Методическая разработка "Развитие памяти с применением мнемотехники на уроках биологии у обучающихся среднего звена".
Оценка 4.8

Методическая разработка "Развитие памяти с применением мнемотехники на уроках биологии у обучающихся среднего звена".

Оценка 4.8
docx
27.06.2022
Методическая разработка "Развитие памяти с применением мнемотехники на уроках биологии у обучающихся среднего звена".
Памятка_Развитие памяти с применением мнемотехники на уроках биологии.docx

Развитие и формирование памяти обучающихся всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии. На самом деле, данный аспект важен как для педагогов и психологов, так и для самих детей и их родителей.

Современная школьная программа и нововведения ФГОС  предполагают, что дети должны усваивать большое количество новой информации. После поступления в школу, важнейшая задача обучающихся – получение и усвоение требуемой информации учебно-методических комплексов.

Для развития памяти школьников лучше всего применять методы, которые упростят восприятие информации и сделают скучный процесс увлекательным. Разнообразные методы, способствующие этому, называются мнемоническими.

Ключевые понятия:

Память – это психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта.

Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Развитие памяти - это процесс формирования личности, совершенствования качеств человека, закладывающее основы для практической работы по её развитию.

https://sun9-46.userapi.com/jW7tyePOKbp_nW-pB---T3w_cECDjkwt299fKA/H_PzBSlVXQE.jpg

Суть всех механизмов работы по мнемотехнике основана на образовании определенных связей, ассоциаций и приемов. Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие:

v Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.

v Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.

v Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.

v Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.

v Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

 

Например, прием «буквенный код» для запоминания функций белков:

Каждая Девушка Должна Точно Знать Свой Седьмой Этаж.

Начало каждого слова соответствует определенной функции белков: Каталитическая, Двигательна, Дыхательная, Транспортная, Защитная, Строительная, Сигнальная и Энергетическая.

http://mumi-troll-junior.ru/wp-content/uploads/2019/07/biologiya.jpg

Клетка (5 класс)

Клетка живая на город похожа.

Стена крепостная в клетке есть тоже.

Мембраной она названа –

Чужих не впускает она!

В клетке внутри – цитоплазма в движении,

Подобна дорогам и направлениям.

Куда по дорогам спешит народ?

Конечно, на фабрику или завод.

Эндоплазматическая сеть,

словно заводы

Производит жиры, белки, углеводы.

Для города электрический нужен ток,

Здесь митохондрии – энергии исток.

В городе есть полицейских отряд,

В клетке лизосомы за порядком следят.

Их синтезирует комплекс Гольджи

На полицейский участок похожий.

Но главное это – ядро несомненно.

Ядро управляет клеткой бессменно.

В хромосомах записаны законы и правила,

Которые природа для клетки составила.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1587710/pub_5f95d18f98e57704a1e5bc55_5f95dfcfd2b7e41288264826/scale_1200

Растения (6-й класс)

Растительные ткани

Лист
И
меет
М
еханическую
П
окровную
О
бразовательную
П
роводящую
О
сновную  ткани

Учащиеся, запомнив ключевое слово-ассоциацию (название реки Лимпопо хорошо им знакомо по сказке К.Чуковского «Айболит»), смогут вспомнить даже давно пройденный учебный материал.

Систематика растений

Цирк, Огромный Купол Пестрый,
Словно Радугу, Вознес (ты).

По первым буквам «стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений: Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=e1509778be9fc657bfeee2b2f23d6a0a-5670683-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=263&h=150

Животные (7-й класс)

Систематика животных

Для запоминания систематических категорий животных можно предложить учащимся запомнить  фразу: 

Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.

Или, если вам больше нравится, такую: 

Цепко Тащит Кот Огрызок Серебристой Рыбки Верткой: 

Царство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, Вид.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=db2b1e981ce5673823817077a015647d-6376430-images-thumbs&n=13

Анатомия и физиология человека (8-й класс)

Ткани

Эпителиальная
Соединительная
Мышечная
И
Нервная ткань
Единое
Целое

Школьники легко запоминают слово-ассоциацию (эсминец – военный корабль), а затем восстанавливают в памяти типы тканей.

Обмен веществ и энергии

Метаболизм включает два противоположных процесса: анаболизм – процесс образования сложных веществ из простейших компонентов и катаболизм – процесс распада сложных органических веществ на более простые. Пользуясь приемами мнемонического запоминания можно без труда запомнить:

анаболизм – Аня строит; 

катаболизм – Катя рушит.

