Цель мастер-класса: познакомить участников мастер-класса с эффек- тивными способами разрешения конфликтных ситуаций.
- рассмотреть с участниками мастер-класса понятие «конфликта»;
- познакомить с технологиями решения конфликтных ситуаций в школе на примере конфликта между обучающимися одного класса (из опыта работы).
1. Вступительная часть
- Добрый день, дорогие коллеги! Свое выступление я хочу начать со слов: «Лучшее разрешение конфликта то, при котором выигрывают все его стороны».
Из личного опыта мы знаем, что лучшее разрешение – это обсуждение возникшей ситуации. Подростки в силу несформированности эмоциональной сферы не всегда могут проконтролировать свое психологическое состояние и договориться с оппонентом. В связи с этим перед педагогами и классными руководителями стоит цель - обучить школьников навыкам само- контроля эмоциональных состояний и конструктивным способам выходам из конфликтных ситуаций.
Тема моего мастер-класса: «Ситуационный классный час. «Способы регулирования эмоций в конфликтной ситуации».
Конфликт является неотъемлемой частью жизни человека в социуме и его взаимодействии с другими людьми, неотделим от развития личности.
Конфликт – это активные взаимонаправленные действия каждой сто- роны для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. Несмотря на это конфликт следует рассматривать как ситуа- цию возможного развития, так называемую «точку роста». Точку, в кото- рой, возможно, начнутся положительные изменения, прояснятся границы и правила взаимодействия, разрешится сложная ситуация.
Условиями возникновения конфликта являются:
· наличие конфликтной ситуации;
· субъекты (участники) конфликта – 2 и более;
· повод для конфликта (ситуация, слово, поведение).
Непосредственно в самом конфликте происходит следующая динамика:
· предконфликтная ситуация – возникновение разногласий. Это могут быть: несовместимость интересов, мнений, целей. На этой же стадии возникает «предмет конфликта» – основное противоречие, для разрешения которого стороны вступают в борьбу;
· возрастание напряженности в отношениях;
· осознание конфликтной ситуации – оценка чужих действий как преднамеренно враждебных;
· собственно конфликтное поведение – обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия;
· развертывание конфликта и/или его разрешение.
Как правило, классные руководители включаются на последней стадии конфликта – на этапе его разрешения.
Задача классного руководителя - выступать третьей стороной и адек- ватно «отражать» конфликтную ситуацию между подростками. Главная цель
– не наказать, а научить осознавать свои чувства и чувства оппонента, научить регулировать свои эмоции (в частности, злость и раздражение).
Ситуационный классный час – это возможность в безопасной ситуации разобрать конфликт, опробовать различные стратегии поведения, научиться понимать эмоции другого.
Методы, которые наиболее часто используются мной при проведении ситуационного классного часа:
1. Рассказ, объяснение, беседа - для оценки имеющихся знаний обу- чающихся о понятии, которое мы разбираем. Предложение новой информа- ции по теме, обобщение материала.
2. Ролевые игры с моделированием проблемных ситуаций - для от- работки новых стратегий реагирования и тактики поведения.
3. Практические упражнения, в которые включены все обучающие- ся – возможность каждому решить предложенную ситуацию, развитие кри- тического и аналитического мышления.
Для успешного усвоения детьми новых коммуникативных тактик в си- туациях общения, самостоятельного конструирования социально одобряемых форм общения, развития самоконтроля от меня, как от классного руководи- теля, требуется:
- знание сути конфликта и динамики его протекания,
- знание возрастных особенностей подростков,
- обладание навыками самоконтроля,
- умение презентовать новые методы,
- доброжелательный настрой,
- создание в классе безопасной среды, где к каждому ученику и его мнению проявляют уважение.
3. Практическая часть проведения ситуационного классного ча-
Цель: познакомить обучающихся с понятием «конфликт», с эффек-
тивными способами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.
