Методическая разработка «Речедвигательные упражнения, как средство преодоления речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

  • docx
  • 12.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Метод разработка.docx

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Речедвигательные упражнения, как средство преодоления речевых нарушений  у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кропоткин

2024 год

 

 

Введение

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сензитивный период), который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений.

Начиная работу по проблеме коррекции произносительной стороны речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи II-III уровня, путем целенаправленного включения специальных речедвигательных упражнений речедвигательной гимнастики, в непосредственно образовательную деятельность, мною была изучена психолого-педагогическая  литература.

Решению вопроса применения речедвигательных упражнений при коррекции речевых нарушений посвящены работы таких педагогов, как Л. И. Архипова Е.Ф., Лопатина Л.В., Мухина А.Я.  и др.

При анализе научных работ следует подчеркнуть то, что имеют место многочисленные упоминания о наметившейся в последние годы тенденции увеличения числа детей, имеющих тяжелые нарушения речи, и необходимости применения на практике новейших исследований нейропсихологии для коррекции речевых нарушений.

Теоретическая значимость проекта заключается в обосновании включения речедвигательной гимнастики в систему логопедического воздействия  в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Новизна и практическая значимость проекта: коррекция произносительной стороны речи у дошкольников с ТНР осуществлялась посредством здоровьесберегающей технологии с опорой на специально разработанные речедвигательные упражнения;

определен целесообразный объем здоровьесберегающих упражнений, вошедших в систему занятий, направленных на укрепление здоровья и развитие правильного звукопроизношения у дошкольников с ТНР;

сокращено количество времени, необходимого для формирования звукопроизношения, развития работоспособности детей с различными расстройствами речи, которые достигаются благодаря включению данной системы;

отмечались положительные эффекты в развитии и обучении детей с тяжелой речевой патологией, которые могут быть достигнуты только благодаря применению вспомогательных средств обучения нового поколения;

осуществлялся комплексный подход к решению проблемы коррекции произносительной стороны речи всеми специалистами ДОУ и родителями.

Актуальность

В настоящее время в современной логопедии существуют многочисленные эффективные методы коррекции ОНР дошкольников, однако, многие исследователи (Д.Б. Эльконин, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) отмечают, что у большинства воспитанников остаются некоторые проблемы в речевом и психологическом плане к школьному обучению:

Недостаточный уровень познавательной активности;

Не сформированы социально значимые мотивы обучения;

Наблюдается отставание в развитие психомоторики и эмоционально – волевой сфере;

У многих детей наблюдаются дефекты звукопроизношения и в школе.

Несмотря на многочисленные эффективные методы коррекции, проблема преодоления общего недоразвития речи далека от разрешения. Многие исследователи (Д.Б. Эльконин, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, А.Я. Ястребова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) отмечают, что большинство детей в речевом и психологическом плане не готовы к школьному обучению: недостаточен уровень их познавательной активности, не сформированы социально значимые мотивы обучения и коррекции, отсутствуют навыки коллективной деятельности, наблюдается отставание в развитии психомоторики, речи и эмоционально – волевой сферы. Именно этим объясняется необходимость исследования технологии речедвигательной ритмики с опорой одновременно на физиологические и лингвистические данные, с целью повышения эффективности коррекционных мероприятий при общем недоразвитии речи.

. Несмотря на многочисленные эффективные методы коррекции, проблема преодоления общего недоразвития речи далека от разрешения.  Большинство детей в речевом развитии не готовы к школьному обучению: недостаточен уровень их познавательной активности, выделяется отставание в развитии психомоторики, речи и эмоционально-волевой сферы.   

Апробация этой технологии  применения речедвигательной гимнастики проходила на базе МБДОУ д/с № 5 г. Кропоткина в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи разной степени выраженности.

Основные преимущества:

• Речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие (в отличие от фонетической и логопедической ритмик), а включается в структуру занятий на разных этапах работы;

•Проведение нетрадиционных обучающих и развивающих заданий с использованием технологии речедвигательной ритмики существенно повышает мотивацию к занятиям;

 

•Использование речедвигательных упражнений на занятиях оказывает оздоровительный эффект, т.к. направлены на становление правильного диафрагмально – рёберного типа дыхания, способствуют формированию двигательно – кинестетической основы в составе двигательного акта;

•Широкий спектр применения технологии в разнообразных видах коррекционной работы (коррекция звукопроизношения, формирование навыков звукового анализа и синтеза, лексико – грамматического строя и развития связной речи).       

Технология речедвигательной гимнастики

Повышение эффективности коррекционно – логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики как коррекционно – педагогической технологии, стимулирующей интенсивное формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики) и фонетической стороны речи (звукопроизношения). Коррекцию нарушений моторной сферы и звукопроизношения можно осуществлять приёмами речедвигательной ритмики за счёт нормализации межанализаторных взаимодействий и создания оптимальных педагогических условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций.

Речедвигательная гимнастика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Были применены такие методические приемы: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.

Для получения положительных результатов от применения технологии речедвигательнойгимнастики мы стремились к тому, чтобы каждое двигательное упражнение было осознано детьмии выполнено в полном объеме, при обязательной правильной артикуляции.

    Мы учили детей не только воспринимать звук как одно впечатление, но и различать каждый звук по его артикуляции.  Артикуляция сопровождается бессознательными мускульными ощущениями, которые наша память способна нам сохранить.  Благодаря этим мускульным ощущениям, мы, произнося какой-либо звук, исполняем необходимые для него движения.  И в качестве стимула-средства мы предлагали детям именно двигательное упражнение, как средство речедвигательнойгимнастики. 

