Методическая разработка "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"

Оценка 4.6
docx
13.12.2022
Методическая разработка "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"
Роль игровых техгологий в воспитательном процессе.docx

Школа принимает непосредственное участие в воспитании и формиро- вании личности ребѐнка. Обучение без воспитания невозможно, и воспита- ние должно идти впереди обучения. «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается», - писал В.А. Сухомлинский.

Воспитание детей – это самое сложное и трудоемкое педагогическое творчество. Каждый классный руководитель имеет свой багаж методик, при- емов и разных маленьких «хитростей, секретов», которые помогают достиг- нуть результата при минимальных усилиях.

Работа по формированию классного коллектива первостепенна и долж- на вестись систематически. Самой приемлемой формой взаимодействия с младшими школьниками по сплочению коллектива является игра. Именно в процессе игры рождается детское содружество. Использование игровых тех- нологий в системе воспитательной работы с детьми способствует развитию навыков открытого взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми, нахождению путей для взаимной поддержки, умению действовать по прави- лам (регулировать свое поведение), проявить лидерские качества.

 


 

ров».


Представляю вашему вниманию деловую игру «Необитаемый ост-

 

Цель     игры:     развитие     интерактивного    потенциала     участни-


ков, формирование умений эффективно взаимодействовать в команде.

Рекомендуется проводить с детьми младшего школьного возраста (с 1 класса и старше в соответствии с воспитательными целями и задачами). Если в группе играющих больше 7 человек, необходимо игроков разбить на ко- манды.

1   этап игры. «Воздушный шар»

Цель этапа: знакомство участников, создание доверительной атмосфе- ры в группе.


Необходимые материалы: корзина, конфеты.

-   Представьте, что мы все летим на воздушном шаре. Под нами - океан.

Над нами - голубое небо. Рядом - замечательные попутчики.

Вы летите уже несколько часов и вам пора подкрепиться. По кругу пе- редается корзинка с конфетами: «Возьмите, пожалуйста, столько конфет, сколько вам хочется». Теперь я попрошу Вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько каждый из вас взял конфет.

Мне и всем участникам игры было приятно познакомиться, узнать ва- ши имена, место работы, хобби и другие интересные сведения из вашей жиз- ни.

2   этап игры. «Падение»

Цель этапа: снижение эмоционального напряжения, тревожности.

Необходимые материалы: мешок для мусора

-   Мы подкрепились. Но вот приближается туча. Слышны раскаты гро- ма. Большая птица клювом пробивает оболочку шара, и мы медленно падаем. Впереди остров. Нам нужно выбросить все ненужное, чтобы долететь до ост- рова. В качестве ненужных вещей мы будем выбрасывать наши плохие при- вычки и страхи. Называйте качество и бросайте его за борт вместе с обѐрткой от конфет.

3   этап игры. «Пещера»

Цель этапа: развитие навыков коммуникации, распределение ролей в группе.

Необходимые материалы: чистые листы А4, ручки, карандаши, схема

«пещеры».

-   Итак, мы попали на остров. Уже темнеет. Перед нами вход в пещеру. Зайдем в него. Займите любое место в пещере, которое кажется наиболее комфортным для вас.

Распределите между собой обязанности, кто и за что будет отвечать.

(Примеры: разводить костѐр, ходить за дровами, добывать                                                                                                                  пищу, готовить еду, поддерживать чистоту, охранять жилище).

*Список необходимо составить совместно, роли распределить только с согласия участника.

4   этап. «Лианы»

Цель этапа: повышение сплоченности группы.

Необходимые материалы:   воздушные шары по количеству участни- ков, стулья.

-   Проведя ночь на острове, вы решили выбраться из него. Выход из пе- щеры преграждают ядовитые лианы. Вам необходимо пройти через лианы. Вы должны встать в колонну зажав между собой шары. Ваша задача: пройти через лианы – стулья, не задев их и не уронив шары.

случае участия нескольких групп, рекомендуется провести соревно- вание на самую организованную, сплоченную команду.

5   этап. «Шумовая волна»

Цель этапа: развитие самоанализа действий и поступков.


Вы преодолели препятствия и вышли на берег океана. Положите ша- ры перед собой. Вдалеке виден корабль. Надо подать сигнал. Предлагаю устроить шумовую волну, чтоб вас услышали. Попрошу повторить за мной хлопки (хлопки от тихого к громкому). Ура! Нас услышали. Мы - на корабле. Возьмите шары и пройдите в «каюту разговоров». Присядьте на стулья и от- ветьте на вопросы.

1.  Довольны ли вы тем, как справились с заданием?

2.  Что помогло справиться с заданием, и что мешало?

3.  Что потребовалось от каждого, чтобы удачи достигли все?

 

Уважаемые коллеги, вы сейчас участвовали в игре в роли детей. А те- перь давайте посмотрим на это с позиии классного руководителя.

Что можно узнать о каждом ребенке и о классе в целом при проигры- вании ситуаций на всех этапах игры?

1   ЭТАП «Воздушный шар» (знакомство): хобби, интересы, друзья.

