МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Учёт типа восприятия информации в образовательном процессе как условие повышения качества образования
«Если вы хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать: зрение, голосовой орган, слух, мускульное чувство руки, …призовите к участию осязание, обоняние и вкус… При таком дружном содействии всех этапов в акте усвоения вы победите самую ленивую память».
К.Д.Ушинский
Введение
Человеческое познание и обучение проходят две ступени: первая — чувственная (от ощущения к восприятию, от восприятия к представлению) и вторая — логическая (от суждения к умозаключению, от умозаключения к понятию).
Внешний мир мы воспринимаем изначально через ощущения, пути, по которым человек получает информацию, предопределяют способы ее организации и использования, то есть понимания. Эти способы не менее важны, чем сама информация. С помощью ощущений мы улавливаем множество стимулов, вызывающих у нас разного рода реакции — как эмоциональные, так и интеллектуальные.
Обращение ученика к своему индивидуальному познавательному опыту, ведущему сенсорному каналу позволяет получить более реальную картину, понятную для самого ребенка, что соответственно ведет к лучшему усвоению материала.
Многообразие стимулов расширяет диапазон восприимчивости. Чем больше чувственных восприятий, тем больше шансов для развития ума, памяти, воображения, самостоятельности, активности и т.п. Раскрепощение чувств увеличивает возможности человека в любой сфере деятельности (учебной, коммуникативной, профессиональной и др.).
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Одними из первых, кто заговорил о взаимосвязи типа восприятия и успешности обучения, были основоположники нейролингвистического программирования Р. Бэндлер и Д. Гриндер (1985). Каждый индивид, по их мнению, обладая всеми тремя модальностями восприятия, на самом деле использует с максимальной нагрузкой лишь одну - ведущую. Эта модальность, которую индивид использует чаще других, называется основной модальностью, или ведущим каналом восприятия. Это не значит, что он не может пользоваться другими каналами восприятия. Но в этом случае ему потребуется приложить дополнительные усилия, которые замедляют процесс усвоения учебной информации. В процессе обучения это может привести к пробелам в знаниях и умениях, что еще раз подчеркивает важность и значимость соответствия модальности восприятия при обучении
различным школьным дисциплинам.
Согласно данному учению обучающиеся подразделяются на визуалов (зрительный канал ведущий), аудиалов (слуховой), кинестетов (двигательный). Есть еще дискреты. У них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения новой для него информации. Почему важно знать, каким образом учащийся, придя в школу, воспринимает информацию? Понятно, что, если родители и учитель учитывают, к какому типу восприятия относится их ребенок, то им легче строить с ним отношения. Многое становится объяснимым: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д. Зная, какой канал у ребенка ведущий, можно повышать возможность освоения многих важных навыков. Таким образом, проблема учета типа восприятия информации младшими школьниками в образовательном процессе становится особенно актуальной.
Новизна методической разработки заключается в построении образовательного процесса с учётом типа восприятия школьников как одного из факторов повышения качества образования, посредством использования приёмов инновационных технологий:
ü биоадекватная технология;
ü исследовательская технология;
ü АРТ-технология;
ü игровая технология;
ü Вальфдорская методика.
Биоадекватная технология формирует умение выражать свои мысли в графических конспектах – рисунках, позволяет изучать материал с опорой на органы чувств. Ценность биоадекватики заключается в режиме чередования работы правого и левого полушарий головного мозга, т.е. релаксационной и активной форм восприятия и усвоения учебной информации.
АРТ-технология основана на деятельностном подходе. Это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.
Игровая технология позволяет создавать ситуации, выступающие как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности; способствует самораскрытию, саморазвитию с опорой на подсознание, разум и творчество.
Вальфдорская методика заключается в том, чтобы предоставить ученику возможность развить способности, данные ему природой с опорой на органы чувств, в комфортной обстановке, без страха и стресса.
Исследовательская технология помогает организовать деятельность учащихся путем самостоятельного «добывания» знаний из разных источников.
Работая над проблемой учета особенностей восприятия информации младшими школьниками, выделила следующие психологические аспекты.
Чувственный – осуществляется посредством сенсорных каналов тела человека, которое функционирует как биологическая антенна. Органы чувств являются своеобразным «входом» в мозг, который принимает от них команды для осуществления последующих действий.
Символьной – при восприятия информации происходит перекодировка чувственных сигналов в нейрофизиологические (электрические) импульсы, которые воспринимаются мозгом в виде образов-символов.
Логический – включает в себя аналитические операции, где информация накладывается на образ и создаётся образно-вербальная информационная «свертка».
Лингвистический - происходит кодировка символа словом, которое становится «ключом». В дальнейшем этот «ключ» будет открывать смысл образа-символа и всю заключенную в образе информацию
Задача каждого учителя на всех уровнях обучения не просто преподать урок, а сделать так, чтобы ученик воспринял получаемую информацию наиболее понятным ему способом. В связи с этим методическая разработка приобретает особую практико-ориентированную направленность. Данным материалом могут воспользоваться не только учителя начальных классов, но и учителя - предметники, педагоги дополнительного образования, которые найдут в методической разработке нужную информацию: как успешно использовать приемы обучения с учетом типов восприятия информации школьником.
Опираясь на свой жизненный и профессиональный опыт, убеждена, что каждому учителю стоит овладеть приёмами воздействия на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником. Работа учителя в различных модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие.
Учет особенностей восприятия информации детей позволит педагогу избежать многих трудностей при обучении и воспитании, поможет заложить более прочную базу знаний учащихся.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В ходе педагогической деятельности по совершенствованию методических приемов, позволяющих учитывать индивидуальные особенности и типы восприятия информации каждым ребенком, была выстроена система работы, состоящей из этапов:
• 1-й этап - выявление в классе учащихся с различными типами восприятия информации и организация соответствующих групп.
• 2-й этап - адаптация учебного материала к ведущей системе восприятия учеников.
• 3-й этап - формирование умений переводить информацию из одной системы восприятия в другую.
• 4-й этап - развитие недостаточно развитых систем восприятия
1 этап
Учителю важно знать, какой способ восприятия предпочитает каждый ученик в классе. Он сам наблюдает за детьми на уроке, на перемене, на внеклассных мероприятиях, в общении с одноклассниками и друзьями; на родительском собрании дает задания родителям заполнить анкету, предварительно понаблюдав за особенностями своего ребенка; предлагает анкету ученикам. В анкету для родителей (Приложение 1.1.1)включены вопросы: как говорит ребенок (быстро медленно, ритмично); какие использует слова (смотреть, видеть, слушать, хватать, чувствовать и т.д.); как относится к одежде (долго выбирает, любит красиво одеваться, предпочитает удобную одежду) и другие.
Детей спрашивают: что они больше всего любят (смотреть телевизор, слушать магнитофон, играть); если прочли сказку, то, что они сделают (нарисуют, перескажут, изобразят героев действиями) и т.д.
На основе анализа наблюдений, ответов детей и родителей выявляются группы детей по особенностям восприятия.
При организации своей деятельности учитываю особенности типов восприятия, которые отражены в памятке. (Приложение 1.1.2)
2 этап
Адаптацию учебного материала к ведущей системе восприятия учеников рассмотрим на примере уроков окружающего мира. Разрабатывались уроки с учетом особенностей восприятия информации и психологических аспектов.