В итоге средствами речедвигательной гимнастики, как коррекционно-педагогической технологии, стимулирующей интенсивное формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики) и фонетической стороны речи (звукопроизношения) было достигнуто повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.  Были  решены следующие задачи:

 -  анализ речевых и моторных функций у детей с общим недоразвитием речи;

-    апробация приёмов речедвигательной гимнастики для дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия на общее недоразвитие речи;

-   сравнительная характеристика эффективности преодоления общего недоразвития речи при использовании технологии речедвигательной гимнастики на начало и конец работы над проектом 

Для решения  этих задач  мы обследовали состояние моторной сферы и состояния звукопроизношения детей.  В связи с этим нами были подобраны диагностические задания для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

         Для обследования произносительной стороны речи мы опирались на традиционные методики, принятые в логопедической практике.  Результаты обследования заносились в таблицы.

Модифицированная методика обследования моторных функций детей была разработана на основе существующих методик, предложенных такими авторами как Г.В. Чиркина, Г.А. Волкова, М.Ф. Фомичёва. Методика предполагала выявление состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики детей, мимической мускулатуры.

Исследование двигательных функций проводилось индивидуально с каждым ребёнком.  Задания выполнялись по словесной инструкции, в случае непонимания – по предварительному показу.  Полученные диагностические данные заносились в таблицы.  При этом фиксировались следующие особенности выполнения заданий: вялость или напряжённость движений, нескоординированность движений, наличие синкинезий.

 

Обследование уровня моторного развития детей 5-6 лет

 (инструкция к проведению) 

Состояние общей моторики.

1.     Пробежать, проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию от стола к окну и др.

2.     Остановиться по сигналу после пробежки.

3.     Бросить мяч педагогу и в ответном броске поймать.

4.     Руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по слову логопеда).

 

Состояние мелкой моторики.

1.   «Игра на рояле» пальцами.

2.     Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).

3.     Чередование движений: правая рука – ладонь, левая – кулак, далее – наоборот.

4.     «Пальчики здороваются» (на одной руке: все пальчики поочередно – с большим, пальцы правой и левой рук – друг с другом).

 

Состояние речевой моторики.

Состояние мимической мускулатуры.

1.  Поднять брови (удивиться).

2.     Нахмурить брови (рассердиться).

3.     Прищурить глаза.

4.     Надуть щеки.

5.     Втянуть щеки. 

Состояние артикуляционной моторики. 

1.   ГУБЫ: улыбка – трубочка (под счет до пяти).

2.     ЯЗЫК: широкий – узкий (под счет до пяти), «качели», «маятник», цоканье.

 

Обследование уровня моторного развития детей 5-6 лет

 

Дата обследования: 22 – 25.09.2021 г.                                                                         группа «Матрешка», МБДОУ  д/с №  5   Логопед: Кошелева Н.Е.

 

 

Фамилия,

имя

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Состояние речевой моторики

 

1

 

2

 

3

 

4

 

1

 

2

 

3

 

4

Состояние мимической  мускулатуры

Состояние артик. моторики

1

2

3

4

5

1

2

 

~ 

О 

~ 

О 

 -

О

О 

-

О 

О

О

≡  

 

 ~ 

 ~ 

 ~ 

~  

 -

 -

 Ө 

 Ө 

- 

Ө  

Ө  

 О

 

~  

~  

 ~ 

~  

 Ө

Ө 

 О

О 

 -

О 

 О

 ≡    

 

 +

 ~ 

 +

 -

 Ө 

 Ө 

-

Ө  

Ө  

О

 

 О

~  

 ~ 

О 

Ө 

Ө 

 Ө

О 

О 

 О

О 

О 

О

 ≡    

.

 О

 О

 О

 О

 Ө

 Ө

 Ө

 Ө

О 

О 

О 

 О

О 

О

О 

 

 Ө

 Ө

 Ө

Ө 

Ө 

 -

 -

О 

 О

 -

 О

 О

-

 

 ~ 

О 

~  

~  

Ө 

 Ө

 Ө

Ө 

 О

 О

О 

 О

О 

О 

Ө 

 

Ө 

 +

 Ө

Ө 

 Ө

Ө 

 Ө

Ө  

Ө  

Ө  

 Ө 

Ө  

 О

Ө 

 

 +

~  

~  

Ө 

 Ө

 Ө

 Ө

Ө  

Ө  

Ө  

Ө  

Ө  

О 

Ө 

 

Условные обозначения:

+  задание выполнено правильно ~   нескоординированность движений

-   задание не выполнено        ≡   синкинезии

О  вялость движений

Ө  напряженность, скованность движений                                        

 

 

Обследование уровня моторного развития детей 5-6 лет

 

Дата обследования: 24 – 28.05.2022 г.                                                                         группа «Матрешка», МБДОУ  д/с №  5   Логопед: Кошелева Н.Е.

 

 

Фамилия,

имя

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Состояние речевой моторики

 

1

 

2

 

3

 

4

 

1

 

2

 

3

 

4

Состояние мимической  мускулатуры

Состояние артик. моторики

1

2

3

4

5

1

 

2

Максим М    

~ 

+

~ 

+

Ө

-

-

Ө

+

+

-

+

О 

+

О 

Артем     Г.

 Ө

+

Ө 

+ 

Ө

 -

 -

 Ө

 +

 -

 +

Ө 

Дарья  Г.

~  

 ~ 

 ~ 

 +

+

 ~ 

 ~ 

 +

 +

 -

 +

 +

 +

 ≡    

Анастасия   С.

Ө 

 +

 Ө

 -

 -

Ө 

 +

 -

Ө 

Ө 

 +

Ө 

Илья   Р.          

~  

О  

Ө 

Ө 

Ө 

Ө 

 +

 -

 +

 +

Ө 

Денис В.

О 

О 

О 

 О

О 

О 

О 

О 

Иван      К.

Ө 

 Ө

Ө 

Ө 

 -

 +

 -

О 

О 

 +

Евстолия   Г.

