Министерство образования и науки
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Кафедра математики и математического образования
Урок 10
«3 признак равенства треугольников. Решение задач»
Выполнила:
студентка ФЕМиКН,
Шемякина Анна Анатольевна
Нижний Новгород
2019
Конспект урока
Характеристика урока
Учебник: Геометрия: учебник для 7-9 классов средней школы/А. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008. – 384с. – ГлаваII. Треугольники. §3. «Второй и третий признаки равенства треугольников».
Тема: Признаки равенства треугольников.
Тип урока: урок решения задач.
Учебная задача урока: рассмотреть основные виды задач, решаемых на основе 3 признака равенства треугольников, методы (приёмы) их решения
Диагностируемые цели урока:
В результате урока ученик
знает:
- какие виды задач и как решаются на основе 3 признака равенства треугольников, методы (приёмы) их решения
умеет:
- применять 3 признак равенства треугольников для решения основных видов задач
понимает:
- различие одних видов задач от других, которые решаются на основе 3 признака равенства треугольников.
Учебные действия, формируемые на уроке:
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ.
Форма работы: фронтальная
Средства обучения: традиционные, презентация.
Структура урока:
Мотивационно-ориентировочная часть (10 минут)
Операционно-познавательная часть (30 минут)
Рефлексивно-оценочная часть (5 минут)
Ход урока
Мотивационно-ориентировочная часть
Актуализация
Работа идёт устно
Учитель: Какие способы сравнения существуют? (существует 3 способа сравнения: наложение, сравнение 6 элементов, по 3 признакам равенства треугольников)
Работа идёт фронтально со всем классом
Учитель: На рисунках изображены треугольники, какие из них равны и почему?
А)
(△ABC=△BAD,
по третьему признаку треугольников, т.к. AB-общая,
AD=BC,
AC=BD)
Б)
(△XMQ=△ZTY
(1признак равенства треугольников, т.к. QM=TY,
MX=TZ,
∠QMX=∠YTZ),
△XYM=△ZQT (3 признак равенства треугольников, т.к. XY=QZ, XM=TZ, QT=YM(т.к. QT=TM+QM, YM=TM+TY, QM=TY)),
△QXY=△YZQ (2 признак равенства, т.к. QY-общая , ∠XQY=∠QYZ(накрестлежащие при секущей QY и XQ||YZ), ∠XYQ=∠YQZ (накрестлежащие при секущей QY и XY||QZ)).
Учитель: Сформулируйте 1 признак равенства треугольников. (Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны)
Учитель: Сформулируйте 2 признак равенства треугольников. (Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны)
Учитель: Сформулируйте 3 признак равенства треугольников. (Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны)
Для экономии времени на уроке 3 признак равенства треугольников доказывается 1-2 учениками на листочках на передней или задней парте.
Мотивация
- На предыдущих уроках вы изучали 3 признак равенства треугольников.
Постановка учебной задачи
- Поэтому сегодня на уроке мы должны рассмотреть, как этот признак используются при решении различных задач.
Урок решения задач. 3 признак равенства треугольников
Операционно-познавательная часть
Задачи из учебника №№138, 141, 168, 142(1 случай)
№138
Дано: AB=CD, BD=AC.
Доказать: а) ∠CAD=∠ADB; б) ∠BAC=∠CDB.
Поиск доказательства:
а) -Что нужно доказать? (∠CAD=∠ADB)
-Как мы доказываем равенство углов? (через равенство треугольников)
-Какие треугольники содержат эти углы? (△ABD и △DCA)
-Что можно сказать про них? (они равны по 3 сторонам)
-Что еще можно сказать про эти треугольники? (соответственные элементы в них равны)
-Какие углы равны? (∠CAD=∠ADB)
-Почему они равны? (по определению равных треугольников)
-Против каких сторон лежат эти углы? (∠CAD против стороны CD, ∠ADB против стороны АВ)
-Какие еще углы равны? (∠ABC=∠DCA, ∠D=∠А)
б) -Что нужно доказать? (∠BAC=∠CDB)
-Как мы доказываем равенство углов? (через равенство треугольников)
-Какие треугольники содержат эти углы? (△ВАС и △ВDС)
-Что можно сказать про них? (они равны по 3 сторонам)
-Что еще можно сказать про эти треугольники? (соответственные элементы в них равны)
-Какие углы равны? (∠BAC=∠CDB)
-Почему они равны? (по определению равных треугольников)
-Против каких сторон лежат эти углы? (∠ВАС против стороны ВС, ∠СDB против стороны ВC)
-Какие еще углы равны? (∠ВСА=∠DВС, ∠С=∠В)
Доказательство: а) Рассмотрим △ABD и △DCA: AB=CD; BD=AC; AD-общая; △ABD = △DCA (3 признак) ⇒ ∠ADВ=∠CAD;
б) Рассмотрим △ВАС и △ВDC: AB=CD; BD=AC; ВС-общая; △ВАС = △ВDC (3 признак) ⇒ ∠BAC=∠CDB
Доказано.
