Методическая разработка сценария Мир сказок А.С.Пушкина
Оценка 4.7

Методическая разработка сценария Мир сказок А.С.Пушкина

Оценка 4.7
docx
07.06.2020
Методическая разработка сценария  Мир сказок А.С.Пушкина
Сценарий Мир сказок А.С. Пушкина.docx

 

                                                          Сценарий

                                        театрализованной викторины

                                        «Мир сказок А .С . Пушкина»

 

Цель: Активизация знаний детей о сказках великого русского поэта А.С. Пушкина

Задачи:
Обучающие. Расширять знания детей о сказках А.С. Пушкина. Продолжать учить детей извлекать мудрость из прочитанных сказок.
Развивающие. Развивать мышление, память, умение цитировать строки из литературных произведений, умение концентрировать внимание для поиска ответа. 
Воспитательные. Воспитывать интерес к чтению и чувство гордости за великого русского поэта А.С. Пушкина.

Оформление: Мультимедийный экран, необходимая аппаратура, ноутбук подбор слайд сюжета  краткой биографии поэта, используются отрывки из мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина. Организована книжная   выставка «Читаем А.С. Пушкина». Подготовлены:  волшебный ларец с предметом, ,грамоты, благодарственные  письма ,призы для  самых активных , эмблемы двум  командам-«Золотая рыбка» и «Золотой петушок» ,подборка театрализованных костюмов героям сказок, за верные ответы победителям заготовлены  красочные эмблемы с силуэтом  золотой рыбки и золотого петушка .Мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке».

Участники программы:  ведущая Сказительница;   участники театрализованной викторины в роли сказочных героев :Балда, черт, заяц, старик со старухой, петушок ,царица с зеркальцем; две команды по 8 человек.

                                     Ход программы

Звучит сказочная музыка выходит  ведущая, исполняющая роль Сказительницы.

Сказительница: Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказки. А помогут  нам в этом путешествии сказки Александра  Сергеевича  Пушкина.

А.С. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. С самого раннего детства, когда мы не умели еще читать, самые родные и близкие люди читали нам вслух про царя Салтана и царевича Гвидона. Мы с детства помним строчки:

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом ….

Вместе со сказками А.С .Пушкина мы познавали могучий русский язык.      Вот как говорил о красоте русского языка  поэт :

«Русский народ  создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

 

Звучит фоновая музыка,  на мультимедийном экране портрет А.С. Пушкина. По  ходу рассказа краткой биографической информации идет слайд-сюжет о поэте.

1-й слайд: Особенности сказок А.С. Пушкина - это динамичный сюжет, необычные ситуации и события, полные чудес и роскоши. Многие герои сказок  ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Не чуждаются простого физического труда: печку затопить, дом прибрать, тем самым помогают воспитывать в детях уважение к труду. Сказки Пушкина написаны в стихах, но дети всегда "на ура" воспринимают их, так как изложены они простым и понятным русским  языком.

2-й слайд:  В каждой сказке встречаются афоризмы и доступное пояснение того, какой вывод должен сделать ребёнок после прочтения. И, главное, абсолютно все сказки Пушкина воспитывают благородные чувства, раскрывают русский язык доступный каждому человеку.

3-й слайд: Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года   и  ему  исполняется в этом году 220  лет со дня рождения. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
4-й  слайд:
Кто же  привил Пушкину любовь к родному языку? Он в детстве очень любил слушать сказки, рассказанные своей няней, Ариной Родионовной. Об этом знают все.  Огромное влияние на будущего поэта оказала  Арина Родионовна, которую поэт вспоминал всю свою жизнь и посвятит ей немало литературных произведений.
5-й слайд:  Пушкин любил свое отечество свой народ. Поэт любил деревенские песни и сказки, всегда прислушивался к живому народному говору, записывал и запоминал меткие слова и выражения.

6-й слайд :  Во времена Пушкина в дворянском обществе было принято говорить на французском языке, и , бывало некоторые дворяне своей родной язык знали намного хуже французского. Чистый , живой русский язык можно было услышать только среди простолюдинов. А Пушкин знал свой язык в совершенстве. И не только знал его, а и  в своих гениальных произведениях  воплотил всю красоту родной речи.

7-й слайд:  Начиная с 1827 г. - по 1828 г. Пушкин проявляет усиленный интерес к народному творчеству. Еще до этого, во время пребывания в Михайловском, он охотно слушал песни и сказки крестьян и записывал их.