Урок по теме «Природное сообщество болото, его значение» выстраивался с применением биоадекватной технологии. (Приложение 1.1.3)
Восприятие информации учениками проходит в состоянии релаксации.
Услышанное дети отображают в своих графических конспектах.
Работы учеников передают с максимальной точностью новую информацию. В течение всего урока школьники раскрывают материал с опорой на все органы чувств.
Такие задания для них посильны, интересны, доступны.
Уроки с использованием данной технологии дают возможность сокращать время, затраченное на изучение темы в 2- 3 раза. Сэкономленное время можно использовать на углубление учебного материала, на практические работы, на опережающее обучение и др.
В уроке по теме «Образование древнерусского государства» (Приложение 1.1.4) дети с опорой на зрительный канал формулируют тему урока. Рассматривая карту, выявляют проблемный вопрос урока.
Кинестетики облачаются в доспехи того времени и создают карты – пазлы,
имитируют занятия людей (кузнец, гончар) в древнерусском государстве. Аудиалы обыгрывают сцену сбора дани.
Школьники получают знания с опорой на тактильные, звуковые, зрительные ощущения, осваивают материала с преобладанием нагрузки на мышление над нагрузкой на память.
Проведение уроков с учетом типа восприятия возможно не только на уроках окружающего мира, но и других предметах. Проводя такие уроки , вы обязательно увидите не только эмоциональный отклик, но положительные результаты в обучении детей.
3 этап
Формирование умений переводить информацию из одной системы восприятия в другую рассмотрим на примере изучении таблицы умножения.
Прием «Вальдорфская методика»
Такие "математические круги" вы увидите во многих вальдорфских школах. Есть они и в моем классе. На этом круге десять штырьков и к одному привязана нитка. Это отражение нашей десятеричной системы счисления. Сам вид уже завораживает, удивляет, вызывает интерес у детей, побуждает к действию. Не зря говорили мудрецы востока «Математика - это удивление, а через удивление познается мир».
Начинаем работу с нуля, доходим до девяти, а дальше 0 - это уже 10, 1 - 11 и так далее. Каждый новый круг - новый десяток. Чтобы не запутаться на первых порах, для работы добавлен еще один штырек – для десятков. Для изучения таблицы мы начинаем работать с данным кругом.
Ученик берет клубок цветных ниток, закрепляет на нуле и начинает отсчитывать ряд натуральных чисел, обматывая каждый раз нитку вокруг соответствующего штырька. И тогда перед обучающимися начнет вырисовываться определенная геометрическая форма.
С помощью этого нехитрого круга таблица умножения может быть в буквальном смысле слова пережита ребенком на кончиках пальцев, усвоена через движение и осязание, вызвать удивление от увиденного, интерес, что является мотивацией для дальнейшего изучения.
Рассмотрим пример изучения таблицы умножения на 4. Обучающиеся берут в руки круг, закрепляют нитку на нуле, начиная отсчет от нуля по 4, и закрепляют нитку на нужной цифре (0,4,8,2, 6, 0), это делается до тех пор, пока не возвращаемся в нуль.
Работая так, дети видят, какая чудесная звезда получается.
Дети проговаривают информацию
4на 1 – это значит от 0 один отрезок, получаем 4
4 на 2 – это значит от 0 проходим два отрезка, получаем 8
4 на 3 – это значит от 0 проходим три отрезка, получаем 2, это цифра единиц, но так как мы прошли один целый круг, значит, добавляем 1 десяток.
Далее аналогично, создаются рисунки - фигуры при составлении таблицы умножения на 3,6, 2.
Дети – кинестетики, визуалы очень увлеченно познают таблицу умножения с помощью такого круга.
Ребята делают вывод, что счет шестерками, семерками и восьмерками на математическом круге таит особый секрет, геометрический рисунок для таблицы умножения на 4 и 6 совпадают! Здесь наибольшую активность проявляют дети – дискреты. На помощь приходит технология исследования, мы знаем, что детям очень нравится проводить исследования.
4х1= 4 6х1= 6
4х2= 8 6х2=12
4х3=12 6х3=18
4х4=16 6х4=24
4х5=20 6х5=30
4х6=24 6х6=36
4х7=28 6х7=42
4х8=32 6х8=48
4х9=36 6х9=54
4х10=40 6х10=60
Рассматривая столбцы с таблицей умножения, подводим к тому, чтобы школьники увидели закономерность в единицах. В результате совместной деятельности формулируется вывод: цифры единиц повторяются, а значит, повторяется и рисунок. Фигуры каких чисел совпадут? С опорой на вывод делается предположение, проверка осуществляется на круге.
Разве могут сухие примеры и зубрежка открыть для ребёнка настоящую красоту математики и ее законов? Увидеть и пережить подлинную гармонию мира чисел, их образность – одна из ведущих задач уроков математики.
Следующий прием изограф из АРТ - технологии предназначен для тех детей, которые любят рисовать и чертить (визуалы, кинестеты, дискреты). Он позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
На первых этапах изучения таблицы умножения предлагается готовый ритмический рисунок. Рассматривая его, обучающиеся видят, как ведут себя в таблицах умножения последние цифры (цифры в разряде единиц в результатах произведений).
Рассмотрим на примере таблицы умножения на 2 и на 8
2 на 1 – это значит, от 0 обводим линию до 2, получаем 2
2 на 2 – это значит, от 0 обводим две линии, получаем 4
2 на 3 – это значит, от 0 обводим три линии, получаем 6,
2 на 4 – это значит, от 0 обводим четыре линии, получаем 8
Каждое возвращение назад показывает, что нужно добавить десяток.
2 на 5 – это значит, от 0 обводим 4 маленьких линии и по 5 большой линии возвращаемся в нуль, получаем 10.
2 на 6 – это значит, от 0 обводим 4 маленьких линии, по 5 большой линии возвращаемся в нуль и проходим шестую маленькую линию, получаем 12.
2 на 7 – это значит, от 0 обводим 4 маленьких линии, по 5 большой линии возвращаемся в нуль и проходим шестую и седьмую маленькие линии, получаем 14.
2 на 8 – это значит, от 0 обводим 4 маленьких линии, по 5 большой линии возвращаемся в нуль и проходим шестую, седьмую, восьмую маленькие линии, получаем 16.
2 на 9 – это значит, от 0 обводим 4 маленьких линии, по 5 большой линии возвращаемся в нуль и проходим шестую седьмую, восьмую, девятую маленькие линии, получаем 18.
2 на 10 – это значит, от 0 обводим 4 маленьких линии, по 5 большой линии возвращаемся в нуль и проходим шестую седьмую, восьмую, девятую маленькие линии и по большой возвращаемся в нуль, второе возвращение, добавляется еще один десяток получаем 20.
А вот так выглядят ритмические рисунки на 4 и 6
Порядок последних цифр в таблицах умножения на 3 и на 7, картина получается необычная
Нам кажется, что линии запутаны, но дети - дискреты, отлично ориентируются в изографе. После усвоения алгоритма с данным изографом, дети могут сами воспроизвести их в случае необходимости.
Работа с таблицей Пифагора осуществляется с помощью приема из игровой технологии. В таблице можно найти простор для творчества, и тогда она предстанет пред нами вышитой картиной, только вместо крестиков будут цифры и числа, которые помогают детям на первых порах запоминать таблицу умножения непроизвольно, играя в игру «Шерлок Холмс» (Приложение 1.1.5). Данный прием особенно привлекателен для визуалов.
