МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области 456591, Челябинская область,
Еманжелинский район, пос..Зауральский, I квартал, д.11-а |
|
|
|
Методическая разработка урока для обучающихся 2 класса, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Автор: Казанцева Светлана Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Урок-проект: «Фронтовые письма»
«Пишем письмо»
Цель проекта
Воспитание патриотизма, понимания младшими школьниками значимости Победы в Великой Отечественной войне, способность выражать благодарность людям, пережившим эту войну и трудные послевоенные годы.
Задачи проекта
1. Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Более глубоко раскрыть образ защитника Родины, показать человеческие качества бойца, не унывающего в самых трудных условиях.
3. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
4. Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.
5. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
Тип урока: открытие новых знаний.
Предметные результаты:
· знакомство обучающихся со значением переписки в жизни людей.
· познакомить с понятием «письмо», как одним из видов текста, с его структурой письма и стилистическими особенностями;
· овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств;
· расширять лингвистический кругозор детей;
· осознанно следовать алгоритму оформления письма;
· создать условия для формирования исследовательской, творческой деятельности.
Планируемый результат:
Формирование УУД
Коммуникативные УУД:
· формировать речевые умения – учить высказывать суждения, формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы, обосновывать этапы решения учебной задачи;
· учить слушать и понимать речь других;
· участвовать в беседе на уроке;
· учить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в парах и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные УУД:
· воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда, прививать сострадание к судьбам военного поколения, чувство благодарности тем, кто избавил человечество от ужасов фашизма;
· способствовать формированию у учащихся представлений об истории семьи как неотъемлемой части истории народа, гордость за ратные подвиги своих родственников, их достижения в труде и боях Великой Отечественной войны;
· выявить личностные переживания младших школьников, связанные с периодом ВОВ;
· формирование умений у школьников вести поисковую работу, связанную с историей родных и близких, земляков, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны;
· формирование гражданско-патриотического сознания, активной жизненной позиции;
· воспитание чувства гражданственности, гордости за исторические свершения российского народа.
Регулятивные УУД:
· соотнесение учеником того, что уже известно о понятии и того, что ещё не известно и на основании этого ставить учебную задачу с помощью учителя;
· с помощью учителя уметь определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата;
· формировать умение самостоятельно двигаться по заданному плану;
· формировать способность оценивать полученный результат.
Познавательные УУД:
· формировать умения самостоятельно и осознанно находить необходимую информацию опираясь на полученные знания;
· самостоятельно создавать алгоритм своей деятельности при решении проблем творческого характера.
1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
- Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка мы его посвящаем уроку Победы. На этом уроке мы будем обращаться и к уроку литературного чтения и технологии. Как вы думаете:
- какие умения и навыки нам необходимы на этом уроке? (умение читать целыми словами, достаточно бегло, понимать смысл прочитанного, писать без ошибок, красиво и аккуратно, умение пользоваться ножницами, иглой, нитками, линейкой…, умение пользоваться информацией, собирать информацию)
Урок хочу начать словами
поэта-фронтовика Константина Симонова "С чего начинается память
…"
С чего начинается память – с берёз?
С речного песочка? С дождя на дороге?
А если – с убийства! А если – со слёз!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
со взрослых, в пыли распростёртых!
А если с недетского знания – как
живое становится мёртвым!
И в пять, и в пятнадцать,
и в двадцать пять
войной начинается память.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Что вспомним?
Подумаем над вопросом: Зачем нужна память о войне нам, живущим в веке двадцать первом, которым даже трудно представить, что пришлось преодолеть и выстрадать тем, кто ценой самой жизни отстоял свободу и независимость Родины?
И сейчас мы отправимся в путешествие назад в прошлое. На каком виде транспорта мы отправимся вы выберите сами. Перед вами лист бумаги, можете пофантазировать. (развитие мелкой моторики). Я тоже приступаю к работе, кто желает, может вместе со мной выполнять все действия. (Учитель показывает как сделать самолётик методом сгибания. Большинство детей работают самостоятельно).
Показываем, что получилось.
2. Актуализация знаний. Постановка цели и задачи урок
Чтобы запустить машину времени и отправиться в путешествие, нужно правильно ввести код. Кодом же является дата начала самого трагического события в истории нашего государства. (22 июня 1941 год)
Итак, отправляемся в далёкий 1941 год. Мы школьники военного времени. Этот день разделил жизнь людей на до войны и после войны.
1941–1945 — годы страдания, тревоги, смертей и огромной трагедии для каждого.
