Методическая разработка "Технология оценки учебных успехов"
Оценка 5

Методическая разработка "Технология оценки учебных успехов"

Оценка 5
docx
12.05.2020
Методическая разработка "Технология оценки учебных успехов"
Технология оценки учебных успехов.docx

Технология оценки учебных успехов

.                                                                                                                            

    S5300105

 Если учитель обещает воспитать у учеников умение учиться, он тем самым обещает воспитать у детей здоровую самооценку: спокойную уверенность в себе (без самолюбования), сочетающуюся со спокойной самокритичностью (без самоедства).                                                                                             Как сделать, чтобы ученик совершал усилие не ради учительской оценки или хотя бы не только ради нее?

         Зависимость от внешней оценки снижается тогда,  когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция - самооценка. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки – в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.                                                                                                                                              

Основными составляющими технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки.

Цель технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100».

Основные задачи новой технологии:

-          Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть современными целями образования.

-          Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

-          Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.  

 Оценка учителя – это прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны : а) получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии оценки ; б) участвовать в разработке этих шкал вместе с учителем .Им должна быть открыта «внутренняя» кухня оценивания .Тогда в более зрелом возрасте они самостоятельно и чрезвычайно рационально переведут любую нестандартную оценочную шкалу в конвенциальную ( пяти -, десяти- или стобальную).             

1-й класс. Вводятся только правила, которые составляют основу технологии, ее минимальную конфигурацию:

1-е правило (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. В 1-м классе вместо отметок используется только положительная и не градируемая по уровням фиксация в рабочих материалах учителя.

2-е правило (Самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму (сначала без разделения на уровни успешности).

3-е правило (одна задача – одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом. После 1-го класса определять отметку каждой учебной задачи.

4-е правило Учитель начинает работать с таблицей требований сам, без учеников. После проведения проверочной работы учитель выставляет отметки за каждое из ее заданий в таблицу требований (свои рабочие материалы). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

Уже с 1класса ученики приобретают умение самооценки, некоторые качества контрольно-оценочной самостоятельности. Учитель и родители могут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, а также то, над чем ему необходимо работать в дальнейшем.

2-й класс. Вводится в полном объеме 4-е правило. Не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось от них в ходе решения задачи. В таблицу требований  уже выставляются не только отметки за задания проверочных работ, но и за задачи, решенные  в ходе текущего контроля (на обычных уроках).

3-й класс. Дополнительно вводится 6-е правило (уровни успешности) и  5-е правило (право отказа и право пересдач). Учитель и дети учатся определять уровень задания, уровень успешности по признакам. При этом  ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание проверочной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень, который они могут и хотят заниматься на данный момент. Учитель начинает применять 7-е правило (определение итоговой оценки и отметки). Ученики еще не участвуют в применении этого правила, но оно может быть им разъяснено.

4-й класс. Дается возможность детям самостоятельно выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку.

Все это позволяет не только приобрести ученикам умения самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успехи». Заметно возрастает сознательное отношение учеников к целям обучения и самой учебной деятельности.

  Самооценка

Оценку определяют учитель и ученик сообща.

: Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Начиная со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований к этому алгоритму могут быть добавлен новый пункт:

5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности к этому алгоритму могут добавляться новые пункты для градирования учеником своих успехов и определения своей цифровой отметки:

6 шаг. Каков был уровень задачи-задания:

- Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только старые, давно изученные знания? (Необходимый уровень)

- В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны старые знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас изучаемые знания)? (Программный уровень)

- Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ же использованы знания, которые мы вместе на уроке никогда не изучали? (Максимальный уровень)

7 шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8 шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Алгоритмы введения правила «Самооценки».

1). Совместная выработка порядка оценивания

1 шаг. Учитель предлагает ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого задает следующие вопросы: «С чего начнем оценивать свою работу?»… «Что сделаем после этого?»  и т.д.

2 шаг. По итогам в виде опорных сигналов (рисунков, ключевых слов) оформляется, указанный выше, алгоритм самооценки из четырех пунктов.

2). Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание.

1 шаг. В течение первого времени, планируя уроки, учитель отбирает в них только минимум содержания учебного материала. Максимум материала не планируем использовать, т.к. это время уйдёт на выработку у учеников умения самооценки (в дальнейшем на порядок более сознательное отношение детей к учебе, компенсирует менее подробное изучение нескольких тем).

2 шаг. При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении какого задания, будем проговаривать с учеником алгоритм самооценки.

3). Действия при выработке у учеников умения самооценки .

1 шаг. В начале учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 2-3 ученика).

2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание и осмысление вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уж сделали?» и т.п.

3 шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.

4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога саомоценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

S53001165 шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооцеки сформировано.

 

4). Действия при сформированном умении самооценки.

1 шаг. Планируя урок, учитель перестает урезать его содержание до минимума, вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.

2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо».

 


Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции

3 шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценивания.

 


Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке. 

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. !!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценке, а авторитарное решение учителя – нет!

 

Особые ситуации:

1) не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, учителю необходимо учитывать, что  таким детям нужна помощь психолога, и по возможности первое время не задействовать их на данном правиле пока ребята не преодолеют психологический барьер.

2) Если ученик хочет выйти на более высокий уровень, но ему это не удаётся, таким ученикам требуется индивидуальный подход, при этом учитель в индивидуальной беседе объясняет ребёнку , что каждый уровень это определённый успех. Не удаётся в этом умении сейчас, может получиться в другом.