Для игры понадобится: таблица Пифагора, простой или цветной карандаш, заготовка серии примеров, результаты которых образуют рисунок в таблице умножения Пифагора.
Ребенку необходимо найти и закрасить клетку с результатом произведения. В конце игры раскроется тайное изображение от Шерлока Холмса. Одно важное условие: ребенку нельзя путать порядок множителей, т.к. все произведения в таблице повторяются дважды. Договориваются, что первый множитель будет в столбике, а второй - в строке. Данный прием увлекает не только для визуалов, но и любого ребенка.
Далее усложняем игру «Остров Сокровищ». Школьники получают «чистую» заготовку — незаполненную таблицу.
Учитель объявляет, что таблица представляет собой Остров Сокровищ. Учащимся предстоит узнать, что спрятали пираты на этом на этом острове. Есть только координаты спрятанного сокровища — произведения и первые множители. «Копать» надо в том месте, где находятся результаты произведений. Закрашивая одно за другим нужные произведения, обучающийся доберется до клада. ( Приложение 1.1.6.)
В дальнейшем дети сами придумывают свои рисунки и приносят их в класс. Эти карточки используются на уроке при повторении таблицы умножения или проведении устного счета, а ученики чувствуют свою значимость в учебном процессе.
Благодаря таким «рисункам» преодолевается отталкивающий эффект перед таблицей умножения за счет эмоциональной включенности, заинтересованности, ожидании окончания работы над рисунком.
Детям – аудиалам рекомендую для запоминания таблицы умножения заучивать ее содержание в стихотворной форме. Ссылки размещаются в группе класса:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/03/28/tablitsa-umnozheniya-v-stikhakh;
https://infourok.ru/tablica_umnozheniya_v_stihah-361396.htm;
http://domivse.ru/index.php/shcool/matematika/103-tablistsa.html?start=13.
Некоторые ученики заучивают только те отрывки, которые для них являются самыми трудными.
4этап
Развитие недостаточно развитых систем восприятия рассмотрим на приеме изучения ритмического рисунка. Эту работу начинаю вести с 1 класса, в дальнейшем это поможет быстро вести счет 2, 3, 4 и т.д. При построении ритмического рисунка включается в работу не только ведущий канал, но и все остальные.
Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают молча, «про себя», одновременно выполняя под счет движения. Вслух произносится кратные того числа, через которое ведется счет (при счете 2 вслух называются числа 2,4,6…, при счёте через 3 – числа 3,6,9,12… и.т.д.) Называя кратное, дети касаются ладоней друг друга (как в считалочке). Остальные движения могут выбираться произвольно: хлопнуть в ладоши, коснуться руками ног, плеч, пояса, головы, топнуть ногой и т.п.
В итоге синхронного исполнения движений происходит непроизвольное запоминание чисел, которые учащиеся проговаривают вслух. Таким образом, они фактически выучивают в процессе игры таблицу умножения задолго до ее введения. Вместе с тем, «ритмическая музыка», которая звучит в классе, объединяет детей, вырабатывает у них чувство защищенности, снимает напряжение от пассивного восприятия. Поэтому целесообразно систематически использовать ритмические игры для проведения физкультминуток. Их можно проводить также на перемене и после занятий.
Счет через 2. Хлопнуть в ладоши (1), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «два» (2), хлопнуть в ладоши (3), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «четыре» (4) и т.д.
Счет через 3. Коснуться руками ног (1), хлопнуть в ладоши (2), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «три» (3), коснуться руками ног (4), хлопнуть в ладоши (5), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «шесть» (6) и т.д.
Счет через 4. Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться левой ноги (2), хлопнуть в ладоши (3), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «четыре» (4), коснуться рукой правой ноги (5), коснуться левой ноги (6), хлопнуть в ладоши (7), «восемь» (8) и т.д.
Счет через 5. Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться рукой левой ноги (2), коснуться правой рукой левого плеча (3), хлопнуть в ладоши (4), хлопнуть в ладоши «пять» (5) и т.д.
Счет через 6. Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться рукой левой ноги (2), коснуться правой рукой левого плеча (3), коснуться левой рукой правого плеча (4), хлопнуть в ладоши (5), хлопнуть в ладоши «шесть» (6), и т.д.
Счет через 7. Топнуть правой ногой (1), топнуть левой ногой (2), коснуться рукой правой ноги (3), коснуться рукой левой ноги (4), дотронуться двумя руками до плеч (5), хлопнуть в ладоши (6), хлопнуть в ладоши «семь» (7) и т.д.
Счет через 8. Топнуть правой ногой (1), топнуть левой ногой (2), коснуться рукой правой ноги (3), коснуться рукой левой ноги (4), дотронуться правой рукой до правого плеча (5), дотронуться левой рукой до левого плеча (6), хлопнуть в ладоши (7), хлопнуть в ладоши «восемь» (8) и т.д.
Счет через 9. Топнуть правой ногой (1), топнуть левой ногой (2), коснуться рукой правой ноги (3), коснуться рукой левой ноги (4), дотронуться правой рукой до правого плеча (5), дотронуться левой рукой до левого плеча (6), дотронуться до головы (7), хлопнуть в ладоши (8), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «девять» (9) и т.д.
Начинать надо медленно со счета хором до 20 и обратно, одновременно выполняя движения для счета через 2. Когда дети не будут задумываться над последовательностью движений и смогут сосредоточить свое внимание на проговаривании кратных, можно перейти к счету через 2 (снять проговаривание чисел 1,3,5….). Темп должен быть таким, чтобы у детей оставалось ощущение успеха.
К следующему типу ритмических упражнений (к счёту через 3,4 и т.д.) целесообразно переходить лишь тогда, когда предыдущие упражнения отработаны в достаточно быстром темпе, стали привычными для детей, и каждый ребенок класса легко проговаривает кратные чисел без применения движений. При этом сначала осваивается «ритмический рисунок» (движения со счетом хором соответственно до 30,40 и т.д.) и только после этого – ритмический счет.
Отмечу также, что таблица умножения во 2-ом классе вводится с учетом того, что описанная выше работа в 1-ом классе проведена и учащиеся выучили значения первых десяти кратных всех однозначных чисел.
Ребята работают уже не парами, а группами. Команда встаёт в шеренгу. На полу раскладываются числа от 1 до 9. При изучении таблицы умножения отсчитывается ритмический рисунок числа и делается шаг вперед. На полу разложены цифры, которые помогают понять, сколько раз мы отсчитали по (2,3,4,5,6,7,8,9). Проговариваем вслух табличный случай. (Приложение 1.1.7.)
Если проводить эту работу систематически, то можно увидеть следующий результат: ученики с недостаточно развитой системой кинестетического восприятия пытаются воспринимаемый материал перевести на язык жестов или действий, дети с недостаточно развитой визуальной системой пытаются перевести материал на язык образов, а те, у которых недостаточно развита аудиальная система восприятия, пытаются больше говорить. В итоге у каждого ребенка в той или иной степени развиваются все системы восприятия учебного материала, и каждой он становится способен полноценно пользоваться.
Заключение
Презентация опыта результатов педагогической деятельности по теме: «Учет типа восприятия в образовательном процессе как условие повышения качества образования» была проведена на базе муниципального казенного учреждения «Информационно-методический центр» Грачевского района в рамках круглого стола «От идеи – до результата».