- Итак, равенство треугольников может быть использовано для нахождения углов. В этом случае нужно действовать по следующей схеме:
- найти треугольники, в которых содержатся эти углы;
- доказать равенство треугольников;
- вывести равенство соответствующих углов.
- Мы рассмотрели равенство углов, перейдем к равенству треугольников через другие треугольники.
№141
Дано: △ABC и △; AD,
-
биссектрисы; AB=
; BD=
; AD=
Доказать: △ABC = △
Поиск доказательства:
-Что
необходимо доказать? (△ABC = △)
-Будут ли
они равны? Что известно у этих треугольников? (нет, AB=)
-В каком признаке используется только одна сторона? (в втором признаке)
-Какие
треугольники Вы можете еще назвать, и что мы можем о них сказать? (△ABD =
△)
-По какому признаку они равны? (они равны по 3 признаку)
-Какой вывод
можно сделать? (∠В=∠, ∠ВAD=∠
)
-Что мы еще
не использовали из дано? (AD, -
биссектрисы)
-Что это
значит? (∠DAС=∠)
-Что теперь
мы может сказать про △ABC = △? (AB=
, ∠В = ∠
, ∠A = =∠
, эти
треугольники равны)
Доказательство:
1) Рассмотрим △ABD
и △: AB=
; BD=
; AD=
⇒ △ABD
= △
(3 признак равенства) ⇒ ∠BAD=∠
(по
определению равных треугольников); ∠В=∠
; т.к. AD,
- биссектрисы, то ∠BAС=∠
.
2)
Рассмотрим △ABC
и △; AB=
, ∠В=∠
, ∠А=∠
⇒ △ABC
= △
(по 1 признаку)
Доказано.
- Итак, равенство одних треугольников может быть использовано для равенства других треугольников. В этом случае нужно действовать по следующей схеме:
- доказать равенство одних треугольников, которые очевидны равны;
- вывести равенство соответствующих элементов;
-доказать равенство других треугольников.
Рассмотрим следующий вид задач, связанный с равенством треугольников. Нахождение градусной меры угла.
№168
Дано: △АВС, ∠А=38°, ∠В=110°, ∠С=32°, BD=DA, BE=EC.
Найти: ∠DBE.
Поиск доказательства:
-Что мы можем сказать о треугольниках на рисунке? (△АВD, △BEC - равнобедренные)
-Что мы знаем о равнобедренных треугольниках? (углы при основании равны)
-И какие же углы будут равны? Какова будет их градусная мера? (∠A=∠ABD=38°, ∠C=∠EBC=32°)
-Какой угол еще известен? (∠В=110°)
-Из каких углов он состоит? (из суммы ∠ABD, ∠DBE, ∠CBE)
-Что необходимо нам найти? (∠DBE)
-Каким образом можно узнать градусную меру этого угла? (вычесть из ∠B углы ∠ABD и CBE)
-Какая градусная мера угла ∠DBE? (40°)
Решение: 1) △ ADB - равнобедренный, то ∠А=∠АBD=38 ̊, △BEC – равнобедренный, то ∠С=∠EBC=32 ̊.
2) ∠B=∠ABD+∠DBE+∠CBE; 110 ̊=38 ̊+∠DBE+32 ̊, ∠DBE=110 ̊-70 ̊=40 ̊.
Ответ: 40 ̊.
- Итак, равенство треугольников может быть использовано для нахождения градусной меры углов. В этом случае нужно действовать по следующей схеме:
- определить в составе какого угла находится необходимый угол;
- узнать другие составляющие этого угла;
-с помощью простых вычислений узнать градусную меру необходимого угла.
