Тема: Природа и музыка
Цель урока: Создать условия для восприятия музыкальных произведений связан. С картинами природы, взаимосвязь таких предметов как музыка, литература, изобразительное искусство, путешествуя по различным этапам урока, раскрыть чудесный период времени года - Осень.
Задачи урока:
Обучающие:
- углубить знания о творчестве русского композитора П.И.Чайковского
- познакомиться со стилевым направлением в искусстве – Романс.
- побудить детей к знаниям через игровые формы: «анаграмма», «заморочки из бочки».
Развивающие:
- развить чувство прекрасного; операционное мышление; пространственное воображение.
- организовать творческий процесс:
а) услышал - почувствовал - подумал - обсудил
б) услышал - почувствовал - увидел - нарисовал.
Воспитательные:
- воспитать всесторонне-развитую личность, интерес к музыке, искусству, литературе, окружающей среде.
-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: ИТК, романс М. Глинки «Жаворонок», картины художников, презентация
УУД:
Личностные:
1. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
2. Формирование внутренней позиции школьника
3. Формирование личного (эмоционального) отношения к школе, классу, другим ученикам
4. Активизируют свои личные наблюдения, знания.
5. Прослушивание и обсуждение ситуации.
6. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
7. Предложение своих выводов, аргументирование своего мнения.
8. Понимание необходимости товарищеского сотрудничества, чувства принадлежности к классу (коллективу)
Коммуникативные:
1. Высказывают свое мнение, свои предположения; умение слушать собеседника.
2. Овладение способами взаимодействия со сверстниками
3. Умение слушать собеседника, строить высказывание.
4. Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывая мнения других.
5. Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, умение работать в группе
Познавательные:
1. Формулируют тему урока.
2. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
3. Поиск и выделение необходимой информации
4. Способность производить простые логические действия (анализ, сравнение), выдвигать гипотезу и обосновывать ее
Регулятивные:
1. Проявляют чувства, используют свой опыт.
2. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Этапы |
Ход урока |
УУД |
I.Организационный момент |
Придумано кем–то просто и мудро. При встрече здороваться: - Доброе утро! - Здравствуйте! (хором) - Солнцу и птицам! - Здравствуйте! (хором) - Приветливым лицам -Здравствуйте! (хором) И каждый становится добрым, доверчивым -Здравствуйте ребята, меня зовут …, и сегодня я проведу у вас урок музыки |
· Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. (Л) |
II.Мотивация к изучению темы |
-Сегодня у нас необычный урок - мы отправляемся в путешествие. Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, живопись и различные этапы урока рассмотреть красоту русской природы, прочувствовать, как эту красоту воспринимали и отражали в своих произведениях искусства известные русские поэты, композиторы, художники. 2. Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся «Музыкально - литературная».
*** Уж трава желтеет в поле, Листья падают сухие. Скоро птички- щебетуньи Улетят в края чужие. Всё в таинственном молчанье Холм оделся темнотой. Ходит в облачном сиянье Полумесяц молодой. Алексей Плещеев.
Осень... Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения. - Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года. (ответы детей) -Правильно, Петр Ильич Чайковский. Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы. -А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года? (Уч-ся) - Цикл «Времена года» (цикл - музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей; идея произведения - показать различное время года с её характерными чертами). П.И.Чайковский отражал в своем творчестве восприятие окружающей действительности. У П.И.Чайковского восприятие природы это его мысли и настроения в данный момент, которые природа пробудила. И каждая часть этого произведения - небольшая миниатюра. Каждая миниатюра имеет свое название. Например, Апрель- подснежник, а Декабрь- Святки Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов. Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого «Осенняя песнь»: «Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят …» ♫ П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь. -Что это за мелодия? - Какое время года? - Как она называется? -А вы согласны, что это осенний месяц? - Что вы почувствовали? -Какое настроение передает музыка (ответы детей) - Что вы представили себе? Какую картину природы? (ответы детей) Итак, напрашивается вывод: вся пьеса проникнута тихой грустью. В ней выражено восприятие осени как унылой грустной поры. Но, несмотря на то, что это пора увядания, умирания всего живого, в ней есть и то прекрасное, которое мы понимаем под выражениями «Листья желтые над городом кружатся», «Осенний листопад», «Краски осени», «Золото осени». И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах Александра Сергеевича Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованья! Приятна мне твоя Прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и золото, одетые леса». -Какие красивые слова у Пушкина. А скажите осенью всегда бывает грустной?(нет) -Давай мы с вами послушаем песню осень раскрасавица -Какое настроение в этой песне?
|
· Высказывают свое мнение, свои предположения; умение слушать собеседника. (К) · Формулируют тему урока. (П)
|
III.Изучение нового материала |
1.Разучивание песни «Осень распрекрасная» -Следующая наша станция «Вокальная» Давайте разучим с вами первый куплет Светит солнце ласково, нежно улыбается. -Давайте пропоем еще раз, для того чтобы вы лучше запомнили слова, точнее спели мелодию (ещё раз) -Давайте разучим припев и повторим песню Всё раскрасила вокруг
красками красивыми.