8-й слайд : И он сам начинает писать сказки. Сказки Пушкина не являются точным переложением народных сказок, и лишь немногое из этих сказок попало в его стихотворные сказки.  

9-й слайд:  Выбирая занимательный сказочный сюжет и переделывая его свободно во вкусу русских народных сказок. А.С. Пушкин  отражает  в них  эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты, определенный уклад жизни простых людей.

10-й слайд: Пушкин оставил нам великое сокровище – упорядоченную и смирённую языковую стихию для сообщения любых мыслей и чувств, но освоить эту стихию невозможно без чтения произведений Пушкина. Никакие слова о языке поэта не могут заменить непосредственного восприятия его поэзии, прозы, писем, статей, которые воскрешают языковую реальность творчества Пушкина.

11-й слайд: Русский язык переживает сейчас трудные времена. Забота о возрождении духовности нашего общества сегодня, о будущем страны требует прежде всего сохранения (сбережения! как главного, бесценного сокровища!) и защиты русского языка.

Сказительница: Ребята! Наша надежда на помощь сегодня вновь обращена к Пушкину! Любите Пушкина! Читайте Пушкина!

Сегодня наше путешествие в «Мир сказок А.С. Пушкина»  мы продолжаем конкурсной программой  напрямую связанной со сказками поэта. А для этого я приглашаю команды «Золотая  рыбка» и «Золотой петушок» занять исходные позиции .

 На старте конкурс   - «Назови  сказку».

Условие:  Команды отвечают на два вопроса и за каждый правильный ответ получают по  1 золотой рыбке.

- «Сказка о рыбаке и ….»                  (рыбке)

- «Сказка о Золотом …»                    (петушке)

- «Сказка о попе и …»                        (о работнике его Балде)

- «Сказка о мертвой …»                     (царевне и семи богатырях)

Сказительница: Следующее задание - «Собрать  картинку из сказки ».

Условие:  Перед вами  2  иллюстрации сказок А.С .Пушкина, разрезанные на 6 равных частей. По моей команде вы должны сложить эти картинки. Кто первым  справится с заданием получает два золотых петушка, а второй по одному .

Реквизит: две иллюстрации сказок А.С. Пушкина, разрезанные на 6 равных частей.

Звучит фоновая музыка. Проходит конкурс «Собрать картинку из сказки». Награждаются победители. (Конкурс можно повторить несколько раз.)

Сказительница: Настал момент сразиться в знании сказок  А.С. Пушкина капитанам  команд. Конкурс «Кто больше?»

Условие: Назвать  сказочных героев из стихотворения «У лукоморья дуб зеленый …» Капитаны поочередно отвечают, получая  по золотому петушку и золотой рыбке.

Ответы :  Кот ученый, леший, 30 витязей, дядька морской Черномор, колдун, богатырь, царевна, волк, Баба Яга, Кощей

Сказительница:  Давайте вспомним строчки из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»»:           

    Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

У нас тоже есть  орешки, которые предназначены для участия

 в  конкурсе «Орешки для белочки».

Условие. Команды выстраиваются на старте. По  команде первый участник бежит к финишу ,берет из ведра один орешек и возвращается бегом обратно, кладёт   орешек в ведро  у старта и передает эстафету следующему. Чья команда быстрей справится с поставленной задачей.

Реквизит: 2 больших куба, 2 ведерка с  орешками  по количеству игроков.

 Звучит веселая мелодия. Проходит конкурс «Орешки для белочки». Награждается  2 золотыми рыбками команда-победитель,а вторая получает одну золотую рыбку.

Сказительница:   Следующий конкурс  «Объясни слово».

Условие. Дать определение словам из сказки:

- лукоморье                   (морской залив)

-супостат                        (враг)

- явства                           (еда, пища)

-сенная девушка             (служанка)

-толоконный лоб           (глупый человек)

- душегрейка                  (теплая кофта без рукавов)

- перст                             (палец)

- оброк                            (деньги, по Пушкину)

Звучит фоновая музыка. Проходит конкурс «Объясни слово». За каждый правильный ответ команды получают по золотой рыбке и  золотому петушку.

Сказительница :  Я объявляю Блиц- турнир «Дальше-дальше».  За каждый правильный  ответ  участник получает одну золотую рыбку и одного золотого петушка.

- где жила белочка                                                 (в хрустальном доме)

- кто подарил царю золотого петушка                 (мудрец, звездочет)

- в кого превращался князь Гвидон                     (в комара, муху, шмеля)

- у кого спрашивал королевич Елисей про царевну (месяц, солнце, ветер).

