«Қазтұтынуодағы Қостанай экономика колледжі» мекемесі
Учреждение «Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза»
Сабақтың әдістемелік әзірлемесі
Методическая разработка урока
«Жас психология» пәні бойынша
По дисциплине: «Возрастная психология»
Тақырыбы:
Тема: Особенности общения и умственное развитие ребенка дошкольного возраста
2020г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………….….3
2. Основная часть…………………………………………………………..………..4
3. Заключение…………………………………………………………………..…...10
4. Список литературы……………………………………………………….…..….11
1. Введение
Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику. «Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (Л.С. Выготский).
В психологии сложилось два представления о возрасте: физический и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения, а психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом ребенка. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возраст раньше, другой - позже. Особенно сильно смещаются границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
В это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он - индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.
2. Основная часть
Сабақ жоспары/План урока
Пән:
Дисциплина: Возрастная психология
Тақырыбы:
Тема: Особенности общения и умственное развитие ребенка дошкольного возраста
Сабақтың түрі:
Тип урока: практическое занятие
Сабақтың мақсаттары
Цели урока
білімділік:
закрепить теоретические знания и сформировать умения по определению особенностей общения и умственное развития ребенка в дошкольном возрасте;
дамытушылық:
сформировать у обучающихся умения решать проблемные ситуации, требующие применения возрастно-психологического анализа;
тәрбиелік:
стимулировать интеллектуальную активность, рефлексивные способности обучающихся; стремление к самопознанию и профессиональному осмыслению изучаемого материала.
Сабақтың жабдықтары
Оборудование урока
көрнекілік құралдар:
наглядные пособия: электронная презентация, кубик
үлестірімді құралдар:
раздаточный материал: задания для практической работы
ТҚО:
ТСО: интерактивная доска
Әдебиет:
Литература: Основная: Мухина В.С. Возрастная психология., стр. 165-174
Дополнительная:
1.Т.Н.Князева, М.Б.Батюта. Практикум по возрастной психологии: учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: НГПУ, 2010.
2. Парфирьева И.В. Тетрадь для практических работ по возрастной психологии. – Тулун, 2013.
Сабақтың мазмұны
Содержание занятия
Кезеңдері Этапы |
Уақыт Время |
1. Организационная часть |
1-2 мин. |
2. Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся |
2 мин. |
3. Проверка знаний теоретического материала |
20 мин. |
4. Выполнение заданий практического занятия |
40 мин. |
5. Подведение итогов урока |
2 мин. |
6. Домашнее задание |
2 мин. |
Сабақтың барысы
Ход урока
Оқутышының іс - әрекеті Деятельность преподавателя
|
Оқушының іс - әрекеті Деятельность обучающихся |
Орг. момент: Слайд 1 Приветствие обучающихся, проверка готовности аудитории, проверка посещаемости обучающихся.
Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся Сообщение темы занятия «Особенности общения и умственное развитие ребенка дошкольного возраста», взаимосвязь с предыдущей темой и ее значимость.
Проверка знаний теоретического материала Слайд 2 I. Фронтальный опрос с помощью кубиков с номерами, под которыми «прячутся» вопросы: 1. Какая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства? В чем это выражается? 2. Какая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте? 3. Какие новые достижения присущи ребенку дошкольного возраста? 4. Какие новообразования наблюдаются у детей в этом возрасте? 5. Каким формам общения учится ребенок в этот период жизни? 6. Расскажите об особенностях физического развития детей в этом возрасте? 7. Расскажите, как развиваются познавательные способности у детей дошкольного возраста? 8. Назовите, в работах каких ученых была подробно изучена сюжетно-ролевая игра? 9. В чем заключается содержание сюжетно-ролевой игры? 10. С чем связан наивысший уровень развития ролевой игры в дошкольном возрасте? 11. Какова структура сюжетно-ролевой игры? 12. Дайте определение понятию «игровые действия». 13. На какие сферы психики влияет сюжетно-ролевая игра? 14. Каким образом влияет сюжетно-ролевая игра на развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка дошкольника? 15. Какие виды деятельности могут возникать в игре? 16. Каким функциям способствует развитие речи? 17. Что такое образное мышление?
II. Заполнение сравнительной таблицы «Возрастные периоды» Слайд 3,4
Обобщение преподавателя
Выполнение заданий практического занятия Слайд 5 Преподаватель проводит работу с обучающимися по формулировке цели учебного занятия. Вводный инструктаж практического занятия № 8: Цель занятия: закрепить теоретические знания и сформировать умения по определению особенностей общения и умственное развития ребенка в дошкольном возрасте. Инструктаж по выполнению задания № 1 Слайд 6 Задание 1. Прочитайте. Какие психические особенности дошкольного возраста проявляются в данном описании? Поясните свой ответ. Инструктаж по выполнению задания № 2 Слайд 7 Задание 2. Прочитайте две характеристики, данные воспитателем детского сада детям старшей группы. Оцените готовность каждого ребёнка к школе. Дайте прогноз их успешности обучения. Разработайте рекомендации родителям по подготовке каждого ученика к школе. Инструктаж по выполнению задания № 3 Слайд 8 Задание 3. Прочитайте. Какие психические особенности дошкольного возраста проявляются в данном описании? О каком новообразовании идет речь? Поясните свой ответ. Инструктаж по выполнению задания № 4 Слайд 9 Задание 4. Какие чувства переживает девочка? Как трудовая деятельность влияет на развитие самосознания ребенка? Как должен вести себя взрослый?
Индивидуальные консультации по возникшим у обучающихся вопросам. Контроль за ходом выполнения работы. Подведение итогов урока: Слайд 10 Обобщение, анализ урока и оценка деятельности обучающихся на занятии. Рефлексия Слайд 11 –
Сегодня я узнал… –
Я понял, что… – Я научился…
Домашнее задание: Слайд 12 1. Мухина В.С. Возрастная психология., стр. 165-174 2. Составить электронную презентацию по теме «Дошкольный возраст» |
Отвечают слушают, настраиваются на урок Слушают, осмысливают, воспринимают
Слушают, анализируют, отвечают, дополняют
Отвечают Выполняют
Слушают
Отвечают
Слушают Выполняют
Слушают, подводят итоги, дополняют
Слушают, записывают, спрашивают |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.