Мой преподавательский опыт свидетельствует: использование на уроках в начальной школе различных систем восприятия школьниками учебной информации - основа успешности обучения.
Однако педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Нужно понимать, что не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету!
Приложения
Приложение 1.1.1
Тест на определение ведущего канала восприятия ученика
Анкета для родителей
Американские психологи Л. Брэдвей и Б. Алберс Хил разработали тест для определения способа познания у детей младшего школьного возраста. Данная анкета заполняется родителями.
Инструкция. Внимательно посмотрите, какое из нижеприведенных утверждений больше всего относится к вашему ребенку. Подчеркните его.
1. Общение
• Когда моему ребенку хочется выразить свои мысли, он пользуется простыми фразами (3).
• Мой ребенок неправильно произносит некоторые звуки и слова (3).
• Мой ребенок редко сам вызывается отвечать (3).
• Мой ребенок правильно использует глагольное время (С).
• Моему ребенку нравится разговаривать со взрослыми (С).
• Мой ребенок любит сочинять и рассказывать вымышленные истории (С).
• Мой ребенок говорит короткими, прямыми фразами (Д).
• Мой ребенок невнятно произносит некоторые звуки (Д).
• Мой ребенок может рассказывать что-нибудь непоследовательно (Д).
2. Любимые игрушки и занятия
• Моему ребенку нравятся калькуляторы и компьютеры (3).
• Моему ребенку нравится рукоделие и моделирование (3).
• Мой ребенок любит читать вслух, и ему нравится, когда ему читают (С).
• Моему ребенку нравится придумывать игры (С).
• Моему ребенку нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры (Д).
• Мой ребенок любит кататься на велосипеде и ходить в походы (Д).
• Мой ребенок любит ухаживать за домашними животными (Д).
3. Микромоторика
• Мой ребенок правильно выводит буквы, точно в границах строки (3).
• Для письменных работ моего ребенка характерна аккуратность (3).
• Моему ребенку особенно нравится раскрашивание (3).
• Мой ребенок аккуратно пишет печатными буквами (С).
• Мой ребенок диктует или читает самому себе во время занятий (С).
• Мой ребенок часто просит помочь при выполнении творческих заданий (С).
• Моему ребенку трудно писать на разлинованной бумаге (Д).
• Мой ребенок путает порядок букв и слов (Д).
• Мой ребенок сильно нажимает на карандаш или кисточку (Д).
4. Навыки поведения в коллективе
• Мой ребенок чувствует себя одиноко в группе детей (3).
• Мой ребенок редко сам заводит разговор, он отвечает, когда его спрашивают (3).
• Индивидуальные занятия нравятся моему ребенку больше, чем групповые (3).
• Мой ребенок очень разговорчив (С).
• Мой ребенок обычно первым начинает разговор (С).
• Моему ребенку часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках (С).
• Мой ребенок более общителен на игровой площадке (Д).
• Моему ребенку легче выражать мысли с помощью жестов (Д).
• Мой ребенок выступает в роли лидера на игровой площадке (Д).
5. Память
• Мой ребенок запоминает то, что видит (3).
• Мой ребенок читает, вспоминая значение слов (3).
• Мой ребенок легко усваивает математические правила (С).
• Мой ребенок читает, узнавая слова по их звучанию (С).
• Моему ребенку нелегко вспомнить то, что он видел и слышал (Д).
• Моему ребенку нужна помощь, чтобы научиться читать (Д).
6. В школе
• Мой ребенок аккуратно одевается (3).
• Мой ребенок отвлекается, обращая внимание на цвета и движущиеся предметы (3).
• Мой ребенок следит за порядком на своем рабочем месте (3 .
• Внешний вид моего ребенка ни аккуратный, ни чрезмерно опрятный (С).
• Мой ребенок легко отвлекается на звуки и голоса (С).
• Мой ребенок ведет дискуссии и часто сам вызывается отвечать (С .
• Мой ребенок часто выглядит довольно неопрятно (Д).
• Мой ребенок чрезмерно активен и часто отвлекается (Д).
• Моему ребенку трудно усидеть на своем вместе (Д).
Ключ к анкете:
Каждый ответ соотносится с определенным способом познания, на что указывает буква в скобках после каждого варианта ответа:
3 — «зритель» или визуал
С — «слушатель» или аудиал
Д — «деятель» или кинестетик
Скорее всего, ответы будут сосредоточены в одной или двух колонках. Преобладание ответов по какому-либо варианту будет указывать, каким способом познания преимущественно пользуется ребенок.
Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у
дошкольников и младших школьников (для детей 5-8 лет)
Данная методика будет полезна, в первую очередь,
для наблюдения за детьми 5-8 лет.
Инструкция: читая материал опросника,
отмечайте черты, присущие ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные
результаты. Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал
(зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – соберет
большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ
познания, который наиболее характерен для ребенка.
Тестовый материал:
1. ОБЩЕНИЕ. Если ребенок хочет что-нибудь сказать, то…
Визуал:
- Он говорит, используя самые простые обороты
речи
- Он неправильно произносит некоторые слова и
звуки
- Он пропускает наречия и предлоги
Аудиал:
- Он использует те же обороты речи, что и
взрослые
- Он использует грамматически правильные
предложения
- Он рассказывает тщательным образом продуманные
истории
Кинестетик:
- Его речь тяжело понять
- Он говорит короткими, грамматически
неправильными предложениями
- Он стремится изобразить события, вместо того,
чтобы рассказать о них
2. ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Во время игры ребенок…
Визуал:
- Отдает предпочтения головоломкам и настольным
играм
- Наслаждается компьютерными играми или играми с
калькулятором
- Узнает о новых вещах, наблюдая
Аудиал:
- Любит слушать аудиозаписи
- Любит книги и игру фантазии
- Учится новому, читая инструкции
Кинестетик:
- Любит играть на свежем воздухе
- Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке
или горке
- Почти каждой игрушке находит полноценное
применение
3. СЛОЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Когда ребенок начинает что-то делать руками, то…
Визуал:
- Он пишет старательно
- Его художественные изделия очень аккуратны и
красивы
- Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает
Аудиал:
- Он пишет достаточно неплохо
- Во время работы он разговаривает сам с собой
- Его художественные изделия достаточно
привлекательны
Кинестетик:
- Ему очень тяжело писать
- Многие буквы и цифры у него получаются
некрасивыми –
- Его художественные работы неопрятны
4. ПРОСТЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Когда ребенок начинает двигаться…
Визуал:
- Настольные игры он считает лучшими, чем игры
на свежем воздухе
- Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо
ему удается
- Любит игры с четко установленными правилами
Аудиал:
- Он больше разговаривает, чем играет
- Отдает предпочтение играм, требующим
вербального общения
- Во время какой бы то ни было деятельности,
разговаривает сам с собой
Кинестетик:
-Игры на свежем воздухе считает лучше настольных
игр
- Имеет хорошую координацию
- Не ходит спокойно, а носится
5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ. Когда ребенок находится в окружении других детей,
то…
Визуал:
- Даже в толпе остается одиноким
- Прежде чем принять участие в игре, следит за
тем, как играют другие
- Долго привыкает к новым людям