Учитель должен помнить, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Задача учителя с помощью Самооценки помочь ученику найти свой уровень успешности.

3) Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ другого товарища, то учитель может вовлечь их в диалог, при условии, что это не задевает отвечающего ученика , а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.

 

Критерии оценивания:

«Уровни успешности».

Уровни успешности

6-балльная шкала

5-балльная

Необходимый уровень

 («хорошо»)

Решение типовой  задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания.

 

1 балл успешности 

- Частично успешное решение (с незначительной – не влияющей на результат - ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«3» - удовлетворительно

2 балла успешности

- Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

«4» - хорошо

Программный уровень

(«отлично» по требованиям программы «Школа 2100»)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

-          либо применить новые, изучаемые в данные момент, знания,

-           либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации

3 балла успешности

- Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«4+» - приближается к  отлично

4 балла успешности

- Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

«5» - отлично

Максимальный уровень

(«сверх отлично»)

Решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», потребовавшей

-          либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся  знания,

-          либо новые самостоятельно усвоенные умения

5 баллов успешности

- Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

 

 

 

«5+» или «5 и 5» - сверх отлично

6 баллов успешности

- Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

 

Когда ученики осознали и назвали все признаки, учитель в диалоге с учениками обозначает каждый уровень новым словом: «необходимый», «программный», «максимальный», поясняя, что достижение каждого из них – это успех! Диалог может выглядеть так:

 

Учитель

Ученики

- Кому необходимо уметь решать простые задачи, то есть применять знания так, как учили? 

- Верно – это «Необходимый уровень», его по любому предмету, по любому виду задач нужно достичь каждому! (Записывает новое название на плакат рядом со словом «просто».)

- Как вы считаете, успех такого уровня – это «плохо», «хорошо» или «отлично»?

 

 

- Кому может пригодиться умение решать задачи «посложнее», то есть применять свои умения и знания в новой непривычной  ситуации

- Верно – решать такие задачи и учит программа, по которой мы занимаемся - программа «Школа 2100». Это «Программный уровень» успешности. (Записывает на плакат)

- А каждому из вас удается все время правильно решать все такие задачи по всем предметам?

 

- Значит успех на программном уровне – это «хорошо» или «отлично»?

- А  почему нельзя от каждого из вас требовать решать задачи «трудные»?

- Почему же кому-то из вас удается решать одни такие задачи, а кому-то другие.

 

- В жизни это может пригодиться?

- Значит трудные задачи – это «Максимальный уровень» успешности. Каждый может его достичь в том, что ему интересно. (Запись на плакате)

- Как мы назовем этот успех, это больше чем «отлично»?

 

- Это каждому человеку необходимо

 

 

 

 

 

- Это совсем не плохо, но раз нужно каждому, то еще не отлично. «Необходимый уровень» - это «хорошо»! (слово «хорошо» так же записывается на плакат)

- Да всем может пригодиться!

 

 

 

 

 

- Нет это удается не всегда. У кого-то лучше по «русскому языку», у кого-то по «математике». Но мы к этому стремимся!

- Это «отлично»! (Запись на плакат)

 

- Потому что это задачи о том, что мы никогда в классе не изучали.

- Те, кому интересны какие-то из этих задач, сами что-то дополнительно узнавали.

 

- Конечно!

 

 

- Да «максимальный уровень» - это «сверхотлично»! (запись)

 

 

На следующих уроках ученики привыкают обозначать решение той или иной задачи как успех на необходимом, программном, или максимальном уровне. При этом они привыкают сводить качественную оценку своей работы  к слову-метке «хорошо», «отлично», «сверхотлично».

Вероятно, уже сразу возникнет проблема, что не всегда задача решена полностью правильно, или не всегда полностью самостоятельно и к слову-метке приходится прибавлять характеристики «не вполне хорошо», «близко к отлично». Остается последний шаг. Учитель с учениками определяют, что на каждом уровне задача может быть решена полностью успешно (без ошибок и полностью самостоятельно) или частично успешно (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент). Слова «полностью» и «частично» записываются напротив каждого уровня (необходимого, программного, максимального). Так на плакате в таблице «Признаки уровней успешности» возникает 6 позиций. Остается каждой из них присвоит по одному баллу. Так же в диалоге с учениками учитель договаривается с ними, что «частично достигнут необходимый уровень» – это «1 балл успешности», «полностью необходимый уровень» - «2 балла успешности» и так далее.

На следующих уроках уже любую задачу можно не только оценить, но отметить по баллам успешности. Система оценивания нацелена на развитие рефлексивной, дифференцированной, осознанной устойчивой, адекватной, самооценки школьников.                                                                                                                                                             Если учитель будет целенаправленно формировать учебное действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудности (это доступно дошкольнику), но и анализировать их причины; от фиксации самого факта незнания или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание преодолеть.                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технология оценки учебных успехов

Технология оценки учебных успехов

Уже с 1класса ученики приобретают умение самооценки, некоторые качества контрольно-оценочной самостоятельности

Уже с 1класса ученики приобретают умение самооценки, некоторые качества контрольно-оценочной самостоятельности

Совместная выработка порядка оценивания 1 шаг

Совместная выработка порядка оценивания 1 шаг

Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше

Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше

Программный уровень («отлично» по требованиям программы «Школа 2100»)

Программный уровень («отлично» по требованиям программы «Школа 2100»)

Кому необходимо уметь решать простые задачи, то есть применять знания так, как учили? -

Кому необходимо уметь решать простые задачи, то есть применять знания так, как учили? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020