Тема: Тканевая совместимость. Переливание крови.
Цели:
Развитие УУД:
Познавательные:
- сформировать у учащихся знания о тканевой совместимости, группах крови, резус-факторе, правилах переливания крови;
Личностные:
- развитие гуманистических ценностей, взаимодействие «я и общество»; уважение других людей, умение адекватно оценить поступки окружающих, формирование нравственности; формирование ценности здорового образа жизни; овладение умением работать с информацией, выделять в ней главное; поддержание интереса к изучаемому материалу.
Метапредметные:
- умение организовывать выполнение заданий учителя;
- развитие навыков самооценки и самоанализа;
- умение анализировать информацию, синтезировать (обобщать), сравнивать, делать выводы; умение работать с таблицами, схемами.
- критичность мышления
Коммуникативные:
- умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками, слышать и учитывать мнение окружающих;
- умение работать с компьютером, цифровыми источниками информации (интернет, учебные диски по предмету);
Оборудование и материалы: ноутбук, интерактивная доска; презентация учителя по ходу урока; тематическое планирование; листы с развивающими заданиями, мед.халат, пробирка и шприц с красной жидкостью, имитирующей кровь, перчатки резиновые, бахилы, микроскоп, весы; листы самооценки; листы с биологическими задачами. Консервированные фрукты, чай, печенье.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.
Методы:
- словесный (объяснение нового материала),
- наглядный (использование ИКТ, ролевой игры),
- проблемно-поисковый (вопросы типа «как вы думаете?»);
- индуктивный (наблюдение, анализ результатов, формулирование вывода);
Формы работы:
- работа в группах;
- индивидуальная работа;
- ролевая игра;
- беседа
Ход урока:
1-2 Орг.момент..
Здравствуйте, проверьте у всех ли на столе все принадлежности: ручка, тетрадь, учебник, дневник, карандаш. Садитесь.
У вас на столах есть листочки самооценки. Заполните их, как мы делали на предыдущих уроках – запишите: что вы ожидаете от урока и себя на уроке, и по мере выполнения заданий, оценивайте свою работу в соответствующей графе. В конце урока мы подведем итог и выведем окончательную оценку вашего участия в уроке.
Слайд №1
Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с необычным человеком – знакомьтесь – заслуженный донор Советского Союза - Кипина Валентина Герасимовна. Этого звания человек удостаивается в результате того, что сдает 40 доз крови для нуждающихся. Сейчас эту эстафету перенял внук Валентины Герасимовны – Михаил.
Как вы уже поняли, сегодня мы будем с вами изучать вопросы переливания крови и тканевой совместимости. (слайд № 2)Открываем тетради, записываем число – 26 ноября. Тема «Тканевая совместимость. Переливание крови».
Первые попытки осуществить переливание крови были предприняты еще в древности. Однако, они редко увенчивались успехом. (слайд № 3) В 1818 году британский акушер Джеймс Бланделл, спас жизнь одной из своих пациенток, перелив ей кровь мужа. Бланделл изобрел первые удобные инструменты для взятия и переливания крови. В период с 1825 по 1830 год Бланделл произвел 10 трансфузий, пять из которых спасли жизни его пациентам.
