Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Цель:обогащение социально-игрового опыта между детьми, развитие игровых умений по сюжету “Школа”
Задачи игры:
Расширять представления детей о профессии учителя;
формировать умение действовать в соответствии с воображаемой ситуацией;
расширять сферу социальной активности детей и их представление о жизни школы;
воспитывать желание учиться, культуру поведения в школе.
Предварительная работа: дидактическая игра «Собери портфель в школу», экскурсия в школу; этюд «Я – будущий ученик»; чтение детям произведений «Первое сентября» С.Маршака, «Подружки идут в школу» В. Воронковой.
Словарная работа: ученик, учитель, класс, урок, перемена, униформа.
Предметно-игровая среда. Оборудование и атрибуты: парты, звонок, доска, набор цифр, тетради, ручки, портфели, набор карточек-слов по теме, плита, посуда, униформа повара.
Игровые роли и действия:
Учитель проводит уроки, вызывает к доске учеников, на перемене ведёт детей в столовую.
Ученики – приходят на урок, отвечают на вопросы, решают примеры.
Директор – посещает урок, оказывает помощь учителю по подготовке к урокам.
Повара – готовят обед, сервируют стол, моют посуду.
План игры:
Организационный момент. Мотивация.
Беседа о школе
Воспитатель (В). Ребята, как вы думаете, что нужно человеку, чтобы получить в дальнейшем профессию? (Ответы детей).
В. Всё верно, но начинают такую учёбу со школы, а с какого класса? (Ответы детей). А как вы думаете, в школе интересно, весело? Давайте проверим.
Мы сейчас с вами произнесём волшебные слова и превратимся в «первоклашек». (Произносят).
Лети, лети, лепесток
Через север на восток.
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
(Из сказки «Цветик-семицветик» В. Катаева).
Хотим оказаться в школе и быть первоклассниками!
Звучит песня «Учат в школе» (сл. М. Пляцковского.).
Дети заходят в воображаемый класс.
В. Вот мы и оказались в школе! Ребята, назовите профессии тех людей, которые работают в школе? (Ответы детей).
Распределение ролей.
Дети распределяют роли по желанию: учитель, ученик, повар и занимают свои игровые места.
Ход игры:
Звенит звонок на урок
Учитель (ребёнок) проводит урок «Чтение».
В процессе урока «учитель» дает задания:
прочитать слово
составить предложение со словом «школа»
определить сколько звуков в слове «школа»
Урок заканчивается по звонку.
Дети складывают свои принадлежности в портфели.
На перемене «Учитель» приглашает детей в столовую на обед.
Во время проведения урока «повара» имитируют готовку пищи и накрывают столы для завтрака.
Ученики направляются в столовую, садятся за столы, происходит импровизированный приём пищи.
После обеда повара убирают посуду, снимают униформу.
Проводиться следующий урок «Математика».
Задания:
назови цифры;
сосчитай по порядку и обратно;
назови «соседей»;
Работа в тетрадях: дети решают простые примеры (заранее на доске приготовлены записи, закрытые листом бумаги), затем проверяют их.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Учитель задаёт домашнее задание.
Звенит звонок. Урок заканчивается. Ребята раскладывают принадлежности в портфели.
Перед каждым уроком директор (воспитатель) помогает учителю подготовиться к уроку.
Окончание игры.
Учитель сообщает, что уроки закончились, и дети могут идти домой.
Воспитатель повторяет волшебные слова:
Лети, лети, лепесток
Через север на восток.
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Хотим снова оказаться в нашем детском саду, в своей группе!
Оценка игры
В. Мне очень понравилось ребята, как вы сегодня играли, отлично справились со своими ролями, хорошо вели себя в школе, были вежливыми.
Вам понравилась игра? (Ответы детей).
Сюжетно-ролевая игра «Пригласили мы гостей»
Цель. Закрепление навыков общения со сверстниками и взрослыми, расширение и закрепление знаний по ведению хозяйства (уборка, приготовление еды, сервировка стола).
Задачи:
Образовательные: — формирование в игровой форме социальных, коммуникативных, бытовых навыков. Научить детей не боятся брать на себя роли, как главные, так и второстепенные.
Воспитательные: – развитие эмпатии, взаимопомощи, умении выслушать партнера и принять его точку зрения в спорной ситуации.
Развивающие: – дать представления о ведении игры в команде, распределению и выполнению ролей, умении вести игру до конца.
Коррекционные для детей с особенностями: развитие общей и мелкой моторики, развитие диалоговой речи, общение со сверстниками, уметь ждать свою очередь в ведении игры.
Игровой материал.
Игрушки: посуда, фрукты, овощи, угощение, столы со скатертями, вазы с цветами, детская мебель, кухня, детская плита; предметы — заместители.
Подготовка к игре.
Беседы и чтение на темы: «Уроки этикета», « Мы ждем гостей» и « Мы идем в гости», Разучивание и прослушивание песен « Веселая кухня, К нам гости пришли », Составление плана игры. Выбор и распределение ролей.
Игровые роли. Приглашающие – хозяева дома и приглашенные — гости.
