Методическая разработка
Урок комплексного анализа на примере творчества М.Ю.Лермонтова (стихотворение «Журналист, Читатель и Писатель»)
Тема: Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова
Урок-лекция
Цели: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Задачи: Научить учащихся лаконично и осознанно конспектировать лекционный материал; на примере данного стихотворения раскрыть особенности лирики Лермонтова; актуализировать приемы комплексного анализа, который учащиеся осуществляли в 9 классе.
Схема комплексного анализа текста уже имеется в наличии у школьников (уроки по творчеству А. С. Пушкина). По ходу занятия учащиеся конспектируют лекционный материал, а так же следят за логикой комплексного анализа. Домашнее задание – комплексный анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» М.Ю. Лермонтова (на оценку).
Текст ЛЕКЦИИ: В 1840 году Михаил Юрьевич Лермонтов предан военному суду за дуэль с сыном французского посла Э.Барантом и вторично выслан на Кавказ. Принимает участие в боевых действиях, особенно отличается в сражении при реке Валерик. Выходит небольшая книга стихотворений.
В начале февраля 1841 года, благодаря хлопотам бабушки Е.А. Арсеньевой, получает отпуск и едет в Петербург, однако уже в начале апреля получает приказ возвратиться В Тенгинский полк. 15 июля 1841 года в Пятигорске убит на дуэли с Н.С. Мартыновым и похоронен на городском кладбище. Позднее гроб с телом Лермонтова перевезен в Тарканы и 23 апреля 1842 года помещен в семейный склеп Арсеньевых.
16 февраля 1840 года у графини Лаваль был бал. Цвет петербургского общества собирался в ее гостиных. Тут же находился Лермонтов и молодой де Барант, сын французского посланника при русском дворе. Оба ухаживали за одною и тою же дамой.
Встретившись, соперники обменялись колкостями. Де Барант укорял Лермонтова, будто отозвавшегося о нем неодобрительно и колко в присутствии известной особой. Кто была эта особа никто якобы не знает. На самом деле ее имя было известно, но в обществе об этой ссоре ходили разные слухи: одни говорили, что де Барант искал ссоры со счастливым соперником, другие – будто Лермонтов мстил за презрение этой особы (из рук в руки ходило циничное четверостишье). Последняя версия опровергнута биографами и текстологами: это четверостишье было написано намного раннее этой встречи и было обращено к конкретному лицу (свидетельства друга Меринского)
Стихотворение «Журналист, читатель и писатель» написано весной 1840 г. в Петербурге, где Лермонтов находился под арестом за дуэль с де Барантом, напечатано при жизни поэта в «Отечественны записках». Важно сказать, что особенность положения Лермонтова в то время заключалась в отношениях поэта с кружками: он общался и с аристократическими, и с литературными. Живя своей собственной внутренней жизнью, он вправе был сказать, что «поэты походят на медведей…». Эпиграф носит черновую отметку: «С.-Петербург, 21 марта 1840 года, под арестом на арсенальной гаупвахте». За рассеянную жизнь в кругу светского общества, поглощавшую все время поэта и грозившую разменять на мелочь его душу, Лермонтов и при жизни подвергался нареканиям. Не раз ему высказывали это литературные приятели (сколько бы, казалось им, мог он написать, если б не был погружен в заботы суетного света). Особенно хлопотали об этом журналисты, предвидя для себя наживу от молодого таланта, обещавшего пополнить собою место, оставшееся незанятым после смерти Пушкина.
Арестованный поэт рисует писателя, задержанного в четырехстенах болезнью, что радует журналиста:
Я очень рад, что вы больны.
В заботах жизни, в шуме света
Теряет скоро ум поэта
Свои божественные сны.
Среди различных впечатлений
На мелочь душу разменяв,
Он гибнет жертвой общих мнений!
Когда ему в пылу забав
Обдумать зрелое творенье?
Зато какая благодать,
Коль небо вздумает послать
Ему изгнанье, заточенье.
Этому торгашу литературы, подделывающемуся под общий тон, желающему угодить всякому, лишь бы было ему выгодно, и потому смотрящему на талант как на дойную корову, противопоставлен читатель, безукоризненный человек хорошего высшего тона, который выражает сове неудовольствие:
…нужна отвага,
Чтобы открыть, хоть ваш журнал
(Он мне уж руки обломал).
Во-первых, серая бумага!
Она, быть может, и чиста,
Да как-то страшно без перчаток!..
