Методическая разработка Урок комплексного анализа на примере творчества М.Ю.Лермонтова (стихотворение «Журналист, Читатель и Писатель») , 8 класс

  • doc
  • 09.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала лерм-урок.doc

Методическая разработка

Урок комплексного анализа на примере творчества М.Ю.Лермонтова (стихотворение «Журналист, Читатель и Писатель»)

Тема: Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова

Урок-лекция

Цели: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

Задачи: Научить учащихся лаконично и осознанно конспектировать лекционный материал; на примере данного стихотворения раскрыть особенности лирики Лермонтова; актуализировать приемы комплексного анализа, который учащиеся осуществляли в 9 классе.

Схема комплексного анализа текста уже имеется в наличии у школьников (уроки по творчеству А. С. Пушкина). По ходу занятия учащиеся конспектируют лекционный материал, а так же следят за логикой комплексного анализа. Домашнее задание – комплексный анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» М.Ю. Лермонтова (на оценку).

Текст ЛЕКЦИИ: В 1840 году Михаил Юрьевич Лермонтов предан военному суду за дуэль с сыном французского посла Э.Барантом и вторично выслан на Кавказ. Принимает участие  в боевых действиях, особенно отличается в сражении при реке Валерик. Выходит небольшая книга стихотворений.

В начале февраля 1841 года, благодаря хлопотам бабушки Е.А. Арсеньевой, получает отпуск и едет в Петербург, однако уже  в начале апреля получает приказ возвратиться В Тенгинский полк. 15 июля 1841 года в Пятигорске убит на дуэли с Н.С. Мартыновым и похоронен на городском кладбище. Позднее гроб с телом Лермонтова перевезен в Тарканы и 23 апреля 1842 года помещен в семейный склеп Арсеньевых.

16 февраля 1840 года у графини Лаваль был бал. Цвет петербургского общества собирался в ее гостиных. Тут же находился Лермонтов и молодой де Барант, сын французского посланника при русском дворе. Оба ухаживали за одною и тою же дамой.

Встретившись, соперники обменялись колкостями. Де Барант укорял Лермонтова, будто отозвавшегося о нем неодобрительно и колко в присутствии известной особой. Кто была эта особа никто якобы не знает. На самом деле ее имя было известно, но в обществе об этой ссоре ходили разные слухи: одни говорили, что де Барант искал ссоры со счастливым соперником, другие – будто Лермонтов мстил за презрение этой особы (из рук в руки ходило циничное четверостишье). Последняя версия опровергнута биографами и текстологами: это четверостишье было написано намного раннее этой встречи и было обращено к конкретному лицу (свидетельства друга Меринского)

Стихотворение «Журналист, читатель и писатель» написано весной 1840 г. в Петербурге, где Лермонтов находился под арестом за дуэль с де Барантом, напечатано при жизни поэта в «Отечественны записках». Важно сказать, что особенность положения Лермонтова в то время заключалась в отношениях поэта с кружками: он общался и с аристократическими, и с литературными. Живя своей собственной внутренней жизнью, он вправе был сказать, что «поэты походят на медведей…». Эпиграф носит черновую отметку: «С.-Петербург, 21 марта 1840 года, под арестом на арсенальной гаупвахте». За рассеянную жизнь в кругу светского общества, поглощавшую все время поэта и грозившую разменять на мелочь его душу, Лермонтов и при жизни подвергался нареканиям. Не раз ему высказывали это литературные приятели (сколько бы, казалось им, мог он написать, если б не был погружен в заботы суетного света). Особенно хлопотали об этом журналисты, предвидя для себя наживу от молодого таланта, обещавшего пополнить собою место, оставшееся незанятым после смерти Пушкина.

Арестованный поэт рисует писателя, задержанного в четырехстенах болезнью, что радует журналиста:

Я очень рад, что вы больны.

В заботах жизни, в шуме света

Теряет скоро ум поэта

Свои божественные сны.

Среди различных впечатлений

На мелочь душу разменяв,

Он гибнет жертвой общих мнений!

Когда ему в пылу забав

Обдумать зрелое творенье?

Зато какая благодать,

Коль небо вздумает послать

Ему изгнанье, заточенье.

Этому торгашу литературы, подделывающемуся под общий тон, желающему угодить всякому, лишь бы было ему выгодно, и потому смотрящему на талант как на дойную корову, противопоставлен читатель, безукоризненный человек хорошего высшего тона, который выражает сове неудовольствие:

                     …нужна отвага,

Чтобы открыть, хоть ваш журнал

(Он мне уж руки обломал).