- что просила старуха у золотой рыбки?         (корыто, избу, стать: столбовой дворянкой, царицей, владычицей морскою)

- как хотели соревноваться Балда и бесенок     (бегали наперегонки; бросали палку, кто дальше; пронести лошадь)

                      Проходит конкурс.  Ассистенты награждают победителей.

Сказительница:  Внимание! Завершающий конкурс «Продолжите фразу». Условие. Я называю первую часть фразы, а вы продолжаете. Понятно? Тогда начнём!

1.     «А Балда приговаривал с укоризной: …не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

2.     «Я ль на свете всех милее: ...всех румяней и белее».

3.     "Отпусти ты, старче, меня в море: …дорогой за себя дам откуп».

4.     «Сказка ложь, да в ней намёк …добрым молодцам урок». 

5.     «Ветер, ветер! Ты могуч: …ты гоняешь стаи туч…»

6.     «Я там был, мёд, пиво пил — …и усы лишь обмочил».

7.     «Жил старик со своею старухой у …самого синего моря».

8.     «Ум у бабы догадлив: …на всякие хитрости повадлив».

9.     «Чем вы, гости, торг ведёте: …и куда теперь плывете?».

Сказительница : Я благодарю команды за участие, кто активно участвовал получите золотые рыбки и золотых петушков, а мы движемся дальше ,путешествуя по сказкам поэта.

 Дорогие ребята, прошу обратить ваше внимание  на этот волшебный ларец. (показывает ларец).

Отгадайте ,что то за предмет находится в этом  ларце? А для подсказки вспомните предметы, которые вам встречались в сказках Пушкина.

 На фоне легкой музыки проходит конкурс в форме аукциона. Кто отгадал предмет в ларце, становится его обладателем.

Реквизит: украшенный волшебный ларец с предметом,(яблоко или зеркальце) который   будет вручен победителю.

Сказительница: Мы поздравляем победителя! А  я приглашаю на театральную площадку  трёх участников  викторины из сказки « Сказка о попе и работнике его Балде».

Звучит сказочная музыка .Выходят  в костюмах  героев  сказки :Балда, черт,  заяц  и  поочередно  задают вопросы викторины по сказке А. С. Пушкина  «Сказка о попе и о работнике его Балде»

 1. В каком месте поп решил «присмотреть товару»?  (на базаре)

 2. Кто заговорил с попом?    (Балда)

 3. Какого работника искал поп?   (недорогого)

 4. Что должен делать работник в хозяйстве попа?( Готовить еду, работать с деревом и ухаживать за лошадьми).

5. Какую оплату попросил Балда за год работы?( три щелчка)

 6. Хорошим ли работником был Балда?   (хорошим)

 7. Почему Балда нравился всем, кроме попа?( поп боялся расплаты)

 8. Куда посоветовала попадья своему мужу отправить Балду? (к чертям за оброком)

 9. Где жили черти?    (в море)

 10. Что придумали черти, чтобы не отдавать оброк Балде ?(испытания)

 11. Кто бежал вместо Балды вокруг моря? (зайцы)

 12. Куда пообещал забросить Балда палку черта? (за тучку)

13. Сколько шагов сделал чертенок с поднятой лошадью?  (два)

 14. Как Балда перехитрил черта в испытании с лошадью? ( «Поднял»  лошадь ногами – сел и поехал).  

 15. Удалось ли работнику получить у чертей оброк?   (да)

 16. Сколько мешков оброка принес Балда?  (один)

 17. Обрадовался ли поп оброку? (нет)

 18. Что случилось с попом от первого щелчка?( подпрыгнул до потолка)

 19. Как подействовал на попа второй щелчок?( поп онемел)

 20. Что стало после третьего щелчка с попом?( вышибло  ум).

 21. За что был наказа поп?  (за жадность)

 Звучит фоновая музыка выходят  в костюме   героев   сказки Петушок и Звездочет и  задают вопросы  по сказке А. С. Пушкина  «Сказка о золотом петушке».

 1. Как звали царя, жившего в тридевятом царстве?   (Дадон)

 2. Как он вел себя с соседними царствами?  (обижал)

 3. Как стали поступать соседи, когда царь состарился( Совершали набеги на его царство)

 4. К кому за помощью обратился старый и уставший государь? ( К мудрецу-звездочету)

5. Что подарил мудрец царю?   (Золотого петушка).

6. Как работал подарок?( Поворачивался и кричал туда, откуда грозила опасность)

 7. Что пообещал царь мудрецу за помощь?( Исполнить желание).

