Методическая разработка урока биологии в 7 классе "Общая характеристика пресмыкающихся, их происхождение и классификация"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока биологии в 7 классе "Общая характеристика пресмыкающихся, их происхождение и классификация"

Оценка 4.6
docx
21.06.2024
Методическая разработка урока биологии в 7 классе "Общая  характеристика  пресмыкающихся, их происхождение  и  классификация"
Урок биологии для 7класса _пресмыкающиеся , их характеристика. происхождение и классификация_.docx

Тема.   «Общая  характеристика  пресмыкающихся,

их происхождение  и  классификация. »

 

 Цели урока:

  • Образовательные:  изучить  общее  строение пресмыкающихся, выявить  особенности  строения  в  связи  с  образом жизни .Сформировать представление о многообразии пресмыкающихся, их происхождении и раскрыть причины  вымирания древних рептилий. ;
  • Развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации, выделять признаки животных, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся;
  • Воспитывающие: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, повысить уровень культуры общения, дисциплинированности, усидчивости.ввоспитание  внимательности  и ответственности  по  отношению друг к  другу.
  • любовь к природе, обосновать необходимость охраны пресмыкающихся.

Оборудование: компьютер, иллюстрации и открытки   с изображением  пресмыкающихся,схема  происхождения пресмыкающихся, мультимедия(энциклопедия КиМ).

Ход урока:

 

I.                  Организационный момент:

Схема  происхождения  пресмыкающихся:

Динозавры(вымершие)земноводные                                        

                   

стегоцифалы,клювоголовые,крокодилы,черепахи,ящерицы,змеи
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и гостей, и надеюсь, что наш урок  будет плодотворным и принесёт вам новые открытия.

II.               Проверка  домашнего задания:

1.     Ребята  обратите  внимание  на  рисунки на  доске с изображёнными животными. Какие из представленных животных относятся к классу Земноводных?(лягушка , саламандра  тритон)

2.     Какие  особенности  в строении амфибий  мы  с вами  выделили?(дети  перечисляют  особенности  земноводных)

3.     А каких пресмыкающихся  вы  видите на  доске?(перечисляют)

1. Современные пресмыкающиеся представляют остатки когда-то более многочисленного и разнообразного класса, господствующего в мезозойскую эру  около 300 млн лет  назад. Тогда  земля  ещё  не  была  похожа  на  современную  землю и  представляла    1  материк - ПАНГЕЯ.(мультимедия  . пангея. КиМ) 

Условия  жизни на  земле  были  совсем  не  похожи  на  те  в  которых  жили  земноводные. Климат по  прежнему  теплый  и влажный (мультимедио эволюция  жизни карбон),  а потом   становился  все  более  сухим. (пермь)  И  животным  надо  было  приспосабливаться к   новым  условиям.. Так  на  земле  появились первые   пресмыкающиеся  животные стегоцифалы.  (см. Схема  происхождения  пресмыкающихся,

 рассказ учителя   по схеме)

 

Первыми  на  земле от древнейших земноводных   появились стегоцифалы. Они  жили  близко  к  водоёму так  как  их жизнь  не  могла  проходить          вдали  от  воды. Позднее  появились  ещё  более  крупные  котилазавры.  Но  долго  не  существовали  и  именно  от  них  и  произошли  все  известные  в  настоящее  время  рептилии. Непосредственно  от  котилазавров  произошли    динозавры.  (мел)    , это  были  огромных размеров  животные, которые  просуществовали  на  Земле примерно 185млн  лет.  За  это  время  многое  сменилось. Несколько  раз  менялся  климат  и примерно  80 млн. лет  назад  огромные  динозавры  вымерли. На смену им  пришли   более  мелкие  формы.  Более  способные  приспособиться  у  сухому   и  прохладному  климату.

1.     Динозавры.(вымершие)

2.     Клювоголовые.(ягуаны)

3.     Крокодилы.

4.     Черепахи.

5.     Ящерицы и  произошедшие  от более  древних  видов  ящериц  -

6.     Змеи.

 

2. Сейчас насчитывается более 7 000 видов рептилий 5 отрядов. Не смотря  на  такое  большое  разнообразие  представителей  данного класса они имеют  много  общего. Давайте  посмотрим  видеофрагмент  про  варана  и  ответьте  на  вопрос. 

Почету  пресмыкающихся  так  называют?

 

(Видеофпагмент  комодский  варан ( К и М) )

Так  почему  же  этих  животных  называют  пресмыкающимися ?

 

          А ещё о  этих животных  говорят, что  они

•        Способны к гипнотическому взгляду (змеи)

•        Являются долгожителями (черепахи)

•        Они быстрые и юркие (ящерицы)

•        Ужасно переменчивы ( хамелеон)

•        Ужасные  и кровожадные(крокодилы)

 

3.и  о них  животных  сложены  легенды: (слайд 1 )

 

-----Когда  то    очень  очень  давно  на  земле  существовали  наги.  Это человеко -змеи. (слайд 2) Полубоги. Змееподобные существа, живущие на земле, в воде или под землей. Некоторые из них были маленькими, точно мыши, другие походили на  слонов со всей пестротой их цветов .Все чудовищные змеи   внушали жуткий страх всем живым существам и  обладали огромной силой. Наги могли превращаться в человека(слайд 3), как  в  женщину  , так и  в мужчину,  и нередко вступали в брак. Потомки людей и нагов имели особую генетику. Такие дети всегда становились правителями и священнослужителями. (слайд4 ) Китайцы верят,что

 легендарный император Шень-нун родился от дракона и земной принцессы. Он имел змеиное тело и человеческое лицо. Великий правитель

научил людей медицине и тайнам лекарственных трав. После него пошла

 традиция пить чай.

