Методическая разработка «Скажи вредным привычкам НЕТ»
Аннотация
Методическая разработка классного часа «Здоровый образ жизни» формирует у студентов стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к наркотикам, алкоголю, курению. Побуждает обучающихся понимать и осознавать негативное влияния наркотиков на будущее человека.
Данная форма работы всегда является выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, но и занятость обучающихся в различных формах коллективной и групповой работы при подготовке и проведении самих мероприятий.
Цель: показать последствия употребления алкоголя, наркотиков и курения.
Задачи:
1. - способствовать формированию знаний о вреде пагубных привычек;
2. - способствовать росту самосознания и самооценки подростков
3. - воспитывать активное неприятие курения, алкоголя и наркотиков
4 - научить говорить «нет» на предложение попробовать сигареты,
алкоголь, наркотики .
Оборудование, наглядные пособия: плакаты, проектор, агитационные листовки против алкоголизма, никотина, наркотиков, карточки.
Место проведения: 44 кабинет.
Группа: ТО 21.
Время проведения: 45 минут
Форма проведения: круглый стол.
План классного часа
Введение
1. Организационный момент.
2. Основная часть (выступление учащихся):
3. молодежь против алкоголизма;
4. молодежь против наркотиков;
5. молодежь против курения ;
6. Закрепление (задания).
7. Подведение итогов
Заключение
Список литературы
Введение
Курение, алкоголь и другие вредные привычки очень осложняют нашу жизнь, вы даже не замечаем, сколько времени мы теряем во время курения сигареты, ведь тратится не только время, проведенное в курилке, но и, то время, на которое сигарета сокращает нашу жизнь.
А самое печальное то, что человек не только не замечает это, но и практически не может от этих вредных привычек избавиться. А активно бороться с такими привычками начинает только после того как происходит непоправимое, например ссора с близкими или еще хуже диагноз врача.
Здоровый образ жизни и вредные привычки несовместимы, и не надо читать доклад на тему вредные привычки и здоровье чтобы понять это, они как свет и тьма не могут быть вместе, поэтому люди приобретая такие привычки, стараются от них отказаться.
Для того чтобы отказаться от вредных привычек, в первую очередь необходимо осознать важность этого шага. Ведь только после того как вы признались себе что вредные привычки человека мешают жить, вы теоретически сможете с ними справиться.
Для того чтобы понять что вредные привычки мешают вам жить, необходимо понять что именно для вас ценно в этой жизни и что надо сделать для того чтобы достичь цели вашей жизни.
1. Практически у каждого человека есть некий идеал, на которого он хотел бы быть похож, пусть этот человек даже не настоящий, а скажем выдуманный персонаж из фильма. Не стесняйтесь перенимать хорошее от вашего идеала.
2. Для того чтобы потеря вредных привычек не получилось временной, вам необходимо заполнить время которое вы тратите на привычки, заполнить чем нибудь другим иначе старые привычки вернуться на место. Можно, например, бегать по утрам вместо утренней сигареты.
3. Вымышленный дискомфорт который будет появляться после того как вы бросили одну из ваших вредных привычек вам необходимо перетерпеть, редко когда он продолжается больше недели. Понятное дело что, отказавшись в кругу друзей, скажем от пива, ваш отказ вызовет недоумение, а возможно и ехидные смешки и соблазнительные предложения. Но через некоторое время ваши знакомые привыкнут и признают вашу правоту, а возможно и возьмут с вас пример.
4. Исключения погубят любые хорошие начинания. Даже если у вас случилось что то ужасное, прежде чем взять сигарету или открыть бутылку пива подумайте и воплотите в жизнь, то что может предотвратить такие неприятные моменты в будущем. Таким образом, вы не только обезопасите себя от будущих проблем, но отвлечетесь от мыслей о пагубных привычках.
5. И на последок, для того чтобы эффективно вести борьбу с вредными привычками, лучше всего их не заводить. Ведь вредные привычки намного опаснее и куда более живучие, чем самые паразиты.
Ход классного часа.
I. Организационный момент. Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся. Классный час начинается с выступления студентов. Затем проводится анализ, и делаются выводы.
II. Основная часть
Куратор: Здравствуйте! Тема сегодняшнего классного часа «Здоровый образ жизни!» посвящена одной из самых основных проблем общества: Алкоголизм, наркомания, табакокурение. Сегодня мы будем говорить о том, какие происходят последствия при употреблении наркотиков, алкоголя, никотина и какое пагубное влияние они оказывают на наш организм. Итак, слово предоставляется докладчику с сообщением «Проблемы общества с алкоголизмом» Выступление 1 У:
Алкоголь считается продуктом питания, он не поставляет никаких витаминов,
Протеина или минеральных веществ. Поэтому этот продукт , дающий пустые калории. Когда алкоголь попадает в организм, он быстро проникает
через стенки желудка и тонкого кишечника в кровь и очень скоро достигает различных частей тела. Один из объектов воздействия алкоголя- центральная нервная система, преимущественно мозг.
