Урок музыки "Великий колокольный звон", УМК "Школа России", 1 класс
Оценка 4.8

Урок музыки "Великий колокольный звон", УМК "Школа России", 1 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл
26.05.2020
Урок музыки "Великий колокольный звон", УМК "Школа России", 1 класс
Воробьева 2 кл Великий колокольный звон 1.docx

Класс

2 «А»

Предмет

Музыка

Тема урока

«Великий колокольный звон»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной культуры.

Дид. цель

Дать представление о том, что такое колокол и колокольный звон.

Задачи урока

Образовательная

Сформировать представление о колоколах и колокольных звонах на Руси.научиться различать и сравнивать различные виды колокольного звучания;

познакомить  с музыкальными произведениямиХор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А. Невский» С .С. Прокофьева,  М.И Глинка хор «Славься, Д.Б. Кабалевский – Наш край.

Развивающая

Развивать творческое мышление, внимание, память, вокально-хоровые навыки

Воспитательная

Воспитывать любовь к музыке, эмоциональное восприятие у детей, уважение культурных традиций своего народа.

Оборудование

Презентация: «Музыка»; мультимедийная доска, компьютер, тетради, текст песни (у каждого ребенка).

Муз.произведения

Колокольный звон Троице-Сергиевой Лавры – праздничный трезвон; набат - Ростовские колокольные звоны; Красный Лаврский трезвон  - «Праздничный трезвон»;, колокольный звон – благовест;Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А. Невский» С .С. Прокофьева,  М.И Глинка хор «Славься,Д.Б. Кабалевский – Наш край.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

-Здравствуйте, ребята!

Встаньте ровно,

Улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.

-Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.

Приветствие

Личностные: положительное отношение, интерес к музыке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Подведение к теме урока.

 

 

СлушаниеКолокольный звон Троице-Сергиевой Лавры – праздничный трезвон.

 

2 слайд

-Наш урок мы начнем с прослушивания музыки. Давайте поиграем в слушателей. Как мы должны сесть? Догадайтесь, что звучит?

-Ребята, вам понравилось? Какие чувства вы испытывали, когда слушали?

-Что вы услышали? Что звучало в музыке?

-А что могут делать колокола?

-Когда они бьют, что они создают?

-Кто может назвать тему нашего урока?

-Верно! Тема нашего урока «Великий колокольный звон».

-Какие цели мы можем поставить на урок?

-Запишите тему урока к себе в тетрадь.

Слушание

 

 

 

-Да, нет. Величие, гордость, свободу.

 

-Звучали колокола.

 

-Колокола могут бить.

-Колокольный звон.

-Колокольный звон.

 

 

-Мы познакомимся с историей возникновения колоколов , в какие моменты нашей жизни мы слушаем колокольный звон.

Познавательные: логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Изучение нового материала   

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание

Набат

 

 

 

 

Слайд 4, 5

 

 

Слушание

Трезвон

 

 

 

 

 

Слайд 6,7

 

 

Слушание

Благовест

 

 

 

 

Слайд 8,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание

Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А. Невский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд12

 

 

 

Слушание Хор «Славься»

 

-Ребята, вспомните, вы где-нибудь слышали колокольный звон?

 

 

-Давайте посмотрим, из чего состоит колокол

-А как извлекается звук?

 

 

-Ребята, а можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? Почему?

-А как вы думаете, когда примерно был создан этот инструмент? Хотите узнать?

-Колокольный звон считается одним из символов России. Слово «колокол» произошло от старинного русского «кол-о-кол» -удар одного кола о другой.Впервые они появились в 13 веке в Новгороде и сразу стали символом державы и мощи духа русского народа.

-Ребята, а как вы считаете, одинаково ли звучат колокола? Давайте послушаем. Сядьте все правильно. Слушаем внимательно.

-Ребята, как звучали  колокола?

 

-А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера?

-Молодцы! Ребята, это прозвучал набат. Набат – это колокольный звон, который сообщал людям об опасности. 

-Запишите данное слово к себе в тетрадь.

-А теперь послушайте другой колокольный звон.

-Как звучали колокола?

 

-О чем может сообщать звон такого характера?

-Молодцы! Ребята, это прозвучал трезвон. Трезвон – это праздничный колокольный звон. 

-Запишите данное слово к себе в тетрадь.

-Давайте послушаем следующее звучание.

-Как звучали колокола  сейчас?

 

-О чем может сообщать звон такого характера?

