Методическая разработка Тема: «Педагогические условия формирования знаний о живой природе, посредством дидактических игр».

Методическая разработка Тема: «Педагогические условия формирования знаний о живой природе, посредством дидактических игр».

docx
13.01.2020
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

пед. условияДокумент Microsoft Word.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №75»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

Тема: «Педагогические условия формирования знаний о живой природе, посредством дидактических игр».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнила воспитатель

I квалификационной категории

Порошина Наталья Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец, 2019- 2020учебный г.

Тема: «Педагогические условия формирования знаний о живой природе, посредством дидактических игр».

Процесс формирования знаний о живой природе довольно длительный. Вводить, «погружать» ребёнка в жизнь природы надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Это возможно лишь при особом планировании работы детского сада по формированию знаний о живой у детей старшего дошкольного возраста, с помощью последовательных заданий, вовлекающих ребёнка в многообразную деятельность: познавательную, оценочную,  творческую, практическую, оздоровительную.

Учёными педагогами выявлены педагогические условия способствующие знаниям о живой природе через дидактические игры.

1.Еще Л.С. Выготский утверждал, что необходимо «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще "не созрели" для самостоятельного функционирования». 
Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию профессиональной компетентности, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. 
Педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности. 

Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности посредством дидактических игр.

Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

Профессиональная компетентность педагога: 1) это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности; 2) сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, комбинация личностных и профессиональных качеств и стремление к новому.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей, систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

В соответствии с разработанным  профессиональным стандартом  квалификация педагога  представлена как совокупность шести основных компетентностей:

1.Компетентность в области личностных качеств.

2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.

6.Компетентность в организации педагогической деятельности.

2. Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего  достижение определенного результата. 
Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направляемых в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности. 
Воспитательно-образовательное значение дидактических игр  о живой природе в том, что они мобилизуют интеллектуальные силы растущего человека, вызывая удовлетворение, наслаждение, внутреннюю раскованность, заинтересованность в содержании и формах подачи материала, значительно повышает их статус и педагогическую эффективность. Дидактические игры способствуют развитию речи, внимания, мышления и памяти.

Организация педагогического процесса .

Чтобы развитие детей через дидактические игры, при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитатель должен уметь правильно отобрать дидактические игры   и продумать средства, с помощью которых, он сможет лучше всего передать его содержание. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.                                                         Воспитатель подводит детей к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений. В подготовительной к школе группе дети могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать по только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки  живой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Развивающая предметно – пространственная среда

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие  способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: Максимальную реализацию образовательного потенциала Организации:

1.группы.                                                                                                                                        2. территории, приспособленной
для реализации Программы .                                                                                         3.материалов, оборудования
и инвентаря .                                                                                                          4.
пространства                                                                                                    5.возможность:

                    общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых.

                    двигательной активности.

                    уединения.

                    реализацию различных ОП.

                    необходимые условия в случае организации инклюзивного образования

                    учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

                    учёт возрастных особенностей детей

6.Трансформируемость среды

                    Возможность изменений
предметно-пространственной среды
в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей с использованием дидактических игр.

 

 

 

 

 

 

Схема Предметно – пространственной развивающей среды в детском саду:

Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада
Экологический центр в группе д/с Комната природы
Социальное партнёрство с институтами детства(дополнительное образование): Дворцы детского творчества, зоопарки, цирк, экскурсии в природу, посещение музеев природы Экологическая среда в детском саду
Миниферма,  фитополяна, уголок нетронутой природы, экологическая тропа, зеленый маршрут
 

 

 

 

 

 

 


Взаимодей- ствие с роди -телями: создание коллекций, гербариев, участие в природоохранных акцияхФруктовый сад и огород Хвойный борЗимний садцветники         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Предметно – пространственная развивающая среда

                                                                                                        

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

Формирование основ экологической культуры как условие  повышения качества организации и управления педагогическим процессом  в детском саду с введением ФГОС.