 8. Справлялся ли петушок со своей работой?   ( да)

 9. С какой стороны пришла беда?    (с востока)

10. Кто повел войска на сражение?   (старший сын царя)

 11. Сколько сыновей было у царя?    (два)

 12. Почему старый государь вынужден был сам вести войско на восток?( Сыновья не вернулись).

 13. Сколько дней было войско в пути? (восемь)

14. Что случилось с царскими сыновьями и их войсками? ( погибли)

15. Кто вышел из богатого шатра? ( Шамаханская царица).

 16. Почему царь недолго горевал по убитым сыновьям?  (он про них забыл)

 17. Как долго пировал царь с молодой царицей? (неделю)

18. С какой дерзкой просьбой обратился к государю мудрец?( Подарить царицу).

 19. Выполнил ли его просьбу разгневанный царь ? ( нет)

 20. Как царь погиб?  ( Его клюнул золотой петушок).

Звучит фоновая музыка. От сказочных героев победители получают призы.

 Сказительница: А продолжить наше путешествие я приглашаю  главную героиню сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»-царевну с  говорящим зеркальцем .

Звучит сказочная музыка. Выходит участница в роли царевны и проводит с детьми викторину по  сказке «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

 1. Сколько месяцев царица ждала, не отходя от окна мужа?  (девять)

2. Кто родился в царской семье?  (девочка)

 3. Что случилось с царицей?      (умерла)

 4. Какой необычный предмет был у новой жены царя  ?(говорящее зеркало)

 5. О чем каждый раз спрашивала зеркальце царица?  ( о своей красоте)

 6. Почему зеркальце оказалось брошенным под лавку? (ответом разозлило царицу)

7. Что приказала злая мачеха сделать служанке с царевной?  (оставить связанную в лесу)

 8. Почему девушка осталась жива ? (служанка её  пожалела)

 9. Кто отправился на поиски царевны?  (королевич Елисей)

 10. У кого девушка нашла приют?    (у семи богатырей)

 11. В кого превратилась злая мачеха, чтобы погубить царевну?  (в нищую старуху)

 12. Кто пытался защитить девушку?  (пёс Соколко)

 13. Какой отравленный предмет дала колдунья царевне?   (яблоко)

 14. Что случилось с девушкой?   (умерла)

 15. Как поступили со своей гостьей богатыри? ( Положили в хрустальный гроб и отнесли в пещеру).

 16. К кому обращался за помощью Елисей?  (к людям, солнцу ,месяцу и ветру)

 17. Как ожила царевна?  (Елисей разбил гроб)

 18. Что сделала с волшебным зеркальцем злая царица, когда узнала, что девушка ожила и стала еще красивее? (разбила)

 19. Что стало со злой мачехой, когда она увидела падчерицу? (умерла)

 20. Чем закончилась сказка?   (свадьбой)

Звучит фоновая музыка. От сказочных героев победители получают призы.

Сказительница: Дорогие друзья ,вас приветствуют герои сказки А.С. Пушкина  «  Сказка о рыбаке и рыбке» .Прошу! Встречайте их дружными аплодисментами!

Звучит фоновая музыка выходят  в костюмах  героев  сказки Старик со Старухой  и  поочередно  задают детям вопросы .

 1. Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой?     (землянка)

 2. Какой водоем был рядом: пруд, река, озеро или море?   (синее море)

 3. Чем старик ловил рыбу?   (неводом)

 4. Чем занималась старуха?  ( пряла пряжу)

 5. Сколько раз пришлось забрасывать сеть старику, чтобы поймать рыбу? (три)

 6. Почему старик понял, о чем просила его рыбка? (говорила человеческим языком)

7. Чем еще была необычна пойманная стариком рыбка? (была золотая, волшебница)

8. Что пленница предложила старику?  (откуп)

9. Воспользовался ли рыбак предложением золотой рыбки?  (нет)

 10. Кто заставлял ходить старика к морю с просьбами? (старуха)

 11. Сколько раз он это делал? (пять)

 12. Перечисли, что нужно было старухе? ( Корыто, изба, титул дворянки, титул царицы, титул владычицы морской).

 13. Почему баба не могла остановиться в своих просьбах? (жадная)

 14. Почему рыбка выполнила четыре просьбы старика? (обещала)

 15. Как старуха стала обращаться с мужем?  (как со слугой)

16. Как с каждой просьбой менялась погода на море?( Портилась, плоть до черной бури).

 17. Почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз? (Знала, что эту просьбу не выполнит)

18. Что увидел рыбак, вернувшись домой  ?( Все стало как раньше).