-Молодцы! Ребята, это прозвучал благовест. Благовест – это церковный колокольный звон, который сообщал людям о начале богослужения.

-Запишите данное слово к себе в тетрадь.

-Какой вывод мы можем сделать? Как звучат колокола?

-С какими видами колокольного звона мы с вами познакомились?

-Колокольный звон – это целая наука, а колокол – это ударный музыкальный инструмент, высота звучания которого зависит от величины, формы, материала, из которого они были изготовлены. Красотой звучания колокольного звона издавна на Руси люди любовались, и многие композиторы в своем творчестве пытались передать звучание колокольного звона и его разновидности в своих произведениях.

-Одним из таких композиторов был Сергей Сергеевич Прокофьев. Повторим ФИО полностью вслух с детьми.

-Это русский композитор прошлого XX века. Одним из его выдающихся произведений была кантата «Александр Невский», в которой он изобразил звучание одного из видов колокольного звона.

- Кантата – это крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром.

-Запишите данное слово к себе в тетрадь.

-Кто мне скажет, что такое кантата?

-А. Невский прославился  как выдающийся полководец.Он одержал блестящую победу над шведами на реке Неве (отсюда его прозвище - Невский). Александр сумел дать достойный отпор крестоносцам, пытавшимся поработить Новгородскую землю.Александр совершил ряд победоносных походов.Он восстанавливал русские города, подвергшиеся монгольскому нашествию. Он был выдающимся дипломатом. В Золотой Орде он выступал защитником русского народа.

- А сейчас я предлагаю послушать  Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А. Невский».

- Когда услышите колокольный звон, поднимите руку.

-Кто исполнял?

-Каков характер данного музыкального произведения?

-К какому виду колокольного звона мы отнесем данное произведение?

-Сейчас  послушаем хор «Славься» М.И Глинки –из оперы Иван Сусанин. Но прежде чем познакомиться с этим произведением, послушайте немного о М.И Глинке и о подвиге Ивана Сусанина.

-Михаил Иванович Глинка – русский композитор. Михаил Иванович объездил всю Европу, ища мелодии, которые были бы созвучны России, конечно, искал он их не в чужих странах. Глинка искал мелодии в собственном сердце, в душе, любившей и почитавшей Россию. Результатом работы великого композитора стал уникальный русский стиль в классической музыке, совмещавший мелодии и напевы далекого прошлого Руси с современными Глинке инструментами, звучаниями, манерой исполнения.

Музыка Глинки – сильная, могучая, яркая, сочетающая ритмы народных песен, сказаний, даже частушек – звучит так, как должна звучать сама Россия – широко и ровно. Детские произведения Глинки учат любить свою родину, ценить ее наследие, помнить прошлое и заботиться о будущем, она раскрывает все богатство русской культуры, огромное наследие, которое скрывается в простых подчас мелодиях.

Давайте повторим все вместе ФИО композитора.

-Хор «Славься» звучит в эпилоге знаменитой оперы Иван Сусанин.

-Ребята, эпилог - заключительная часть произведения.

-Подвиг Ивана Сусанина - яркий пример любви к Родине, Отечеству.

Польский король желал русский престол для собственного сына, отдал приказ отыскать избранного русского царя. Взять в плен или убить.  Староста села Домнино Иван Сусанин вызвался быть проводником у поляков. Долго водил он их по глухим лесным тропам и вывел к непроходимому болоту. Узнав, разъяренные враги убили Ивана Сусанина на месте и попытались выбраться самостоятельно.

- Давайте послушаем данное произведение.

-Когда услышите колокольный звон, поднимите руку.

-Сели правильно.

-Кто исполнял?

-Каков характер данного музыкального произведения?

-К какому виду колокольного звона мы отнесем данное произведение?

-Молодцы!

…Колокола родной страны,

Где быт иной, иные цели.

Как хорошо, что вы - слышны,

Как хорошо, что – уцелели!

-Колокольный звон можно услышать на улице, в церкви, по телевизору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Раскачивают колокол, внутри язычок, который стучит о стенки колокола и так извлекается звук.

-Да, можно. Потому что он исполняет мелодию.

 

-Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание

 

-Тревожно, угрожающе, мрачно, страшно.

-Об опасности, о чем-то плохом.

 

 

 

 

Записывают слово в тетрадь

Слушание

 

-Радостно, светло, размерно, торжественно, величественно.

-Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости.

 

 

 

 

 

 

-Радостно, светло, размерно, торжественно, величественно.

-О чем-то хорошем.

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

-Колокола звучат по-разному.