ЦНС. Строение головного мозга

Охранять Здоровье Граждан,
(Их) Болезненное Тело,
Облегчать людскую Стражду –
Явно Благостное Дело.

Стихотворение поможет запомнить названия 12 пар черепно-мозговых нервов, начиная с первой пары: Обонятельный (I), Зрительный (II), Глазодвигательный(III), Блоковый (IV), Тройничный (V), Отводящий (VI), Лицевой(VII), Слуховой(VIII), Языкоглоточный (IX), Блуждающий (X), Добавочный (XI). Остается запомнить только подъязычный – XII пара нервов.

Зрительный анализатор. Фоторецепторы

Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками – для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.

 

Общая биология

Геохронологическая шкала

Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы: 

Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; 

Ты, Юра, Мал – Пей Ночью Чай

Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный

 

Аминокислоты

Алый Вальс. Летит (из лога)
Медь Прощаний, Трав Финал.
Глина Серая, Тревога,
Церемонность, Тишина.
Аспидные Глуби Листопада
(Падают в) Гигантские Аркады.

Т.е.: Аланин, Валин, Лейцин, Изолейцин, Метионин, Пролин, Триптофан, Фенилаланин, Глицин, Серин, Треонин, Цистеин, Тирозин, Аспарагин и Аспарагиновая кислота, Глутамин и Глутаминовая кислота, Лизин, Гистидин, Аргинин.

 

Онтогенез. Эмбриональное развитие

Слово-образ «бегония»

Бластула
Е
Гаструла
О
Нейрула
И
Я родился

 

Нуклеиновые кислоты

Чтобы учащиеся не путали комплементарные азотистые основания, им можно предложить для запоминания пары слов:

Ананас – Тарелка(ананас на тарелке,А-Т)
Цыпленок – Гнездо
(цып-ок в гнезде,Ц-Г).

Цикл Кребса

(цикл трикарбоновых кислот)

ЩУКа съела ацетат, получается цитрaт,

Через цисaконитaт будет он изоцитрaт.

Вoдoрoды отдaв НАД, oн теряет СО2,

Этoму безмернo рaд aльфa-кетоглутaрaт.

Окисление грядет — НАД похитил вoдoрoд,

ТДФ, коэнзим А забирают СО2.

https://present5.com/presentation/3/-34239213_151931274.pdf-img/-34239213_151931274.pdf-22.jpgА энергия едва в сукциниле пoявилась,

Сразу АТФ рoдилась и oстался сукцинат.

Вот дoбрался он дo ФАДа — вoдoрoды тому надo,

Фумарат воды напился, и в малат oн превратился.

Тут к малату НАД пришел, вoдoрoды приобрел,

ЩУКа снoва oбъявилась и тихoнькo затаилась.

Здесь последовательно зашифрованы субстраты реакций цикла трикарбоновых кислот:

·     ЩУК (щавелевоуксусная кислота)

·     АЦЕТИЛ-коэнзим А

·     ЛИМОНная кислота

·     ЦИСАКОНитовая кислота

·     ИЗОЛИМОННая кислота

·     АЛЬФА-КЕТОГЛУТАРовая кислота

·     СУКЦИНИЛ-КОЭНЗИМ A

·     ЯНТАРная кислота

·     ФУМАРОВая кислота

·     ЯБЛОЧная кислота

·     ЩУК (щавелевоуксусная кислота)

Развитие памяти с применением мнемотехники на уроках биологии у обучающихся среднего звена

 

http://www.bazhov-lib.ru/wp-content/uploads/2020/11/2-8.jpeg

 

Выполнила: Ходырева Мария, студентка 348 группы


 

Развитие и формирование памяти обучающихся всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии

Развитие и формирование памяти обучающихся всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии

Клетка (5 класс) Клетка живая на город похожа

Клетка (5 класс) Клетка живая на город похожа

Школьники легко запоминают слово-ассоциацию (эсминец – военный корабль), а затем восстанавливают в памяти типы тканей

Школьники легко запоминают слово-ассоциацию (эсминец – военный корабль), а затем восстанавливают в памяти типы тканей

Цикл Кребса (цикл трикарбоновых кислот)

Цикл Кребса (цикл трикарбоновых кислот)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2022