Впрочем, дальнейшие его замечания доказывают образованность и «хорошее воспитание», словом, лицо из высшего круга, в свою очередь глядящее на литературу, не скажем как на приятную забаву. На фоне двух личностей рисуется поэт, одинокий, равно далекий от одного и другого, ушедший в себя, в глубь человека. Поэт проникнут задачами будущего, духовным оком глядит он вдаль, в грядущее, мечтой пред ним очищенного мира: «…бывает время/ Когда забот спадает бремя…»
В стихотворении поставлен центральный для поздней лирики Лермонтова вопрос – об общественной роли поэта и поэзии. К постановке столь философского вопроса поэт шел не только через свое творчество, но и через переломы в жизни. Один из таких переломов произошел в творчестве и в судьбе Лермонтова в связи с написанием стихотворения «Смерть поэта» (1837) — гневный отклик на гибель Пушкина. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России.
В
произведении Лермонтов выступает как поэт, как критик и полемист, высказываясь
по поводу состояния дел в современной литературе - так же как и Пушкин в «Разговоре
Книгопродавца с Поэтом».
Сходные
мнения были высказаны в 20-30-е гг. XIX в. и другими писателями, поэтами,
критиками. Например, А. Бестужев писал: «У нас есть критика и нет литературы».
А. Пушкин сделал наброски статьи со значимым названием «О ничтожности
литературы русской». В. Белинский в «Литературных мечтаниях» утверждал: «У нас
нет литературы». Этим же смыслом наполнены слова Читателя о «Руси бесплодной» и
риторический вопрос Писателя: «О чем писать?». Вторая часть стихотворения -
монолог Писателя, который говорит о двух разновидностях творчества. Одно из
них:
Когда и ум, и сердце полны,
И рифмы дружные, как волны,
Журча, одна во след другой
Несутся вольной чередой.
Поэт с радостью смотрит на законченное произведение:
Тогда с отвагою свободной
Поэт на будущность глядит,
И мир мечтою благородной
Пред ним очищен и обмыт.
По-иному строится творческий процесс, когда автору
...Диктует совесть,
Пером сердитый водит ум...
И тогда он не видит добродетели в людях, описывая «картины хладные разврата»:
Судья безвестный и случайный,
Не дорожа чужою тайной,
Приличьем скрашенный порок
Я смело предаю позору;
Неумолим я и жесток...
Эпиграф надо понимать как суждение самого Лермонтова, обращенное против современной профессиональной (интеллигентской) литературы:
Les poutes resemblent aux ours,
qui se nourrissent en
su ant leur patte
Слова взяты из «Изречений в стихах» Гете: «Поэты похожи на медведей, сытых тем, что сосут лапу». Лермонтов обратился к творцу, который один из первых в мировой литературе поднял вопрос о поэте и читателе. Стихотворение Лермонтова напоминает «Фауста» Гете не только тематикой и проблематикой, но и формой (три точки зрения представлены героями, и эти мнения неоднозначны в своей основе). Форма драмы позволила Лермонтову более глубоко и публицистично заявить о месте поэта и его творчества в мире. Отношения между лирическими героями начинают раскрываться уже в ремарке: «Комната писателя; опущенные шторы. Он сидит в больших креслах перед камином. Читатель, с сигарой, стоит спиной к камину. Журналист входит». Можно подумать, что в лице читателя Лермонтов изобразил себя и свою позицию, а в лице писателя - Хомякова - представителя нового литературного движения. В таком случае речь писателя нельзя понимать как «исповедь» Лермонтова. В самом деле: трижды повторенный меланхолический вопрос писателя («О чем писать?») трудно приписать Лермонтову, выпускавшему в это время свой роман и печатающему много стихотворений. Все эти соображения и факты заставляют прийти к выводу, что «Журналист, Читатель и Писатель» - ироническое стихотворение и что эпиграф надо понимать как суждение самого Лермонтова, обращенное против современной профессиональной (интеллигентской) литературы. Он выступает под псевдонимом «Читателя» именно потому, что не считает и не хочет считать себя профессиональным литератором. Ирония здесь, как всегда у Лермонтова, имеет не просто сатирический, а трагический характер. С другой стороны, безусловное противопоставление Читателя и Писателя и следующее из него исключение слов Писателя из круга авторских размышлений противоречат непосредственному читательскому чувству: речи Писателя звучат таким искренним лермонтовским пафосом, что традиционно воспринимаются читателями не в ироническом ключе... Кроме того, нельзя не заметить, что позиция Читателя чисто негативна: он отвергает определенные явления современной литературы, но ничего не говорит о возможных путях будущего развития. Это и естественно: Читатель - светский человек, наделенный вкусом и здравым смыслом, далекий от профессиональной литературы... Но мы располагаем сведениями, что именно в эту пору Лермонтов все больше чувствовал себя связанным с литературой, беседовал с Краевским об основании журнала и собирался, добившись отставки, сделаться профессиональным литератором. Можно предположить, что и Читатель, и Писатель выражают разные аспекты жизненной и литературной позиции Лермонтова на перепутье весны 1840 г.
