Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение "Коркинский горно-строительный техникум"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Методика организации и проведения
урока на производстве
Работу выполнила
преподаватель Т.А. Долапчи
2019
Содержание
Аннотация 2
Особенности организации уроков производственного обучения 4
Структура урока производственного обучения 5
Методы производственного обучения и их классификация 6
Требования,
предъявляемые к учебным занятиям
производственной направленности 6
План занятия 9
Приложение 1 11
Приложение 2 12
Аннотация
Время диктует новые подходы к подготовке молодых специалистов, они вызваны изменением функций человеческого труда в современном производстве. Во главу угла (вне зависимости от сферы приложения сил) ставится деятельность, связанная с интересом ее выполнения, с возможностями творческого приложения своих сил.
Исследования ученых во всем мире показывают, что в скором времени наметившаяся тенденция лавинообразного прорыва новейших технологий в производство примет повсеместный характер.
Важнейшей задачей подготовки квалифицированных специалистов становится, прежде всего, осмысление новых подходов к профессиональному обучению молодежи.
Сказанное не означает отказа от формирования у обучаемых целого ряда качеств, нужных во все времена и учитывающих перспективные требования производства.
Таковыми всегда были:
– воспитание производственной и технологической дисциплины;
– привитие бережного отношения к оборудованию, инструментам, оснащению рабочего места;
– умение применять на практике полученные теоретические знания;
– формирование глубоких и прочных теоретических знаний, в объеме, не обходимом для овладения профессией и дальнейшего роста производственной квалификации.
На современном этапе от будущего специалиста востребованы качества личности, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся к изменяющимся условиям производства.
Иными словами, востребованы качества профессионала — человека, сознательно изменяющего и развивающего себя в ходе трудовой деятельности, вносящего свой индивидуальный творческий вклад в профессию, находящего свое особенное место в ней. Следовательно, основным направлением подготовки квалифицированных специалистов становится не просто обучение молодежи, а реализация приоритетов, обозначенных самой жизнью.
Профессиональная компетентность преподавателей спецдисциплин заключается не только в совершенном владении своей профессией, своими знаниями. Огромную роль в учебном процессе играет его умение четко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на уроке практики, найти оптимальные пути общения с обучающимися, грамотно организовать их самостоятельную деятельность.
Особенности организации уроков производственного обучения
Направленность урока (занятия) производственного обучения заключается в том, чтобы обучающиеся на основе полученных теоретических знаний освоили способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.
Виды уроков, особенно нетрадиционных, могут быть различными, например, урок-конкурс профессионального мастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа обучающихся), семинар производственного обучения, производственная конференция, производственная экскурсия, уроки инструктирования, урок с участием новаторов производства, урок изобретательства и рационализации, урок аукцион ученических изделий, урок-отчет, урок «деловая игра» и т. д. Выбор вида урока зависти от формы организации учебной работы, типа урока, его целей, задач, используемых педагогом форм и методов.
Структура урока производственного обучения
Методика проведения урока производственного обучения зависит от содержания учебно-производственных работ. Структура же урока не зависит от содержания программы, учебно-производственных работ и включает следующие элементы:
1. Организационный момент:
2. Вводный инструктаж урока :
3. Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж руководителя
4. Заключительный этап:
Определение содержания деятельности преподавателя (мастера) на любом этапе урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Все этапы урока на производстве взаимосвязаны, направлены на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.
По каждому структурному этапу урока определяется количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. При подготовке к такому типу урока необходимо руководствоваться следующими структурными требованиями:
– структура урока должна отражать логическую последовательность этапов;
– должна быть связь между структурными элементами урока, длительность каждого из них определяется содержанием материала, его роль в достижении целей урока;
– не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами;
– структура занятия должна быть гибкой для того, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.
Методы производственного обучения можно классифицировать следующим образом.
1. Перцептивные, т. е. определяемые характером источника информации. К ним относятся словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа учащихся с литературой, письменное инструктирование).
2. Наглядно-демонстрационные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов и операций).
3. Метод упражнения — многократные повторения учащимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования. Содержание упражнений имеет две стороны: производственную (что будут делать учащиеся, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).
4. Методы развития самостоятельности и активности учащихся (самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий).
5. Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).
Требования, предъявляемые к учебным занятиям производственной направленности
1. Четкое и однозначное определение целей и задач каждого урока производственного обучения с учетом специфики и возможностей обучаемых, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей обучаемых.
