Методическая разработка
Тема: «Волшебный теремок»
Подготовила: Мочалова О. В., п.д.о.
МУ ДО ЦДТ Ленинского района г. Саратов п/к «Мечтатель»
Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.
Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.
Игру можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слава», «рядом», «друг за другом».
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Возрастная группа: 3-4 года
Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; упражнять детей в правильном употреблении глаголов; совершенствовать диалогическую речь детей.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: Куклы для сказки «Теремок», домик, стол, ширма.
Словарная работа: Спектакль, ширма, занавес, аплодисменты, пальчиковый театр.
Этапы деятельности |
Действия воспитателя |
Деятельность детей
|
Мотивационно-побудительный |
- Ребята, сегодня мы с вами пришли в наш маленький кукольный театр, где живут куклы. Кукол здесь много, и они все разные. Посмотрите: одни маленькие, другие большие. Все куклы добрые и очень любят играть с детьми. Давайте вспомним, из каких театров они к нам пришли. - Правильно ребята, с этими куклами вы уже знакомы, а кто скажет, почему театр называется настольный? |
Эти куклы из кукольного театра(показывают на куклы кукольного театра), эти куклы из настольного театра(показывают на куклы настольного театра).
Потому что все куклы располагаются на столе! И вся сказка проходит на столе. |
Организационно-поисковый
|
Но посмотрите, дети, у нас еще много есть других кукол, с которыми вы еще не знакомы. Смотрите, у нас здесь живут ещё куклы для театра на фланелеграфе, куклы для теневого театра ,а ещё куколки для пальчикового театра. Сегодня я вас познакомлю с куклами пальчикового театра. А называется этот вид театра – пальчиковым, потому что все куколки одеваются на пальчики. Звоню в колокольчик и говорю: «Ребята, слышите? Звенит колокольчик – это он вас зовет в зрительный зал. Садитесь на стульчики, куклы вас ждут». Мы тихонечко пойдем, В зале стульчики найдем. Топ, топ, идем, идем, Сядем, сядем – подождем. - Пока вы садились, колокольчик пел вам песенку и ждал вас. Это значит, что сейчас начнется представление. Посмотрите, какая нарядная ширма перед вами, а за ширмой – маленькие артисты. Они хотят вам показать сказку. Сейчас прозвенит еще один звонок, и сказка начнется. Звонит колокольчик в третий раз. Чтобы занавес открылся, нужно его попросить, то есть похлопать в ладоши. А когда зрители хлопают, это называется – аплодисменты! Звучит музыка. Занавес открывается, сказка начинается. Показ сказки «Теремок» Дети, а Вы хотите также поиграть с нашими куколками? -Для того, чтобы Ваши куклы смогли ходить также как и мои, необходимо потренировать Ваши пальчики. Потренируем их? Приготовьте свои указательные пальчики. Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону) Ты малыш, не зевай. (погрозить указательным пальчиком) Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону) - Дети, у нашего указательного пальчика сегодня день рождения, и он приглашает другие пальчики к себе на праздник. День рождения у меня! (указательный пальчик одной руки кланяется, Приходите все, друзья Здравствуй, пальчик, ты нас звал Здравствуйте гости, мои дорогие Здравствуйте гости, мои золотые! Проходите, проходите Отдохните, посидите, Никуда не уходите. Я к вам сейчас приду И вас всех повеселю! Молодцы! Теперь Ваши пальчики поупражнялись, окрепли, и смогут примерить на себя роль героев нашей сказки. Подходите к нашей сцене и выберете себе героя и присаживайтесь на стульчики. Звоню три раза в колокольчик. Дети аплодируют. Под речь воспитателя дети выходят за сцену по очереди и упражняются в ведении куклы. Занавес открывается, сказка начинается. Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок не высок, не высок. Вдруг по полю, полю бежит мышка Увидела теремок, остановилась и спрашивает: Мышка: Пи-пи, терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Прискакала к терему,лягушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:Ква-ква,терем-теремок! Кто в тереме живет? Мышка: я, мышка-норушка! А ты кто? Лягушка: а я лягушка-квакушка! Мышка: иди ко мне жить! Лягушонок прыгнула в теремок. Бежит мимо зайчик. Увидел теремок, остановился и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живет? Мышка: я – мышка-норушка. Лягушка: и я лягушка-квакушка. А ты кто? Зайчик: А я зайчик побегайчик. Мышка: иди к нам жить! Лисичка-сестричка Постучала в окошко и спрашивает. Лисичка: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Мышка: Я мышка-норушка. Лягушка: Я лягушка-квакушка. Зайчик: Я зайчик-побегайчик. А ты кто? Лиса: А я лисичка-сестричка. Зайчик: Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они жить вчетвером. Прибежал к терему волк. Волк: Вууууу…терем-теремок! Кто в тереме живет? Мышка: Я мышка-норушка. Лягушка: Я лягушка-квакушка. Зайчик: Я зайчик-побегайчик. Лиса: Я лисичка-сестричка. А ты кто? Волк: А я волчок-серый бочок. Пустите и меня к вам. Лиса: А ты не будешь нас обижать? Волк: Нее, не буду, даю слово. Лиса: Ну ладно, если так, то иди к нам жить! Волк влез в теремок. Стали они жить. - Вот живут они в теремке, песни поют. Вдруг мимо идет медведь. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: Медведь: Ррррр…Терем-теремок! Кто в тереме живет? Мышка: Я мышка-норушка. Лягушка: Я лягушка-квакушка. Зайчик: Я зайчик-побегайчик. Лиса: Я лисичка-сестричка. Волк: А я волчок-серый бочок. А ты кто? Лиса: А я медведюшка-батюшка. Гу-гу-гу, как вас тут много, пустите и меня! Лиса: Да ты же нас раздавишь. Медведь: А мне так грустно жить одному. Волк: Ну что же нам делать, как поступить с Мишей, может пустим его хотя бы с краю? Так уж быть, иди к нам медведюшка. Медведь: Спасибо вам друзья, что приютили и меня. Я тут с краю поживу и буду вас охранять. - Стало их в тереме сколько? - Верно, и стали они вшестером жить, поживать, и добра наживать. Тут и сказочке конец – а кто слушал молодец! Занавес закрывается, дети аплодируют. Молодцы! Я смотрю, у кого-то получается, у кого-то чуть меньше. Но это не беда! Мы с вами в течение месяца будем упражнять пальчики, тренировать их.
|
Дети обращают внимание на кукол из других видов театра. Слушают воспитателя.
Прислушиваются.
Садятся на стулья.
Дети аплодируют. Открывается занавес на ширме.
Дети слушают сказку и наблюдают за действиями воспитателя
Соглашаются потренировать пальцы.
Повторяют за воспитателем.
Качают пальцем из стороны в сторону. Погрозить указательным пальцем
Покачать из стороны в сторону
Разминают пальцы
Указательный палец одной руки кланяется Манит пальцы левой руки Кланяются пальцы левой руки Указательный палец кланяется Манит пальчиком левой руки
Указательный палец качает из стороны в сторону Вращают кисть и указательный палец
Имитируют пальцами играя в сказке «Теремок»
|
Рефлексивно-корригирующий |
Итак, мальчики и девочки, сегодня мы познакомились с пальчиковым театром. Называется он так потому, что главными героями в спектакле являются наши указательные пальчики. Все герои сказки находятся на сцене, на которой располагается ширма с занавесом. И чтобы этот занавес открылся, необходимы аплодисменты, то есть когда вы хлопаете в ладоши. И в конце спектакля также необходимо поблагодарить наших артистов аплодисментами.
|
Слушают воспитателя
Делятся своими впечатлениями после игры с пальчиковыми куклами
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.