 

-Набат, трезвон, благовест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют ФИО композитора

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают  в тетрадь только слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание

 

 

 

 

 

 

 

 

-мужской и женский хор.

-тревожно, смятено, уверенно, обеспокоено.

-Набат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют ФИО композитора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание

 

 

 

-мужской и женский хор.

-взволнованно, живо, радостно, ярко, уверенно.

-Трезвон.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-обобщение информации

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока;

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Вокально – хоровая работа.

 

5.1.Ознакомление с песней.

- вступительное слово

 

 

 

 

 

 

 

- беседа перед прослушиванием

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

Слайд 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- показ песни

 

 

 

 

 

- анализ произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. 2. Освоение мелодии и текста, работа над выразительностью исполнения.

- разучивание песни (1 и 2 куплеты).

 

 

 

 

 

 

- повторение правил посадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- методы исполнения.

 

 

 

5. 3. Закрепление и повторение.

Слайд 15

-Ребята, сегодня мы с вами будем разучивать новую песню, какую именно, вы узнаете, отгадав загадку:

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю, вытру слезки,

Вспоминаю о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы, знаете друзья?

-О чем эта загадка?

-Как вы понимаете, что такое Родина?

 

 

-Какие пословицы вы знаете о Родине?

 

 

-Молодцы!

- Песня, которую мы будем разучивать, называется «Наш край», автором песни является Антон Ильич Пришелец, а музыку к этому произведению написал композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Повторим ФИО композитора полностью вслух с детьми.

-А сейчас,я расскажу вам, как появилась эта песня

-Это ПРОИЗОШЛО в 1950 году- в посёлке Руза, недалеко от Москвы. Именно здесь расположен Дом творчества композиторов.

Тёплым солнечным днём в один из «музыкальных» домиков постучали. Высокий стройный мужчина отложил листы нотной бумаги и открыл дверь. А на пороге — целая ватага детворы из соседнего лагеря. В домик зашли ребята, и самый смелый из них сказал:

— Товарищ Кабалевский, в нашем лагере послезавтра открытие новой смены. Напишите нам, пожалуйста, новую песню.

…В своей старой записной книжке композитор нашёл стихи — лёгкие, прозрачные, нежные, как берёзки за окном. Тихо наплыла такая же светлая и стройная мелодия. Нет, что-то не так, надо переделать… Прошёл день, настала ночь, уже давно сладко спали юные заказчики, а композитор всё решал их непростую музыкальную задачу.К утру песня была готова.

Уже более полувека звучит и очаровывает людей нежная, лёгкая, напевная мелодия песни о родном крае.

- Давайте же послушаем произведение Дмитрия Борисовича Кабалевского «Наш край».  Слушайте внимательно и ответьте на вопрос: чем же является родина для вас?

-Вам понравилось прослушанное произведение?

-Какое оно по характеру? Подберите примерно пять слов, которые характеризуют это произведение.

-Каков темп произведения? Мелодия быстрая или медленная, умеренная?

-Какова динамика произведения? Мелодия громкая, тихая? Меняется ли динамика на протяжении всего произведения?

-О чем говорится в песне? Чем же является родина для вас?

-Есть ли у этого произведения вступление?

-Из чего состоит песня - есть ли припев?

-Молодцы! А хотите попробовать выучить эту песню?

-Давайте попробуем.

- Давайте проговорим текст первого куплета, соблюдая все ритмические особенности. Сначала говорю я, затем все вместе.

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой!

-Ребята, строка со словами «Край родной, навек любимый повторяется у нас два раза. А последняя строка три раза.

-Молодцы! Давайте попробуем спеть 1 куплет. Перед тем как мы начнем петь, как вы считаете, что нужно сделать?

-Верно! Как мы должны сесть? Покажите мне.

-Молодцы! Вы все сидите правильно! Когда мы поем, мы должны всегда так сидеть. Запомните.

- По взмаху моей руки начинаем петь. Поем вместе со мной.

-Молодцы!

-Молодцы! Давайте проговорим слова второго куплета. Повторяйте за мной.

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт

Всё бегут, бегут дороги

И зовут они вперед.

-Ребята, строка со словами «Все бегут, бегут дороги» повторяется у нас два раза. А последняя строка три раза.

- По взмаху моей руки начинаем петь 2 куплет. Поем вместе со мной.

-Молодцы!

-Ребята, давайте теперь немного поиграем. Какую особенность в произведении мы с вами увидели в начале урока?