 +

 +

 ~   

Ө 

Ө 

 +

 -

О 

О 

О 

Елизавета   К.

 +

 Ө

Ө 

Ө 

 +

Ө 

Ө 

Семен  П.             

 ~  

 +

 +

Ө 

Ө 

Ө

 +

Ө 

 

Условные обозначения:

+  задание выполнено правильно         ~   нескоординированность движений

-   задание не выполнено                     ≡   синкинезии

О  вялость движений

Ө  напряженность, скованность движений                                        

Обследование уровня моторного развития  детей 6-7 лет

(инструкция к проведению)

  

Состояние общей моторики.

1.  Присесть, покатать мяч на полу от руки к руке.

2.     Ударять мяч ладонью об пол под счет до пяти.

3.     Завязать ленту узлом, бантом.

4.     Прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из него.

Состояние мелкой моторики.

1.     «Игра на рояле» пальцами.

2.     Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).

3.     Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее наоборот.

4.     «Пальчики здороваются» (на одной руке: все пальчики поочередно – с большим, пальцы правой и левой рук – друг с другом).

Состояние речевой моторики.

Состояние мимической мускулатуры.

1.     Поднять брови (удивиться).

2.     Нахмурить брови (рассердиться).

3.     Прищурить глаза.

4.     Надуть щеки.

5.     Втянуть щеки.

Состояние артикуляционной моторики. 

1.   ГУБЫ: улыбка – трубочка (под счет до пяти).

2.     ЯЗЫК: широкий – узкий (под счет до пяти), «качели», «маятник», цоканье.

Обследование уровня моторного развития детей 6-7 лет

       Дата обследования: 14 – 17.09. 2022 г.

       группа «Матрешка», МБДОУ  д/с №  5   Логопед: Кошелева Н.Е.

 

 

Фамилия,

имя

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Состояние речевой моторики

 

1

 

2

 

3

 

4

 

1

 

2

 

3

 

4

Состояние мимической  мускулатуры

Состояние артик. моторики

1

2

3

4

5

1   

2

Максим М    

Ө 

 -

Ө 

Ө 

 ~ 

 -

Ө 

 +

 +

+

О 

Артем     Г.

~  

 -

~  

Ө 

 Ө

Ө 

Ө 

 +

 +

 +

 О

Дарья  Г.

~  

~  

 +

Ө 

 Ө

Ө  

Анастасия С.

Ө 

 Ө

Ө 

Ө 

 -

 -

Ө 

 +

 +

Ө  

Ө  

Ө  

Илья   Р.          

~  

~  

 Ө

Ө 

 Ө

 Ө

 +

 +

 +

Ө  

Денис В.

 Ө

 -

 Ө

 +

Ө 

Ө 

 +

 +

 +

 +

О 

Иван      К.

 Ө

 -

Ө 

 Ө

 +

 +

 О

 О

 +

 Ө

Евстолия  Г.

 Ө

 -

Ө 

 +

 +

+

 +

 +

 +

 +

 +

О 

Елизавета К.

Ө 

 -

Ө 

 +

 +

О 

 +

О 

Семен  П.             

+ 

Ө 

Ө 

Ө 

Ө 

 Ө

 +

 +

Ө 

 

Условные обозначения:

+  задание выполнено правильно   ~   нескоординированность движений

-   задание не выполнено          ≡   синкинезии

О  вялость движений

Ө  напряженность, скованность движений                                        

 

Обследование уровня моторного развития детей 6-7 лет

 

       Дата обследования: 23 – 27.05 2023 г.

группа «Матрешка», МБДОУ  д/с №  5   Логопед: Кошелева Н.Е.

 

 

Фамилия,

имя

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Состояние речевой моторики

 

1

 

2

 

3

 

4

 

1

 

2

 

3

 

4

Состояние мимической  мускулатуры

Состояние артик. моторики

1

2

3

4

5

1  

 

2

Миша Б. 

 ~ 

 +

 +

+

 Ө 

Семен В. 

~  

~  

 +

 +

 +

Виталий И. 

Ярослав Г.

Ө 

Ө 

 +

 +

Ө  

Илья К.

Савелий К.

Захар Л.

Ө 

 Ө

 +

 +

 +

София Л. 

 +

 +

+

 +

 +

 +

 +

 +

 

Сергей П.

Саша С.

 

Условные обозначения:

+  задание выполнено правильно    ~   нескоординированность движений

-   задание не выполнено      ≡   синкинезии

О  вялость движений

Ө  напряженность, скованность движений                                        

 

В проекте участвовало 10 детей дошкольного возраста. На начало работы  у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выявлены следующие особенности звукопроизносительной стороны речи и двигательной сферы:

         - нарушения звукопроизношения детей полиморфны, в некоторых случаях наблюдаются стойкие дефекты,  у 40% детей отмечаются дизартрические расстройства;

        - у 82 % детей  были выявлены не резко выраженные двигательные нарушения, характеризующиеся изменениями мышечного тонуса, нарушением равновесия, координации движений, недостаточностью мелкой моторики рук, несформированностью орального праксиса;

         - у многихдетей выявлены характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и пониженной умственной и физической работоспособностью.  Наблюдаются нарушения памяти, внимания, гиперактивное поведение. 

         Снижение коммуникативной функции у детей значительно осложняет речевую симптоматику и интеллектуальное развитие, формирование игровой деятельности и мотивационной сферы.

Речедвигательные упражнения мы включали в структуру логопедических занятий как н фронтальных, так и индивидуальных наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике:

1. Включалиречедвигательные упражнения в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.

2.  Проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной гимнастики всегда предшествовало проговариванию без двигательного сопровождения.

3.      Освоение речедвигательных упражнений начиналось всегда с изолированного произнесения гласных звуков. По мере овладения этим навыком, звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных звуков на один речевой выдох).  Постепенно речедвигательные упражнения вводились в слоги и слоговые ряды, затем – в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком, движения видоизменялись. Конечной целью таких упражнений стало самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения. 

