Методическая разработка урока географии на тему: "Население мира"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока географии на тему: "Население мира"

Оценка 4.6
doc
17.12.2023
Методическая разработка урока географии на тему: "Население мира"
naselenie_mira (1).doc

                                                                                                  

Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира».

Цель:

Ø  сформировать представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населении, о продолжительности жизни;

Ø  выявить закономерности динамики численности населения мира;

Ø  формирование информационной культуры;

Оборудование: мультимедийный комплекс для демонстрации презентации, мультимедиа-курс «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), разработанный в соответствии с учебником для 10 класса под редакцией В.П.Максаковского, атласы.

Тип занятия: урок формирования новых знаний.

Ход урока.

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. В разных странах мира показатели численности населения различны. Почему и какие факторы влияют на эти показатели? Это и предстоит нам выяснить сегодня на уроке.

Ознакомление с планом изучения темы, знаниями и умениями. Формулировка цели урока. Самостоятельная работа  в малых  группах по заданиям. Учащиеся выполняют теоретическую и практическую часть заданий.

 

Изучение новой темы.

Группа №1.Численность населения мира. Рост численности населения мира.

1.Как проводится учет численности населения в странах?  

(Впервые перепись населения проводилась 4 тыс.лет назад в государствах Востока – Китае, Индии и в Египте. В наши дни переписи в развитых странах мира проводятся в 5-10 лет)

2. Стр.62, табл.2  Определить численность населения мира.

3. Назвать «семерку» стран – рекордсменов по численности населения.

4. Сравни данные численности населения за 2002г. и 2009г.

5.Сформулируй  вывод о динамике численности населения земного шара. В чем причины небольшого роста населения до 20-го века?

6. Какие регионы имеют высокие темпы прироста населения?

Страны – рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населения(%);Страны с минимальными темпами прироста населения (%);

Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году:

Какие проблемы вызывают высокие (низкие) темпы прироста населения?

Вопросы, связанные с воспроизводством населения, изучает наука демография (от греч. «демос» - народ.) запись определения в тетради.

Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства. Как вы полагаете, в чем суть «формулы» воспроизводства, которую вы видите на экране?

Группа №2. Воспроизводство населения. Два типа воспроизводства.

Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости (Р), смертности (С) и естественного прироста (ЕП), обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений. (запись в тетради)

Это интересно! Ежегодно в мире рождается 145 млн.чел. Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту – 175 чел., каждый час – 10,4 тыс.чел., каждые сутки – 250 тыс. новых землян.

1. Что такое естественный прирост населения?

2.Формула воспроизводства

  ЕП=Р-С

+ЕП (прирост населения)

- ЕП (убыль населения)   

3.  Какие факторы влияют на ЕП? (заслушиваются мнения учеников)

4. Естественный  прирост (ЕП)  определяет тип  воспроизводства населения.  

Группа№3  «Воспроизводство населения мира»                                       

1.Анализ интерактивной карты «Воспроизводство населения мира»:

1.      Страны с минимальными и максимальными показателями естественного прироста.

2.      Страны с минимальными и максимальными показателями рождаемости и смертности.

3.      Два типа воспроизводства населения.                                                                                                                                         

4.      Таблица «Демографические показатели по регионам мира»: население, рождаемость, смертность, младенческая и материнская смертность, ожидаемая продолжительность жизни, доля возрастных групп до 15 лет, старше 60 лет в процентах.

5.      Анализ схем «Возрастно-половые пирамиды», «Демографический переход».

 

Смена типов воспроизводства населения объясняется концепцией демографического перехода.

   2.Работа с учебником. Стр.64-65

Назовите этапы демографического перехода.

Выделяют 4 фазы демографического перехода.

         1 фаза       Р высокая при резком сокращении С - очень  высокий ЕП.

         2 фаза       снижение С при большем снижении Р - замедление ЕП.