Аудиал:
- Буквально расцветает в кругу друзей
- Может мешать во время занятий в классной
комнате, поскольку, очень много разговаривает
- Часто отвечает за других и ведет себя несколько
пренебрежительно
Кинестетик:
- Коллективистский, но не очень разговорчивый
- Может причинять беспокойство, поскольку во
время занятий в классе мешает своим соседям
- Любит пошалить
6. ЭМОЦИИ. Когда ребенка что-то тревожит, то он…
Визуал:
- Вообще не очень эмоционален
- Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность
других
Аудиал:
- Свободно рассказывает о своих ощущениях
- Может пойти на конфронтацию с другими по
поводу своих ощущений
Кинестетик:
- Эмоционально зависим и легко обижается
- Когда его призывают к порядку, реагирует
гневно, не стесняясь и не раскаиваясь
7. ПАМЯТЬ. Когда мой ребенок занимается, он…
Визуал:
- Может воспроизводить буквы и цифры по памяти
- Помнит о том, что ему показывали
Аудиал:
- Лучше всего учится, заучивая наизусть
- Знает звуки, соответствующие буквам
алфавита
Кинестетик:
- Плохо запоминает
- Легко отвлекается
8. ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Когда ребенок находится в групповой комнате, он…
Визуал:
- Следит за опрятностью своей одежды
- Следит за чистотой своего рабочего места
- В свободное время отдает предпочтение
конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел
- Медленно привыкает к новой ситуации
Аудиал:
- Его внешний вид не очень неряшлив, но и не
очень опрятен
- Ему приходится напоминать о том, чтобы он
убрал свое рабочее место
- Он внимательный и послушный
- Он исполняет соло в большинстве дискуссий и
часто говорит педагогу о чьем-то неправильном поведении
Кинестетик:
- Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде
и нередко бывает весьма неопрятен
- Работает в окружении полнейшего беспорядка,
способен переворошить свое рабочее место за несколько минут
- Проявляет большую активность во время игр
- Вынужденный сидеть на одном месте, буквально
корчится и извивается
Приложение1.1.2
Памятка «Особенности типов восприятия»
Визуал |
Кинестетик |
Аудиал |
Хорошо помнит то, что видел. |
В начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцем по строчке. |
Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонациям. |
С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом хороший рассказчик. |
Хорошо помнит общее впечатление о событии. При общении стоит близко, качается человека. |
В учебной деятельности предпочитает счет и письмо. |
Организован, наблюдателен, как правило спокойный. |
Обилие движений, много жестикулирует. |
Шевелит губами при чтении, проговаривает слова. |
Имеет живую, образную фантазию. При разговоре подбородок держит вверх. Голос может быть высоким. |
Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз. Голос может быть довольно низким. |
Говорит ритмически. Легко отвлекается на шум. Легко осваивает языки. В группе часто бывает самым разговорчивым. Любит дискуссии. Легко повторяет услышанное. |
Тема урока |
Природное сообщество – болото, его значение. ПРИЛОЖЕНИЕ1.1.3 |
Цель урока |
Создание условий для представления о болоте, как о природном сообществе |
Задачи урока
|
Обучающие: познакомить со способом образования болота, разнообразием растений и животных, их взаимосвязью, выявить значение болота для окружающей среды и человека. Развивающие: развивать и формировать исследовательские умения младших школьников, универсальные учебные умения, способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по изучаемой теме. Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе и ее богатствам, умение работать в паре, группе |
Формируемые УУД:
|
Предметные - освоение базовых понятий: растения болота, торф, животные болота, природное сообщество, пищевая цепочка Регулятивные - определять цель учебной деятельности, планировать деятельность, оценивать себя и своих товарищей, осуществлять контроль и коррекцию, проводить самоанализ и самооценку деятельности. Познавательные - извлекать информацию, представленную в разных формах, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Коммуникативные - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации |
Оборудование: |
Экран, проектор, компьютер, бумажные листы, цветные карандаши, контейнер с водой, мох – сфагнум, клюква, торф, салфетки. |
Этап, УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся Анализ работы детей |
1.Оргмомент. Мотивация Цель: выработка положительного самоопределения к деятельности
Личностные УУД: самоопределение внутренней позиции школьников |
Давайте знакомиться. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Мне понадобиться ваша помощь, чтобы урок прошел с пользой и интересно. И я надеюсь, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником в ходе урока, за самые яркие, точные, правильные ответы вы будете получать жетоны и в конце урока получите отметки. Психилогический настрой Прием «Самолетик пожеланий» Цель: Создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса на урок, пожелания добра. У вас на партах лежат самолетики. Прочитайте, что там написано, выберите и подчеркните то, что вы желаете своим одноклассникам на урок. По моей команде запускаем самолётики в полёт. Поднимите находящийся рядом самолётик и зачитайте доставшееся пожелание. Мотивация. - Мы не случайно запустили наши самолеты, потому что на них мы прилетели на очень интересное, удивительное, опасное место. Раньше его называли балто или блато. Догадались? - Определите тему урока. (Болото – слово вывешивается в центре доски) |
Читают, подчеркивают пожелания и запускают самолеты
формулируют тему урока. Пользуясь данным приемом, дети с первых минут урока настроились на работу, психологическое напряжение было снято и установилась комфортная среда |
2.Актуализация знаний Цель: актуализация используемых способов действий и подготовка к мотивация на новый способ деятельности. Познавательные УУД : подведение под понятие Личностные: привлекательность возможных результатов урока |
Прием «Ассоциации» Цель: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме -Какие слова ассоциации возникают у вас? - Что вы уже знаете про болото? - А как вы думаете, является ли болото природным сообществом? - А что такое природное сообщество? |
Высказывают свои мысли, формулируют определение Обучающиеся предложили много слов, активно работали над поиском ассоциаций. |
3.Постановка учебной задачи. Цель: подготовка мышления учащихся и осознание цели. Регулятивные УУД: постановка целей включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы |
Прием «Кластер» Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся Что нам предстоит выяснить? Для этого нам нужно решить следующие задачи, а какие, сформулируйте с опорой на слова - подсказки (КАК, ЧТО, КТО, ЦЕПИ), добавляются на доску. |
Формулируют задачи урока совместно с учителем, помогают составить кластер Опираясь на слова подсказки, обучающиеся смогли сформулировать задачи урока |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: выбор метода решения проблемы, выдвижение гипотез и результата. Моделирование информации новым способом.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, навыки сотрудничества, речевая деятельность, управление поведением партнеров в группе.