Большое значение для планирования экологической работы с детьми с позиций современных подходов является интеграция различных видов и форм деятельности детей в природе: познавательной, игровой, трудовой, художественно – творческой, музыкально – театрализованной. Такой подход к планированию экологической работы с детьми обеспечивает возможность использования природы как средства комплексного развития ребёнка:

- ценности и чувства образуют сплав, представляющий собой «единство аффекта и интеллекта» на основе которого ребёнок взаимодействует с природой;

 - усваиваемые ценностные установки и чувства по отношению к природе постепенно становятся регулятором поведения и деятельности. При этом чувственная регуляция является ведущей:

- индикатором эмоционально – ценностного отношения являются проявления ценностных качеств личности и чувств непосредственно в реальной деятельности и реальном поведении;

- позитивные – гуманные ценности в отношениях «  человек – природа» складываются на основе положительных чувств и эмоций, включаются в эмоционально – ценностную сферу личности    дошкольника и становятся мотивами поведения и деятельности по отношению к природе.

Принципы отбора знаний о живой  природе посредством дидактических игр:

- научность предлагаемой детям информации, через дидактический материал игр;

- доступность информации в игровой деятельности;

         - учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей при организации дидактических игр и работы с детьми;

- систематичность и последовательность процесса ознакомления старших дошкольников с растительным миром, с животным миром и миром человека через дидактические игры;

- активность детей в процессе освоения мира природы через дидактические игры;

- краеведческий принцип;

- принцип энциклопедичности знаний.

Знания о живой природе наиболее полно отражены в разделе программы

« Детство» « Ребёнок открывает для себя мир природы. Авторы программы выделили системные знания растениях, животных, о человеке и большое внимание при этом уделяют взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

Так же необходимо отметить, что программа « Детство» составлена с учётом дифференцированного освоения детьми её содержания при условии использовании различных методов и форм работы. Выделяются критерии высокого, среднего и низкого уровня освоения программы по каждому разделу, что является вспомогательным ориентиром для педагогов при конструировании модели развития каждого ребёнка.

Осуществление оценки уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников, систематического мониторинга в данной области необходимо рассматривать как одно из условий оптимизации экологической работы с детьми.

Педагогическая оценка ( диагностика) направлена на решение целого спектра задач:

- выяснить, в какой степени ребёнок освоил программу экологических знаний;

- выявить, как ребёнок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;

- определить, какова степень освоения ребёнком трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами;

- уточнить, в какой степени у ребёнка сформировано отношение к природе и каков характер этого отношения ( познавательное, эмоционально – эстетическое и гуманистическое).

Для реализации этих задач воспитатель может использовать спектр методов: беседы с детьми, наблюдения за самостоятельными проявлениями детей в природе, дидактические игровые задания, проблемные ситуации. Результаты изучения детей фиксируются в протоколах и впоследствии анализируются.

Для анализа объёма и характера освоенных детьми знаний используют следующие показатели:

                    объём освоенных знаний – полнота знаний;

                    глубина освоенных знаний.

Объём знаний – это количественный показатель. Он свидетельствует о полноте освоения детьми программы.

Глубина освоения знаний – это качественный показатель, отражающий конкретность представлений детей, степень осознания детьми сущности происходящего в мире природы, степень обобщённости и системности представлений детей.

                    Прочность знаний – сколько знаний осталось в памяти у детей по изучению раздела

                    Системность знаний.

Эти показатели мы использовали из методики Людмилы Николаевны Сабуровой.

Таким образом, использование дидактических игр как средства формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков через дидактические игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:
1.Николаева С.М. Формирование начал экологической культуры: Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 2006.- № 9. - С. 69-75.

2.Николаева С.М. Формирование начал экологической культуры: Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 2006.- № 11. С. 44-52

3.Николаева С.М. Формирование начал экологической культуры: Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 2006.- № 12. - С. 8

4.Николаева С.М. Формирование начал экологической культуры: Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 2007.- №. 1. - С. 30-35.

5.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. - 208 с.

6.Николаева С.Н. Использование игры в экологическом воспитании дошкольников // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 2003. - № 3. - С. 158-169.

7.Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.

8.Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства / Всероссийское общество охраны природы, Пермский областной совет. - Пермь, 1992. - 216 с.

9.Обылева Л.Д. Экологические знания - дошкольникам // Дошкольное. воспитание. - 2007. - № 7. - С. 16-20.

10. Сабурова. Л. Н. Диссертационный материал, с. 88 -97

11.Серебрякова. Т .А. Экологическое образование детей дошкольного возраста,4 – е издание, 2006.- с. 66 - 208

12.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.

13.Федотова А.М. Экологический подход в воспитании детей дошкольного возраста // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 2003. - С. 192-206.

14.Фокина В. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта // Дошкольное воспитание. - 2005.

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)