Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира».
Цель:
Ø сформировать представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населении, о продолжительности жизни;
Ø выявить закономерности динамики численности населения мира;
Ø формирование информационной культуры;
Оборудование: мультимедийный комплекс для демонстрации презентации, мультимедиа-курс «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), разработанный в соответствии с учебником для 10 класса под редакцией В.П.Максаковского, атласы.
Тип занятия: урок формирования новых знаний.
Ход урока.
В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. В разных странах мира показатели численности населения различны. Почему и какие факторы влияют на эти показатели? Это и предстоит нам выяснить сегодня на уроке.
Ознакомление с планом изучения темы, знаниями и умениями. Формулировка цели урока. Самостоятельная работа в малых группах по заданиям. Учащиеся выполняют теоретическую и практическую часть заданий.
Изучение новой темы.
Группа №1.Численность населения мира. Рост численности населения мира.
1.Как проводится учет численности населения в странах?
(Впервые перепись населения проводилась 4 тыс.лет назад в государствах Востока – Китае, Индии и в Египте. В наши дни переписи в развитых странах мира проводятся в 5-10 лет)
2. Стр.62, табл.2 Определить численность населения мира.
3. Назвать «семерку» стран – рекордсменов по численности населения.
4. Сравни данные численности населения за 2002г. и 2009г.
5.Сформулируй вывод о динамике численности населения земного шара. В чем причины небольшого роста населения до 20-го века?
6. Какие регионы имеют высокие темпы прироста населения?
Страны – рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населения(%);Страны с минимальными темпами прироста населения (%);
Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году:
Какие проблемы вызывают высокие (низкие) темпы прироста населения?
Вопросы, связанные с воспроизводством населения, изучает наука демография (от греч. «демос» - народ.) запись определения в тетради.
Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства. Как вы полагаете, в чем суть «формулы» воспроизводства, которую вы видите на экране?
Группа №2. Воспроизводство населения. Два типа воспроизводства.
Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости (Р), смертности (С) и естественного прироста (ЕП), обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений. (запись в тетради)
Это интересно! Ежегодно в мире рождается 145 млн.чел. Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту – 175 чел., каждый час – 10,4 тыс.чел., каждые сутки – 250 тыс. новых землян.
1. Что такое естественный прирост населения?
2.Формула воспроизводства
ЕП=Р-С
+ЕП (прирост населения)
- ЕП (убыль населения)
3. Какие факторы влияют на ЕП? (заслушиваются мнения учеников)
4. Естественный прирост (ЕП) определяет тип воспроизводства населения.
Группа№3 «Воспроизводство населения мира»
1.Анализ интерактивной карты «Воспроизводство населения мира»:
1. Страны с минимальными и максимальными показателями естественного прироста.
2. Страны с минимальными и максимальными показателями рождаемости и смертности.
3. Два типа воспроизводства населения.
4. Таблица «Демографические показатели по регионам мира»: население, рождаемость, смертность, младенческая и материнская смертность, ожидаемая продолжительность жизни, доля возрастных групп до 15 лет, старше 60 лет в процентах.
5. Анализ схем «Возрастно-половые пирамиды», «Демографический переход».
Смена типов воспроизводства населения объясняется концепцией демографического перехода.
2.Работа с учебником. Стр.64-65
Назовите этапы демографического перехода.
Выделяют 4 фазы демографического перехода.
• 1 фаза Р высокая при резком сокращении С - очень высокий ЕП.
• 2 фаза снижение С при большем снижении Р - замедление ЕП.
• 3 фаза повышение С (вследствие «старения» населения) при снижении Р - слабо расширенное воспроизводство.
• 4 фаза показатели Р и С выравниваются - прекращение роста населения
3. Типы воспроизводства: 1 тип воспроизводства:(характерен для развитых стран)
Рн – Сн = ЕПн ( до 12чел. на 1000)
2 тип воспроизводства (характерен для развивающихся стран – «демографический взрыв»).Рв – Сн = ЕПв ( более 12 чел. На 1000).
Группа №4. Демографическая политика – управление воспроизводством населения.
Демографическая политика – система мер, с помощью которой государство воздействует на ЕП в желательном для себя направлении.
В странах первого типа воспроизводства населения преобладает политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Она проводится с помощью стимулирующих экономических мер – таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция, Швеция, Япония.
В странах второго типа воспроизводства демографическая политика направлена на снижение рождаемости и естественного прироста населения: установление более позднего возраста вступления в брак, пропаганда «малых семей», добровольная стерилизация населения, плановое деторождение и др.
Не приводит ли, по-вашему, демографическая политика к ущемлению прав человека?
Выступление групп по своей теме. В ходе выступления используется презентация. Ответы обсуждаются.
Закрепление изученного материала (тест)
1. Для первого типа воспроизводства населения характерно:
а) высокая рождаемость
б) низкая смертность
в) высокая смертность
г) высокий естественный прирост
2. Какая из приведённых ниже «формул» воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства населения:
а) 16-7=9 б) 27-9=18
3. Наиболее высокие показатели Р и С характерны для стран:
а) Зарубежной Европы
б) Зарубежной Азии
в) Латинской Америки
г) Африки
4. Первый тип воспроизводства населения:
а) Франция, Бразилия, Эфиопия
б) ФРГ, США, Япония
в) Китай, Албания, Кения
5. Высокая доля населения пожилого возраста характерна для стран:
а) Зарубежной Азии б) Африки
в) Латинской Америки г) Зарубежной Европы
6. Выберите страну с максимальным уровнем рождаемости:
а) Китай
б) Афганистан
в) Турция
г) Монголия
д) Канада
Домашнее задание.
Учебник стр.57 – 59, 64- 66. Найти в атласе все страны, названия которых встречаются в тексте учебника.
Рефлексия : Прием «Телеграмма».
- О каких проблемах, связанных с темой нашего урока, вы считаете нужным сообщить немедленно?
- Кому вы адресуете свои телеграммы?
- Будьте кратки, помня, что это не письмо, а телеграмма.
- Кто хотел бы зачитать свои телеграммы?
Остальные сдают выполненные телеграммы.
Подведение итогов работы.
Литература.
1. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10класс,- М.BAKO, 2007,- 320с.
2. Интернет-ресурсы www.cia.gov , www.census.gov, www.gks.ru, www.world-gazetteer.com
3. Максаковский В.П. География: 10 класс, - М,: Просвещение, 2006, - 398с.
4. Мультимедиа-курс Экономическая и социальная география мира. – М: ЗАО-1С-2007
.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.