- Верно!  Давайте разделимся на три группы. Первая группа будет петь первые две строки, вторая петь две последние строки, а  третья группа будет петь строки, которые повторяются. А потом мы поменяемся.

-Все встали.

1 куплет

1 ряд поет строки:

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

2 ряд поет строки:

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой!

3 ряд:

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой!

2 куплет

1 ряд поет строки:

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт

2 ряд поет строки:

Всё бегут, бегут дороги

И зовут они вперед.

3 ряд:

Всё бегут, бегут дороги

И зовут они вперед.

-Давайте встанем, и споем два куплета стоя.

-Давайте попробуем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О Родине.

-Место, где мы родились; страна, в которой мы живем; Родина у каждого человека одна.

- Родина - Мать, умей за нее постоять; Где родился, там и пригодился; Кто за Родину горой, тот истинный герой.

 

 

 

 

 

 

Повторяют ФИО композитора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание песни

 

 

 

 

 

-Да, нет.

 

- Веселое, восторженно, забавно, радостно, нежно.

 

-Умеренный темп.

 

-Мелодия спокойная, то тихая, то громкая.

 

 

-О родном крае.

 

-Есть.

 

-Она состоит из куплетов. Припева нет.

 

 

 

 

Повторяют строки песни за учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Правильно сесть.

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют строки песни за учителем

 

 

 

 

 

Повторяют за учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

-Последние слова повторяются.

 

 

 

Поют по рядам

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-обобщение информации

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока;

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

6. Итог урока

-Наш урок подошел к концу. О чем мы с вами говорили на уроке?

-С какими видами колокольного звона мы с вами познакомились?

-Музыку, каких композиторов слушали?

-Кто запомнил названия произведений?

-Какую песню мы с вами учили?

-Кто ее написал?

-Молодцы!

-О колоколах.

 

-Набат, трезвон, благовест.

 

-М.И. Глинка, С,С. Прокофев.

-Наш край.

-Антон Ильич Пришелец и Дмитрий Борисович Кабалевский

Познавательные:

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

7. Дом.задание

 

 

 

8. Рефлексия

-Все ли было понятно? Что вызвало затруднения?

-Что бы вам хотелось выполнить еще?

-У вас на партах лежат разноцветные кружки. Зеленый – было интересно и понятно, желтый – испытывал затруднения, красный – было скучно и не понятно.

-Спасибо за урок! До свидания!

-Ответы детей.

 

 

Самооценивание

 

 


 

Класс 2 «А» Предмет Музыка

Класс 2 «А» Предмет Музыка

И тихонечко садитесь. -Меня зовут

И тихонечко садитесь. -Меня зовут

Слайд 3

Слайд 3

Слушание Набат Слайд 4, 5

Слушание Набат Слайд 4, 5

Слайд 8,9

Слайд 8,9

Слайд10

Слайд10

Слушание Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А

Слушание Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А

Слайд12 Слушание Хор «Славься» -Ребята, вспомните, вы где-нибудь слышали колокольный звон? -Давайте посмотрим, из чего состоит колокол -А как извлекается звук? -Ребята, а можно ли…

Слайд12 Слушание Хор «Славься» -Ребята, вспомните, вы где-нибудь слышали колокольный звон? -Давайте посмотрим, из чего состоит колокол -А как извлекается звук? -Ребята, а можно ли…

Давайте повторим все вместе ФИО композитора

Давайте повторим все вместе ФИО композитора

Когда услышите колокольный звон, поднимите руку

Когда услышите колокольный звон, поднимите руку

Слайд 14 Слайд 15 - показ песни - анализ произведения 5

Слайд 14 Слайд 15 - показ песни - анализ произведения 5

Освоение мелодии и текста, работа над выразительностью исполнения

Освоение мелодии и текста, работа над выразительностью исполнения

Освоение мелодии и текста, работа над выразительностью исполнения

Освоение мелодии и текста, работа над выразительностью исполнения

Освоение мелодии и текста, работа над выразительностью исполнения

Освоение мелодии и текста, работа над выразительностью исполнения

Закрепление и повторение. Слайд 15 -Ребята, сегодня мы с вами будем разучивать новую песню, какую именно, вы узнаете, отгадав загадку:

Закрепление и повторение. Слайд 15 -Ребята, сегодня мы с вами будем разучивать новую песню, какую именно, вы узнаете, отгадав загадку:

Все встали. 1 куплет 1 ряд поет строки:

Все встали. 1 куплет 1 ряд поет строки:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020