2   ЭТАП - «Падение» (снятие эмоционального напряжения): выявление детей, испытывающих негативные эмоции, тревожность (*при наличии дове- рительных взаимоотношениях с классным руководителем).

3   ЭТАП – «Пещера» (распределение обязанностей): выявление лидера, способность и неспособность взять на себя определѐнную обязанность, уме- ние сотрудничать, принимать чужую позиции, отстаивать свою точку зрения.

4     ЭТАП «Лианы» (взаимодействие, командообразование): умение взаимодействовать, сотрудничать, стремление к достижению общей цели.

5   ЭТАП – «Шумовая волна» (степень сплоченности, умение оценивать результат деятельности): умение достигать общей цели. «Каюта разговоров»

- это рефлексия. Дети делают выводы по участию в игре. А классный руко- водитель - определяет, с кем из детей ещѐ нужно работать по формированию коммуникативных компетенций, составляет дальнейший план работы.

 

В воспитательной работе мной используются различные диагностиче- ские приемы мониторинга уровня воспитанности и развития данного крите- рия у младших школьников.

Например, «Зеркало самооценки»: детям предлагается взять из коро- бочки приготовленные заранее разноцветные цветочки на клейкой основе и прикрепить на грудь. С точки зрения психологии о многом может сказать не только выбранный цвет, но и место расположения приклеенного цветка.

Правая сторона – это лидеры, те, кто готов вести за собой, их мало ин- тересует чужое мнение. Они любой ценой достигают поставленных целей. Эти дети могут взять на себя ответственность, на них можно положиться.

Левая сторона – ведомые, идут к цели медленно, но верно. В деле учи- тывают мнение окружающих, идут на компромисс. Умеют работать в коман- де.


Центр – уравновешенные люди. В них есть часть от лидеров и часть от ведомых. Могут отстаивать свою позицию, при этом учитывая мнение окру- жающих. Таких мало особенно среди детей.

 

С целью развития умения устанавливать и поддерживать дружеские от- ношения, осуществлять совместную деятельность я провожу игру «Шляпа». Она стала любимой игрой детей моего класса. Данную игру можно использо- вать как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности.

С помощью приема «Цветные ленты» делимся на группы: классный руководитель держит в руке ленты разных цветов (по количеству групп), ко- личество лент соответствует количеству детей в классе. Ученики выбирают понравившийся цвет ленты и берутся за нее, классный руководитель разжи- мает кулак – команды сформированы.

Возьмем тему классного часа: «Животный мир». Каждая группа полу- чает шляпу соответствующего цвета, в которой лежит задание:

Зелѐная шляпа - «любовь»: обсудите в группе и ответьте на вопрос: «За что мы любим животных?» (запишите ответ).

Голубая шляпа «забота»: обсудите в группе и ответьте на вопрос:

«Почему животные нуждаются в нашей заботе?» (запишите ответ).

Жѐлтая шляпа «ответственность»: обсудите в группе и ответьте на вопрос: «Ты в ответе за тех, кого приручил?» (запишите ответ).

Представление групповой работы.

Учитель зачитывает строки из книги Антуана де Сент-Экзюпири «Ма- ленький принц»: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили».

 

Играть любят не только дети, но и взрослые. Я предлагаю вашему вни- манию игру, которую можно использовать на родительских собраниях.

Игра на сплочение коллектива родителей,   создания комфортной пси- хологической обстановки на родительском собрании «4 фото один Я».

Предварительна работа: классный руководитель проводит устное ан- кетирование детей по 4 позициям:

·        любимое животное,

·        любимое блюдо,

·        любимое занятие (хобби),

·        любимый герой/хочу стать...

После анкетирования классный руководитель подбирает фотографии в сети Интернет, создает мультимедийную презентацию / коллаж из расчета 1 слайд 1 ребенок. Составляет словесное описание-подсказку к каждому слайду.

Ход игры:

Задача родителей – угадать, кто из ребят скрывается за четырьмя фото- графиями.

На слайдах с розовым фоном загадано имя девочки, а на голубых – мальчика.


Время отгадывания одного имени – 15 секунд. Пример составления коллажа:

 

 


 

«Эта девочка обожает черных шпицев и макароны. Самое любимое занятие – рисование, любимая сказка – «Алиса в стране чудес».

 

 

 

 

«У этого мальчика любимое живот- ное кот, при этом очень важно, чтобы цвет был обязательно черный. Пюре «Роллтон» ел бы на завтрак, обед и ужин, а любимый вид спорта – бокс, любимый герой – Супермен».

 

 


максимального развития каждого ребенка, раскроют его таланты и создадут условия для духовного, умственного, физического совершенства.


 

Школа принимает непосредственное участие в воспитании и формиро- вании личности ребѐнка

Школа принимает непосредственное участие в воспитании и формиро- вании личности ребѐнка

Необходимые материалы: корзина, конфеты

Необходимые материалы: корзина, конфеты

Вы преодолели препятствия и вышли на берег океана

Вы преодолели препятствия и вышли на берег океана

Центр – уравновешенные люди.

Центр – уравновешенные люди.

Время отгадывания одного имени – 15 секунд

Время отгадывания одного имени – 15 секунд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022