Дома вы собирали информацию о своих родственниках, участниках ВОВ.
Рассказы детей.
Страшная война длилась четыре года, унесла жизни множества ни в чем не повинных людей, она крушила все на своем пути. Умирали не только люди, но и здания, их крушили, разбирали, и они пропадали навсегда. Да, это тоже можно назвать смертью…
Все закончилось 9 мая 1945 года, когда наш народ объявил о победе! Победе, о которой мы никогда не забудем. Война — это большая история, которая несет в себе поучительные уроки и множество рассказов.
СЦЕНКА. Сценку показывают мальчик и девочка.
Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.
Сестра:
Как холодно! И мама не
идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат ремонтирует табуретку.
Брат:
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде
заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны.
Брат: Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.
Учитель: Да, нечего было есть. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов хлеба в день, тем кто не работал и детям по 125г хлеба из смеси опилок и муки в день.
Учитель демонстрирует 125г хлеба.
Вот эта норма хлеба, но он отличался тем, что состоял из смеси опилок и муки, а летом из лебеды и крапивы.
Но дети продолжали учиться несмотря на голод, холод. В годы войны было недостаточным снабжение школ наглядными пособиями, школьным инвентарем. Учебники изнашивались до дыр, чернила делались из всего, что можно было пустить в дело: сажи, свеклы, кирпича. Вместо ручек нередко затачивали деревянные палочки, а писать приходилось на оберточной бумаге, между строчек в книгах, журналах. Учителя того времени вспоминают: «Ни тетрадок, ни книжек, ничего нет; один учебник на весь класс».
- на уроке технологии мы сделали вот такие книжки (сшитые из газет несколько листов),
- как вы думаете, для чего они нужны нам на уроке? (это тетради).
Да, тетрадей не было и ученики писали на газетах между строчек. Давайте попробуем и мы напишем дату и Классная работа.
3. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Выходит ученик (почтальон) с сумкой, а в ней газеты, подаёт письмо учителю.
Учитель показывает тревогу, страх.
Почтальон: - не волнуйтесь, для вас хорошие новости.
Подаёт письмо.
С большим нетерпением ждали писем с фронта родные и близкие. Получение письма – всегда большое событие. Письма помогали жить, согревали души, дарили надежду. Всех интересовали новости с фронта. Радостно было открывать солдатские треугольники, но и тревожно: «Не случилось ли чего?» Эти письма читали коллективно: всей семьей, с соседями и даже целой деревней.
Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рёв,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожжённых городов...
О, письма фронтовые грозных лет —
Бесценней документов в мире нет!
- Возможно и в ваших семьях бабушки и прабабушки хранят их. Что это? (Письма).
Да это фронтовые письма.
У ставропольского поэта Геннадия Фатеева есть замечательные строки, посвященные военным письмам:
Писем белые стаи прилетали на Русь.
Их с волненьем читали, знали их наизусть.
Эти письма поныне не теряют, не жгут,
Как большую святыню их в семье берегут.
Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным много лет назад. Выцвели чернила. Это письма. Письма с фронта… Их до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого письма своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив и здоров, приходила после страшного казённого конверта. А матери и жёны верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали, ждали… Ждали годами, десятилетиями…
Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Фронтовые письма – это целый мир мыслей, чувств, страстей людей, познавших на себе, что такое война. Это свидетельства бессмертных подвигов наших земляков, прошедших самую кровопролитную войну, какую когда-либо познало человечество.
- Как вы думаете на уроке русского языка какая тема? Чему будем учиться? (Письма, учиться писать письма).
-Сегодня на уроке мы попробуем сами написать письмо, правильно его оформить. И письмо это будет не совсем обычным. Мы с вами напишем письма солдатам далеких сороковых
3. Работа с Толковым словарем.
- Давайте посмотрим, какие термины нам могут встретиться на уроке, попробуем их
объяснить: письмо, адрес, адресат, адресант, конверт, эпистола, эпистолярный
жанр, почтальон, почта и т.д.
- Зачем люди пишут письма?
Сегодня на уроке мы постараемся показать, насколько интересен жанр письма,
откуда он берет начало, каково искусство письма. Будем учиться писать письма.
Сегодня на уроке мы постараемся показать, насколько интересен жанр письма,
откуда он берет начало, каково искусство письма. Будем учиться писать письма.
Сегодня на уроке мы постараемся показать, насколько интересен жанр письма,
откуда он берет начало, каково искусство письма. Будем учиться писать письма.