Познавательные УУД : работа с информацией, использование моделей, знаково – символических средств, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем, взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей
Познавательные УУД: логические: наблюдение, сравнение, умозаключение
Регулятивные УУД удержание цели и задач урока |
Итак, давайте выясним, как появляется болото Прием «Экспресс - исследование» Цель: развивать исследовательские умения, позволяющие учащимся самостоятельно конструировать свои знания, находить и решать проблемы, развивать познавательные навыки. Приглашается ученик - помощник На столе контейнер с землей и два стаканчика с водой (30мл, 170 мл). Возьмите стакан № 1, вылейте воду в контейнер с почвой. Что случилось с водой? - Возьмите стакан № 2, вылейте воду. Что сейчас происходит с водой? Сделайте вывод, как образуется болото? Прием «Биоадекватика» Цель: чередую работу правого и левого полушарий головного мозга, т.е. релаксационную и активную форму восприятия и усвоения учебной информации ,создать свои мыслеобразы. Сенсорно – моторный этап Сядьте удобнее. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьте лицо, плечи, руки, ноги. Мы вышли погулять, идем по тропинке и выходим к болоту. Смотрим на него, но нас отвлекают комары, мошки, которые бессовестно лезут в рот, в нос и даже в уши. Приходится постоянно отмахиваться. Слышен лягушачий концерт. Смотрю и удивляюсь, почему вода зеленая, а зеленая она потому, что заросла вся мхом, как будто – то зеленый ковер. А на этом ковре красные, синие пятна, которые на самом деле - болотные ягоды: клюква, голубика. Виднеются заросли камыша и рогоза, а вот и белая пушица - ее цветы мягкие, как вата; дурманяще пахнет багульник, его белые мелкие цветки собираются в виде зонтика. Кое – где видны маленькие корявые березки и сосенки. Сделайте глубокий вдох, откройте глаза. Обсуждение результатов релаксации -Понравилось вам путешествие? Что вы ощущали, находясь на болоте? Какие запахи, цвета вас окружали? Что интересное и необычное увидели? Как выглядели интересные растения? Какие там жители? Кто нам мешал? Воссоздание увиденного образа. Символьный этап Создание символьного рисунка «Что растет на болоте?» Ребята, все, что вам представилось, нарисуйте на бумаге. Объяснение работ. Хотите узнать, какое обитает там удивительное растение - хищник? Может быть кто – то знает из вас, как оно называется? Представьте, что ваша ладошка – это растение, повторяйте движения, которые вы услышите Это что за Недотрога? У неё ладошек много. Сядет на ладошку Мошка. Свернётся в трубочку ладошка И пропала Мошка! - Почему же это растение хищник? Посмотрите на него внимательно Чем привлекает это растение? Добавьте в свой рисунок. ФИЗМИНУТКА Получение знаний через осязание А вспомните, отчего в моем описании вода кажется зеленая? Я не ошибусь, если скажу, что этот мох – хозяин на болоте. Возьмите его в руки Какие ощущения у вас появились? Тепло вам от него или прохладно? Предлагаю узнать об этом растении больше, воспользовавшись учебником с. 165 Слегка сожмите его в руке, что вы замечаете? Так что же любит мох и другие растения? Я знаю, что мы с вами очень любим природу и не навредим ей, поэтому предлагаю вернуть мох в привычную для него среду Получение знаний через зрение Представьте, куда же пропадает мох через 10 лет? Что с ним случается? Во что он превращается? Возьмите из коробочки мешочек с торфом и найдите доказательства того, что он появился из болотных растений. Получение знаний посредством зрительного и слухового канала Мы переходим к следующей задаче, будем узнавать, кто живет на болоте У писателя М.Пришвина есть замечательная книга «Кладовая солнца». Автор настолько любил природу, что в своем рассказе красочно описал болото, и опасный случай, который произошел с маленькими детьми Митрашей и Настей. Я советую ее вам прочитать. А отрывок из этого произведения поможет нам ответить на наш вопрос Работа по рядам, в парах Каждая пара получает отрывок из рассказа, читая, подчеркивают всех живых существ, которые обитают на болоте. Ребята, давайте проверим, вы называете живое существо, которое встретилось в отрывке, если верно, то на слайде появится это животное и «поприветствует» вас на своем языке. Ребята, так почему же на болоте так много животных? А чем удивила последняя картинка? Какой вывод сделаем, почему там так много птиц? Для чего заходят животные? Добавление стрелок на кластере А какие цепи питания могут быть на болоте? Ребята, потрогайте внутреннюю крышку стола, у кого встретились листочки Приглашаю ребят из 1 ряда. Вам нужно выбрать знатока болота от вашего ряда, который правильно выстроит вас в нужной последовательности. Аналогично 2,3. Какой вывод мы сделаем? Теперь мы поговорим о значении болота. Болото - это польза или вред. Хотите узнать, что думали по этому поводу наши предки? Болото - по верованиям считалось"нечистое" место, где водятся черти. Однажды Бог ходил по воде и встретил плывущий мутный пузырь, который лопнул, и из него выскочил черт. Бог повелел черту спуститься на дно и достать оттуда земли. Черт набрал земли и отдал Богу, но немного земли припрятал за щеки. Бог разбросал доставленную землю, и там, где она падала, появилась суша, а на ней деревья, кусты и травы. Но растения стали прорастать и во рту у черта, и он, не выдержав этого, принялся выплевывать землю. Так появились болота - разжиженная земля с малорослыми, уродливыми деревьями и грубой травой. Иногда на болоте видели светящиеся точки. В старину их старались обходить стороной, селились подальше от болот, верили, что все это проделки нечистой силы Почему же наши предки считали, что болото - это вред? Логический этап ( закрепление мыслеобраза в логических структурах) Работа в группах На болото ходят с корзинками, вот и я вам предлагаю набрать и разложить на 2 группы факты о пользе или вреде болота. Чего у нас получилось больше? Так какой же мы вывод сделаем? Получение знаний посредством вкусового канала Вы очень хорошо работали, и я хотела бы вас угостить очень вкусной полезной ягодой - клюквой Какие у вас ощущения? |
Проводят исследование
Наблюдают за процессом
Отвечают на вопросы, делают вывод: болото образуется там, где избыточное увлажнение почвы
В состоянии релаксации воспринимают новый материал
Высказывают свои ощущения, озвучивают картины, которые у них возникли во время прослушивания
Отвечают на вопросы, Создают рисунки - схемы
Повторяют движения
Фиксируют на листах результат работы
Трогают, рассматривают мох, через ощущения, наблюдения – делают вывод о растениях болот Работают с текстом учебника
Вывод: на болоте растут влаголюбивые растения
Рассматривают торф, находят доказательства происхождения из болотных растений, поясняют свой ответ
Работают в парах, читают с выделением нужного критерия
Называют живых существ, просматривают слайды, слушают голоса животных. Формулируют вывод Вывод: много еды, защита
Находят листочки, командир строит в нужной последовательности Формулируют вывод Вывод: все взаимосвязано. Мы доказали что болото природное сообщество так в нем проследили взаимосвязь живой и неживой природы
Слушают легенду
Проводят классификацию утверждений. Формулируют вывод: приносит много пользы для природы и человека
Пробуют ягоду, высказывают свои ощущения На данном этапе ученики не получили готовую наглядность, а создавали ее сами. Приемы биоадекватики усилили потребность к действию, помогли почувствовать уверенность в своих способностях. Работы детей были переданы с максимальной точностью, что говорит о правильном выборе метода. Опираясь на все органы чувств школьники раскрывали новый материал, задания были для них интересными, доступными. |
5.Закрепление знаний. Включение в систему знаний. Цель: формирование у учащихся способности анализировать полученную информацию. включить в систему знаний и применить на практике. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения. |
Как вы, считаете, вас можно назвать знатоками болота? Тогда можем отправиться по болотным кочкам, оставляя свои следы в виде плюса или минуса, но это можно делать только со взрослыми!!! Прием «Верно - неверно» Цель: проверить, насколько усвоен новый материал Работая в карточке, вам нужно выбрать верные утверждения.