19. Сколько лет рыбачил старик, когда случилась эта история? (Тридцать три года).

 20. Что высмеивает А. С. Пушкин в этой сказке? (Жадность, грубость, покорность).

Сказительница : Я благодарю всех за участие и верные ответы. Видно что вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина и это очень похвально. А теперь прошу получить заработанные призы в награду.

Звучит фоновая музыка. От сказочных героев победители получают призы.

Сказительница: Наше путешествие приближается к концу, как и любая сказка имеет своё начало и свой конец.  Давайте вспомним  какими словами заканчиваются сказки Пушкина?

Ответ: «Сказка о попе и о работнике его Балде»? 

А Балда приговаривал с укоризной:

"Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Сказительница : Правильно!

Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»?

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Сказительнице: Верно! Следующий кто?

Ответ: «Сказка о Золотом петушке»? 

Сказка-ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Сказительница: Здорово! Дальше!

Ответ: «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? 

Я там был; мёд, пиво пил - и усы лишь обмочил.

Сказительница: Ну, что тут скажешь, молодцы ,так держать, я других ответов и не ожидала .А теперь  ребята, давайте вместе сделаем обобщение:

- Почему говорят, что  сказка ложь? ( это - вымысел).

- Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).

Для подведения общего итога нашего путешествия попытайтесь дать  ответы:

Вопрос первый: Что объединяет  сказки?

Ответ: волшебные чудеса, превращения.

Вопрос второй: Чему учат  сказки?

Ответ: Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий.

Вопрос третий:  Что высмеивается в сказках?

Ответ: Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество.

Четвёртый вопрос: В чем же сила и красота этих сказок?

Ответ: Добро побеждает зло.

Сказительница: Верно! Молодцы!

 Богатое, удивительное наследство – свои  замечательные сказки, оставил нам А. С. Пушкин.  Наше путешествие  в мир чудес, творимых в  сказочном мире завершилось. Но добро, прославляемое поэтом  в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.

Настал момент отблагодарить  наших участников путешествия. Прошу  ассистентов  помочь командам  посчитать количество полученных золотых рыбок и золотых петушков. 

Звучит фоновая музыка. Ассистенты помогают командам, а ведущая продолжает

Сказительница: Все хорошо подготовились к мероприятию и хорошо  знаете сказки А.С. Пушкина. Я благодарю всех вас за активное участие в путешествии. Молодцы! Я надеюсь, что его  сказки навсегда останутся в вашей памяти и будут передаваться из поколения в поколения, прославляя наш могучий русский язык ,благодаря  именно  творчеству великого поэта и писателя А.С. Пушкина.

 Хотите знать кто лучше всех знает сказки Пушкина? Оказывается, что их хорошо знают все! Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Поздравляю! Ребята, у кого больше всего рыбок и петушков  получите призы от ассистентов. А  от организаторов мероприятия примите в подарок просмотр мультфильма  «Сказка о рыбаке и рыбке» .Приятного просмотра.

После просмотра  мультфильма выходит Сказительница и прощается с ребятами:

А проститься с вами  я хочу стихами Алифиренко:

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.

Любите Пушкина, читайте Пушкина!

 До свидания, друзья! До новых встреч!!!

 

                    Над материалом сценария работала методист Е.М. Чумаченко


 

Сценарий театрализованной викторины «Мир сказок

Сценарий театрализованной викторины «Мир сказок

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»

И не только знал его, а и в своих гениальных произведениях воплотил всю красоту родной речи

И не только знал его, а и в своих гениальных произведениях воплотил всю красоту родной речи

Реквизит: две иллюстрации сказок

Реквизит: две иллюстрации сказок

Сказительница : Я объявляю

Сказительница : Я объявляю

Звучит сказочная музыка .Выходят в костюмах героев сказки :Балда, черт, заяц и поочередно задают вопросы викторины по сказке

Звучит сказочная музыка .Выходят в костюмах героев сказки :Балда, черт, заяц и поочередно задают вопросы викторины по сказке

Почему старый государь вынужден был сам вести войско на восток ?(

Почему старый государь вынужден был сам вести войско на восток ?(

Сказительница : Дорогие друзья ,вас приветствуют герои сказки

Сказительница : Дорогие друзья ,вас приветствуют герои сказки

На пороге сидит его старуха,

На пороге сидит его старуха,

Поздравляю! Ребята, у кого больше всего рыбок и петушков получите призы от ассистентов

Поздравляю! Ребята, у кого больше всего рыбок и петушков получите призы от ассистентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2020