Никогда не унывай, не
смотри с грустинкою. -Теперь давайте прослушаем песню Глинки -Но перед тем как приступить и прослушиваю, давайте поговорим про великого русского композитора Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) — великий русский композитор. Автор опер, «Иван Сусанин» вы ее будите изучать, «Руслан и Людмила» и многих других крупных произведений, в том числе он писал и вокальную музыку. -Теперь приготовьтесь слушать песню. - Как бы вы назвали песню? -Какое настроение вызвала у вас мелодия песня М. Глинки: «Жаворонок» — задушевную, задумчивую песню с льющейся, плавной, окрашенной светлой печалью мелодией и «Попутную песню» — образец светлой, жизнерадостной лирики, в которой всё — движение и порыв, нетерпение, ожидание встречи, взволнованное биение сердца – можно назвать романсами? Почему? (Вновь обращаем внимание на формы произведений, их мелодические линии, аккомпанемент.) Я употребила незнакомое вам слово «романс». Что же это за музыкальный жанр? 2. Определение «романс». - Романс – так называют сольную песню с инструментальным сопровождением. Слово это испанское, и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, то есть по-испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее – в сопровождении фортепиано. В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе. Это хорошо прослеживается в единстве слова и мелодии. Что значит сольная песня? (Песня, исполняемая одним певцом – солистом.) Что такое аккомпанемент? (Инструментальное сопровождение исполняемой мелодии.) - Так что такое Романс?(сольная песня с инструментальным сопровождением)
|
· Прослушивание и обсуждение ситуации. (Л) · Умение слушать собеседника, строить высказывание. (К) · Формирование учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу. (Л) · Поиск и выделение необходимой информации (П) · Умение слушать собеседника, строить высказывание. (К)
|
IV.Работа по теме урока |
- Наша следующая станция называется «Слушательская» 1.Рассматривание картин художников: А. Саврасов «Рожь», К. Мирошник «Россия» - Русской природе посвящено очень много стихотворений, музыкальных произведений. Она является предметом любви, восхищения, размышления, описания, изображения. Всё это мы уже сегодня слышали в музыке русских композиторов, в лирике поэтов. Путешествие наше продолжается и следующая станция - «Изобразительная», где мы рассмотрим отношение к природе художников. Как называется произведение живописи с изображением природы? (Пейзаж). Рассмотрите эти звучащие картины: как художники выражают свои чувства нежности и любви к Родине? Какие краски подбирают? Как ведут линии? Каков композиционный строй картины? Какие звуки можно услышать, глядя на эти картины? -Какую песню вы учили про Россию на прошлом уроке(песня «Моя Россия») -Давайте вспомним её и споём
|
· Предложение своих выводов, аргументирование своего мнения. (Л) · Проявляют чувства, используют свой опыт. (Р) · Активизируют свои личные наблюдения, знания. (Л) · Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос (Р) · Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. (Л) · Овладение способами взаимодействия со сверстниками. (К) · Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, умение работать в группе (К) · Понимание необходимости товарищеского сотрудничества, чувства принадлежности к классу (Л) |
V.Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки |
I. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ) - И последняя наша станция - «Итоговая». Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились: -Что вы сегодня нового узнали? -Что вам понравилось? -Ребята, поднимите руку, у кого не возникло затруднений. Теперь поднимите руку, у кого были затруднения. -Сегодня за урок я поставлю оценки … Мы справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня «МОЛОДЦЫ». Выставление оценок. Домашнее задание: подобрать рисунки, изображающие родную природу; Послушать романс «Жаворонок», «Времена года» С урока мы уходим под музыку романса Глинки «Жаворонок». До свидания! РЕЗЕРВ «3аморочки из бочки». Перед вами бочка, в ней бочонки с вопросами и тремя вариантами ответов. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос: 1. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют. а) дискотека б) карнавал в) балет
2. Автором какой картины является Шишкин? а) «Опять двойка» б) «Рожь колосистая» в) «Мадонна с младенцем»
3. Как называется балет П.И.Чайковского? а) «Щелкунчик» б) «Деревянный принц» в) « Буратино»
4. Картина, которую написал Малевич? а) « Желтый круг» б) « Черный квадрат» в) «Белый треугольник»
5. Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового? а) костюмом б) обувью в) отсутствием в руке дирижерской палочки
6. С чего начинает художник работу над картиной? а) с антракта б) с эскиза в) с физкультминутки
7. Как называется торжественная государственная песня? а) ода б) гимн в) кантата
8. Как называется здание, в котором располагается большое количество картин? а) большой театр б) Макдоналдс в) Картинная галерея
|
· Овладение способами взаимодействия со сверстниками (К) · Формирование внутренней позиции школьника (Л) · Формирование личного (эмоционального) отношения к школе, классу, другим ученикам (Л) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.