Какие утверждение неверные? Превратите их в правильные утверждения. Пусть последнее утверждение станет призывом для всех людей.
|
Выполняют графический диктант Объясняют высказывания Выполняют задание, озвучивают отредактированные ответы. Полученные знания дети проверили через самостоятельную работу, где большая часть справилась с заданиями. Проверка осуществлялась через самооценку. |
6.Рефлексия деятельности: Цель: самооценка учащимися своей деятельности, оценка нового способа действия. Личностные УУД: личностная значимость результатов, осознание метода собственной деятельности. Регулятивные УУД: осознание качества работы, достижения цели работы. |
Метод «Все в твоих руках» Возьмите наши самолетики, положите их на ладонь. Вспомните, что вы желали, получилось ли это на уроке? Достигли ли мы поставленных задач? Если вы захотите и приложите усилия к своей мечте, то ваш самолет с мечтой обязательно полетит, а если лениться, то самолет не сдвинется с места. Помните, все в ваших руках!!! |
Высказываются о затруднениях в работе. Комментируют успехи и находки работы. Осуществляют самооценку деятельности на уроке. В течение всего урока дети активно работали, находили ответы на поставленные задачи через разнообразные формы деятельности. При рефлексии правильно оценивали свою работу, выделяя не только положительные моменты, но и те на которых они испытывали затруднения. |
7.Информация о домашнем задании |
Вам на выбор предлагается выполнить задание: 1Работа в учебнике с.164 – 168 читать и отвечать на вопросы 2.Подготовить сообщение о болотах России 3.Читать книгу М.Пришвина «Кладовая солнца» |
Записываю задания, высказывают о своих предпочтениях. |
|
Тема |
Образование древнерусского государства ПРИЛОЖЕНИЕ1.1.4 |
|||||||||||||||||||||||||
|
Предмет |
Окружающий мир |
|||||||||||||||||||||||||
|
Класс |
4 класс |
|||||||||||||||||||||||||
|
Автор учебника, по которому ведётся обучение |
Образовательная система «Гармония» О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина, В.Д.Шилин |
|||||||||||||||||||||||||
|
Цель урока |
Создание условий для формирования представления как происходило образование древнерусского государства |
|||||||||||||||||||||||||
|
Задачи урока
|
Обучающие: познакомить с историей образования государства, первыми князьями на Руси их деятельностью, ролью городов в Древней Руси. Развивающие: развивать и формировать универсальные учебные умения, способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по изучаемой теме. Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма, уважения к событиям, происходящим на разных этапах развития государства |
|||||||||||||||||||||||||
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока
|
Формируемые УУД: Предметные: освоение базовых понятий: князь, дружина, полюдье, вече Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать деятельность;оценивать себя и своих товарищей, осуществлять контроль и коррекцию; провести самоанализ и самооценку деятельности. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Коммуникативные - участвовать в работе группы, паре, распределять роли, договариваться друг с другом; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации |
|||||||||||||||||||||||||
Этап, УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся Анализ детей на уроке |
|||||||||||||||||||||||||
1.Оргмомент. Мотивация Цель: выработка положительного самоопределения к деятельности
Личностные УУД: самоопределение внутренней позиции школьников |
Доброе утро. Мне понадобиться ваша помощь, чтобы урок прошел с пользой и интересно. И я надеюсь, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником в ходе урока Психилогический настрой Цель: Создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, пожелания добра. У вас на партах лежат самолетики Прочитайте, что там написано, выберите и подчеркните то, что вы желаете своим одноклассникам на урок. По моей команде запускаем самолётики в полёт. Поднимите находящийся рядом самолётик и зачитайте доставшееся пожелание. 2. Мотивация. - Мы не случайно начали урок с запуска самолетов, сих помощью мы приземлились на просторы самой замечательной, прекрасной и всеми нами любимой страны О какой стране я веду речь? |
Читают, подчеркивают пожелания и запускают самолеты
Пользуясь данным приемом, дети с первых минут урока настроились на работу, психологическое напряжение было снято и установилась комфортная среда |
|||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний Цель: актуализация используемых способов действий и подготовка к мотивация на новый способ деятельности. Познавательные УУД : подведение под понятие Личностные: привлекательность возможных результатов урока |
Работа с картой (визуалы, аудиалы, дискреты) - Посмотрите на карту. - Что вы знаете о нашей Родине? Вы знаете, что наше государство самое большое по площади Как вы думаете, всегда ли так было? |
Рассматривают карту Высказывают свои мысли, формулируют определение Обучающиеся высказывали много предположений.
|
|||||||||||||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи. Цель: подготовка мышления учащихся и осознание цели. Регулятивные УУД: постановка целей включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы |
РКМЧП Цель: Выявление «области знания- незнания» Сегодня мы не только, когда и как было образовано Древнерусское государство, но и узнаем….. У вас на партах лежат карточки. Прочтите, что необходимо нам сегодня узнать? Поставьте плюсы во 2 столбец напротив тех вопросов, ответы на которые вы уже знаете
-Что получилось? -Исходя из этого, какие задачи вы поставите? (3-5 человек). |
( дети получают карточки, где они ставят + во втором столбике напротив тех вопросов, на которые знают ответ)
Формулируют цель урока совместно с учителем: Опираясь на слова из предложений подсказки, обучающиеся смогли сформулировать задачи урока |
|||||||||||||||||||||||||
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: выбор метода решения проблемы, выдвижение гипотез и результата. Моделирование информации новым способом.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, навыки сотрудничества, речевая деятельность, управление поведением партнеров в группе.
Познавательные УУД : работа с информацией, использование моделей, знаково – символических средств, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Итак, давайте выясним, когда образовалось государство Русь Прием «Оживи карту» (визуалы, аудиалы, дискреты, кинестеты) Цель: прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий У вас на партах есть названия племен населяющих территорию в 8 веке Озвучьте их , выходя к доске (дреговичи́, вя́тичи, поля́не, древляне, полочане, кривичи́, ради́мичи) Как же жили племена в 8 веке? Чем они занимались? ТРИЗ. Прием «Хорошо или плохо» (аудиалы, дискреты) Цель: направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Почему у каждого племени разный цвет? Как вы думаете, что хорошего и плохого в том, что племена жили обособленно друг от друга? Поработайте в парах и определите, что является положительным и отрицательным в их обособленности (работа в карточке)
+(удобно проследить за порядком; легче обеспечить продуктами питания т.к. меньше народа) - (нападали кочевники с юга; нападали варяги с севера; после нападения отбирали продукты, домашних животных; невозможно обработать большую часть земли для пашни; конфликты между племенами; невозможность противостоять врагу) Чего получилось больше? Кто доставлял столько неприятностей ? ДОБАВИТЬ В чем назрела необходимость? Какой вывод можно сделать? На тот момент появилось 2 крупных объединения: на севере – Новгород и на юге – Киев Покажите (учащиеся с помощью ленты показывают разделение) (кинестеты) Чем занимались люди, живущие в то время? Как вы считаете, удобно ли было обрабатывать землю, охранять ее и отражать набеги? Чтобы сделали бы вы? Наши предки пригласили княжить в новгородские земли князя Рюрика с дружиной, он должен был защищать их земли, а жители за это платили ему дань. Посмотрите на новые слова, кто может объяснить их значение? Работа со словарем с.174 - 175 После смерти Рюрика, правил его родственник Олег, именно он отправился в поход в 882 году и объединил 2 главных центра, со столицей в городе Киеве и объявил «…Пусть Киев будет матерью городов русских» Какие изменения необходимо внести в нашу необычную карту? Прием «Оживи карту» (визуалы, аудиалы, дискреты, кинестеты) Цель: через тактильные и зрительные ощущения, запоминают этапы становления древнерусского государства. (учащиеся с помощью ленты показывают объединение) Олег не только объединил земли, но и прославился другими делами об этом вы узнаете, прочитав текст на с.12 и дополнив предложение, которое у вас в карточке
Рассказ учителя об Игоре и Святославе В чем еще раз мы убедились? ФИЗМИНУТКА Древний воин, он таков Он силен и здоров Он из лука стрелял Метко палицу бросал На границе стоял Зорко, зорко наблюдал Прием:ТРИЗ (визуалы, аудиалы, дискреты, кинестеты) Цель: эмоционально – творческое решение учебной задачи Определим, какие доспехи были у русских дружинников Вы будете работать в группе, вам нужно соединить стрелкой к дружиннику те доспехи, которыми пользовались на Руси. Будьте внимательны!
