Методическая разработка урок математики в 5 классе "Проценты. Нахождение процентов от числа"
Оценка 4.8

Методическая разработка урок математики в 5 классе "Проценты. Нахождение процентов от числа"

Оценка 4.8
pdf
11.09.2021
Методическая разработка урок математики в 5 классе "Проценты. Нахождение процентов от числа"
Чуйкова Урок математики в 5 классе. Проценты.pdf

Урок математики в 5 классе

 

Тема "Проценты. Нахождение процентов от числа"

Цели:

 

Образовательные: объяснить понятие процента, учить находить % от числа совершенствовать навыки устных вычислений, закреплять  знания учащихся о десятичных дробях;

 

Развивающие: развитие личностной, самообразовательной, социальной и творческой видов компетентностей, развитие творческого мышления, развитие навыков работы в парах

 

 Воспитательные: воспитание у учащихся любознательности через познавательную информацию, воспитывать любовь к животным, интерес к животному миру; содействовать воспитанию интереса к математике.

 

Оборудование: карточки для устного счета.

 

 Тип урока: комбинированный урок 

 

 Вид урока: интегрированный

 

 

Ход урока

 

1.     Организационный момент.

Приветствие учителя и учащихся. Учитель отмечает отсутствующих.

 

2.     Актуализация опорных знаний.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Слово учителя: 

-Давайте предположим, что у нас имеется корзина, которую мы наполним знаниями, с которыми мы пришли на урок.

Появляется изображение корзины.

 

 

 

 

 

Используя результаты вычислений ответьте на вопросы:

Какую часть от ц составляет кг?

Сотая часть рубля -?

Сотая часть метра - ?

Сотая часть га - ?

         Люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название процент. (от латинского на сто)

3. Целепологание. «Неоконченное предложение» (учитель вместе с учащимися формулируют тему и цели урока).  - « Сегодня на уроке я хочу узнать…»

- « Мне хотелось бы научиться…» -« Мне хочется и дальше учиться…»

4. Мотивация изучения темы.

 Блиц-опрос «Что вы знаете о процентах?»

(возможные ответы учащихся)

       Процент - это одно из математических понятий.

       Процент – это сотая часть числа.

       Обозначают процент знаком «%».

       Ростовщики одалживали деньги под проценты.

 Для чего нужны проценты?

           Тема “ Проценты” имеет непосредственную связь с другими учебными дисциплинами (физика, химия, биология и др.), связывает между собой точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни.

           Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело. 

5. Изучение нового материала

Объяснение учителя  Что такое процент?

Процентом называется сотая часть числа, т.е. 1/100 или 0,01. 

Обозначают процент знаком «%». 

Как появился процент?

Появился он в результате опечатки: наборщик переставил цифры в числе 100. Вот так – 010. Первый ноль чуть-чуть приподняли, второй - опустили, единицу чуть-чуть упростили – вот и получился этот знак. Это одна из легенд, есть и др.

      Проценты были известны индусам в 5 веке.

      В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже. Их ввёл Бельгийский ученый Симон Стевин. Он же в 1584 году впервые опубликовал таблицу процентов.

Значит, 1 % это одна сотая доля. Процент записывается так: 1%, 5% 1% = 0,01

Робота в тетрадях с комментарием 

- Запишите процент десятичной дробью.

5% =0,05 , 23% =0,23, 130% =1,3 

7%, 28%, 150%, 1,5%, 35,7%, 30%,17%,65%,650%,1%.

        Как найти 1% от числа? Раз 1% - это одна сотая часть, то надо число разделить на 100. Вначале урока мы сделали вывод, что деление числа на 100 можно заменить умножением на 0,01. Поэтому чтобы найти 1% от данного числа, нужно умножить его на 0,01. А если нужно найти 5%, то умножаем данное число на 0,05.

 Пример. Найти 30% от числа 90.

1)    30%=0, 3

2)    0, 3*90=27

Эвристическая беседа.

Детям предлагается сформулировать правило нахождения процента от числа, а затем учитель подводит итог. Правило выводиться на экран.

Правило.

1.   Проценты записать десятичной дробью, т.е. умножая на 0,01.

2.   Данное число умножить на эту десятичную дробь.

Для закрепления правила предлагается рассказать правило соседу по парте.

Упражнение в тетради с комментариями:

50% от 40 

25% от 40 

20% от 40 

10% от40

 

6. Закрепление новых знаний, умений и навыков.

 

 

Кто это? Что вы знаете про него?

 

                    Осина, подгрызенная бобрами

      Бобры питаются корой и молодыми ветками деревьев, которые для этого специально валят, подгрызая основание. Эти животные очень хорошо плавают.

     Узнаем, сколько минут бобр может находиться под водой. Для этого надо найти 25% от 20.

50% от 40 

25% от 40 

20% от 40 

10% от40 

Какую часть числа составляют его 50%, 25%, 20%, 10%?

3) Работа по таблице (работа в парах).

Дробь

1/2

 

1/10

 

1/50

 

 

 

Десят. др.

 

0,25

 

 

 

 

0,05

 

Проценты

 

 

 

20%

 

100%

 

1%

4.   Рефлексия.  Бинофантазия

Составьте  предложение, в котором бы употреблялось слово проценты и слово бобер.

Упражнение «неоконченное предложение» возвратится к мотивации.

5.   Оценивание учащихся 

6.Домашнее задание:

Урок математики в 5 классе

Урок математики в 5 классе

Используя результаты вычислений ответьте на вопросы:

Используя результаты вычислений ответьте на вопросы:

Процент - это одно из математических понятий

Процент - это одно из математических понятий

Как найти 1% от числа? Раз 1% - это одна сотая часть, то надо число разделить на 100

Как найти 1% от числа? Раз 1% - это одна сотая часть, то надо число разделить на 100

Кто это? Что вы знаете про него?

Кто это? Что вы знаете про него?

Какую часть числа составляют его 50%, 25%, 20%, 10%? 3)

Какую часть числа составляют его 50%, 25%, 20%, 10%? 3)
Скачать файл