Кто из вас знает кто такие доноры? Давайте посмотрим совпадает ли ваше мнение с действительностью. (слайд № 4) До́нор (лат. donor, от dono — «дарю») —лицо, отдающее свою кровь для трансфузии или органы для трансплантации другому лицу. /ЗАПИШИМ В ТЕТРАДЬ/ Вам нужно усвоить еще одно понятие – новое для вас - реципиент. (слайд № 5) Реципие́нт — это пациент, получивший переливание крови от донора или подвергнутый операции пересадки органа от донора. /ЗАПИШИМ В ТЕТРАДЬ/
Ребята, скажите, какие чувства у вас вызывает человек, сдающий кровь для пострадавших? (уважение, благодарность). А кто-нибудь из вас хотел бы стать донором? (выбираются три человека сильно отличающихся по массе, уточняется возраст (приблизительно 14-15 лет), вносится поправка) (слайд № 6)По закону РФ донором может стать человек не моложе 18 лет. Как вы думаете – почему? (Организм развивается, формируется, у подростков недостаточная масса тела) Допустим, что все наши добровольцы совершеннолетние и закон не препятствует их благородному порыву поделиться своей кровью с пострадавшим. Кого предпочтут медики для забора крови? (того, чья масса больше) Почему? (большая потеря крови может привести к ухудшению состояния потенциального донора). /Обычно женщины сдают 250 мл крови, а мужчины – 350-400 мл/
Предлагаю вам рассчитать, сколько крови курсирует по сосудам каждого из добровольцев. У вас на столах есть необходимая информация о соотношении массы тела и количества крови. (Количество крови составляет 6-8% от массы тела человека) Уважаемые добровольцы, прошу вас на весы. Итак, масса 1 – 40кг, масса 2 – 50 кг, масса 3 – 38 кг /ЗАПИШИМ В ТЕТРАДЬ/ ЗАДАНИЕ № 1
50 кг – 100% 40 кг – 100% 36 кг – 100%
х - 7% Х - 7% х - 7%
Х = 50 х 7 : 100 = 3,5 л х = 40 х 7 : 100 = 2,8 л х = 36 х 7 : 100 = 2,5 л
Проверим результаты расчетов. Поставим баллы в лист самооценки.
Итак, выбор очевиден. Мы приглашаем добровольца №1 надеть бахилы, и занять место рядом с медиком. Пока наш доброволец готовится, ребята, скажите, что необходимо знать, прежде, чем приступать к переливанию крови от донора пострадавшему? (Группу крови, есть ли инфекции, резус-фактор, правила переливания крови). Ребята, а вы знаете, как определяется группа крови? Как правильно ее переливать? Какие еще факторы необходимо учитывать при трансфузии крови? (Пока еще нет)
Таким образом, (слайд № 7)цель нашего урока узнать - как определяется группы крови, какие они бывают, как правильно переливать кровь, что такое резус-фактор и как он влияет на переливание крови, что такое совместимость тканей. Как вы думаете, что необходимо узнать первым делом? (определить группу крови) А что же такое - группа крови? Как узнали об их существовании? Давайте заглянем в историческую справку. (слайд № 8)Люди пытались осуществлять переливание крови с давних времен. Однако, некоторые из этих процедур увенчались успехом – были спасены жизни людей, а некоторые закончились гибелью пациентов. Причину неудач удалось выяснить австрийскому ученому Ландштейнеру, который за это открытие был удостоен Нобелевской премии. Я думаю, вы знаете, что эту премию человеку присуждают за выдающиеся заслуги в разнообразных областях науки. /ЗАПИШИМ В ТЕТРАДЬ/
Наш доброволец готов. Когда потенциальный донор приходит на станцию переливания, у него берут кровь на экспресс-анализ. Как вы думаете, для чего? (Чтобы исключить наличие инфекционных заболеваний, передающихся через кровь и группу крови) (определение групп крови).
Посмотрите, пожалуйста, на данные статистики по России. (слайд № 9) К какому выводу вы приходите? (наиболее распространена 1 группа крови, наименее – 4) Оказывается, что такое перераспределение людей по группам крови не везде. Давайте посмотрим еще одну таблицу. Если ваш вывод совпал с озвученным, ставьте в своих листах самооценки +.
Итак, у потенциального донора определяют группу крови. Для чего? Вы уже знаете, что делается это для того, чтобы переливание было успешным. Давайте немного погрузимся в историю (слайд № 10) На основании многолетнего опыта и исследований, ученые составили схему переливания. Внимательно рассмотрите эту схему, к какому выводу вы приходите? (что первая группа крови подходит для переливания всем людям; я для людей с 4 группой подходит только 4) Поэтому людей с 1 гр крови называют универсальными донорами, а людей с 4 группой – универсальными реципиентами. /ЗАПИШИМ В ТЕТРАДЬ/
Вспомните, что происходило с пациентами раньше, когда люди еще не знали о существовании групп крови. (некоторые выживали после переливания, некоторые погибали). Причиной является присутствие в каждой группе крови определенных веществ – агглютиногенов в эритроцитах и агглютинов в плазме крови. Определяется группа крови следующим образом. / (слайд № 11)
/ЗАПИШИМ В ТЕТРАДЬ/ термины: агглютины, агглютиногены, агглютинация
(слайды № 12,13, 14, 15) (слайд № 16)- ФИЗМИНУТКА
Ребята, у вас на столах лежат листы с заданием / ЗАДАНИЕ № 2/. (слайд № 17) Вам предстоит определить группы крови тех людей, чьи данные занесены в таблицу. Проверим результаты . (слайд № 18) Не забывайте оценивать свою работу и заносить результаты в лист самооценки.