- А также есть более сложные задачи, связанные с равенством треугольников. Комбинированные задачи.
№142
Дано: △ADC, △BCD- равнобедренные, DC-общее основание, AB пересекает CD в точке О.
Доказать: а) ∠ADB=∠ACB
б) DO=OC
Поиск доказательства:
а) -Что нужно доказать? (∠ADB=∠ACB)
-Как мы доказываем равенство углов? (через равенство треугольников)
-Какие треугольники содержат эти углы? (△АВС и △АDВ)
-Что можно сказать про них? (они равны по 3 сторонам)
-Что еще можно сказать про эти треугольники? (соответственные элементы в них равны)
-Какие углы равны? (∠ADB=∠ACB)
-Почему они равны? (по определению равных треугольников)
-Против каких сторон лежат эти углы? (∠ADB против стороны АО, ∠ ACB против стороны АО)
-Какие еще углы равны? (∠САВ=∠DАВ, ∠СВА=∠DBА)
б) -Что нужно доказать? (ОС=ОD)
-Как доказываем равенство отрезков? (через равенство треугольников)
-Какие треугольники содержат эти углы? (△СВО и △DВО)
-Что можно сказать про них? (они равны по 1 признаку)
-Что еще можно сказать про эти треугольники? (соответственные элементы в них равны)
-Какие стороны равны? (ОС=ОD)
-Против каких углов они лежат? (ОС против ∠СВО, ОD против ∠ОВD)
-Какие еще стороны равны? (СВ=ВD, ОВ - общая)
Доказательство: 1 способ:
а) Рассмотрим △ABC и △ABD. △ABC=△ABD по 3 признаку (AB-общая, AC=AD, BC=BD, т.к. △ADC и △BCD равнобедренные), следовательно, ∠ADB=∠ACB.
б) Т.к. ∠CAB= ∠BAD (△ABC=△ABD), AO-биссектриса равнобедренного △ACD, следовательно AO-медиана, из этого следует, что CO=OD.
Теорема доказана.
-Задача под буквой а, решается аналогично задаче 138. Для доказательства равенства отрезков, нужно действовать по следующей схеме:
- найти треугольники, в которых содержатся эти стороны;
- доказать равенство треугольников;
- вывести равенство соответствующих сторон.
2 случай обсуждается устно и идет в домашнее задание.
Рефлексивно-оценочная часть.
- Какова была цель урока? (рассмотреть, как 3 признак равенства треугольников используются при решении различных задач)
- Достигли мы её? (да)
- Как мы её достигли? (рассмотрели различные задачи на использование равенства треугольников: нахождение углов, равенство углов и комбинированные задачи)
Домашнее задание.
№139, 142(2случай)
№139
Дано: AB=CD, AD=BC, BF, DE-биссектрисы, ∠ABE=∠CBE; ∠ADF=∠CDF
Доказать: а) ∠ABF=∠ADE; б) △ABF=△CDE.
Доказательство:
a) Рассмотрим △CDA и △ABC: AB=CD; BC=AD; сторона АС-общая ⇒ △CDA =△ABC ⇒ ∠B=∠D, тогда ∠ВАС=∠DCA, ∠ACD=∠CAD. BF, DE-биссектрисы ⇒ ∠ABF=1/2∠ABC; ∠ADE=1/2∠ADC ⇒ ∠ABF=∠ADE.
b) Рассмотрим △CDE и △ABF: AB=CD, ∠BAC=∠DCA, ∠ABF=∠EDC, т.к. ∠ABF=∠ADE=∠CDE ⇒ △CDE=△ABF(по второму признаку).
Доказано.
№142(2 случай)
![]() |
Дано: △ADC, △BCD- равнобедренные, DC-общее основание, AB пересекает CD в точке О.
Доказать: а) ∠ADB=∠ACB
б) DO=OC
Доказательство:
а) Рассмотрим и
: BC=AD
(из
условия)
AC=AD (из условия)
AB- общая
следовательно, по 3 признаку
по опр. равенства
треугольника
б) Рассмотрим и
: CB=BD
(из
условия)
(
из а)
OB- общая
следовательно, по 1 признаку
по опр. равенства
треугольника. Теорема доказана.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.