Во-первых, серая бумага!

Она, быть может, и чиста,

Да как-то страшно без перчаток!..

Впрочем, дальнейшие его замечания доказывают образованность и «хорошее воспитание», словом, лицо из высшего круга, в свою очередь глядящее на литературу, не скажем как на приятную забаву. На фоне  двух личностей рисуется поэт, одинокий, равно далекий от одного и другого, ушедший в себя, в глубь человека. Поэт проникнут задачами будущего, духовным оком глядит он вдаль, в грядущее, мечтой пред ним очищенного мира: «…бывает время/ Когда забот спадает бремя…»

В стихотворении поставлен центральный для поздней лирики Лермонтова вопрос – об общественной роли поэта и поэзии. К постановке столь философского вопроса поэт шел не только через свое творчество, но и через переломы в жизни.  Один из таких переломов произошел в творчестве и  в судьбе Лермонтова в связи с написанием стихотворения «Смерть поэта» (1837) — гневный отклик на гибель Пушкина. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России.

В произведении Лермонтов выступает как поэт, как критик и полемист, высказываясь по поводу состояния дел в современной литературе - так  же как и Пушкин в «Разговоре Книгопродавца с Поэтом».
Сходные мнения были высказаны в 20-30-е гг. XIX в. и другими писателями, поэтами, критиками. Например, А. Бестужев писал: «У нас есть критика и нет литературы». А. Пушкин сделал наброски статьи со значимым названием «О ничтожности литературы русской». В. Белинский в «Литературных мечтаниях» утверждал: «У нас нет литературы». Этим же смыслом наполнены слова Читателя о «Руси бесплодной» и риторический вопрос Писателя: «О чем писать?».  Вторая часть стихотворения - монолог Писателя, который говорит о двух разновидностях творчества. Одно из них:

Когда и ум, и сердце полны,

И рифмы дружные, как волны,

Журча, одна во след другой

Несутся вольной чередой.

Поэт с радостью смотрит на законченное произведение:

Тогда с отвагою свободной

Поэт на будущность глядит,

И мир мечтою благородной

Пред ним очищен и обмыт.

По-иному строится творческий процесс, когда автору

...Диктует совесть,

Пером сердитый водит ум...

И тогда он не видит добродетели в людях, описывая «картины хладные разврата»:

Судья безвестный и случайный,

Не дорожа чужою тайной,

Приличьем скрашенный порок

Я смело предаю позору;

Неумолим я и жесток...  

Эпиграф надо понимать как суждение самого Лермонтова, обращенное против современной профессиональной (интеллигентской) литературы:

Les poutes resemblent aux ours,

qui se nourrissent en

su ant leur patte 

Слова взяты из «Изречений в стихах» Гете: «Поэты похожи на медведей, сытых тем, что сосут лапу». Лермонтов обратился к творцу, который один из первых в мировой литературе поднял вопрос о поэте и читателе. Стихотворение Лермонтова напоминает «Фауста» Гете не только тематикой и проблематикой, но и формой (три точки зрения представлены героями, и эти мнения неоднозначны в своей основе). Форма драмы позволила Лермонтову более глубоко и публицистично заявить о месте поэта и его творчества в мире. Отношения между лирическими героями начинают раскрываться уже в ремарке: «Комната писателя; опущенные шторы. Он сидит в больших креслах перед камином. Читатель, с сигарой, стоит спиной к камину. Журналист входит».  Можно подумать, что в лице читателя Лермонтов изобразил себя и свою позицию, а в лице писателя - Хомякова - представителя нового литературного движения. В таком случае речь писателя нельзя понимать как «исповедь» Лермонтова. В самом деле: трижды повторенный меланхолический вопрос писателя («О чем писать?») трудно приписать Лермонтову, выпускавшему в это время свой роман и печатающему много стихотворений. Все эти соображения и факты заставляют прийти к выводу, что «Журналист, Читатель и Писатель» - ироническое стихотворение и что эпиграф надо понимать как суждение самого Лермонтова, обращенное против современной профессиональной (интеллигентской) литературы. Он выступает под псевдонимом «Читателя» именно потому, что не считает и не хочет считать себя профессиональным литератором. Ирония здесь, как всегда у Лермонтова, имеет не просто сатирический, а трагический характер. С другой стороны, безусловное противопоставление Читателя и Писателя и следующее из него исключение слов Писателя из круга авторских размышлений противоречат непосредственному читательскому чувству: речи Писателя звучат таким искренним лермонтовским пафосом, что традиционно воспринимаются читателями не в ироническом ключе... Кроме того, нельзя не заметить, что позиция Читателя чисто негативна: он отвергает определенные явления современной литературы, но ничего не говорит о возможных путях будущего развития. Это и естественно: Читатель - светский человек, наделенный вкусом и здравым смыслом, далекий от профессиональной литературы... Но мы располагаем сведениями, что именно в эту пору Лермонтов все больше чувствовал себя связанным с литературой, беседовал с Краевским об основании журнала и собирался, добившись отставки, сделаться профессиональным литератором. Можно предположить, что и Читатель, и Писатель выражают разные аспекты жизненной и литературной позиции Лермонтова на перепутье весны 1840 г.