Вернемся к нашему потенциальному донору. У него определили группу крови, исключили наличие заболеваний, передающихся через кровь. Пришли к выводу, что данный донор подходит нашему пострадавшему и медработник готов к процедуре переливания крови. Все ли необходимое сделал медик, чтобы переливание оказалось успешным? (нет) Что он должен был еще сделать? (проверить резус-фактор) Что же это такое? Обратимся снова к истории. (слайд № 19)Впервые наличие определенного белка в крови было обнаружено в пробе макаки-резус австрийским ученым Карлом Ландштейнером и его коллегами: Александром Винером и Филиппом Левиным. За что Ландштейнер был удостоин второй Нобелевской премии. Если при переливании крови с Rh+ реципиенту с Rh-, то организм реципиента отреагирует на этот белок иммунной реакцией – начнется отторжение. Почему? (чужеродный белок является антигеном для реципиента и у него начнут вырабатываться антитела).
Пока наш медик определяет резус-фактор добровольца, давайте посмотрим слайд № 20.
Резус-фактор оказывает влияние и на вынашиваемость ребенка. Что вы видите? Если у матери Rh-, а ребенок унаследовал Rh+ от отца, то организм матери начинает воспринимать кровь ребенка, как инородное тело. Снова включается иммунная реакция, начинается отторжение, что может привести к выкидышу. С каждой последующей беременностью в организме женщины накапливаются антитела к Rh+ и вынашиваемость ребенка усложняется. Современная медицина научилась справляться с этой проблемой, главное вовремя определить проблему и начать курс специальной терапии. Поэтому будущей мамочке необходимо встать на учет по беременности на ранних ее сроках. Об этом мы с вами подробнее поговорим на уроках при изучении темы «Размножение».
Ребята, можно приступать к введению забранной крови? (Да) Раньше так и делали. В настоящее время к такому способу переливания прибегают только в исключительных случаях, когда на станции переливания нет законсервированной крови нужной группы. Обычно пользуются заготовленной заранее кровью. Такая кровь гарантирует реципиенту, что он не получит никаких возбудителей болезней, передающихся через кровь. слайд № 21. В исключительных случаях реципиенту вводят плазму крови (что это – вспомним) или физираствор с некоторыми компонентами крови, активизирующими работу кроветворных органов. (что это? Раствор с концентрацией солей 0,9%) /ЗАПИШИМ В ТЕТРАДЬ/
Как чувствует себя наш донор? Все в порядке. В нашей стране донорство поощряется – предоставляются 3 дня к отпуску за каждую порцию сданной крови, перед процедурой забора крови предлагается сладкий чай и печенье. После сдачи крови донору выдаются консервированные фрукты. Получите, уважаемый донор. Как вы думаете, почему –«сладкий чай и печенье»? (Чтобы не упало давление в кровяном русле, и человек хорошо себя чувствовал)
Ребята, как вы думаете, любой ли человек может стать донором? (Нет) Почему? (состояние здоровья не позволяет: высокое или низкое давление; низкий гемоглобин; наличие инфекционных заболеваний; наличие венерических заболеваний и т.п.) Таким образом, мы приходим к выводу: Для того чтобы стать донором, нужно быть здоровым.
Скажите, как человек может влиять на состояние своего здоровья? (Да, вести здоровый образ жизни, вовремя делать прививки, укреплять свой иммунитет). Действительно, это принесет пользу не только потенциальному реципиенту, но и самому человеку.
Предлагаю выполнить задания, которые вам нужно отработать в группе, можно тихонечко обсуждать. / ЗАДАНИЕ № 3/ (Листы с развивающими заданиями).
слайд № 22.Давайте сверим ваши ответы с эталоном (на доске, слайде). Оцените выполнение каждого задания в листе самооценки.
