КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
3 классе
Тема урока: Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Тип урока: открытия новых знаний.
Цель урока: формирование знаний о балете П. Чайковского.
Задачи урока:
· образовательные:
1) познакомить с новым музыкальным произведением П. Чайковский «Спящая красавица»;
2) расширить знания П. Чайковского;
3) совершенствовать навыки слушания музыки;
· развивающие:
1) развивать логическое мышление;
2) развивать музыкальный слух;
3) развивать умение слушать музыку;
· воспитательные:
1) воспитывать патриотические чувства;
2) воспитывать уважительное отношение музыкальному произведению;
3) формировать потребность в восприятии музыки, облагораживающей внутренний мир.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Примечание |
I.Организационный момент |
Приветствует обучающихся, настраивает их на работу. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
|
II.Мотивация к учебной деятельности |
Послушайте внимательно рассказ. На праздник по случаю крестин дочери короля — принцессы Авроры, приглашено много гостей. Но распорядитель забыл пригласить фею Карабосс. В разгар праздника разгневанная фея появляется со своей свитой и, мстя за оскорбление, произносит страшное заклятье: принцесса уколет себе веретеном руку и заснет вечным сном. Все присутствующие охвачены ужасом. Однако добрая фея Сирени, не властная совсем отменить страшное пророчество злой Карабосс, смягчает его: Аврора уснет, но не навсегда. Она будет спать 100 лет и проснется от поцелуя прекрасного принца, который придет освободить ее от злого колдовства. |
Слушают отрывок из произведения. |
|
III.Актуализация опорных знаний |
- Узнали данное произведение? - Что это за проведение? - Верно. Кто автор? - О чем данная сказка?
- Послушайте внимательно и скажите, что это. Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. |
- Да. - Это Спящая красавица. - Шарль Перро. - Эта сказка о том, злая фея заколдовала принцессу, а добрая фея сказала, что она проснется от поцелуя. Так все и произошло.
- Это балет. |
|
IV. Формулирование цели урока |
- Попробуйте соединить ваши ответы и назвать тему нашего урока.
- А кто из вас знает, кто автор данного балета?
- Верно. Теперь назовите полностью тему.
- Назовите цель урока.
- Молодцы. |
- Тема урока: Балет «Спящая красавица».
- Петр Чайковский.
- Тема: Балет П. Чайковского «Спящая красавица».
- Познакомиться с данным балетом П. Чайковского «Спящая красавица».
|
|
IV.Открытие новых знаний |
- Что вы знаете о Петре Чайковском?
- Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в городе Воткинске на Урале. В 22 года он стал одним из первых студентов консерватории в Санкт-Петербурге. После ее окончания переезжает в Москву, где получает профессорскую должность. Потом П. И. Чайковский был музыкальным критиком в газете «Русские ведомости». Всемирную славу Чайковскому принесли: балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»; и оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Орлеанская дева». В 1893 году было последнее выступление великого композитора, он дирижировал своей Шестой симфонией. А через несколько недель в Санкт-Петербурге Пётр Ильич Чайковский скончался. Сейчас в Москве есть концертный зал, названный его именем. А раз в четыре года проводится международный музыкальны конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Вот таким был наш соотвечественник. - «Спящая красавица» — балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро; состоит из пролога, трёх действий и апофеоза. Написан в 1889 году, представлен публике в 1890 году. - Что такое либретто? - Либретто — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения. - Апофеоз – это возвеличение какого-либо лица, события или явления. |
- Русский композитор. - Написал много произведений.
Слушают учителя.
Просмотр портрета.
Слушают учителя.
- Основа балета.
Слушают учителя. |
Когда учитель рассказывает биография, на экране появляется портрет. |
V. Первичное закрепление новых знаний |
-Вспомните маленький отрывок, который я зачитывала в начале урока. - К данному отрывку посмотрите фрагмент балета. Для этого сядьте правильно, представьте, что вы сидите в театре. - Как передается образ феи Карабосс в музыке, злой феи?
- А образ феи Сирени?
- Образы контрастны или нет?
- Послушайте её один отрывок. - Наступил день совершеннолетия Авроры. Во дворце устраивается праздник. Во время танцев Аврора замечает старушку с веретеном. Взяв из ее рук веретено, Аврора кружится с ним в танце и неожиданно падает от укола. Перед всеми предстает злая волшебница Карабосс. Предсказанье свершилось. Аврора заснула, но вместе с ней фея Сирени погружает в сон и весь королевский замок и дворец превращается в дремучий сказочный лес. - Посмотрите внимательно фрагмент. - Какое настроение передается в музыке?
- Прошло 100 лет. В лесу после охоты отдыхает принц Дезире остается один, перед ним появляется фея Сирени и вызывает видение Авроры, чтобы показать ему образ его будущей возлюбленной. Восхищенный красотой девушки, Дезире следует за феей к заколдованному замку. Поцелуй Дезире пробуждает Аврору, а вместе с ней просыпается и все волшебное царство. Злые чары побеждены большой и прекрасной любовью Дезире. Пышный праздник, устроили по случаю свадьбы принцессы Авроры и принца Дезире. - Посмотрите как данный отрывок представлен в балете «Спящая красавица». |
Просмотр балета. - Образ феи Карабосс передается тревожной, устрашающей музыкой. - Образ феи Сирени передан светлой, нежной, лиричной, даже мечтательной музыкой. - Образы действительно контрастны. (образ Карабосс – зло. Образ Сирени – добро).
Слушают учителя.
- Просмотр фрагмента. - Праздничное, радостное. - Вальс передает настроение мечтательности, торжественности и восторженности.
Слушают учителя.
- Просмотр видеоматериала. |
(1)
(2)
(3) |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
- Наш урок подходит к концу, подведём итог. Какую цель вы ставили в начале урока?
- Как вы считаете, вы достигли поставленной цели? - Тогда вы сможете оценить свою работу на «лесенке успеха». Кто поставит себя на первую ступеньку? - На вторую? - На третью?
-Молодцы! Вы сегодня успешно открывали новые знания. Еще много неизвестного и интересного нам предстоит узнать на уроках музыки. - Я надеюсь, вам понравился урок. Вы сегодня хорошо поработали. До свидания.
|
- Познакомиться с данным балетом П. Чайковского «Спящая красавица». - Да.
- Тот, кто ничего не понял. - Если вопросов осталось немного. - Если все понятно и можем рассказать о новом знании друзьям.
- Прощаются с учителем.
|
На доске выводится лесенка успеха.
|
(1)- https://www.youtube.com/watch?v=kv_wepsXSYA Балет Спящая красавица. Фея Карабосс.
(2) - https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8261256878981711855&reqid=1589617253591169-717253871165115401000117-vla1-1902&suggest_reqid=868551974150643773972644767567516&text=балет+чайковского+спящая+красавица+вальс+ Вальс
(3) - https://yandex.ru/video/preview?filmId=927299563439333493&from=tabbar&text=Пышный+праздник%2C+устроили+по+случаю+свадьбы+принцессы+Авроры+и+принца+Дезире.+Бал+открывает+торжественный+танец+полонез. С 1:25:30 – по 1: 33.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.