«Моя семья»
Цель: формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;
2. Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.
3. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива
4. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Оборудование: подготовленная презентация с семейными фотографиями (дети приносят фото заранее); презентация к заданию «Семейные обязанности»; рабочие листы «Мое генеалогическое дерево» (по кол-ву детей); цветные карандаши; компьютер, видеопроектор, экран.
Ход занятия
I. Организационный момент
Звучит «Песенка мамонтенка». Дети рассаживаются полукругом.
II. Вводная часть
- Ребята, о чём мы будем говорить, вы узнаете, послушав сказку. Которая
начинается так:
"Жил - был мальчик, который был один - одинешенек на свете. И никого-то у
него не было…"
Ребята, а разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете?
(Нет). ……
Ученик 1: Очень трудно самому
Жить на свете одному.
Вместе с Мамой жить и Папой
Хочется всегда ребятам.
Ну, тогда давайте мы изменим сказку, и у нашего героя появятся родные люди.
Кого мы поставим рядом с мальчиком?
Как можно одним словом назвать родных людей, которые живут вместе?
(Семья)
Так о чём мы сегодня будем говорить? (О семье.)
Запись на доске «Моя семья»
Правильно, сегодня на передаче мы будем говорить о самых близких людях, о
семье.
А как ещё можно сказать о том, что такое семья, скажет …..
Семья – это много
понятий разных,
Семья – это будни,
Семья – это праздник,
Семья – это радость твоя и моя.
Семья – это ты! Семья – это я!
III. Основная часть
Я предлагаю вам
первую игру «Четвертый лишний».
Задание: определить, кто из этих людей не является родственником?
* Мама, соседка, бабушка, сестра.
* Бабушка, подруга, сестра, мама.
* Сестра, продавец, бабушка, брат.
* Дворник, брат, папа, дедушка.
* Дедушка, папа, водитель, прадед.
В каждой семье есть люди, имена которых много значат для нее. Сейчас мы проверим, знаете ли вы членов семьи…
1) О маме
Ребята, однажды Знаменитый Сыщик получил задание разыскать человека с
необычными задатками. Досье было у него в руках. Он открыл папку и прочитал:
а) пробегает по дому 6 километров в день;
б) готовит по 12 часов в неделю;
в) моет около 96 килограммов посуды;
г) обладает отличными способностями следственной и розыскной работы.
Сыщик закрыл
папку и вздохнул: «Это невозможно! Никто не может столько успеть сделать!». И
все-таки после долгих поисков он нашел такого человека.
А как вы думаете, кто же этот человек? (Мама)
Я предлагаю
сказать красивые слова о своей маме. Какая она – ваша мама? (Милая,
нежная, ласковая……)
На слайде появляются эти слова
Как хорошо вы говорили о мамах!
Мама… Вы были маленькие, еще не умели говорить, а она понимала вас без слов.
Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила вас говорить, ходить…
Каждый из вас может сказать: «Моя мама самая лучшая!»
Символом Семьи
считается цветок ромашки. И сегодня мы составим свою ромашку из отдельных
лепестков. А вот и первый лепесток у ромашки. (МАМА)
2) О папе Я думаю, маме одной было бы
трудно, если бы рядом не было кого-то ещё.
Ученик 3: Самый сильный, самый смелый.
За меня стоит горой…
Вы конечно, догадались!
Это – …… (папа)! Мой герой!
Вы правильно
назвали этого героя. Значит, любите и уважаете его. (лепесток ромашки ПАПА)
IV. Физкультминутка (Пальчиковая гимнастика)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Ну а этот пальчик – я.
Вместе дружная
семья.
3) О бабушках и дедушках
А кто заботился о ваших папах и мамах, когда они были маленькими? (Бабушки
и дедушки)
Вот как говорят о бабушках и дедушках авторы. Помогут ………, ………,
……….
Ученик 4: Много у бабушки нашей хлопот:
Варит нам бабушка сладкий компот,
Шапочку тёплую надо связать,
Сказку весёлую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни.
Бабушка, милая, сядь, отдохни. (лепесток БАБУШКА)
Ученик 5: Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Делать ему это вовсе не лень. (лепесток ДЕДУШКА)
Бабушки и дедушки очень любят своих внуков и гордятся их успехами.
4) Братья и сёстры
А теперь разговор о младших в семье. …….
Ученик 7: Папа ушел на работу,
Мама продукты ушла покупать.
И у меня есть забота-
Братика в люльке качать.
Погода на улице - чудо!
Друзья зовут погулять!
Но я не могу - я буду
Братика в люльке качать.