- актуализация знания понятия «конфликт»,
- развитие эмоционального интеллекта (способность распознавать свое эмоциональное состояние),
- развитие навыка саморегуляции в конфликтной ситуации,
- побуждение к самопознанию, самовоспитанию.
Участники: ученики 6-го класса (12-13л.)
Оборудование: доска, мел, листы бумаги, ручки.
Возраст младших подростков – это возраст импульсивности и эмоцио- нальности. Зачастую подростки не осознают последствия своих поступков и не могут дать объективную оценку происходящему, действуют спонтанно под влиянием сиюминутных эмоций.
Драки и конфликты – неотвратимые спутники раннего подросткового возраста. Предлагаю рассмотреть довольно типичную ситуацию – драка на перемене, причиной которой послужили словесные оскорбления. Нет ника- ких сомнений в том, что это конфликт.
При проведении ситуационного классного часа, непосредственно после произошедшего, целесообразно начать обсуждение с прояснения понятия
«конфликт».
Предлагаю вам озвучить все ассоциации, которые у вас возникают, ко- гда вы слышите слово «конфликт».
Детям можно предложить выполнить это упражнение на листочках. Время выполнения 5-7 минут.
Подведем итог: что несет конфликт? Только ли отрицательные эмоции и неприятности? Или в нем есть и положительные стороны?
Итак, конфликты – это часть нашей жизни, они естественны. Кон- фликтные ситуации могут возникнуть из-за того, что мы разные: по-разному чувствуем и думаем, по-разному выражаем свои эмоции, у нас у всех разный уровень контроля над своим эмоциональным состоянием.
А какие эмоции ребята могли испытывать в произошедшей конфликт- ной ситуации?
При обсуждении этого вопроса, если дети будут затруднятся в опи- сании своих психоэмоциональный состояний, можно рассказать о том, ка- кие эмоции и чувства испытывают люди в различных ситуациях (страх, злость, интерес, радость, обида, раздражение и др.).
После высказываний ребят, можно озвучить свое мнение: «Я тоже со- гласна, что ребята чувствовали злость».
Злость – это громкое «НЕТ» тому, что происходит. Эту эмоцию испы- тывают все люди, только по-разному ее выражают.
Сейчас я попрошу вас изобразить злость. Покажите мне, как она вы- глядит:
- складки под нижними веками,
- щеки подняты,
- морщинки у наружных уголков глаз,
- углы рта смещаются вверх и назад.
При этом человек может начать кричать, размахивать руками, сжимать кулаки, краснеть, учащается сердцебиение.
Важно сделать акцент на том, что нельзя причинять физическую боль другому человеку, если ты злишься.
Очень важно понимать что, когда ты злишься, нельзя никому причи- нять боль! Но подростки не всегда могут вовремя остановиться и сказать се- бе: «СТОП».
- Как вы, дорогие участники справляетесь с сильными эмоциями в кон- фликтной ситуации?
- Почему так важно понимать свое эмоциональное состояние в кон- фликте и управлять им?
Потому что такая сильная эмоция как злость не поможет в разрешении конфликта. Когда мы злимся, мы не можем рассуждать здраво. Часто в пылу ссоры мы говорим необдуманные слова, о которых потом жалеем.
Сегодня мы потренируемся в технике «СУВОРОВ», которая поможет стать более выдержанным и научиться управлять своими негативным эмоци- ональным состоянием.
«СУВОРОВ»: Стоп – Упражнение – Воздух – Речь – Образ - Вперед.
Как только вы чувствуете сигналы нарастающей злости и гнева, нужно остановиться (Стоп), сделать упражнение на релаксацию, например, несколь- ко раз сильно сжать и расслабить кулаки (Упражнение), затем сделать не- сколько глубоких входов с медленным выдохом (Воздух), далее сказать са- мому себе несколько предложений: «Он не стоит моих нервов», «Стоит быть умным, а не правым» (Речь), и представить какой-то образ для умиротворе- ния (Образ). После этого скомандовать себе: «Вперед!» И переходить к дру- гой деятельности.