(Одна пара у доски).
А теперь рассмотрите бутафорские доспехи(копье, меч, щит) Каждую осень князь со своей дружиной отправлялся собирать дань, и это называлось полюдье А хотите поучаствовать в сборе дани? Давайте распределим роли: (визуалы, аудиалы, дискреты, кинестеты) Князем будет----------, набирай дружину, выбери самых крепких троих воинов, которые тебе помогут. Остальные будут народ, который приготовили дань в мешках, Как встречали князя? Нужно было поклониться и сказать: « Великий князь, прими в дар…. и называете то, что находится в вашем мешке, а дружинники складывали дары в сундуки Нам осталось найти ответ на последний вопрос. Рассмотри рисунок с.19 Как были устроены города, что вам об этом известно? Показ слайда А знаете ли вы, где находился посад в древнем городе? А хотите узнать, чем занимались люди, живущие в посаде? Представьте, что мы с вами оказались в 9 веке, сейчас мы узнаем, кто из вас каким ремеслом бы занимался. Найдите под крышкой стола карточки, озвучьте. Прочитайте 1 абзац текста на с.18 Найдите в нем ответ на вопрос Чем являлся город в Древней Руси? (Проверка по слайду) |
Выходят, называют племена, собирают «карту - пазл»
Отвечают на вопросы
Высказывают свои предположения
Работают в парах, находят предпосылки
Делают вывод ВЫВОД: появилась необходимость в объединении
Добавляют слова князь, дружина, дань
Работают со словарем Дополняют «карту - пазл» Отвечают на вопросы, Формулируют вывод Вывод: 882 образование Древнерусского государства
Отбирают информацию, чтение с выделением нужного критерия Фиксируют на листах результат работы Вывод: убедились, что одним из основных занятий князей был: защита земель и военные поход
Повторяют движения
Работают в карточке, делают соответствие между названием и картинкой доспеха. Рассматривают доспехи
На столах в мешочках игрушки, символизирующие предметы дани(рыба, мед, монетки, шерсть..) Обыгрывают ситуацию
Работа со схемой «План древнего города» Находят листочки, строят в нужной последовательности Работа с текстом, поиск нужной информации Вывод: в городе жили знатные люди, а посад населяли ремесленники На данном этапе ученики получали новую информацию через инсценировку. Такой прием помог почувствовать уверенность в своих способностях. Ответы детей были полные правильные, что говорит о правильном выборе метода. Опираясь на имеющиеся знания детей, интересные задания - школьники раскрывали новый материал, задания были для них интересными, доступными. Бутафорскте доспехи, предметы дани, вызвали интерес, усилили потребность к действию |
|||||||||||||||||||||||||
5.Закрепление знаний и формирование навыков. Логический этап .Включение в систем знаний. Цель: формирование у учащихся способности анализировать полученную информацию. включить в систему знаний и применить на практике. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения. |
Для обсуждения важных вопросов на площади собиралось вече. Я тоже предлагаю обсудить наши вопросы Что объединяет эти слова? ТРИЗ «Связи» Цель: цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом Вы многое узнали о времени, когда шло образование древнерусского государства. До нашего времени дошли записи, но есть в них путаница, исправьте неверное слово на правильное Самостоятельная работа ТРИЗ «Разгадай путаницу» (работа в карточках (карточки в виде свитка) Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое. В 862 году пригласили племена для защиты земель князя - ЮРИРКА______________ Этот князь укреплял города, заботился о новом снаряжении дружины – ГОЕЛ _____ Одно из видов оружий у дружинников – АЦПАЛИ______________________________ Основные богатства получал князь от сбора дани - ОЛПЬДЮЯ ___________________ В центе города сооружали мощную крепость – МЛЬКЕР__________________________ От пристани отплывали с товарами – ИДЬЛА_________________________________ |
Объясняют высказывания, Выполняют задания. Город – (торговля), князь Олег – (объединение), центр города – (вече), торговля – (обмен) Объясняют высказывания Выполняют задание, озвучивают отредактированные ответы. Полученные знания дети проверили через самостоятельную работу, где большая часть справилась с заданиями. Проверка осуществлялась через самооценку |
|||||||||||||||||||||||||
6.Рефлексия деятельности: Цель: самооценка учащимися своей деятельности, оценка нового способа действия. Личностные УУД: личностная значимость результатов, осознание метода собственной деятельности. Регулятивные УУД: осознание качества работы, достижения цели работы. |
Вернемся к нашей таблице, заполните колонку «в конце урока», поставить + напротив того вопроса на который вы можете теперь ответить. -У кого она изменилась? У кого данные остались прежние? Мы побывали на наших самолетах, на необъятных просторах нашей страны и заглянули в прошлое, а теперь пора вернуться на нашу малую родину Метод «Все у меня в руках» Возьмите наши самолетики, положите их на ладонь. Вспомните, что вы желали, получилось ли это на уроке? Достигли ли мы поставленных задач? Вам понравилось узнавать прошлое нашей страны? А как вы думаете, зачем нужно знать историю? Я вам дам подсказку Помните - вы наше будущее, и вам писать новую историю! |
Высказываются о затруднениях работы в. Комментируют успехи и находки работы. В течение всего урока дети активно работали, находили ответы на поставленные задачи через разнообразные формы деятельности. При рефлексии правильно оценивали свою работу, выделяя не только положительные моменты, но и те на которых они испытывали затруднения. |
|||||||||||||||||||||||||
Приложение 1.1.5 «Шерлок Холмс»
«Шерлок Холмс»
|
№1.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Шерлок Холмс»
|
№2.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
«Шерлок Холмс»
|
№3.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Шерлок Холмс»
|
№4.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Шерлок Холмс» |
№5. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Приложение 1.1.6 «Остров Сокровищ»
«Остров Сокровищ»
|
№1.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Остров Сокровищ»
|
№2.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
«Остров Сокровищ»
|
№3.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Остров Сокровищ»
|
№4.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Остров Сокровищ» |
№5. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Список литературы
1 Протасов Н. С., Коршунова О. В. Учёт типа восприятия информации как фактор повышения успешности обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 280–281. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770861.htm.
2 Гессе Г. Магия книги. [Электронный ресурс]. URL: http://mreadz.com/read-98319
Гессе Г. Магия книги. http://modernlib.ru/books/gesse_german/magiya_knigi_sbornik/.
3.Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком ТАК? – М.: АСТ, 2014.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. [Электронный ресурс]. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/kankal/text.pdf.
4. Н.В.Маслова, В.В.Кожевникова, Н.Г.Куликова и др. Ноосферная школа. – М.: 2009. - 85 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.