Не менее важным и эффективным стало применение средств речедвигательной гимнастики на логопедических занятиях по формированию навыков звукового анализа и синтеза.  РДГ использовалась  как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия и наиболее полноценного усвоения материала.

Применялись  элементы речедвигательной гимнастики также  и на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.  На таких занятиях данная технология использовалась как один из вариантов организационных моментов и динамических пауз. При этом подбор упражнений осуществлялся в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учётом индивидуальных особенностей детей.

В результате, подводя итоги, мы можем констатировать, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по завершении работы по проекту «Речедвигательная гимнастика» выявлены следующие улучшения  звукопроизносительной стороны речи и двигательной сферы:

         - нарушения звукопроизношения  остались у 2% детей, имеющих в анамнезе дизартрический компонент;

      - у 90 % детей  был нормализован мышечный тонус, улучшена координации движений, отдифференцирована мелкая моторика рук, сформировался  оральный праксис.

Наблюдалось улучшение памяти, внимания, сформированости навыков самоконтроля. 

Откорригированная речь  значительно облегчила детям коммуникативную функцию, повысила мотивационную готовность к школьному обучению.

Отмечался оздоровительный эффект, направленный на развитие правильного диафрагмально-рёберного типа дыхания у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Коррекционная работа с применением технологии речедвигательной гимнастики подразделяется на систему упражнений и на включение элементов этих упражнений в различные этапы занятий. 

Использовать элементы речедвигательной гимнастики можно на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения, начиная с этапа вызывания звука речи и заканчивая дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.

Кроме того, речедвигательные упражнения могут быть использованы в структуре других видов логопедических занятий: в организационных моментах, на динамических паузах, в дидактических играх, при выполнении звукового анализа слов.  В этих случаях речедвигательнаягимнастика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия.  При этом подбор упражнений осуществляется в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учётом индивидуальных особенностей детей.

Оздоровительный эффект речедвигательнойгимнастики  направлен на становление правильного диафрагмально-рёберного типа дыхания.  Речедвигательные упражнения способствуют формированию двигательно-кинестетической основы в составе двигательного акта.   И, наконец, в процессе использования речедвигательных упражнений развиваются просодические компоненты речи, улучшаются её мелодико-интонационные характеристики.

 

Литература.

 

 

1.       Волкова Г.А.  Логопедическая ритмика. – М., 2002

2.       Семенович А.В.  Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002

3.       Фомичёва М.Ф.  Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997

4. Т.А. Ткаченко «Фонетические рассказы с картинками», «Д-П», 2011

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Конспекты логопедических занятий

с использованием речедвигательных упражнений.

 

Конспект подгруппового занятия

по формированию правильного звукопроизношения

 

Тема занятия.  Звуки [А], [У].

Задачи:

-  развитие подвижности органов артикуляции;

-  тренировка речевого дыхания;

-  развитие слухового внимания;

-  закрепление навыка произнесения звуков [А], [У] и их сочетаний;

-  развитие фонематического восприятия;

-  развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование:  зеркало, куклы или картинки (мама и малыш), картинки с изображением деревьев.

Ход занятия.

1.  Организационный момент.

2.  Артикуляционная гимнастика в сопровождении движений речедвигательной ритмики на произносимые звуки.

Сказка о Весёлом Язычке.

         Однажды утром Язычок проснулся и потянулся (вытянуть язык, широко открыв рот).  Посмотрел на часы, часы тикали:  "тик-так" (упражнение "Часики").  Язычок открыл окошко (произнести длительно звук [А__], широко раскрыв рот); за окном светило Солнышко (произнести длительно звук [О__]); дул Ветер (произнести длительно звук [У__]). Язычок стал дразнить ветер (произносить многократно звукосочетание [У__И__…]). 

Рассердился Ветер и подул очень сильно (произнести громко и длительно звук [У__]); створки окна захлопали и застучали (произнести многократно слоги АМ-АМ-АМ…). 

Закрыл Язычок окошко и отправился чистить зубы (упражнение "Чистим зубы"), прополоскал рот (поочерёдно надувать левую и правую щёки), облизал пасту с верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»).  Пошёл Язычок на кухню, чтобы пожарить блины; замесил тесто (упражнение «Наказать непослушный язык»), взбил его миксером (упражнение «Болтушка»); пожарил блинчики (положить широкий язык на нижнюю губу).  Позавтракал язычок и отправился по своим делам.  И мы займёмся своими делами.

 3.  Мы отправимся в гости к малышке Ане и её маме.  (На фланелеграфе выставляется картинка соответствующего содержания или демонстрируются куклы).  Аня с утра плачет, капризничает, давайте сходим к ним в гости, поиграем с Анечкой.

Произнесение чистоговорки в сопровождении движений речедвигательной ритмики:

Наш малыш кричит с утра: «У__А__, У__А__».

 4. Наша дорога проходит через лес.  Произнесение чистоговорки в сопровождении движений речедвигательной ритмики:

Заблудились мы в лесу,

Закричали все: «А__У__!»

5 Пальчиковая гимнастика, упражнение «Фонарики»:

Мы фонарики возьмём

И дорогу мы найдём!

6. Анечка обрадовалась гостям и перестала капризничать.

7.  Итог занятия.

-  У кого мы были в гостях?

-  Как плакала Аня?

-  Какой дорогой мы шли к Ане?

-   Как мы кричали в лесу, когда заблудились?

-  Почему фонарики помогли нам найти дорогу?

 

Конспект фронтального занятия

по формированию навыков звукового анализа и синтеза

для детей с общим недоразвитием речи.

 

Тема занятия.  Гласные звуки [А], [О], [У].