         3 фаза       повышение С (вследствие «старения» населения) при снижении Р -  слабо расширенное воспроизводство.

         4 фаза       показатели Р и С выравниваются - прекращение роста населения                                                                                                                                                                                                                                                                          

   3. Типы воспроизводства: 1 тип воспроизводства:(характерен для развитых стран)

Рн – Сн = ЕПн ( до 12чел. на 1000)

2 тип воспроизводства (характерен для развивающихся стран – «демографический взрыв»).Рв – Сн = ЕПв ( более 12 чел. На 1000).

 

Группа №4. Демографическая политика – управление воспроизводством населения.

 

Демографическая политика – система мер, с помощью которой государство воздействует на ЕП в желательном для себя направлении.

  1. Как вы полагаете? Каковы направления демографической политики в странах 1-го и 2-го типов воспроизводства населения?
  2. Приведите примеры стран и мер, с помощью которых государства воздействуют на естественный прирост.

В странах первого типа воспроизводства населения преобладает политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Она проводится с помощью стимулирующих экономических мер – таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция, Швеция, Япония.

В странах второго типа воспроизводства демографическая политика направлена на снижение рождаемости и естественного прироста населения: установление более позднего возраста вступления в брак, пропаганда «малых семей», добровольная стерилизация населения, плановое деторождение и др.

  1. С чем связана стабилизация численности населения в развитых странах Европы?

Не приводит ли, по-вашему, демографическая политика к ущемлению прав человека?

Выступление групп по своей теме. В ходе выступления используется презентация. Ответы обсуждаются. 

Закрепление изученного материала (тест)

1. Для первого типа воспроизводства населения характерно:

 а) высокая рождаемость

 б) низкая смертность

 в) высокая смертность

 г) высокий естественный прирост

 2. Какая из приведённых ниже «формул» воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства населения:

  а) 16-7=9    б) 27-9=18

3. Наиболее высокие показатели Р и С характерны для стран:

 а) Зарубежной Европы

 б) Зарубежной Азии

 в) Латинской Америки

 г) Африки

 4. Первый тип воспроизводства населения:

 а) Франция, Бразилия, Эфиопия

 б) ФРГ, США, Япония

 в)  Китай, Албания, Кения

  5. Высокая доля населения пожилого возраста характерна для стран:

 а) Зарубежной Азии  б) Африки

 в) Латинской Америки  г) Зарубежной Европы

 

 6. Выберите страну с максимальным уровнем рождаемости:

  а) Китай

  б) Афганистан

  в) Турция

  г) Монголия

  д) Канада

Домашнее задание.  

    Учебник стр.57 – 59, 64- 66. Найти в атласе все страны, названия которых встречаются в тексте учебника.

Рефлексия : Прием  «Телеграмма».

- О каких проблемах, связанных с темой нашего урока, вы считаете нужным сообщить немедленно?

- Кому вы адресуете свои телеграммы?

- Будьте кратки, помня, что это не письмо, а телеграмма.

- Кто хотел бы зачитать свои телеграммы?

Остальные сдают выполненные телеграммы.

Подведение итогов работы.

 

Литература.

1.      Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10класс,- М.BAKO, 2007,- 320с.

2.      Интернет-ресурсы   www.cia.gov ,  www.census.gov, www.gks.ru,                       www.world-gazetteer.com  

3.      Максаковский В.П. География: 10 класс, - М,: Просвещение, 2006, - 398с.

4.      Мультимедиа-курс Экономическая и социальная география мира. – М: ЗАО-1С-2007

 

.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира»

Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира»

Какие факторы влияют на ЕП? (заслушиваются мнения учеников) 4

Какие факторы влияют на ЕП? (заслушиваются мнения учеников) 4

Какая из приведённых ниже «формул» воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства населения: а) 16-7=9 б) 27-9=18 3

Какая из приведённых ниже «формул» воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства населения: а) 16-7=9 б) 27-9=18 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2023