Приемы мотивации на уроках химии.
Оценка 4.9

Приемы мотивации на уроках химии.

Оценка 4.9
docx
13.02.2023
Приемы мотивации на уроках химии.
Приемы мотивации на уроках химии..docx

Приемы мотивации на уроках химии.

                                                                                                 Смирнова Екатерина Сергеевна

                                                                                                 Учитель химии

                                                                                                 Муниципальное   бюджетное

                                                                                                 общеобразовательное учреждение

                                                                                                «Харцызская средняя школа  № 6»

 

«Урок – важнейшая организационная

форма процесса познания мира учащихся»

В.А.Сухомлинский

Химия – это целый удивительный мир, мир загадок и открытий, мир прошлого, настоящего и будущего. Именно она позволяет человеку извлекать из минерального, животного и растительного сырья вещества, одно другого чудесней и удивительней. Она не только копирует природу, подражая ей, а и – с каждым годом всё более начинает превосходить её. Рождаются тысячи и десятки тысяч веществ, в природе неизвестных. Со свойствами очень полезными и важными для практики, для жизни человека.

Жизнь современного человека невозможна без химии. Химия окружает нас на каждом шагу. Роль её огромна. Многие жизненные и природные процессы связаны с химией. Во все времена химия служила человеку в его практической деятельности, служит и по сей день. Знания по химии обязательно помогут сохранить здоровье, найти нестандартный способ решения бытовых проблем, дадут ответы на многие вопросы, химия раскроет тайны не только привычных нам вещей, но и далеких звезд… Актуальность статьи заключается в необходимости повышения уровня мотивации обучающихся на уроках химии, поскольку это является составной частью эффективного урока.

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные методы и приемы мотивации на уроках химии.

Урок – первый очаг, согревшись у которого человек стремиться стать мыслителем. Цель урока в том, чтобы зажечь у маленького человека огонек жажды познания. Если после урока подросток не испытывает желание узнать больше, чем ему рассказал учитель, если это желание не превращается в стремление, в стимул, побуждающий несколько часов посвящать поиску новых знаний, значит цель урока не достигнута и мотивация не значительная.

Прийти в класс с мыслью – это значит, принести изумление. Ученик должен пережить чувство изумления при виде безграничного океана знаний, почувствовать себя не бессильной пылинкой, а смелым мореплавателем.

В наши дни подростков окружает богатый и разнообразный мир удовольствий. Богатство удовольствий  –  очень важная и сложная проблема для обучения.

В наше время химия имеет исключительное значение. В тоже время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных предметов привело к тому, что интерес к химии снизился. Это влечет за собой низкую мотивацию к изучению предмета. Поэтому  вопросу повышения эффективности учебного занятия и формированию учебной мотивации обучающихся, должно уделяться особое значение.

 Система химических знаний, должна быть максимально приближенная к повседневной жизни.

Мотивация направленная на развитие интереса и познавательной активности учащихся, способствует успешности усвоения материала. Важной особенностью мотивации является – ее периодичность. При переходе от темы к теме она должна проходить в разных формах.

Формирование мотивации – это не значит заложить готовые мотивы в голову обучающегося, а поставить его в условия и ситуации возбуждающие активность.

Доступная форма подачи учебного материала, доброжелательная атмосфера на уроке – все это помогает учащимся лучше усваивать трудный материал. Конечно не стоит забывать о процессе создания на уроке ситуации успеха, это стимулирует дальнейшую поисковую и исследовательскую деятельность.

Для усвоения обучающимися  понятий о признаках и условиях протекания химических реакций, а также устойчивого познавательного интереса к химии, я использую занимательные химические опыты. И конечно перед их проведением ориентирую обучающихся на необходимость установления ими условий и признаков протекания реакций, подготавливаю их к пониманию дидактической цели химического опыта. Затем даю учащимся возможность самостоятельно сформулировать личностно значимые цели, адекватные обучающей цели учителя. Благодаря занимательности химического опыта личностно значимые цели учащихся могут постепенно перерасти в мощный мотив учения - познавательный интерес. Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

На уроках я использую ряд приемов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Предлагаю некоторые из них.

«Прием черный ящик»

Тема: «Кристаллические решетки».

Учитель предлагает отгадать тему урока в «черном ящике»:

1. Рисовал я на бумаге ручейки, леса, овраги. Оттого, что рисовал, я поменьше ростом стал. Ответ:  карандаш

2. Во мне есть вода, но не мокрая,

Огонь – но не жгучий,

Мое твердое тело – бесцветное

И в то же время – разноцветное.

Ответ: Алмаз

У нас два ответа, карандаш и алмаз, давайте подумаем, что их может объединять?

Атомы этого элемента обладают способностью отдавать и принимать одинаковое число электронов, равное номеру группы, в которой он находится. Благодаря этому свойству его атомы, образуя друг с другом ковалентные неполярные связи, могут составлять длинные цепочки. Этот элемент обязательно входит в состав любого органического вещества. (Углерод).

Графитный карандаш и алмаз состоят из углерода. Но их твердость отличается из-за того, что связь между их молекулами разная. Молекулы карандаша не плотно соединены друг с другом, и некоторые из них остаются на бумаге во время рисования. Связь между молекулами алмаза, наоборот, очень прочная. Этот драгоценный камень трудно даже поцарапать.

 

Загадки использую при изучении и других тем, например:

1.  Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. Образовано атомами самого распространённого элемента Вселенной и атомами самого распространённого элемента на Земле. (Вода)

2.  Тема «Этилен», форма – решение задачи на вывод формулы:

«Определить формулу углеводорода, в котором массовая доля углерода равна 85,7 %. Относительная плотность по водороду равна 14» .

