Приемы мотивации на уроках химии.
Смирнова Екатерина Сергеевна
Учитель химии
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Харцызская средняя школа № 6»
«Урок – важнейшая организационная
форма процесса познания мира учащихся»
В.А.Сухомлинский
Химия – это целый удивительный мир, мир загадок и открытий, мир прошлого, настоящего и будущего. Именно она позволяет человеку извлекать из минерального, животного и растительного сырья вещества, одно другого чудесней и удивительней. Она не только копирует природу, подражая ей, а и – с каждым годом всё более начинает превосходить её. Рождаются тысячи и десятки тысяч веществ, в природе неизвестных. Со свойствами очень полезными и важными для практики, для жизни человека.
Жизнь современного человека невозможна без химии. Химия окружает нас на каждом шагу. Роль её огромна. Многие жизненные и природные процессы связаны с химией. Во все времена химия служила человеку в его практической деятельности, служит и по сей день. Знания по химии обязательно помогут сохранить здоровье, найти нестандартный способ решения бытовых проблем, дадут ответы на многие вопросы, химия раскроет тайны не только привычных нам вещей, но и далеких звезд… Актуальность статьи заключается в необходимости повышения уровня мотивации обучающихся на уроках химии, поскольку это является составной частью эффективного урока.
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные методы и приемы мотивации на уроках химии.
Урок – первый очаг, согревшись у которого человек стремиться стать мыслителем. Цель урока в том, чтобы зажечь у маленького человека огонек жажды познания. Если после урока подросток не испытывает желание узнать больше, чем ему рассказал учитель, если это желание не превращается в стремление, в стимул, побуждающий несколько часов посвящать поиску новых знаний, значит цель урока не достигнута и мотивация не значительная.
Прийти в класс с мыслью – это значит, принести изумление. Ученик должен пережить чувство изумления при виде безграничного океана знаний, почувствовать себя не бессильной пылинкой, а смелым мореплавателем.
В наши дни подростков окружает богатый и разнообразный мир удовольствий. Богатство удовольствий – очень важная и сложная проблема для обучения.
В наше время химия имеет исключительное значение. В тоже время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных предметов привело к тому, что интерес к химии снизился. Это влечет за собой низкую мотивацию к изучению предмета. Поэтому вопросу повышения эффективности учебного занятия и формированию учебной мотивации обучающихся, должно уделяться особое значение.
Система химических знаний, должна быть максимально приближенная к повседневной жизни.
Мотивация направленная на развитие интереса и познавательной активности учащихся, способствует успешности усвоения материала. Важной особенностью мотивации является – ее периодичность. При переходе от темы к теме она должна проходить в разных формах.
Формирование мотивации – это не значит заложить готовые мотивы в голову обучающегося, а поставить его в условия и ситуации возбуждающие активность.
Доступная форма подачи учебного материала, доброжелательная атмосфера на уроке – все это помогает учащимся лучше усваивать трудный материал. Конечно не стоит забывать о процессе создания на уроке ситуации успеха, это стимулирует дальнейшую поисковую и исследовательскую деятельность.
Для усвоения обучающимися понятий о признаках и условиях протекания химических реакций, а также устойчивого познавательного интереса к химии, я использую занимательные химические опыты. И конечно перед их проведением ориентирую обучающихся на необходимость установления ими условий и признаков протекания реакций, подготавливаю их к пониманию дидактической цели химического опыта. Затем даю учащимся возможность самостоятельно сформулировать личностно значимые цели, адекватные обучающей цели учителя. Благодаря занимательности химического опыта личностно значимые цели учащихся могут постепенно перерасти в мощный мотив учения - познавательный интерес. Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.
На уроках я использую ряд приемов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Предлагаю некоторые из них.
«Прием черный ящик»
Тема: «Кристаллические решетки».
Учитель предлагает отгадать тему урока в «черном ящике»:
1. Рисовал я на бумаге ручейки, леса, овраги. Оттого, что рисовал, я поменьше ростом стал. Ответ: карандаш
2. Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное.
Ответ: Алмаз
У нас два ответа, карандаш и алмаз, давайте подумаем, что их может объединять?
Атомы этого элемента обладают способностью отдавать и принимать одинаковое число электронов, равное номеру группы, в которой он находится. Благодаря этому свойству его атомы, образуя друг с другом ковалентные неполярные связи, могут составлять длинные цепочки. Этот элемент обязательно входит в состав любого органического вещества. (Углерод).
Графитный карандаш и алмаз состоят из углерода. Но их твердость отличается из-за того, что связь между их молекулами разная. Молекулы карандаша не плотно соединены друг с другом, и некоторые из них остаются на бумаге во время рисования. Связь между молекулами алмаза, наоборот, очень прочная. Этот драгоценный камень трудно даже поцарапать.
Загадки использую при изучении и других тем, например:
1. Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. Образовано атомами самого распространённого элемента Вселенной и атомами самого распространённого элемента на Земле. (Вода)
2. Тема «Этилен», форма – решение задачи на вывод формулы:
«Определить формулу углеводорода, в котором массовая доля углерода равна 85,7 %. Относительная плотность по водороду равна 14» .
Обучающиеся находят формулу C2Н4 и выход на тему урока в «черном ящике» - «Этилен».
«Удивляй».
В содержание учебного материала включаю интересные факты, сведения.