Задачи:

-  закрепить знания детей о гласных звуках [А], [О], [У];

-  формировать навыки звукового анализа и синтеза;

-  автоматизировать гласные звуки с помощью средств речедвигательной ритмики;

-  развивать силу голоса;

-  развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: зеркала, игрушка Петушок, схема артикуляции гласных звуков, индивидуальные карточки для звукового анализа, сюжетная картина «Аня заблудилась», три удочки, рыбки с картинками на гласные звуки.

Ход занятия.

1.     Организационный момент.

2.     Закрепление пройденного.

Чтение стихотворения в сопровождении движений речедвигательной ритмики на гласные звуки.

Язычок шалун и гномик,

Он построил дивный домик.

Откройте рот, Скажите [А__] -

Это домик язычка.

А теперь скажите [О__],

Он сделал в домике окно.

Тяните губки буквой «И»,

Над домом он зажёг огни.

-  Какие звуки мы встретили в сказке?

-  Как называются эти звуки? (гласные)

-  Гласные звуки очень любит Петушок, который пришёл к нам в гости.

3.     Характеристика звуков.

Логопед:

-  Пока я шла на занятие, все карточки перепутались.  Помогите мне навести порядок, давайте вспомним, почему эти звуки называются гласными.  (Детям предъявляются карточки с изображением символов, изображающих способ образования гласных звуков (наличие - отсутствие преграды, участие голоса) и их схематическое изображение).

4. Развитие фонематического восприятия.

Дидактическая игра «Светофор».  Дети выделяю т из звукового ряда гласных заданный звук и поднимают сигнальную «ракетку».

Дидактическая игра «Радисты».

- Скажите столько раз звук [А], сколько раз я хлопну в ладоши.

5. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Дидактическая игра «Губы - художники».  Угадать звук по беззвучной артикуляции, произнести этот звук с движением речедвигательной ритмики.

Анализ и синтез (с использованием схематического изображения) звукосочетаний из двух гласных; их произнесение в сопровождении движений речедвигательной ритмики.

 -  Звук [А] побежал к звуку [О].  Что получилось?

-  Звук [У] побежал к звуку [А].  Что получилось?

-  Сколько звуков произнесли?

-  Какой первый звук?  Второй?

6.     Физминутка.  Произнесение стихотворения в сопровождении движений речедвигательной ритмики на гласные звуки.

Петушок, Петушок,

Золотой гребешок!

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Годосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь?

-  Как поёт Петушок?  Давайте споём вместе с ним: «Ку-ка-ре-ку!»

7.     Автоматизация звуков в словах.

-  Звук [А] подружился с девочкой Аней.  Как вы думаете, почему?

-  Однажды Аня пошла в лес и заблудилась.

- Как кричит Аня? (АУ!)

-  Какой первый звук в слове «АУ»?  Второй?  Сколько звуков мы произнесли?

Произнесение звуковой цепочки [А__У__] громко и тихо в сопровождении движений речедвигательной ритмики.

-  Летом Аня поехала на автобусе на озеро.  Угадайте, что она взяла с собой.

Что это у Анечки?

Ниточка на палочке.

Ниточка в реке,

Палочка в руке. (Удочка)

-  Давайте и мы половим рыбок удочкой.  (Дети «ловят» рыбку с картинкой и определяют первый звук в словах).

- Отпустим рыбок и поиграем ещё.

8.     Автоматизация звуков в предложениях.

-  У вас на столах карточки, положите их перед собой.  Выберите только те карточки, на которых предметы начинаются на гласный звук.  Составьте с этими словами короткие предложения.  Например, у меня О____слик.  Ослик что делает?  Идёт. (Дети составляют предложения из двух слов.)

9.     Итог занятия.

-  Петушку очень понравилось, как вы занимались.

-  С какими звуками мы сегодня играли? (Произнесение звуковых цепочек с движениями речедвигательной ритмики).

 

Конспект фронтального занятия

по формированию навыка звукового анализа и синтеза

для детей с общим недоразвитием речи.

 

Тема занятия.  Звук [П]

Задачи:

-  закрепление правильного произношения звука [П] с использованием речедвигательной ритмики;

-  формирование умения выделять заданный звук на фоне слова и определять его местоположение;

-  развитие пространственных представлений;

-  развитие общей и мелкой моторики;

-  развитие логического мышления;

-  развитие зрительного внимания и памяти;

-  развитие ритмической способности детей;

-  развитие просодической стороны речи.

Ход занятия.

1.     Организационный момент.

-  Слушай, думай, не ленись, красиво говорить учись.  (Хоровое произнесение.)

-  Чтобы красиво говорить на нашем занятии, давайте потренируем свой голосок. (Выполнение упражнений речедвигательной ритмики на закрепление гласных звуков).

2.     Развитие логического мышления и пространственных отношений.

-  Сегодня мы совершим путешествие в один из наших замков, чтобы узнать, в какой, нам надо выполнить одно задание.

2.1. Оранжевая остановка. Достать из оранжевого конверта части и собрать разрезную картинку, назвать получившийся предмет.

2.2.  Отгадать загадки, отгадку называет тот, у кого такая картинка.

Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)

 

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке.

А живут в доме том

Книжка, ручка и альбом. (Портфель)

 

От зелёного причала

Он назад шагнул сначала,

А потом шагнул вперёд.

И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход,

И пускал трубой колечки

Белоснежный… пароход.

 

Посадили зёрнышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвём –

Много зёрен соберём.  (Подсолнух) 

На одном дереве живут пять братьев.  (Пальцы) 

Вместо разрезной картинки ребёнок получает целую и прикрепляет её к магнитной доске.

Речедвигательная ритмика.  Проговаривание названий картинок в линей ной последовательности с движениями речедвигательной ритмики на звук [П].

3.     Развитие зрительной памяти и внимания. 