2. Обеспечение условий для полноценной учебной деятельности (мотивация, учебная ситуация, рефлексия).
3. Внедрение новейших педагогических технологий, целесообразное использование разнообразных видов, форм и методов совместной деятельности.
4. Творческий подход к формированию структуры урока производственного обучения.
5. Обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.
6. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом обучаемых.
7. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики при проектировании и реализации учебного занятия.
Анализируя выше изложенный материал можно дать характеристику нестандартной формы проведения занятия на производстве, которое проходило в виде цифрового диктанта.
В целях популяризации знаний об истории России как великой страны, ее новейших достижений в области науки и культуры, сохранения исторического и культурного наследия, а также популяризации новейших достижений науки о человеке и его потенциале в целях совершенствования условий жизни людей
Диктант проходил с 14 по 19 октября 2019 года на площадках в 10 городах России, включая и г. Челябинск благодаря Российскому обществу «Знание» (филиал в Челябинской области возглавляет В.А. Лушников) (Приложение 1).
Участником диктанта стали жители Коркинского района, кто пришел на специальную площадку Общества "Знание" г. Коркино (ответственный секретарь Куркина Лариса Александровна).
В олимпиаде приняли участие студенты КГСТ в рамках изучаемых предметов информационно-компьютерной направленности: Информатика, WEB-дизайн, КСПД. Это ребята из групп КСК-17, СЭЗ-18, КОМ-19 и ОДЛ-19.
Задания диктанта состояли из 45 вопросов по следующим темам: компьютерная грамотность, медийно-информационная грамотность, цифровая безопасность. Вопросы были разного уровня сложности, что-то знакомое с учебного процесса, а отдельные вопросы ставили «в тупик». По мере прохождения Диктанта многие смогли закрыть некоторые пробелы в знаниях (ну или узнать, что у них их нет!).
По окончанию тестирования все участники получили именной сертификат на электронную почту узнав свой уровень "продвинутости". Каждая тема была оценена отдельно, что дала возможность экзаменующимся обратить внимание на пробелы или, наоборот, успехи по отдельным разделам.
Хорошие результаты у студентов группы КСК-17. Сказывается профиль специальности и курс обучения. Сложнее было первокурсникам, но это начало работы по повышению своей компьютерной грамотности.
Знание современных технологий — одно из ключевых требований во многих профессиях, и с каждым годом эти знания становятся все более ценными.
Благодаря таким мероприятиям, предоставляется возможность проверки глубины своих знаний на просторах информационно-компьютерного пространства (Приложение 2).
План занятия
Дата проведения: 15, 16, 18 октября;
Место проведения: специальная площадка Общества "Знание" г. Коркино;
Тип урока: контроль и оценка знаний и умений
Вид: олимпиада
Технология: тестирование
Оборудование урока: АРМ, тестовая оболочка, инструкция по использованию тестовой оболочки, протокол урока.
- повторение и закрепление материала по теме “Разветвляющиеся алгоритмы”;
- стимулирование интереса обучающихся к данной теме и предмету в целом;
- активизация взаимодействия между обучающимися, навыков групповой работы;
- воспитание у обучающихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
- развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
Задачи урока
Образовательная — совершенствование навыков составления разветвляющихся алгоритмов и программ на языке Pascal.
Развивающая — развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, развитие логического мышления: сравнения, анализа, синтеза и обобщения при решении практических задач.
Воспитательная — стимулирование у студентов познавательного интереса к данной теме и предмету в целом; проявлять взаимовыручку и осуществлять взаимоконтроль при работе в команде.
Ход урока
1. Организационный момент:
– выявление отсутствующих учащихся;
– организация внимания и готовности учащихся к уроку.
2. Вводный инструктаж урока:
– сообщение темы;
– ознакомление с целями;
– мотивация деятельности учащихся; по итогам тестирование студенты получают оценку, в зависимости от количества баллов: до 50 баллов- удовлетворительно; от 51 до 70 –хорошо; выше 70 баллов – отлично.
- ознакомление с правилами работы с тестовой оболочкой.
3. Самостоятельная работа обучающихся. Каждый из обучающихся работает индивидуально с программой. Регистрация в приложении дает возможность для получения итогового сертификата. В документе прописываются результаты по каждой номинации.
4. Заключительный этап:
– сообщение о достижении целей урока;
– анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;
– разбор типичных ошибок;
– сообщение оценок (сдача сертификата);
Приложение 1
Приложение 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.