Графическое пространство представляет собой  монологи и отдельные реплики героев, поэтому строфики как таковой нет.  Стихотворение написано четырехстопным ямбом, самым благозвучным из размеров и самым любимым у Пушкина. Лермонтов использует значительное число умолчаний. Эта фигура художественной изобразительности предоставляет читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Почему столь много умолчаний? Может быть, Лермонтов боялся цензуры? А может, он не хотел много говорить, решил  только намекнуть? Об  этом можно делать предположения. Мы даже не можем точно утверждать, какой из трех лирических героев ближе автору. Об этом спорят и критики (Б. М. Эйхенбаум и Ю. М. Лотман).

Звукопись включает повторы звуков [а] и [о], что создает напевную интонацию, но в то же время с сочетанием почти старорусского языка (краткие прилагательные, неполногласие, инверсия и др.) дает эффект некоторой торжественности и даже пафосности. А П. Журавлев характеризует частое употребление звука [а] как изображение великолепия и пространства, звук же [о], по его мнению, выражает что-то страшное и сильное. Г.Д. Гачев в своей книге «Национальные образы мира» утверждает: «Национальные языки в звучности своей – голоса местной природы в человеке. У звуков языка – прямая связь с пространством естественной акустики, которая в горах иная, чем в лесах или степи». Исследователь говорит о том, что звук [а] представляет открытое пространство, причем это пространство вертикально, то есть оно стремится вверх. Тогда как [о] – замкнутый круг, находящийся на горизонтали. Для русского человека привычно пространство-горизонталь, и ему в силу этого не хватает вертикали, он всегда стремится к чему-то по вертикали. Поэтому сочетание повторов [а] и [о] дает неоднозначную, а отчасти и противоречивую, характеристику фонетического пространства стихотворения.

Противопоставление лежит не только на уровне фонетики, но и на всех остальных языковых уровнях стихотворения. Подробнее остановимся на лексемах, которые не являются антонимами, но, находясь рядом (в контексте одной фразы), они являются таковыми:

Я очень рад, что вы больны:

В заботах жизни, в шуме света

Теряет скоро ум поэта

Свои божественные сны…

Антитеза пронизывает все стихотворение, и как мы видим, двуликость передается от фонетики, лексики к идейности всего произведения.  Композиция стихотворения также двухчастная: первая часть представляет собой критический взгляд на современную словесность - Читатель вступает в резкий спор с Журналистом, в чьих словах выражена позиция современных литераторов, негодует против романтической пошлости, которой наполнены страницы журналов:

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретет язык простой?

Поддерживая позицию Читателя, Писатель говорит о том, что романтизм себя исчерпал:

О чем писать? Восток и юг

Давно описаны, воспеты;

Толпу ругали все поэты,

Хвалили все семейный круг;

Все в небеса неслись душою,

Взывали с тайною мольбою

К N.N., неведомой красе, -

И страшно надоели все.

Концептуально связаны слова «слово», «мысль», «голос». Именно в таком порядке: сначала рождается «слово», через его прочтение рождается «мысль», и затем – «голос» читателя. Именно через «голос» читателя мы слышим «слово» Поэта. Также можно выделить концепты «Горе» и «Счастье». Поэт «одарен богом»  счастливый, одаренный, но в том «Беда», что «не пишут» такие одаренные поэты. Рядом с этими строками стоят понятия «труд» и «плачут очи», то есть концепты «Горе» и «Счастье» включают атрибуты: труд поэта и слезы от творчества. В финале последнего монолога Поэта звучат слова «брань» и «пророческая речь», и здесь наблюдается антитеза. «Брань» со старославянского – война. Пророк, говорящий свою речь, становится причиной войны. Не хотел ли автор сказать этим о том, что творчество  прекрасно, нужно, необходимо, но и в то же время опасно.