Дидактическая игра «День - ночь» (Угадать, чего не стало на материале картинок из предыдущего задания.)

4.     Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Это пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а это пальчик – Я!

Вот и вся моя семья.

5.     Дидактическая игра  «4-й лишний».  Коричневая остановка.  Выбрать из четырёх картинок лишнюю, т.е. ту, в названии которой нет звука [П]. (Картинки достать из коричневого конверта.)

6.     Развитие ритмической способности.  Синяя остановка.  Достать из синего конверта картинки и слоговые схемы слов. Положить под каждой картинкой соответствующую схему.  Определить звук, с которого начинаются названия всех картинок.

  7.     Итог занятия.

-  С каким звуком мы сегодня путешествовали?.  (Дать характеристику звука [П].)

-  Где прятался звук [П]? (В начале слова.)

 

Конспект

индивидуального логопедического занятия

по формированию правильного звукопроизношения

в подготовительной группе

для детей с общим недоразвитием речи.

.

Тема занятия.  Автоматизация и дифференциация звуков [З] - [С].

Задачи:

1.  Закрепление правильного произношения звуков [З] и [С].

2. Дифференциация данных звуков в слогах, словах, предложениях и тексте.

3. Совершенствование фонематического восприятия.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

6. Совершенствование навыка пересказа текста с опорой на сюжетную картину.

7.  Развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: массажный стол, логопедические зонды, карточки со схематичным изображением звонких и глухих согласных звуков, наборное полотно, предметные картинки (зубы, автобус, гнёзда, усы, завод, сук), разрезные сюжетные картинки, книга Т.А. Ткаченко «Фонетические рассказы с картинками: звуки [З], [З'], [Ц].»

   Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Логопедический массаж, направленный на расслабление органов артикуляции.

3. Артикуляционная гимнастика с применением речедвигательных упражнений на звуки [А], [О], [У], [И], [М]. (Описание движений дано в приложении.)

4. Слоговая разминка с применением речедвигательных упражнений.

1.       Произнесение слоговых рядов в сопровождении движений речедвигательнойгимнастики (далее - РДГ)

са – за – за

зо – со – зо

су – су – зу

сы – зы – сы

зэ – зэ – сэ

2.        Упражнение «Кнопочки»: составление и произнесение слогов со звуками [С], [З], [А], [О], [У], [Ы], [Э] с опорой на схемы (в процессе произнесения слогов, указательный палец ведущей руки «нажимает» на соответствующую «кнопочку»).

                             

           ЗА              СА            СА             ЗА                СА             ЗА             СА   

 

5. Автоматизация и дифференциация звуков [С] и [З] в словах.

-  Расположить картинки на наборном полотне в два ряда (по наличию звуков [С] или [З]).

- Назвать картинки с движениями РР.

-  Перевернуть карточки, вспомнить и назвать картинки со звуком [С],  затем - со звуком [З].

6.  Автоматизация и дифференциация звуков [С] и [З] в предложениях.

-  Составить и прочитать предложения из слов, написанных на обороте разрезанных сюжетных картинок (У Зои коза.  У Сони сок).

-Проверить правильность составления, перевернув части картинки.

- Вспомнить и произнести предложения с движениями РДГ

7.  Автоматизация и дифференциация звуков [С] и [З] в тексте.

        Прослушать текст.

Странная ваза.

(Кн. Т.А. Ткаченко «Фонетические рассказы с картинками: звуки [З], [З'], [Ц].»)

     У Зои в столовой, на столе, стоит любимая мамина ваза.  Она высокая, синяя, с золотыми узорами.

     Как-то Зоя взяла со стола вазу.  Она хотела рассмотреть узоры.  Ваза выскользнула у Зои из рук и со звоном разбилась.

     Мама вернулась с работы и спросила Зою: «Как разбилась ваза?».  Зоя ответила: «Она сама свалилась со стола!».  «Какая странная ваза! – удивилась мама. – А она, когда падала, сказала тебе «До свидания»?»

        Ответить на вопросы с движениями РДГ.

-  Что стояло в столовой на столе?

-  Какая была ваза?

-  Что сделала Зоя?

-  Что случилось с вазой?

-  О чём мама спросила Зою?

- Что ответила Зоя?

-  Что сказала мама?

-  Догадалась ли мама, что Зоя её обманула?

       Пересказать текст с опорой на сюжетную картину.

8.     Итог занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2

 

Речедвигательные упражнения

«Утро»

Медвежата сладко спят (Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закрывают глаза)

И расслабленно сопят. (Спокойно и глубоко дышат)

Солнце глянуло в окошко,

Все зажмурились немножко. (Крепко зажмуривают глаза)

- Медвежата, хватит спать, (широко открывают глаза)

Вам давно пора вставать. (встают со своих мест)

Медвежата все проснулись,

Потянулись, улыбнулись. (с напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке)

Любят мишки чистоту.

Умываться все бегут. (шагают на месте)

Кран, откройся, (имитируют движение руки при открывании крана)

Нос, умойся, (проделывают поглаживающие вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон)

Мойтесь сразу оба глаза, (выполняют круговые массирующие движения по векам)

Лоб и щеки, (разглаживают лоб от центра к вискам, растирают щеки)

Мойся, шейка, (растирают шею, поворачивая голову вправо-влево)

Ручки, мойтесь хорошенько. (растирают руки)

Словно щеткой, язычком

Чистить зубки мы начнем. (артикуляционное упражнение "Почистим зубки")

Принюхались медвежата: (делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот)

Что-то пахнет непонятно. (повторяют упражнение 3-5 раз)

Очень вкусно. Это мед!