Для тех ребят, кто планирует сдавать биологию в 9 классе в новой форме ГИА, на столах есть еще одно задание, которое вы можете забрать домой и выполнить его дома, а к следующему уроку принести на проверку.
Подведем итоги урока.
Итак, ребята, какими качествами и свойствами должен обладить потенциальный донор.
1. Быть здоровым.
2. Быть добрым, отзывчивым, благородным.
На этом уроке мы с вами познакомились с темой … ( …). Вы активно участвовали в изучении новой темы. Скажите, пожалуйста, понравился ли вам урок? С каким чувством вы с него уходите? Какие навыки, полученные на уроке и при подготовке домашнего задания, вам пригодятся в будущем? Заполните, пожалуйста, свои листы самооценки и запишите, оправдались ли ваши ожидания, которые вы описывали в начале урока.
Запишите домашнее задание (выведено на экран). (слайд № 23)
Ой, ребята мы весь урок говорили о переливании крови, а ведь тема называется «Тканевая совместимость. Переливание крови». Как же быть? Получается, что мы с вами совсем не обсудили вопросы тканевой совместимости?! (Это не так. Кровь – тоже ткань – соединительная, следовательно, при пересадке органов и других тканей будут учитываться те же факторы, что и при переливании крови)
Как называется пересадка органов? Какие органы современная медицина научилась пересаживать?
Напоследок, хочу рассказать о некоторых интересных фактах, связанных с нашей темой. В современном мире существует определенный взгляд на зависимость характера человека от группы крови. Особенно это мировоззрение получило признание в Японии. Олимпийская команда этой страны формировалась с учетом групповой принадлежности спортсменов.
слайд № 24.В заключении я хочу от всего сердца поблагодарить свою мамочку – Валентину Герасимовну, и от своего имени и от имени всех тех людей, которым она спасла жизнь и вручить ей эти гвоздики – символ красной крови, символ жизни.
слайд № 25 .Всем спасибо за урок. До свидания.
Задание № 3
Задания на закрепление изученного материала.
1. Анализ. Выберите лишнее слово и объясните свой выбор:
А) донор, плазма, реципиент, универсальный донор;
Б) плазма, физраствор, дезраствор, кровь.
В) резус-положительный, резус-отрицательный, резус-конфликт
2. Синтез. О чем идет речь? Назовите 1-2 словами.
А) Человек, сдающий кровь для пострадавших, называется ...
Б) Человек, которому переливают донорскую кровь, называется ...
В) Выработка антител в организме реципиента при неправильном переливании крови называется
3. Сравнение. Сравните схемы. Найдите правильную схему переливания, а в неправильной - исправьте ошибки.
I - I II – II III – III IV - IV |
I - I II – II III – III IV - IV
|
4. Логика. Восстановите цепочку событий:
А) отторжение ткани донора; б) несовместимые антигены пересаженной ткани; в) иммунная реакция; г) выработка антител; д) уничтожение антителами антигенов донорской ткани.
5. Вывод.
В середине ХХ века в эритроцитах человека был найден особый белок. Его назвали резус-фактор. Люди, имеющие этот белок, были названы резус-положительными, а те, кто не имеет этого белка – резус-отрицательными. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
Резус-фактор родителей |
Резус-фактор потомков |
||
мать |
отец |
Rh+ |
Rh- |
Rh+ Rh+ |
Rh+ Rh+ |
Rh+ Rh+ |
------- |
Rh+ Rh- |
Rh+ Rh- |
Rh+ Rh+ |
Rh- Rh- |
Rh- Rh- |
Rh- Rh- |
------- |
Rh- Rh- |
Задание № 2
В эритроцитах крови человека есть особые белки - антигены, а в плазме – антитела. В научной литературе белки эритроцитов (антигены) обозначаются буквами А и В. А белки плазмы крови (антитела) – буквами α и β. При совпадении антитела с соответствующим антигеном ( А и α; В и β) происходит склеивание эритроцитов, что приводит к образованию сгустков крови и смерти человека. Используя данный факт, продолжите заполнение таблицы:
Группы крови |
Агглютины (А, В) |
Агглютиногены (α, β) |
I (0) |
отсутствуют |
α и β |
II (А) |
|
|
III (В) |
|
|
IV (АВ) |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.