Условия проведения:
Воспитатель может проводить игру в разных вариантах. Ребята могут играть в своей группе друг с другом в воображаемой ситуации, по сценарию который обсудили раньше при подготовке, а могут пригласить к себе детей из другой группы или пойти к ним в гости заранее договорившись. Имея опыт игры всего лишь один раз в группе, дети легко переносят его в другие ситуации.
Количество детей: от 2 и более.
Педагогические приемы:
Беседы, чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений, прямая передача игрового опыта, ( диск с песней » Веселая кухня», разучивание стихов «Хозяйка с базара однажды пришла…», пальчиковая игра» Кашка — малашка», песенка с хлопками — разминка » К нам гости пришли».)
Видение ситуации:
1. Главную роль на первом этапе, получат дети с лидерскими качествами. Хорошо умеющие выражать свои мысли и четко говорить, не растеряться в трудных игровых ситуациях и найти правильное решение. Уметь закончить игру.
В игру введены дети с особенностями в развитии в кол-ве 2 чел:
Ребенок с нарушениями слуха, ему будут даны четкие инструкции его роли « глаза — в глаза» (ребенок будет иметь возможность прочесть по губам). Сконцентрировать внимание ребенка на его роли и роли партнеров. Обратить внимание детей на роль, которую будет выполнять этот ребенок. При необходимости придти на помощь. И аутичный ребенок, — воспитатель выступает в роли сопровождающего и направляющего этого ребенка в игре.
Ход игры.
Подготовку к игре педагог начинает с беседы о понимании детей смысла слов, кто такие гости и хозяева. Что означает выражение правила хорошего тона? Сообщает, что правила игры требуют, чтобы хозяева были приветливы, вежливы по отношению к пришедшим гостям и друг другу. Предупредительны, часто произносили слова: «будьте добры», «будьте любезны», «пожалуйста», «спасибо», «ешьте на здоровье» и, т. д. Личным примером воспитатель показывает в игре, как правильно выполнять те или иные действия.
Затем все игровые действия начинаются с подготовки приема гостей. Дети выполняют взятые на себя роли. Как правило, это семья, в которой есть родители и дети, тети и дяди, домашние питомцы. Воспитатель предлагает детям навести порядок в квартире перед приходом гостей и приготовить еду. Напоминает, что надо распределить роли кто будет убираться, а кто готовить, кто украсит квартиру цветами, накроет на стол, правильно расставит столовые приборы. После окончания приготовлений дети договориться, как они встретят гостей, чем их займут, о чем будут вести беседы.
Также воспитатель может разучить с детьми куплеты известных песен «Веселая кухня» или «К нам гости пришли». А так же стихотворение Юлиана Тувима «Овощи»:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!..
К нам гости пришли,
Дорогие пришли, (хлопки чередуются то по коленям, то в ладоши)
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
И с капустой пирог,
И с картошкой пирог.
А который без начинки —
Самый вкусный пирог!
(пальчиковая игра – песенка)
Кашка – малашка, ты очень вкусна, (Смыкаем большой палец и указательный, изображая кастрюлю, а пальцем другой руки помешиваем как ложкой)
Если добавить туда молока, (показываем как вливаем молоко)
Сахар и соль, и корицу кладем, (насыпаем сахар и солим)
Маленьким гномам мы кашу даем, (пальчик указательный — ложка, кормим гномиков)
Слова песни повторяются, меняются только последние слова
Большим великанам мы кашу даем. (Кастрюля большая и амплитуда круговых движений больше)
Маленьким детям мы кашу даем. (кастрюля размером с согнутую ладонь, пальчики большой и указательный не сомкнуты, как в первом куплете, а широко расставлены)
Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить план игры, как будут происходить действия в ней. Он может дать идеи более интересного развития сюжета, но основное содержание должны придумать играющие.
Игровая ситуация:
Один из вариантов игры может быть следующим. Звучит песня «Веселая кухня». Слышится звонок в виртуальную дверь. Это пришли «гости», кто- то из «хозяев» открывает дверь. Приглашает «гостей» войти. Принимает подарки и цветы, предлагает пройти в комнату. Все очень рады встрече. Гости занимают предложенные удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой, угощают: «Попробуйте, пожалуйста, этот кусочек пирога!», «Не хотите ли еще чаю?».
После чаепития «хозяева» вместе с воспитателем развлекают гостей загадками, песнями, пальчиковыми и словесными играми. Дети заранее обсуждают, кто какие развлечения будет проводить.
Звенит колокольчик и со словами воспитателя — Раз, два, три, четыре, пять мы закончили играть! А теперь мы будем дружно все игрушки убирать!
Игра заканчивается
Подведение итогов: Воспитатель обращает внимание детей, как приятно ходить в гости и принимать у себя гостей. Выслушивает мнения детей. Обсуждаются все не получившиеся ситуации и эпизоды, по мнению детей. Впечатления от игры. Узнать, хотели бы дети сыграть еще раз.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Способствовать совместным играм детей и родителей в домашних условиях.
Задачи:
- образовательные: совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с общим игровым замыслом. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности. Учить детей проговаривать то, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия друг с другом и совместными усилиями достигать результата. Дать представление об отношениях в мире взрослых (забота о детях).
