Методическая разработка: "«Развитие вокального исполнительства детей дошкольного возраста через развитие мышц опорно-двигательного аппарата»

  • docx
  • 08.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МЕт. работа. Развитие вокального исполнительства детей дошкольного возраста.docx

Методическая работа:  «Развитие вокального исполнительства детей дошкольного возраста  через развитие мышц опорно-двигательного аппарата»

 

         Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песню, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.       

         Существует традиционная методика обучения детей пению. В процессе обучения пению дети овладевают навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации), развивается диапазон голоса, его полётность и подвижность. Обучение пению это первый этап, второй можно считать вокальное исполнительство, то есть окончательный результат, где дети показывают свои достижения, выступая на концертах, утренниках. И вот именно на этом этапе многие педагоги, родители сталкиваются с проблемой.

       Репетиции прошли успешно, ребёнок чисто интонирует, правильно берёт дыхание, знает текст песни и четко проговаривает слова. Однако, когда он выходит на сцену и начинает петь, видно, что мышцы  его лица ,  зажаты, напряжёны. В результате дыхание сбивается, окончания фраз обрываются, снижается чистота интонирования. Ребёнок, обладающий, музыкальным слухом, конечно, чувствует, что поёт фальшиво, но сделать ничего не может, только ещё больше напрягается. В результате слёзы, нежелание петь, а в дальнейшем развивается комплекс. Всё это может негативно сказаться при обучении в школе, когда ребёнку перед всем классом придётся отвечать у доски. Наблюдения показывают, что дошкольники, которых обучают пению по традиционной методике, несмотря на средний уровень развитии у них музыкальностей и вокальных навыков тем не менее, в подавляющем большинстве случае оказывается неспособными к творческой исполнительской деятельности. Они  либо отказываются выходить на сцену, либо не выражают своих переживаний и чувств к песне. В таких случаях их вокальное исполнение бедно и однообразно. Движения, жесты, мимика, сопровождающие пение зажаты, стереотипны и неоригинальны, похожи на механические, словно навязаны ребёнку. Сами дошкольники кажутся мало эмоциональными, они будто боятся отступать от невыученных образов и не могут применить свои жесты, мимику, движения. Голосовой аппарат можно сравнить с музыкальным инструментом, на котором можно научиться играть, но если мышцы напряжены и нет навыка управления ими, - исполнить профессионально и выразительно музыкальное произведение невозможно.  

         Скованность лицевых мышц, влияющих негативно на вокальное исполнительство, безусловно, связана с напряжение мышц всего опорно-двигательного аппарата. Следовательно, прежде чем начинать обучение пению, нужно научить ребёнка владеть своим телом. Не может быть свободного полётного пения при напряжении мышц. Исходя, из сказанного можно предположить, что одним из главных условий развития у дошкольников творческого, выразительного вокального исполнительства является осознанное отношение детей к средствам исполнительской выразительности, к овладению языком пантомимических выразительно-пластических движений. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны усвоить связь языка речи с языком музыки и пластики, соотнести пластические средства выразительности с вокальными средствами. Большую помощь в работе с детьми могут оказать  упражнения по ритмике и пластике по   методике И. Э. Бриске «Мир танца для детей», в котором автор предлагает ряд упражнений с музыкальным сопровождением. Их значение заключается в том, что они: 
1 помогают принимать правильное исходное положение, необходимое для певческой установки,
2 способствуют осознанию работы двигательного аппарата, необходимого для выразительного и неоригинального вокального исполнения.
Упражнения и этюды на развитие мышечного чувства, такие, как «Ёлочка», Воздушный шар-«Пробуждение» «Солнышко поднимается на небо» «Дети умываются» развивают мышцы плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. Дети учатся регулировать, изменять степень напряжения мышц, иногда совсем снимать его, почувствовать, где излишне напряглись мышцы и образовались зажатости, уметь их снять. А этюды «Тик-так», «Солнышко и тучка», «Паровозик», «Птичка», «Зайчики», «Из зёрнышка прорастает цветок». Кроме развития активности плечевого и локтевого суставов, мышц ног, упражнения и пластические  этюды развивают эмоциональную выразительность. Снимают утомляемость, замкнутость, обучают элементам техники выразительных движений, воспитывают эмоции и высшие чувства, обучают навыкам расслабления, так необходимых в вокальном исполнительстве. Все эти этюды и упражнения помогут сохранению психического здоровья детей и предупреждают эмоциональное расстройство.