 

------вторая  легенда  Согласно Геродоту,говорит что  каждый год в Древнем Египте собирали самых красивых девушек из знатных семей, которые тянули жребий. Вытянувшая его, становилась “невестой Нила”. А кто был её “женихом”?(слайд5)

------ и конечно  говоря  о  легендах  мы  не  можем  с  вами  не  сказаать  о  драконах . (слайд6) Дракон это фантастический  образ крылатого огнедышащего змея. Известное  сходство  с  драконом имеет  образ сказочного чудовища  и  в  русском фольклоре – змей горыныч(слайд7).

 

Физкультминутка ( детская песенка  змея  горыныча. )

                           

 

Давайте поработаем  в  группах  и  попробуем  выяснить  что  нового  появилось  у  рептилий ?чем  они  отличаются  от  земноводных .

 

 (раздается  задание  по  группам)

 

1 группа.

Составьте рассказ, закончив предложения:

  • Тело ящерицы разделено на ………………..
  • Между головой и туловищем появилась …..
  • На голове расположены ……
  • Глаза имеют …..
  • Конечности расположены ……
  • Пальцы заканчиваются ….

 

 

2 группа.

Рассмотрите покровы ящерицы, гадюки.

Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:

•        Тело ящериц и змей покрыто… кожей.

•        В верхнем слое кожи образуются роговые чешуи.

По форме они…

•        На спине, голове, брюхе чешуи…

•        Такой кожный покров - надежная защита пресмыкающихся от…

В чем отличие кожи пресмыкающихся от кожи земноводных?

 

 Проверяем  - (дети  зачитывают  свои  рассказы.)

 

3. А теперь  посмотрим  какие  изменения  произошли  внутри   у  пресмыкающихся.

 Индивидуальная  работа ( детям  раздается  информация «Особенности  внутреннего  строения  пресмыкающихся» по  жребию «кому  что  »  )

 

и  сразу  же  проверка- каждый  отвечает  на  свое  задание.(уч-ся  делают  записи в  тетради)

Особенности  внутреннего  строения  рептилий.

Нервная система   -    появляется  кора

Скелет – грудная  клетка и  рёбра

Дыхательная  система –мелкоичеистые  лёгкие.

Строение  сердца- трёхкамерное  , с  небольшой  перегородкой.

Температура  тела - непостоянная

Пищеварительная  система изменений  нет .

Размножение – оплодотворение  внутреннее, разитие  без  воды, яйца  имеют  несколько  оболочек  (белковую  и  кожистую)

 

Закрепление  нового материала:

Ну  вот  мы  и  закончили  изучение  нового  материала.  Вы  узнали  что  то  новое  и  интересное?

 (проводится игра «да – нет» на  вопрос  учителя  поднимают  желтую  -да, или синюю – нет сигнальную  бумажку.  )

Вопросы для тестового контроля:

1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные. (ДА)

2. Легкие пресмыкающихся крупноячеистые, как и у земноводных. (НЕТ)

3. Активность  пресмыкающихся  зависит  от  температуры  окружающей  среды? (Да)

4. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов и черепах. (НЕТ)

5 Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА)

6. Для пресмыкающихся характерны врождённые  инстинкты  (ДА)

7. Все пресмыкающиеся питаются только животной пищей насекомыми, грызунами или лягушками). (НЕТ)

 8. Ящерицы и змеи имеют  постоянную  температуру (НЕТ)

9. Оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее. (ДА)

10. Развитие яиц происходить без воды (Да)

11. Пресмыкающихся произошли  от  стегоцифалов (Да)

12.  У пресмыкающихся  есть  грудная  клетка(Да)

V. Заключительный  итог.

1.Подведение  итогов  урока, выставление оценок.

2. Рефлексия.

3. Прочитать  параграф 25, пункт  1.

4.  Составить  вопрос  суждения  по  происхождению  и  строению пресмыкающихся

 


 

Тема. «Общая характеристика пресмыкающихся, их происхождение и классификация

Тема. «Общая характеристика пресмыкающихся, их происхождение и классификация

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и гостей, и надеюсь, что наш урок будет плодотворным и принесёт вам новые открытия

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и гостей, и надеюсь, что наш урок будет плодотворным и принесёт вам новые открытия

Динозавры.(вымершие) 2.

Динозавры.(вымершие) 2.

Известное сходство с драконом имеет образ сказочного чудовища и в русском фольклоре – змей горыныч (слайд7)

Известное сходство с драконом имеет образ сказочного чудовища и в русском фольклоре – змей горыныч (слайд7)

Температура тела - непостоянная

Температура тела - непостоянная

Составить вопрос суждения по происхождению и строению пресмыкающихся

Составить вопрос суждения по происхождению и строению пресмыкающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2024