Методы, приемы и этапы работы по освоению младшими школьниками музыкально-ритмических движений
Методы:
· Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Приемы, которые относятся к словесному методы, следующие:
описание и объяснение движений с опорой на жизненный опыт и представления детей;
пояснение или уточнение отдельных элементов;
указание ошибок при самостоятельном выполнении движений детьми;
предварительная беседа при введении новых движений;
· Наглядный метод. Этот метод направлен на постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приёмов.
· Практический метод подразумевает применение практических действий на уроках музыки. Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом. Педагог демонстрирует выполнение упражнений; исполняет отдельные роли в подвижных играх, роль водящего; показывает, кто лучше, кто правильнее выполняет задание; регламентирует весь процесс обучения на ритмических занятиях в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия.
· Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, с целью усиления эмоционально-двигательного ответа на музыку.
· Игровой метод. Является ведущим методом обучения дошкольников. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия.
· Импровизационный метод. Позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения.
· Метод релаксации. Позволяет ребенку расслабить мышцы лица, тела, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией.
· Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) Эффективно использовать в метро - ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок.
· Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением.
Если эти методы будут правильно подобраны, они помогут ребенку более глубоко и осознанно усвоить содержание и характер произведения.
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям вариативна. Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит по-разному.
Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям
I этап – начальное обучение новым музыкальным движениям;
II этап – углубленное разучивание;
III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений.
Обучение на первом этапе направлено на создание у детей общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают первичные сведения о характере музыки, о форме движений, соответствующих данной музыке, прослушивают музыку.
Основные действия педагога на первом этапе обучения включают в себя:
Объяснение;
Выразительное исполнение;
Показ нового танцевального движения воспитателем, соответствующего содержанию музыки.
На втором этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Педагог должен постоянно наблюдать за выполнением детьми движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки, исправлять ошибки. В результате активной работы педагога и детей на втором этапе обучения происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой. Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки, качества выполнения (точность, ритмичность, выразительность).
Третий этап обучения направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой. Это достигается путем самостоятельного выполнения движений, проведения движений под различную музыку. Степень овладения движением под музыку должна быть доведена до прочного навыка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.