(появляются
лепестки ромашки: БРАТ, СЕСТРА)
Какой лучик забыли? (Себя) Что же за ромашка у нас
получилась? СЕМЬЯ
Семью можно представить ромашкой, а всех членов семьи – её лепестками.
Итак, папа и
мама, дедушка и бабушка, ты сам, твои братья и сестры, все они – твоя семья.
5) О себе
Мы поговорили о старших и младших членах вашей семьи. А как же вы сами?
Все: бабушка и дедушка, мама и папа с нетерпением ждали вашего рождения. Они полюбили вас, еще не родившихся.
Любили все вас
без особых причин:
За то, что ты – внучка,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
И за то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей. (В. Берестов)
6) Моё имя
Над вашим именем все долго голову ломали. Хотелось, чтобы оно было необычным и
звучным. Кроме обычного имени есть и много других.
7) Хранители семьи
Вот мы и познакомились с вашими семьями. Я вижу, что вы очень счастливые дети!
Счастье, это когда вы с удовольствием идёте в школу, а потом с радостью
возвращаетесь домой. Любите ли вы бывать дома? (Да) Почему
каждому человеку так дорог его дом? (Здесь мы выросли, здесь наши
родные, которые нас любят, здесь тепло и уютно)
Слайд 33 У древних римлян существовали боги – хранители дома, которым молились все домочадцы. Каждая семья имела двух покровителей, изображения которых помещались на самом видном месте. А звали римских богов – хранителей дома – Пенаты. От имени этих древних римских Богов назвали и родной дом.
Когда человек после долгого отсутствия возвращается домой, он говорит:
– Вот я и
вернулся в свои родные пенаты.
IV.
Физкультминутка
Игра «Согласен – не
согласен»
Я буду говорить вам фразы, если вы согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны – приседайте.
Семья – это
близкие люди. +
У всех мам есть дочка и сын –
Моя бабушка – это мама моей мамы. +
Бабушка и дедушка
– это мои родители. –
Мой дедушка – это папа моего папы. +
Семья – это люди, которые любят и уважают друг друга. +
Я внучка мамы и папы. –
Каждому человеку нужна семья. +
III. Продолжение основной части
8) Обязанности в семье
У каждого члена семьи есть свои обязанности по дому. От них зависит порядок.
Расскажите, кто в вашем доме выполняет какое дело.
А в каких домашних делах участвуешь ты? Можешь ли ты выполнять какое-то дело,
которое в твои обязанности не входит? Считаете ли вы вашу семью дружной?
10) Традиции семьи
Дружной семью
можно назвать не только тогда, когда члены ее живут мирно, без ссор. Главное,
чтобы здесь хранили традиции и дорожили ими.
А) Одна из традиций семьи – отмечать праздники. А бывают ли
праздники в вашем доме? Назовите самые любимые праздники в вашей семье?
Б) Семья сильна любовью, уважением и семейными традициями. Одной из них, по праву, считается семейный фотоальбом.
В) Самая важная традиция у всех семей – это знать своих
предков. А, чтобы их не забыли ваши дети и внуки нужно составить Родовое
дерево.
Как могучий,
густой лес берёт силу от маленьких деревьев, так и наша страна обогащается
семьями. Ведь мы – частичка своей Родины. Каждый человек должен знать историю
своей семьи, свою родословную. Это и есть частица истории нашей Родины. Свои
Семейные деревья было принято создавать уже очень давно, во времена царей,
рыцарей. Посмотрите какие Родовые деревья были созданы.
Дома вместе с
родными вы создадите своё родовое дерево. Для этого нужно будет написать имена
своих родственников, например, мама Оля, папа Коля и т.д. или приклеить
фотографии.
V. Итог урока. Рефлексия.
Итак, о чём же мы с вами разговаривали на нашей телепередаче?
Я считаю, что семью можно изобразить не только ромашкой, но и большим сердцем.
Например таким (показ на доске) Только оно какое-то скучное.
Предлагаю украсить его цветами. Тот, кому понравилась наша передача, и кто
мечтает живёт в такой дружной семьей «посадите» раскрывшиеся цветы Ромашки
внутри Сердца. А тот, кто что-то не понял сегодня или кому было не тнтересно на
занятии, «посадите» цветы за пределами нашего большого Сердца.
Дети выбирают цветок и «сажают» его.
Ребята, вот какое
замечательное цветочное сердце Семьи у нас получилось. Вы все живете в хороших
семьях, и я, надеюсь, что свои лучшие семейные традиции вы переселите в наш
школьный дом. Пусть жизнь в нем всегда будет яркой, интересной и
запоминающейся.
Я благодарю всех ребят и гостей за участие в телепередаче «Моя семья». До новых
встреч.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.