования на композицию «Чужой» с использованием следующих музыкальных интервалов: тоника, терция, квинта.

Дидактический материал: таблица «Тоники основных аккордов в пределах 7-ми ладов»; таблица «Основные музыкальные интервалы».

Количественный состав: группа из 3-х человек.

 

 Задание №2.

 Коллективное конструирование дополнительной партии аккомпанемента для ансамблевого музицирования на композицию «Чужой» с использованием аппликатурного приёма «рифф».

Дидактический материал: таблица «Тоники основных аккордов в пределах 7-ми ладов»; таблица «Расположение нот на грифе гитары».

Количественный состав: группа из 2-х, 3-х человек.

 

В результате  занятий, организованных в соответствии с технологией обучения в сотрудничестве, технический уровень учащихся возрастает без особых усилий. Более слабые дети тянутся за более сильными, что дает хороший рывок в занятиях. Большой плюс группового взаимодействия при ансамблевом музицировании  в том, что на сцену можно выставить не только самых лучших учеников, а и самых обыкновенных, т.к. ансамблевые партии зачастую проще и понятнее, чем сольные произведения. С  введением в образовательный процесс технологии обучения в сотрудничестве,  существенно миминизируется дефицит времени на подготовку наиболее успешных и талантливых детей. Как следствие - увеличение  количества обучающихся,  ставших лауреатами  разноуровневых  творческих конкурсов   исполнительского мастерства.

В итоге у детей повышается самооценка, вера в собственные силы и появляется желание заниматься с большей отдачей.

 

Диагностические методики к занятию:

 

1.Диагностика уровня мотивации познавательной деятельности и активности:

(«Познавательная потребность» (Юркевич В.С.);   «Этикометрия»;

Социометрия»;  Школьный тест умственного развития ШТУР).

 

 2.Оценка нервно-психического напряжения  (опросник НПН Немчин Т.А.).

 

3. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (опросник КОС).

4. Адаптированная «методика диагностики уровня творческой активности учащихся» ( Рожков М.И.,  Тюнников Ю.С., Б. С. Алишев Б.С.,  Волович Л.А.).

 

 Мониторинг коммуникативной компетентности учащихся.

 

Компетентности ученика

Показатели

Методический инструментарий

1.Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации.

-освоение образовательной программы;

- развитость мышления;

-познавательная активность;

- развитие памяти;

- развитие мышления;

- развитие речи;

-темп учебной деятельности.

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

Педагогическое наблюдение.

Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

2.Сформированность  коммуникативного потенциала личности выпускника и ее зависимость от сформированности общешкольного коллектива.

- коммуникабельность;

-знание этикета поведения;

-развитость самоуправления;

-сформированность совместной деятельности;

-взаимодействие со взрослыми, учителями, родителями;

- соблюдение социальных и этических норм и т.д.

Методика В.В. Синявского и В.А. Федорина.

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Овчаровой Р.В.

Педагогическое наблюдение.

Диагностика коммуникативных  умений Л. Михельсона.

 

 

3.Сформированность нравственного, этического, эстетического потенциала личности учащегося.

-нравственная направленность личности;

-сформированность отношений ребенка к себе, семье, школе, природе, труду, обществу, Родине;

-сформированность других этических и эстетических чувств.

Педагогическое наблюдение.

Метод ранжирования.

Методика Торренса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Бухарова Г.Д., Л.Д. Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика.- М.: Издательский центр Академия

2.Бровко В. Азбука аранжировки.  - СП.:  Композитор, 2004

3.Красильников. И. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе.-М: Экон-Информ, 2009.

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998

5.Смирнов С.А. Технология как средство обучения второго поколения Школьные технологии.- 2001.- № 1.

 

6.Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании – М.: Владос,1995

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

В условиях решения стратегических задач, стоящих перед обществом на современном этапе времени, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение…

В условиях решения стратегических задач, стоящих перед обществом на современном этапе времени, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение…

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов

Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки

Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки

Итак, сформулируем основные преимущества использования технологии сотрудничества: 1

Итак, сформулируем основные преимущества использования технологии сотрудничества: 1

Начальные элементы исполнительской техники

Начальные элементы исполнительской техники

Проверить уровень подготовки каждого исполнителя

Проверить уровень подготовки каждого исполнителя

Работа в команде Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы в группах

Работа в команде Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы в группах

Коллективное конструирование дополнительной партии аккомпанемента для ансамблевого музицирования на композицию «Чужой» с использованием аппликатурного приёма «рифф»

Коллективное конструирование дополнительной партии аккомпанемента для ансамблевого музицирования на композицию «Чужой» с использованием аппликатурного приёма «рифф»

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации

Литература: 1.Бухарова Г.Д.,

Литература: 1.Бухарова Г.Д.,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2020