Методическая разработка урока физики в 8 классе по теме:
«Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических веществ»
Тип урока: сообщение новых знаний.
Цели урока.
Образовательная:
- вспомнить основные положения о строении вещества;
- научиться объяснять физические свойства агрегатных состояний вещества на основе представления о молекулярном строении вещества;
- выяснить условия перехода из одного агрегатного состояния в другое.
Развивающая:
- развитие речевых навыков учащихся;
- умение анализировать;
- умение делать выводы по изученному материалу.
Воспитательная:
- способствовать привитию умственного труда;
- создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, твердые тела различной формы, сосуды различной формы, мензурки, презентация, выполненная в MSPowerPoint.
Ход урока
Орг.момент.
Учитель:
- Здравствуйте ребята, садитесь!
Актуализация знаний
На этом уроке мы начинаем новую большую тему: «Агрегатные состояния вещества». В течение нескольких уроков мы будем обсуждать, что такое агрегатные состояния, какими они бывают, чем характеризуются и каким образом осуществляются переходы между ними.
В курсе 7 класса вы изучали строение вещества. Давайте с вами ответим на вопросы и составим схему на тему «Строение вещества»:
1.Из чего состоят все вещества? (молекул и атомов)
2.Как движутся частицы вещества? (непрерывно и беспорядочно)
3.Что значит, что молекулы взаимодействуют друг с другом? (притягиваются и отталкиваются)
• В каких состояниях может находится вещество?
• Приведите свои примеры.
• Перечислите свойства твёрдых тел.
• Назовите свойства жидкостей.
• Какими свойствами обладают газы?
- В каком состоянии находятся окружающие нас тела – парты, книги, тетради? (твердом)
- У вас на партах несколько твердых тел. Какую форму они имеют? (правильную, параллелепипеда, цилиндра)
-Попробуйте изменить их форму, сжать или растянуть. Легко это сделать, так чтобы не сломать тело? (нет)
- Можем мы определить объем, например, объем параллелепипеда? (да)
- Что нужно для этого знать? (длину, ширину, высоту)
Вывод: твердые тела сохраняют форму и имеют объем. (слайд 7)
- Теперь определим свойства жидкостей.(первый ряд выполняет вместе с учителем)
Мы можем перелить жидкость в различные сосуды. (учитель переливает воду в сосуды различной формы, первый и последний раз в мензурку для определения объема; учащиеся проделывают тоже за учителем)
- Что происходит с формой жидкости? (она меняется) Какую форму принимает каждый раз жидкость? (форму сосуда)
- Изменился ли при этом объем жидкости? (нет)
Вывод: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем. Эти свойства жидкости применяют при изготовлении изделий из стекла.
- Можно ли сжать жидкость? (второй ряд набирает в шприц воду и закрыв отверстие пальцем пытается сжать воду опустив поршень)
Вывод: жидкость не сжимаема.
- Выясним, какими свойствами обладают газы.
(выполняют учащиеся вместе с учителем)
Вывод: Газ занимает весь предоставленный ему объем, легко сжимаем, принимает форму сосуда, в котором находится. (слайд 9)
Агрегатное состояние |
Свойства вещества |
Расположение молекул (нарисовать) |
Твердое |
|
|
Жидкое |
|
|
газообразное |
|
|
• Известны три состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное) называются агрегатными состояниями.
• Молекулы одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях ничем не отличаются друг от друга.
Изучение нового материала
- Каким образом вещества могут переходить из одного агрегатного состояния в другое?
- Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое осуществляется фазовым переходом.
-При повышении температуры вещества возможно перевести его сначала из твердого состояния в жидкое и при дальнейшем нагревании – в газообразное (пар).
Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением. Оно идет с поглощением тепла и увеличением внутренней энергии.
Температура плавления – температура, при которой вещество плавится.
Процесс превращения жидкости в твердое тело называется кристаллизацией. При этом вещество часть тепла отдает в окружающую среду.
Температура кристаллизации – температура, при которой вещество отвердевает.
- Температуры плавления некоторых веществ. Из таблицы видно, что одни вещества плавятся (отвердевают) при очень низких температурах, а другие – при очень высоких.
-
Закрепление
- А теперь давайте проверим, как вы поняли данную тему.
- Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свои форму и объем. В каком состоянии находится Джинн? (газообразном)
- В кипящий чайник парочка физиков бросила крупный кусок льда. Быстро, пока лед не растаял, скажите, в каких состояниях находится вода в чайнике? (жидком, твердом, газообразном)
- Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы? Как изменилось их расположение? (молекула не изменилась, расстояние между ними увеличилось, скорость движения молекул увеличилась)
Домашнее задание
Параграф 12-13. Вопросы стр.38,40.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.