- развивающие: Развивать в игровой деятельности компоненты устной речи детей сенсорные способности, внимание, память, мышление.
- воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Предварительная работа. Ежедневные режимные моменты в детском саду, дидактические игры с куклой, проведение экскурсии по детскому саду, посещение родителями клуба «Мы - счастливая семья» (формирование определенной модели поведения с ребенком через игру).
Игровой материал: куклы, игрушечная посуда, мебель, предметы - заместители, набор медсестры (градусник, шприц, вата, витаминки).
Игровые роли: повар, медсестра, воспитатель, музыкальный работник.
Ход игры:
Посмотрите, как много групп в нашем д/с, в них очень много детей . Кто же заботиться о том, чтобы детям жилось в д/с хорошо и весело? (ответы детей).
Далее воспитатель уточняет знания детей о труде взрослых в д/с.
После экскурсии воспитатель предлагает поиграть в детский сад.
Сначала педагог сам показывает действия с предметами.
Например, играя роль медсестры, воспитатель подготавливает необходимые предметы: градусник, шприц, вата, витаминки, при этом, используя предметы- заместители. После этого предлагает одному из детей показать, какую работу выполняет медсестра (делает прививки, массаж, измеряет температуру…) так педагог может разыграть несколько ролей.
Дети распределяют роли между собой.
Даша: Я буду музыкантом, буду учить кукол петь песни и танцевать.
Воспитатель: А кем будет работать Карина?
Карина: Я буду медсестрой! (выбирает себе атрибуты).
Дети начинают действия с куклами, выполняя каждая свою роль. Воспитатель подсказывает детям, что куклам после занятия пора собираться на прогулку, а кукле Оле идти к медсестре на массаж и т. д
На протяжении игры педагог напоминает о режимных моментах детского сада и способствует объединению отдельных действий в единую сюжетную линию.
Понравилась ли вам игра? Интересно ли было? Раз нам всем было интересно, давайте поблагодарим друг друга за интересную игру.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»
Цель. Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах; формировать социальный опыт детей посредствам игровой деятельности.
Задачи.
Способствовать использованию в играх представлений об окружающей жизни.
Развивать умение осуществлять игровые действия.
Развивать творческое воображение, речь детей.
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Предварительная работа.
Знакомство с обобщающим понятием «магазин», рассматривание картинок по теме, изготовление атрибутов игры, беседа по теме
Дидактические игры «Поварята», «Чудесный мешочек».
Атрибуты: фрукты, овощи, сумки, весы, костюм продавца.
Ход игры:
Ребята, давайте поздороваемся! Что-то вы грустные, наверное, не проснулись. Давайте будем вместе просыпаться.
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Мы проснулись!
А теперь послушайте стихотворение.
Открываем магазин, продаем продукты,
Покупает крокодил овощи и фрукты.
- Сколько стоит кабачок? - Кабачок? Пятачок,
-Дайте два кабачка. - Дайте два пятачка.
В магазин пришли с работы покупатели - еноты
Покупать у продавца два соленых огурца.
Говорит продавец: - Две копейки огурец!
Дайте нам по огурцу. - Заплатите продавцу
В. - Дети, о чём говорится в стихотворении?
Д. - О магазине.
В. - Ребята, а вы любите ходить в магазин? Для чего люди ходят в магазин?
Д. - Чтобы покупать продукты, хлеб, конфеты.
В. - Магазины бывают продуктовые и игрушечные. В продуктовых магазинах можно купить продукты, еду, напитки, а в игрушечных - разные игрушки. У нас в детском саду тоже есть магазин, он называется - «Овощи и фрукты». Поэтому в нашем магазине будут продаваться фрукты и овощи. Ребята, в нашем магазине есть прилавок, за которым находится продавец, продавцом буду я (одеваюсь). Но посмотрите, прилавок у нас пустой. У меня есть корзинка, в ней лежат и овощи и фрукты, я буду брать фрукт или овощ, а вы должны назвать что это. Достаю морковь. Что это?
Д. - Морковь. Это овощ. Морковь растёт на грядке.
В. - Достаю грушу. Что это?
Д. - Это груша. Это фрукт
. В. - Достаю игрушку-пирамидку. Что это?
Д. - А это игрушка Она должна продаваться в магазине игрушек.
В. - Молодцы! Догадались. Вот и выложили весь товар. Посмотрите на прилавок - здесь фрукты, а здесь овощи. Приходите ко мне в магазин. (Дети берут сумки и становятся в очередь).
В. - Здравствуй, Диана! Что ты хотела бы купить?
Д. - Яблоко
В. - А какое яблоко - зелёное или красное?
Д. - Зелёное, пожалуйста.
В. - Минутку, сейчас взвешу. Вот возьмите.
Д. - Спасибо! (Игра продолжается).
В. - Ребята, мы сегодня с вами побывали в магазине, купили овощей, фруктов. Это очень полезные продукты, в них много витаминов. Послушайте стихотворение:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо фрукты - овощи любить.
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь
Что из них вкуснее,
Что из них важнее.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.