Алкоголь- депрессант центральной нервной системы, хотя вначале он проявляет себя как стимулятор. Человек, употребивший алкоголь, испытывает потерю контроля над своим поведением из-за количества выпитого, кроме того , алкоголь способствует нарушению координации движений, вызывает развитие алкогольной эйфории, головокружение, сонливость, помрачение и потеря сознания.
(Обучающиеся на доске прикрепляют знак запрета). Диспут: Студенты ведут обсуждение темы, рассматриваются жизненные ситуации. Задаются вопросы.
1. Алкоголизм это болезнь или распущенность?
2. Какое влияние оказывает на органы и системы организма?
3. Какие существуют стадии развития алкоголя?
4. Влияет ли это на потомство?
Куратор: Прослушав ваше выступление по проблеме алкоголизма, можно сделать вывод, о том, что эта проблема, к сожалению актуальна на сегодняшний день.
Выступление 2 студента: Слово докладчику с агитационной листовкой «Молодежь против наркотиков» « Мы калечим жизнь своими безумствами и пороками, а потом жалуемся на беды, последовавшие за ними, и говорим, что несчастье заложено в самой природе вещей ».
К. Боуви
Люди продолжают употреблять их, несмотря на то, что с давних пор отмечались негативные последствия употребления наркотиков: адская зависимость, риск передозировки, умственная деградация, риск заболевания раком, СПИДом, ранняя смертность. Одни делают это, чтобы устранить боль, другие чтобы вызвать сон, третьи, чтобы взбодрить себя, чтобы чувствовать себя иным, обрести состояние внутреннего благополучия. Проблема наркомании не может не волновать .Сегодня мы обсудим с вами , что такое наркотик, причины и последствия их употребления, как сказать «нет». С веществами которые теперь называют наркотиками, человек познакомился давно . Древние египтяне готовили из мака снотворное . Они получали опиум и употребляли его , желая уснуть или приглушить боль. Бедуины отправляясь в дальний переход запасались бангом- смолой , известной под названием марихуаны и гашиша. Смолу курили, желая снять психическую нагрузку. Шахтеры Боливии издавна получали часть жалованья не деньгами, а листьями растения, содержащего кокаин, который жевали или курили. Это помогало им восстановить силы и хоть немного забыться. После каждодневной изнурительной работы под землей. Термин наркотик в переводе с греческого означает оцепенеть, сделаться нечувствительным. По химическому составу - это азотосодержащие органические основания природного происхождения. Основные группы наркотиков. Опиаты - вещества способные вызывать глубокие изменения психики, что ведет к галлюцинации. При употреблении этих веществ человеку кажется, что он слышит «цвет звука», «нюхает музыку». Снотворные – безобидные на первый взгляд лекарства могут развивать привыкание, как настоящие наркотики. Наиболее опасные из них- производные барбитуровой кислоты. Привыкание развивается очень быстро, при этом не приносит отдыха, остается ощущение слабости , болит голова подташнивает. Синдром лишения барбитуратов протекает тяжело с угрозой перехода в белую горячку.
Куратор: Послушав ваше сообщение по заданной теме можно сделать выводы, что наркомания - горе миллионов родителей и детей. Это разрушенные семьи и обманутые надежды; исковерканные судьбы и невостребованные таланты. И, наконец, это миллионы долларов и райская жизнь тех, кто сбывает наркотики, оплаченные страданиями родителей, потерявших своих детей. Это заглубление души юношей и девушек, связавших свое настоящее с наркотиками. Выступление 3У: слово докладчику с агитационной листовкой «Молодежь против курения» Трудно себе представить благотворное влияние, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, табаком или опиумом Л.Н. Толстой
Курение – это болезнь, так как у курящего человека возникает зависимость от сигареты не только психологическая , но и физическая. Нужно не только бросить курить ,нужно вылечить себя от курения. Никотин чрезвычайно сильный яд , действующий на нервную , дыхательную сердечно- сосудистую систему и на пищеварение. Перечень болезней , связанных с курением очень длинный и устрашающий: рак легких, гортани, мочевого пузыря, почек, язва желудка, сердечно- сосудистые заболевания, хронический бронхит и многие другие заболевания центрально-нервной системы. Статистика утверждает : ежегодно люди выкуривают 3600 миллиардов сигарет 3.5 млрд. жителей планеты пропускают через легкие ядовитый дым От 5млрд.килограммов табака.
Каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6 минут. Человек , выкуривающий в день по 9 сигарет, уходит в мир иной на 5 лет раньше, выкуривающий по 10-19сигарет на 5.5 лет, до 40 сигарет на 8.3 года. Если при спортивных нагрузках частота сердцебиения увеличивается в 3 раза, то никотин поднимает эту цифру до 4-х раз. При курении происходит сухая перегонка: воздух при затяжке , пройдя через тлеющий табак нагревается до высокой температуры и с дымом поступает в легкие.
Возраст |
Сокращение жизни при ежегодном курении следующего числа сигарет |
|||
1-9 |
10-19 |
20-39 |
Свыше 40 |
|
До 25 лет |
-4.6 |
-5.5 |
-6.2 |
-8.3 |
До 35 лет |
-4.5 |
-5.4 |
-6.0 |
-7.9 |
До 45 лет |
-4.1 |
-5.0 |
-5.6 |
-7.0 |
До 55 лет |
-3.5 |
-4.0 |
-4.4 |
-5.4 |
До 65 лет |
-2.8 |
-2.9 |
-3.1 |
-3.4 |
Если курение вредно, почему же все таки, многие начинают курить? Причины могут быть самые различные, но можно выделить три основных: подражание другим, чувство новизны, интереса, желания казаться взрослым и самостоятельным. При проведении опроса школьников и студентов по вопросу о причинах курения появилась следующая картина
Возрастные группы |
Процентное соотношение зависимости от причин курения |
|||
Подражание другим школьникам, студентам. |
Чувство новизны интереса |
Желание казаться взрослым и самостоятельным |
Точной причины не знают |
|
Учащ-ся 5-6 классов |
50,0 |
41,5 |
-5.5 |
3,0 |
7-8 класов |
35,6 |
30,0 |
10.4 |
24,0 |
9-11 классов |
25,5 |
24,0 |
15.0 |
35,5 |
Студенты 1-го курса |
4,1 |
25,5 |
25.0 |
45,4 |
Студенты 3-го курса |
1.5 |
10.0 |
25.1 |
63.4 |
Студенты 5-го курса |
0 |
0 |
1.5 |
98.5 |
Ситуация. Классный руководитель обсуждает с студентом вопрос о его курении за пределами школы. Вопросы:
1.Личное ли это дело каждого?
2. Имеет ли право курить в общественном месте? (почему)
3.Наносит ли вред окружающим и себе
III. В качестве закрепления студентам даются задания
1 Задание
Куратор: Пожалуйста, соберите известную половицу о здоровье. На обдумывание – 3 минуты.
(Пословица разрезана на отдельные слова, студенты собирают пословицу).
Деньги потерял - ничего не потерял,
Время потерял - многое потерял,
Здоровье потерял - все потерял»
Куратор: Слово докладчику с агитационной листовкой «Мы за здоровый образ жизни »
Куратор: Расшифруйте пословицу, которая завершит наш классный час
( Обучающиеся делятся на 2 группы им даются определенные цифры которые должны перевестись в буквы.)
3,9,5,16,18,16,3,16,14,20,6,13,6 – 9,5,16,18,16,3,29,11,5,21,23!
( В здоровом теле – здоровый дух)
9,5,16,18,16,3,30,6- 31,20,16 4,13,1,3,15,16,6 8,10,9,15,6,15,15,16,6
17,18,1,3,10,13,16 !
( Здоровье - это главное жизненное правило ! )
Куратор: Запишите на шарах хорошие и вредные привычки
(Учащиеся делятся на 2 группы по 5 человек ,и записывают на шарах вредные
и полезные привычки) .
Давайте будем использовать в своем жизненном пути только полезные привычки, так как они приведут нас к здоровому образу жизни.
IV. Подведение итогов.
Куратор: Итак, мы сегодня обсуждали одну из глобальных проблем современности.
На протяжении этого классного часа мы решали проблемы общества: алкоголизм, наркомания, табакокурение. Думаю, нам стоит задуматься и прийти всем вместе к единственному выводу: Алкоголизму, наркомании, курению нет !
Подводя итоги, я хочу закончить наш классный час такими словами:
« Берегите здоровье друг друга
У Природы мы – малая часть.
Вы кому-то ответили грубо-
Чью
–то жизнь сократили на час».
Заключение
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Помните: Здоровье, радость жизни в ваших руках.
Список литературы
1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания – М.: Изд-во РУДН, 1998.
2. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости – М.: АСТ, 2003.
3. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию Образование. - 2002
4. Сгибнева Е. П., Т. Б. Солдатова Классные часы в 10 - 11 – х классах. Ростов – на – Дону. Феникс, 2008г.
5. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.