Методическая разработка «Прямая и обратная пропорциональные зависимости.docx
Оценка 4.7

Методическая разработка «Прямая и обратная пропорциональные зависимости.docx

Оценка 4.7
docx
04.04.2024
Методическая разработка «Прямая и обратная пропорциональные зависимости.docx
Методическая разработка «Прямая и обратная пропорциональные зависимости.docx

Конспект урока

Математика

6 класс

Урок № 7

Прямая и обратная пропорциональность. Решение задач

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • Понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости.
  • Краткая запись условия задачи.
  • Составление и решение пропорций по условию задачи.
  • Решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость.

Тезаурус

Равенство двух отношений называют пропорцией.

Две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз.

Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз.

Основная литература

  1. Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 258 с.

Дополнительная литература

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прямая пропорциональность.

Две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/a6b80abe-609d-4bd8-a49b-37b9a9d765dc.png

Обратная пропорциональность.

Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/e686cd82-ab97-40f9-a729-a67ab6961484.png

Для решения задач на пропорциональную зависимость, удобно составить таблицу или сделать краткую запись условия.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/59dc11a3-c381-4c27-82d9-05a7e5def62b.png

Столбцы таблицы соответствуют наименованиям зависимых величин.

Строки таблицы соответствуют значениям величин при первом и втором измерении.

Одинаково направленные стрелки показывают прямо пропорциональную зависимость, противоположно направленные – обратно пропорциональную.

Задача.

Поезд, скорость которого 55 км/ч, был в пути 5 часов. За сколько часов пройдёт этот же участок пути товарный поезд, скорость которого 45 км/ч?

Решение.

При постоянном пути скорость и время движения обратно пропорциональны.

Допустим, товарный поезд пройдёт этот же путь со скоростью 45 км/ч за x ч.

Сделаем краткую запись условия.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/8581b53f-f6ec-4ab7-867b-620a9dd245b7.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/04abe17a-4928-4dbe-993c-5924b1e937de.jpeg

Задача.

Двигаясь с постоянной скоростью, велогонщик проезжает 40 метров за 3 с. Какой путь проедет велогонщик за 45 с?

Решение.

При постоянной скорости путь прямо пропорционален времени движения.

Пусть х м проедет велогонщик за 45 с.

Сделаем краткую запись условия.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/4cae56ba-43b4-4df3-ab15-387c72755085.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/014a4365-73a1-4610-8ceb-679937eff76d.jpeg

Задача.

Усилие при восхождении на высоту 600 м равно усилию, требуемому для перехода 25 км по равнине. Турист поднялся в горы на 792 м. Какому расстоянию на равнине соответствует этот подъём?

Решение:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/cb332fa4-1a5e-4271-8ff9-c0b666d4a00d.png

Решение.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/b8086093-1ef8-44d8-bb5c-0f17ddab30a4.jpeg

Задача.

Четыре программиста могут написать игру за 12 месяцев. За сколько месяцев эту работу могут выполнить три программиста?

Решение.

Количество программистов и скорость написания игры – это обратно пропорциональная зависимость.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/ecb78d2a-0888-493c-8e4d-e18494ca9fbf.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/ed2619db-83b5-42b7-9257-51cf289a6bca.jpeg

Разбор заданий тренировочного модуля

№ 1. Подстановка элементов в пропуски в тексте.

Подставьте нужные элементы в пропуски.

Пешеход шёл 3 часа со скоростью 8 км/ч. За сколько часов он пройдёт то же расстояние со скоростью 6 км/ч?

Решение:

При фиксированном расстоянии время в пути и скорость – ______ пропорциональны.

Пусть _____ часов – пешеход идёт со скоростью 6 км/ч.

Составим пропорцию:

_________

х=_______

х=_______(ч).

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/0c2699e5-d19d-4a0f-955c-5c66684b2b79.jpeg

Правильный ответ.

Решение:

При фиксированном расстоянии время в пути и скорость – обратно пропорциональны.

Пусть х часов – пешеход идёт со скоростью 6 км/ч.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/3fe6d220-697b-4052-88fc-0b1527206e1e.jpeg

№ 2. Подстановка элементов в пропуски в таблице.

Заполните таблицу.

Поезд движется со скоростью 45 км/ч. Какое расстояние он пройдёт, если будет в пути 3 ч; 4 ч; 5 ч; 6 ч.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/fc8ce484-6a31-4f03-9a9b-13cdae61f092.png

Варианты ответов:

135 км;

180 км;

225 км;

270 км.

Решение.

При постоянной скорости пройденный путь и время прямо пропорциональны. Скорость движения поезда 45 км/ч означает, что за 1 час поезд преодолевает расстояние в 45 км. Обозначим за x км – расстояние, которое поезд пройдёт за 3, 4, 5 и 6 часов.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/6a55340d-d648-4e38-b444-b71718092f4e.jpeg

Таким же способом находим расстояние, которое пройдёт поезд за 4, 5 и 6 часов, и подставляем соответствующие варианты в таблицу.

Ответ:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6840/20200110174728/OEBPS/objects/c_math_6_7_1/67cefde5-40b5-4a55-ab00-24f907f9c77e.png


 

Конспект урока Математика 6 класс

Конспект урока Математика 6 класс

Обратная пропорциональность.

Обратная пропорциональность.

Для решения задач на пропорциональную зависимость, удобно составить таблицу или сделать краткую запись условия

Для решения задач на пропорциональную зависимость, удобно составить таблицу или сделать краткую запись условия

Задача. Поезд, скорость которого 55 км/ч, был в пути 5 часов

Задача. Поезд, скорость которого 55 км/ч, был в пути 5 часов

Задача. Двигаясь с постоянной скоростью, велогонщик проезжает 40 метров за 3 с

Задача. Двигаясь с постоянной скоростью, велогонщик проезжает 40 метров за 3 с

Задача. Усилие при восхождении на высоту 600 м равно усилию, требуемому для перехода 25 км по равнине

Задача. Усилие при восхождении на высоту 600 м равно усилию, требуемому для перехода 25 км по равнине

Решение. Задача. Четыре программиста могут написать игру за 12 месяцев

Решение. Задача. Четыре программиста могут написать игру за 12 месяцев

Разбор заданий тренировочного модуля № 1

Разбор заданий тренировочного модуля № 1

Правильный ответ. Решение:

Правильный ответ. Решение:

Варианты ответов: 135 км; 180 км; 225 км; 270 км

Варианты ответов: 135 км; 180 км; 225 км; 270 км
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2024