Мама к завтраку нас ждет. (садятся на стульчики)

Медвежата мед лакали, (выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым)

Перейти на сайт

favicon

Потом губки облизали. (артикуляционное упражнение "Вкусное варенье")

Лижут с нёба сладкий мед

Язычком назад-вперед, (артикуляционное упражнение "Маляр")

Язычок не отпускают,

Кверху сильно прижимают. (артикуляционное упражнение "Грибок")

Надо чай горячий пить,

Но сначала остудить. (кистью руки изображают чашечку)

Медвежата, не ленитесь,

Сперва подуйте, (делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на "чашечку" в руке)

Потом попейте, (имитируют "питьё" из "чашечки")

А после улыбнитесь. (артикуляционное упражнение "Улыбочка")

Завтрак съеден, медвежата шалят,

Как будто индюшата. (выполняют быстрые движения языком вперед-назад)

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

«Играем с песком»

Песочек в руки набираем, (дети выполняют захватывающее движение руками (вдох))

Пальцы крепко мы сжимаем,

Чтоб песок не высыпался,

Чтоб в руках у нас остался. (крепко сжимают кулаки)

Пальцы разжимаем,

Песочек высыпаем. (медленно разжимают пальцы рук (выдох))

Стряхнули с рук песок. (потряхивают руками)

Устали ручки. Ох! (кладут расслабленные руки на колени)

«Муравей»

Муравей залез на ножку, (дети вытягивают ноги вперед (глубокий вдох))

Мы посмотрим, где же он, (тянут стопу на себя, задерживают дыхание, смотрят на ногу)

Мы стряхнем скорее крошку (потряхивают ногой (выдох))

И немного отдохнем. (расслабляются)

«Солнце и тучка»

За тучку солнышко зашло,

Стало зябко и свежо. (дети съёживаются, обнимая себя за плечи)

Солнце вышло из-за тучки,

Мы теперь расслабим ручки. (расслабляют плечи, расслабляются)

«У моря»

В море теплая вода, (дети выполняют волнообразные движения руками)

Дети все пришли сюда. (шагают на месте)

Брызги в стороны летят, (выполняют движения руками вверх-вниз)

Поплескаться каждый рад,

Рад и порезвиться,

Рад и понырять (ставят руки перед грудью, кистями выполняют синхронные волнообразные движения вперед)

И под ярким солнышком (садятся на стулья)

Спокойно загорать. (ложатся на ковер)

Подбородок вверх подняли, (поднимают голову, делают глубокий вдох)

Подбородок загорает. (делают глубокий выдох, повторяют вдох-выдох 3-5 раз)

Ротик шире открываем, (артикуляционное упражнение "Окошко")

Язычок наш загорает. (артикуляционное упражнение "Блинчик")

Летит жучок - укушу язычок. (дети прячут язык в глубь рта, рот открыт, движение повторяется 3-4 раза)

Жучка прогнали,

Спокойно подышали. (закрывают рот, совершают спокойные дыхательные движения)

Пчела летела и на носик села. (напрягают, морщат губы и нос)

Ой, спугнули, улетает,

Губки, носик расслабляем. (расслабляют мышцы лица)

Бабочки летели и на брови сели.

Брови наши, как качели,

Бабочек качать хотели. (поднимают и опускают брови)

Все долго лежали и загорали, (спокойно лежат)

Потом потянулись, (потягиваются)

И встали.

«Ракушка2

В море мы нашли ракушку. (дети складывают ладони лодочкой)

Мы ее приложим к ушку, (прикладывают ладонь к правому уху, наклоняют голову к правому плечу)

И морозною зимой (прикладывают ладонь к левому уху)

Будем слушать мы прибой. (наклоняют голову влево)

«Черепаха»

Вот гуляет черепаха, (дети опускают плечи, подбородок тянут вперед и вверх)

Прячет голову от страха. (с напряжением поднимают плечи, подбородок прижимают к груди)

«Ежик»

Жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа. (слегка касаясь пальцами, провести по лбу)

Жу-жу-жу – подошли мы к ежу. (слегка касаясь пальцами, провести по щекам)

Ужа-ужа-ужа – впереди большая лужа. (приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк и растереть лоб движениями в стороны - вместе)

Жок-жок-жок – надень, ёжик, сапожок. (кулачками массировать крылья носа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Консультация

Речедвигательные игры и упражнения в комплексе коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Речедвигательная гимнастика — это игры и упражнения, которые включаются в комплекс коррекционной работы. Что дает такое сочетание одновременного движения тела и органов артикуляции? Это помогает активизировать речедвигательный анализатор, способствует развитию координации речи с движением, улучшают дыхательные функции именно речевые. И все это способствует нормализации взаимодействия между моторным анализатором и речевым.

При нарушении речи наблюдается:

  • Совокупность и замедленность выполнения движений
  • Дискоординация движений
  • Недостаточность развития чувства ритма
  • Нарушение ориентировки в пространстве
  • Замедленность процесса освоения новых движений
  • Недостаточность дыхательной системы
  • Речевой дефект всегда сочетается с недостатками в психофизическом развитии.

Многие авторы давно предлагали, что со всеми детьми, которые имеют речевые проблемы, сначала надо развивать двигательную сферу и эта двигательная сфера будет способствовать улучшению моторики рук и следовательно моторики артикуляции.

Речедвигательные движения обеспечивают:

  • Связь общих движений и речи
  • Развитие координации речи и движения
  • Развитие дыхательной системы
  • Развитие всех видов моторики

Основная цель речедвигательных игр – это нормализация взаимодействия между моторным анализатором и речевым анализатором. Это не только нужно детям с нарушением речи, но и всем детям, которые вошли в категорию с особыми образовательными потребностями.

Чтобы начинать правильно работать с детьми, с речевыми нарушениями, надо начинать со стимуляции моторной сферы. Снизу вверх от движения к мышлению, а не наоборот.

Цель – максимально совместить момент движения рук с моментом открывания рта.