Подумайте, какой образ вам помогает успокоиться?
В ходе работы ребята называли: кран, из которого брызжет бескон- трольно вода, но его можно при желании закрыть; горящий костер, который нужно залить водой или песком. У кого-то это образ спокойной воды.
Необходимо обязательно проговорить с подростками о том, что это -
наш внутренний инструмент, его никто не увидит.
Давайте сейчас попробуем технику «СУВОРОВ» на себе. Представьте недавнюю конфликтную ситуацию, свои эмоции. А теперь делаем по алго- ритму: Стоп – Упражнение – Воздух – Речь – Образ - Вперед. Получилось? Отлично!
Эту технику можно проводить со всем классом или с группой ребят, участвовавших в конфликтной ситуации.
Итак, внутреннее состояние мы отрегулировали. Теперь самое время научить подростков конструктивно решать конфликт через диалог и умение договариваться.
Для того чтобы разрешить конфликт нужно:
1. Отрегулировать свое эмоциональное состояние (техника «СУВО- РОВ»).
2. Вступить в диалог с предложением договориться.
3. В диалоге использовать технику «Я-высказывание» (Ситуация + Я - чувство + Объяснение). Пример использования техники: «Когда ты меня обо- звал, я разозлился, почувствовал обиду. Мне неприятны твои слова. Я бы хо- тел, чтобы ты сдерживал свои эмоции, и говорил конкретно, что тебя не устраивает в сложившейся ситуации».
4. Разговаривать спокойно, но уверенно. Если чувствуешь, что эмоции вновь берут верх – см.п.1.
5. Учитывать интересы другой стороны. Идти на уступки.
6. Предложить свой вариант решения, постараться найти оптимальный подход.
Предлагаю сейчас потренироваться.
Пошаговое построение техники «Я-высказывание»:
1. Начинайте фразу описанием того факта, который не устраивает вас в поведении или действии другого человека. Никаких эмоций или оценки че- ловека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…», «Когда ты обижаешься...».
2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я раздражаюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. Например: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоей обиды» и т.д.
4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызва- ло у вас недовольство. «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».
Предлагаю вам сейчас потренироваться в Я-высказываниях. Будем ра- ботать в парах.
Вам будет предложено две ситуации, которые вам необходимо будет разыграть и найти пути решения.
1) Учительница Нина Петровна сделала Толе несправедливое (по его мнению) замечание. Толя стал дерзить учительнице.
2) Ваня решил подшутить над одноклассником Колей, подставив ему подножку. Коля упал и больно ударился, поднявшись, он решил тут же отомстить обидчику и кинулся в драку.
Итак, сегодня мы узнали, что конфликт – это столкновение противопо- ложных интересов, стремлений, серьезное разногласие. Это часть нашей жизни. Главное в конфликте – понимать себя и свои эмоции и пытаться кон- тролировать их. В контроле и тренировке выдержки поможет упражнение
«СУВОРОВ», которое мы изучили.
Результатом мастер-класса является ознакомление участников новой стратегии в разрешении конфликтной ситуации с целью ее применения в практике воспитательной работы с обучающимися. Исследование собствен- ного отношения к понятию «конфликт» и тех чувств, которые он вызывает. Тренировка одного из способов самоконтроля в конфликтной ситуации.
Конфликтные ситуации в жизни школьников – неизбежны. Задача взрослых - научить детей экологичным способам выхода из конфликта, од- ним из которых является саморегуляция эмоционального состояния. Чем больше мы будем говорить о чувствах с подростками, помогать им «отра- жать» то, что они чувствовали в той или иной конфликтной ситуации, тем лучше они будут понимать себя и смогут в дальнейшем регулировать свое состояние на еще начальном этапе конфликта. Приобретенные навыки очень пригодятся подросткам и в дальнейшей жизни.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.