Методическая разработка урока физики в 8 классе по теме: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических веществ»
Оценка 5

Методическая разработка урока физики в 8 классе по теме: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических веществ»

Оценка 5
docx
12.03.2024
Методическая разработка  урока физики в 8 классе по теме: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических веществ»
php8VdwMO_agregatnoe-sostoyanie.-plavlenie-i-otverdevanie.docx

Методическая разработка  урока физики в 8 классе по теме:

«Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических веществ»

Тип урока: сообщение новых знаний.

Цели урока.

Образовательная:

- вспомнить основные положения о строении вещества;

- научиться объяснять физические свойства агрегатных состояний вещества на основе представления о молекулярном строении вещества;

- выяснить условия перехода из одного агрегатного состояния в другое.

Развивающая:

- развитие речевых навыков учащихся;

- умение анализировать;

- умение делать выводы по изученному материалу.

Воспитательная:

- способствовать привитию умственного труда;

- создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, твердые тела различной формы, сосуды различной формы, мензурки, презентация, выполненная в MSPowerPoint.

 

Ход урока

Орг.момент.

Учитель:

- Здравствуйте ребята, садитесь! 

 

Актуализация знаний

 

На этом уроке мы начинаем новую большую тему: «Агрегатные состояния вещества». В течение нескольких уроков мы будем обсуждать, что такое агрегатные состояния, какими они бывают, чем характеризуются и каким образом осуществляются переходы между ними.

 

В курсе 7 класса вы изучали строение вещества. Давайте с вами ответим на вопросы и составим схему на тему «Строение вещества»:

1.Из чего состоят все вещества? (молекул и атомов)

2.Как движутся частицы вещества? (непрерывно и беспорядочно)

3.Что значит, что молекулы взаимодействуют друг с другом? (притягиваются и отталкиваются)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      В каких состояниях может находится вещество?

      Приведите  свои  примеры.

      Перечислите свойства твёрдых тел.

       Назовите свойства жидкостей.

       Какими свойствами обладают газы?

- В каком состоянии находятся окружающие нас тела – парты, книги, тетради? (твердом)

- У вас на партах несколько твердых тел. Какую форму они имеют? (правильную, параллелепипеда, цилиндра)

-Попробуйте изменить их форму, сжать или растянуть. Легко это сделать, так чтобы не сломать тело? (нет)

- Можем мы определить объем, например, объем параллелепипеда? (да)

- Что нужно для этого знать? (длину, ширину, высоту)

Вывод: твердые тела сохраняют форму и имеют объем. (слайд 7)

- Теперь определим свойства жидкостей.(первый ряд выполняет вместе с учителем)

Мы можем перелить жидкость в различные сосуды. (учитель переливает воду в сосуды различной формы, первый и последний раз в мензурку для определения объема; учащиеся проделывают тоже за учителем)

- Что происходит с формой жидкости? (она меняется)  Какую форму принимает каждый раз жидкость? (форму сосуда)

- Изменился ли при этом объем жидкости? (нет)

Вывод: жидкость легко меняет форму, но сохраняет объем. Эти свойства жидкости применяют при изготовлении изделий из стекла.

- Можно ли сжать жидкость? (второй ряд набирает в шприц воду и закрыв отверстие пальцем пытается сжать воду опустив поршень)

Вывод: жидкость не сжимаема.

- Выясним, какими свойствами обладают газы.

(выполняют учащиеся вместе с учителем)

Вывод: Газ занимает весь предоставленный ему объем, легко сжимаем, принимает форму сосуда, в котором находится. (слайд 9)

 

 

Агрегатное

состояние

Свойства

вещества

Расположение

молекул

(нарисовать)

Твердое

 

 

 

Жидкое

 

 

 

газообразное

 

 

 

 

      Известны три состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное) называются агрегатными состояниями.

       Молекулы одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях ничем не отличаются друг от друга.

 

Изучение нового материала

- Каким образом вещества могут переходить из одного агрегатного состояния в другое?

- Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое осуществляется фазовым переходом.

-При повышении температуры  вещества возможно перевести его сначала из твердого состояния в жидкое и при  дальнейшем нагревании – в газообразное (пар).

Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением. Оно идет с поглощением тепла и увеличением внутренней энергии.

Температура плавления – температура, при которой вещество плавится.

Процесс превращения жидкости в твердое тело называется кристаллизацией. При этом вещество часть тепла отдает в окружающую среду.

Температура кристаллизации – температура, при которой вещество отвердевает.

- Температуры плавления некоторых веществ. Из  таблицы видно, что одни вещества плавятся (отвердевают) при очень низких температурах, а другие – при очень высоких.

-

Закрепление

- А теперь давайте проверим, как вы поняли данную тему.

- Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, все время меняет свои форму и объем. В каком состоянии находится Джинн? (газообразном)

- В кипящий чайник парочка физиков бросила крупный кусок льда. Быстро, пока лед не растаял, скажите, в каких состояниях находится вода в чайнике? (жидком, твердом, газообразном)

- Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы? Как изменилось их расположение? (молекула не изменилась, расстояние между ними увеличилось, скорость движения молекул увеличилась)

Домашнее задание

Параграф 12-13. Вопросы стр.38,40.

 


 

Методическая разработка урока физики в 8 классе по теме: «

Методическая разработка урока физики в 8 классе по теме: «

Приведите свои примеры. •

Приведите свои примеры. •

Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое осуществляется фазовым переходом

Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое осуществляется фазовым переходом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024