Сегодня на уроке мы постараемся показать, насколько интересен жанр письма, Будем учиться писать письма.
Как же ждали этих треугольничков с фронта. Ведь только письма связывали солдат с родным домом . Белые треугольнички писем… Как их ждали на фронте и с фронта, Как они были дороги..
Стихотворение о письмах Игоря Фролова:
Эти письма эпохи войны,
Что хранятся в семейных архивах.
На бумаге налет желтизны,
И протерты до дыр на изгибах.
Эти письма эпохи войны
Необычного требуют чтенья:
Тем их краткие строки сильны,
Что мы сами - их продолженье!
Игорь Фролов
- Как вы поняли строчки этого стихотворения?
Воинская почта стала бесплатной
уже в самом начале войны. В стране возникли трудности с обеспечением населения
и армии конвертами.
В этих условиях пришла на помощь простая и нехитрая солдатская выдумка
сворачивать письма треугольниками. Письма с фронта шли не в конвертах, на них
не было марок. (рассматривают конверты с марками и треугольники)
Попробуем и мы сложить письмо треугольником. (Практическая работа)
Для фронтовой корреспонденции выпускались (Приложение):
· открытки;
· секретки, представляющие собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и склеивался по краю, противоположному сгибу. Оборотная сторона была адресной и имела иллюстрации и текст патриотического сюжета;
· почтовые карточки (агитационные, фотодокументальные, поздравительные).
-Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание, что у вас на столах лежат белые треугольнички писем. Как они похожи на те, которые писали бойцы в окопах и землянках, в госпиталях и на передовой. Похожи на те, которые писались матерями и женами своим родным, любимым..
Поистерся карандаш, выцвели чернила… Пожелтели зачитанные, облитые слезами письма.
(Есть дети которые принесли такие семейные реликвии в класс)
Рассказы детей о своих родных и близких участниках ВОВ, рассказы о письмах.
Разверните ваши бумажные треугольнички и прочитайте письма фронтовиков, которые написаны на них. (Приложение)
-О чем писали фронтовики?
-Что их волновало, тревожило?
-Какие чувства вы испытываете, читая эти письма?
-Чему учат нас эти письма?
Учитель
В этих письмах все: любовь и ненависть, фронтовые будни и последний бой, боль и радость и, конечно, надежда на встречу со своими родными. Без надежды нет жизни…
Учитель
Сейчас вам представится возможность самим написать письма солдатам тех далеких лет, солдатам сороковых.
-С какими вопросами и пожеланиями вы можете обратиться к ним?
-О чем вы спросите бойцов, подаривших вам жизнь?
-Ребята, давайте вспомним, с какой целью мы пишем письмо?
–Чтобы поделиться своими мыслями, чувствами. В письмах мы рассказываем о себе, о планах на будущее и в письмах интересуемся жизнью тех, кому пишем . Вы уже знакомы с эпистолярным жанром . Перечислите основные компоненты письма.
Ученики называют
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
Основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым, изложение информации, интересующей адресата
Заключение– выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Дата и место написания письма
А теперь напишите свое письмо. Оно может быть адресовано вашим родственникам – участникам войны или любому солдату сороковых…
Ребята пишут письма
После написания писем несколько зачитывается на уроке.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Как вы думаете, ребята, разговор, который состоялся сегодня, важен для вас?
-Почему?
- Зачем же нужна память о подвиге людей, кто ценой самой жизни отстоял свободу и независимость Родины? Сильны ли мы памятью своей?
Любите свою Родину, как любили её солдаты той самой войны. И надеюсь, свою любовь вам не придётся доказывать на поле боя. Но вы можете свою любовь доказать хорошей учёбой, знаниями, добросовестным трудом в будущем. Может, вы станете хорошими врачами, учёными и прославите нашу Родину великими открытиями. Ведь это тоже любовь к своей Родине. Был бы только мир, а всё остальное обязательно будет.
5. РЕФЛЕКСИЯ
Работа в группе
Закончить строки
Как хорошо…!
Как хорошо….
Как хорошо….
И просто хорошо на свете…!
Как хорошо …на рассвете,
Как хорошо … сны.
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
Хочется закончить этот урок словами Героя Советского Союза – лётчика Алексея Мересьева:
«Я желаю вам, ребята, чтобы вы росли патриотами, чтобы у каждого из вас было большое сердце. Чтобы знали, помнили нашу историю и дальше несли её своим потомкам».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.