Графическое пространство представляет собой монологи и отдельные реплики героев, поэтому строфики как таковой нет. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, самым благозвучным из размеров и самым любимым у Пушкина. Лермонтов использует значительное число умолчаний. Эта фигура художественной изобразительности предоставляет читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Почему столь много умолчаний? Может быть, Лермонтов боялся цензуры? А может, он не хотел много говорить, решил только намекнуть? Об этом можно делать предположения. Мы даже не можем точно утверждать, какой из трех лирических героев ближе автору. Об этом спорят и критики (Б. М. Эйхенбаум и Ю. М. Лотман).
Звукопись включает повторы звуков [а] и [о], что создает напевную интонацию, но в то же время с сочетанием почти старорусского языка (краткие прилагательные, неполногласие, инверсия и др.) дает эффект некоторой торжественности и даже пафосности. А П. Журавлев характеризует частое употребление звука [а] как изображение великолепия и пространства, звук же [о], по его мнению, выражает что-то страшное и сильное. Г.Д. Гачев в своей книге «Национальные образы мира» утверждает: «Национальные языки в звучности своей – голоса местной природы в человеке. У звуков языка – прямая связь с пространством естественной акустики, которая в горах иная, чем в лесах или степи». Исследователь говорит о том, что звук [а] представляет открытое пространство, причем это пространство вертикально, то есть оно стремится вверх. Тогда как [о] – замкнутый круг, находящийся на горизонтали. Для русского человека привычно пространство-горизонталь, и ему в силу этого не хватает вертикали, он всегда стремится к чему-то по вертикали. Поэтому сочетание повторов [а] и [о] дает неоднозначную, а отчасти и противоречивую, характеристику фонетического пространства стихотворения.
Противопоставление лежит не только на уровне фонетики, но и на всех остальных языковых уровнях стихотворения. Подробнее остановимся на лексемах, которые не являются антонимами, но, находясь рядом (в контексте одной фразы), они являются таковыми:
Я очень рад, что вы больны:
В заботах жизни, в шуме света
Теряет скоро ум поэта
Свои божественные сны…
Антитеза пронизывает все стихотворение, и как мы видим, двуликость передается от фонетики, лексики к идейности всего произведения. Композиция стихотворения также двухчастная: первая часть представляет собой критический взгляд на современную словесность - Читатель вступает в резкий спор с Журналистом, в чьих словах выражена позиция современных литераторов, негодует против романтической пошлости, которой наполнены страницы журналов:
Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретет язык простой?
Поддерживая позицию Читателя, Писатель говорит о том, что романтизм себя исчерпал:
О чем писать? Восток и юг
Давно описаны, воспеты;
Толпу ругали все поэты,
Хвалили все семейный круг;
Все в небеса неслись душою,
Взывали с тайною мольбою
К N.N., неведомой красе, -
И страшно надоели все.
Концептуально связаны слова «слово», «мысль», «голос». Именно в таком порядке: сначала рождается «слово», через его прочтение рождается «мысль», и затем – «голос» читателя. Именно через «голос» читателя мы слышим «слово» Поэта. Также можно выделить концепты «Горе» и «Счастье». Поэт «одарен богом» счастливый, одаренный, но в том «Беда», что «не пишут» такие одаренные поэты. Рядом с этими строками стоят понятия «труд» и «плачут очи», то есть концепты «Горе» и «Счастье» включают атрибуты: труд поэта и слезы от творчества. В финале последнего монолога Поэта звучат слова «брань» и «пророческая речь», и здесь наблюдается антитеза. «Брань» со старославянского – война. Пророк, говорящий свою речь, становится причиной войны. Не хотел ли автор сказать этим о том, что творчество прекрасно, нужно, необходимо, но и в то же время опасно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.