Обучающиеся находят формулу C2Н4 и выход на тему урока в «черном ящике» - «Этилен».

 «Удивляй». 

В содержание учебного материала включаю интересные факты, сведения.

Тема: «Алюминий»

«Он был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота, а уже в 1855 году, Парижская выставка – демонстрировала его как самый редкий и дорогой металл, но стоимость его была уже в 10 раз дороже золота. На этой выставке Наполеон III заинтересовался брусками блестящего металла и приказал сделать из него для себя ложку. С тех пор с ней не расставался. Именно благодаря прихоти Наполеона химик Девилль умудрился выбить из прижимистого императора средства на разработку этого металла. Так что ложка умудрилась послужить на благо науки».

В настоящее время посуда из этого металла встречается в столовой.

Применение приёма удивления дает сильный стимул и положительную мотивацию познания.

Тема: «Оксиды углерода» 9 класс.

В Италии существует пещера, которую назвали «собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшие низкорослые животные задыхаются и гибнут. В этом случае эмоциональная реакция учащихся является дополнительной мотивацией постановки учебной проблемы.

Прием «Верите ли вы, что…» (ответьте на вопросы и обоснуйте свое мнение)

Тема урока «Оксиды углерода».

1.      Угарный газ очень ядовит, так как, попадая при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым гемоглобин возможности переносить кислород.

2.      Углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды.

3.      Угарный газ образуется при полном сгорании топлива.

4.      CO2 – типичный кислотный оксид, взаимодействует с металлами, водой, кислотами.

5.      Угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна.

6.      При давлении примерно 40 атм углекислый газ превращается в бесцветную жидкость.

7.      Оксид углерода (II) используют для восстановления металлов из их оксидов.

8.      В лаборатории угарный газ получают, действуя концентрированной серной кислотой на муравьиную кислоту.

Прием «Отсроченная отгадка»

Урок в 9 классе по теме «Аммиак».

Связь с другими предметами.
Начиная изучение новой темы, обращаюсь к истории.
История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Как вы думаете, что это был за газ? Почему были от его действия такие последствия? Идёт обсуждение.
 

Урок в 10 классе по теме «Фенолы». 

Изучение новой темы начинается с изучения литературных произведений.

1.В рассказе А. П. Чехова «Хирургия» есть такие строки: «Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, …….» ?

2. «Солнце в безветрии жгло пустынные улицы Царицына……….Город доживал последние часы. На подступах к нему Десятая армия, ……едва сдерживала натиск свежей Северокавказской армии генерала Врангеля…… Вся жизнь города сосредоточилась на вокзалах да на пристанях. ….. к пристаням подчаливали ободранные и грязные пароходы…. .Палубы были переполнены беженцами и красноармейцами,- живыми среди трупов и стонущих, бормочущих, беснующихся в бреду сыпнотифозных…. Осыпанные известью санитары бежали на палубы, шагали через лежащих больных, отбирали трупы и сбрасывали их на берег, чтобы очистить место для живых. Порошили известь и лили карболку» Л. Н. Толстой.

3. В рассказе “Письмо” А. Чехов пишет такие строки: “ … Вчера я так увлекся книгой, что даже не обрадовался приезду Травникова, которого я люблю. Он приехал ко мне с головной болью и не в духе. После больших операций у него всегда болит голова — отравляется парами карболовой кислоты….”

- Кто знает, что такое карболка, карболовый раствор, карболовая кислота?

4. В рассказе А. П. Чехов "Враги" показано действие на организм человека карболки:

"По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь".

5.Или вот такой рассказ технического работника центральной городской больницы: «Я убираю помещение в больнице и в воду по инструкции добавляю карболовую кислоту. Так вот стала замечать, что руки болят, шелушатся, трескаются, не иначе как от этой самой карболки….» 

Использование литературных отрывков, загадок или стихов в современном уроке химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность, создает эмоциональную атмосферу, без которой невозможно формирование мотивов к изучению предмета, развивает интерес, логическое мышление, повышает уровень усвоения и запоминания изучаемого материала за счет эмоциональной реакции, образования стойких ассоциативных связей.

Прием «Ассоциативный куст». 


К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.


Пример: урок на тему «Спирты».
Какие ассоциации у вас возникают с понятием «спирт»?

Приём «Мозговой штурм».

Работая в группе или в паре, учащийся зачастую получает гораздо больший заряд энергии, уверенности в своих силах. Достоинство этого метода - большое количество идей в единицу времени. На стадии осмысления лучшая идея прорабатывается, а на стадии рефлексии может быть получен конечный продукт.

Пример: урок на тему «Карбоновые кислоты».


На демонстрационном столе лежат яблоки, мандарины, апельсины, лимоны (можно использовать рисунки этих фруктов в виде слайда). Учитель показывает на фрукты и спрашивает: Что объединяет эти продукты? Ответ: содержатся кислоты.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- Мотивация - один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

- Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

- Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.

- Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию обучающихся, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Литература

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад.шк.1988. – 272с.

2. Макаренко А.С. Воспитание гражданина/сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. – М.: Просвнщение, 1988. – 304 с.

3. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоции И.Г. Педагогическое наследие/сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1987 – 416 с.

4. https://multiurok.ru/index.php/files/ispol-zovaniie-tiekhnologhii-kritichieskogho-mys-5.html

5. https://infourok.ru/sinektika-kak-metod-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-uchaschihsya-na-urokah-himii-2860490.html


 

Приемы мотивации на уроках химии

Приемы мотивации на уроках химии

При переходе от темы к теме она должна проходить в разных формах

При переходе от темы к теме она должна проходить в разных формах

Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами

Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами

Урок в 9 классе по теме «Аммиак»

Урок в 9 классе по теме «Аммиак»

Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить…

Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2023