Тема: «Алюминий»
«Он был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота, а уже в 1855 году, Парижская выставка – демонстрировала его как самый редкий и дорогой металл, но стоимость его была уже в 10 раз дороже золота. На этой выставке Наполеон III заинтересовался брусками блестящего металла и приказал сделать из него для себя ложку. С тех пор с ней не расставался. Именно благодаря прихоти Наполеона химик Девилль умудрился выбить из прижимистого императора средства на разработку этого металла. Так что ложка умудрилась послужить на благо науки».
В настоящее время посуда из этого металла встречается в столовой.
Применение приёма удивления дает сильный стимул и положительную мотивацию познания.
Тема: «Оксиды углерода» 9 класс.
В Италии существует пещера, которую назвали «собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшие низкорослые животные задыхаются и гибнут. В этом случае эмоциональная реакция учащихся является дополнительной мотивацией постановки учебной проблемы.
Прием «Верите ли вы, что…» (ответьте на вопросы и обоснуйте свое мнение)
Тема урока «Оксиды углерода».
1. Угарный газ очень ядовит, так как, попадая при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым гемоглобин возможности переносить кислород.
2. Углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды.
3. Угарный газ образуется при полном сгорании топлива.
4. CO2 – типичный кислотный оксид, взаимодействует с металлами, водой, кислотами.
5. Угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна.
6. При давлении примерно 40 атм углекислый газ превращается в бесцветную жидкость.
7. Оксид углерода (II) используют для восстановления металлов из их оксидов.
8. В лаборатории угарный газ получают, действуя концентрированной серной кислотой на муравьиную кислоту.
Прием «Отсроченная отгадка»
Урок в 9 классе по теме «Аммиак».
Связь с другими предметами.
Начиная изучение новой темы, обращаюсь к истории.
История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел
преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти
достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма.
Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие.
Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили,
что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Как вы
думаете, что это был за газ? Почему были от его действия такие последствия?
Идёт обсуждение.
Урок в 10 классе по теме «Фенолы».
Изучение новой темы начинается с изучения литературных произведений.
1.В рассказе А. П. Чехова «Хирургия» есть такие строки: «Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, …….» ?
2. «Солнце в безветрии жгло пустынные улицы Царицына……….Город доживал последние часы. На подступах к нему Десятая армия, ……едва сдерживала натиск свежей Северокавказской армии генерала Врангеля…… Вся жизнь города сосредоточилась на вокзалах да на пристанях. ….. к пристаням подчаливали ободранные и грязные пароходы…. .Палубы были переполнены беженцами и красноармейцами,- живыми среди трупов и стонущих, бормочущих, беснующихся в бреду сыпнотифозных…. Осыпанные известью санитары бежали на палубы, шагали через лежащих больных, отбирали трупы и сбрасывали их на берег, чтобы очистить место для живых. Порошили известь и лили карболку» Л. Н. Толстой.
3. В рассказе “Письмо” А. Чехов пишет такие строки: “ … Вчера я так увлекся книгой, что даже не обрадовался приезду Травникова, которого я люблю. Он приехал ко мне с головной болью и не в духе. После больших операций у него всегда болит голова — отравляется парами карболовой кислоты….”
- Кто знает, что такое карболка, карболовый раствор, карболовая кислота?
4. В рассказе А. П. Чехов "Враги" показано действие на организм человека карболки:
"По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь".
5.Или вот такой рассказ технического работника центральной городской больницы: «Я убираю помещение в больнице и в воду по инструкции добавляю карболовую кислоту. Так вот стала замечать, что руки болят, шелушатся, трескаются, не иначе как от этой самой карболки….»
Использование литературных отрывков, загадок или стихов в современном уроке химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность, создает эмоциональную атмосферу, без которой невозможно формирование мотивов к изучению предмета, развивает интерес, логическое мышление, повышает уровень усвоения и запоминания изучаемого материала за счет эмоциональной реакции, образования стойких ассоциативных связей.
Прием «Ассоциативный куст».
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.
Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и
достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в
ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока
вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример: урок на тему «Спирты».
Какие ассоциации у вас возникают с понятием «спирт»?
Приём «Мозговой штурм».
Работая в группе или в паре, учащийся зачастую получает гораздо больший заряд энергии, уверенности в своих силах. Достоинство этого метода - большое количество идей в единицу времени. На стадии осмысления лучшая идея прорабатывается, а на стадии рефлексии может быть получен конечный продукт.
Пример: урок на тему «Карбоновые кислоты».
На демонстрационном столе лежат яблоки, мандарины, апельсины, лимоны (можно
использовать рисунки этих фруктов в виде слайда). Учитель показывает на фрукты
и спрашивает: Что объединяет эти продукты? Ответ: содержатся кислоты.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Мотивация - один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
- Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
- Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
- Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию обучающихся, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Литература
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад.шк.1988. – 272с.
2. Макаренко А.С. Воспитание гражданина/сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. – М.: Просвнщение, 1988. – 304 с.
3. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоции И.Г. Педагогическое наследие/сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1987 – 416 с.
4. https://multiurok.ru/index.php/files/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-kritichieskogho-mys-5.html
5. https://infourok.ru/sinektika-kak-metod-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-uchaschihsya-na-urokah-himii-2860490.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.