Речедвигательные упражнения должны быть синхронны с открыванием рта и с работой крупных мышц тела. В основном руки это суставы: плечевой, локтевой, а потом это дает возможность улучшать работу кисти рук и пальцев рук.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления всех ВПФ. Доказано влияние манипуляций рук на ВПФ, на развитие речи, мышление, памяти, восприятия. Дети, которым доступны изолированные движения пальцев рук это – говорящие дети.

Наша цель от речедвигательной гимнастики перейти к пыльцевой гимнастике.

Занятия по развитию моторики могут быть самыми разными:

  • активная физкультура;
  • речедвигательная гимнастика;
  • кинезитерапия;
  • мозжечковая стимуляция;
  • ритмика;
  • танцы и др.

Все это формирует определенный характер движений, которые идут в копилку улучшения моторики рук и улучшению моторики органов артикуляции.

Улучшение моторики органов артикуляции с движением рук вызывает непроизвольный сильный выдох, сильный выдох вызывает голосовые реакции. Вот та модель, которую мы должны у ребенка сформировать. Каждый звук будет сопровождаться движением, каждое движение – звуком, эта связь поможет выйти ребенку на путь речи.

Детям с тяжелыми нарушениями речи свойственно много симптомов.

  • Нарушения соотношения между процессами возбуждения и торможения
  • Нарушения эмоционально-волевой сферы
  • Эмоциональная лабильность
  • Двигательные беспокойства
  • Моторная неловкость
  • Трудности зрительно-моторной координации и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений = Тяжелые Нарушения Речи

Для того чтобы преодолеть эти симптомы на первом месте мы должны формировать 1-ый блок мозга по Лурия. Затем мы должны подумать о развитии эмоционального интеллекта, чтобы он был эмоционально мотивирован к изучению чего-то. Ну и 3-ий – это развитие сенсомоторных функций ребенка.

Речедвигательная гимнастика – это мощный способ оптимизации логопедической работы, так как это нейростимуляция.

Введение нейростимуляции в виде речрдвигательной гимнастики, направленно на развитие координированной моторики у детей с отклонениями в речевом развитии, дает возможность улучшать их познавательную, речевую и двигательную активность. Выразительные движения являются одним из составной частью коммуникации.

Развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, такими и является речь.

Ребенок познает мир через движения и эмоции и преодолеть ему патологические проблемы помогут упражнения с элементами психогимнастики.

Речедвигательная гимнастика с элементами психогимнастики дает улучшение дыхательной функции, улучшает внимание, нормализует общий тонус организма. Так же включает в работу мимическую мускулатуру, мускулатуру рук, туловища и конечно артикуляционную моторику. Способствует улучшению фонематического слуха.

Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с педагогом. (

Для того чтобы правильно планировать речедвигательную гимнастику, мы должны знать какие доступны детям движения в моторики, для того чтобы не давать задания, которые недоступны ребенку в силу его возраста.

1-2 года: ребенок ходит и наклоняется вперёд, поднимая предмет с пола; бросает мяч, относит предмет на короткое расстояние; ходит задом; короткое время стоит на одной ноге; с поддержкой ходит вниз по лестнице и поднимается; крутит педали трёхколёсного велосипеда

2-3 года: учится бегать, ходить на носочках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках. Прыгает на двух ногах. Подбрасывая мяч вверх, может его поймать. Отбивает мяч.

3-4 года: бросает мяч через голову. Самостоятельно спускается вниз по лестнице. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге несколько минут. Сохраняет равновесие при качании на качелях.

4-5 лет: прыгает на одной ноге, ходит по бревну, доске. Прыгает попеременно на одной и на другой ноге. Сам поднимается вверх по лестнице.

Старший дошкольный возраст: хорошо прыгает, бегает, бегает на носках. Ходит на пятках. Катается на 2-х колёсном велосипеде. Учится кататься на коньках.

Рука всегда идет по направлению зрения, то есть является стимулом, для того чтобы рука что-то взяла. В возрасте 3-6 месяцев ребенок направляет руку ко рту. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его. К старшему дошкольному возрасту ребенок аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

Моторика руки проходит очень важный путь, поэтому мы должны знать нормативы.

0 - 1 год - кулак, но большой палец в норме должен быть сверху; ладонь; «пинцетный захват», когда выделяются большой и указательный пальцы; «щипковый захват»; «указательный жест». Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаза ребенка направляют движение руки. Дети перекладывают предмет из одной руки в другую, могут положить ложку в чашку, кубики в коробку.

Есть данные научных исследований, которые прогнозируют, что если ребенок прошел такой путь в развитии тонкой моторики руки до конца первого года жизни, то мозговые структуры все развиваются согласно онтогенезу, то есть согласно норме.

Обе руки ребенка до двух лет работают одинаково. Только ближе к концу второго года жизни начинает определяться ведущая рука.

Ребенок 5 – 6 лет определяет предметы в мешке на ощупь, может аккуратно вырезать картинки, писать буквы и числа. Овладевает навыками самообслуживания: застегивает и расстегивает пуговицы, открывает и закрывает молнии, развязывает шарф, шнурует ботинки и другие. Все это возможно только при правильном развитии тонкой моторики пальцев рук.

Введение элементов речедвигательной гимнастики на логопедических занятиях предполагает использование их на занятиях по коррекции звукопроизношения. Кроме того, речедвигательная гимнастика может быть использована в структуре других видов логопедических занятий: в организационных моментах, на динамических паузах, в дидактических играх, при выполнении звукового анализа слов. В этих случаях речедвигательная гимнастика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия.

Элементы речедвигательной гимнастики можно включать в любую деятельность. Это и звуковая гимнастика, и биоэнергопластика, логоритмика, корригирующая гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика и др.

В заключении хотелось бы отметить, что основной задачей речедвигательной гимнастики является формирование и развитие двигательных способностей как основы развития речи, а также устранение речевых нарушений, в том числе и нарушений звукопроизношения.