Методическая разработка урока геометрии в 7 классе на тему:
«Начальные геометрические сведения»
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ
Цели и задачи урока:
Образовательные – познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, систематизировать основные геометрические понятия.
Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, интеллектуальные качества личности такие как самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные – прививать учащимся интерес к предмету; формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.
План урока:
1. Целеполагание (3 мин)
Постановка вопросов:
- Что означает слово «геометрия»?
- Что изучает геометрия?
- Когда и как зародилась наука «геометрия»?
- Какие геометрические фигуры известны и что мы о них знаем?
2. Изучение темы
а) Работа в группах: (10 мин)
- что изучает геометрия
- что означает слово «геометрия»
- когда и как зародилась наука «геометрия»
б) Разделы геометрии (3 мин)
в) Основные понятия планиметрии (1 мин)
г) Геометрические понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол (работа в парах) (17мин)
3. Проверка усвоения изученного материала
- заполнение кроссворда (5 мин)
- тест (4 мин)
4. Домашнее задание (1 мин)
5. Итоги урока. Рефлексия (1 мин)
Ход урока (слайд 1)
В начале 20 века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия».
Эти слова очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам предмет – геометрия, который мы начинаем изучать.
(слайд 2)
Внимательно прочитайте тему урока, сформулируйте вопросы, на которые мы должны, на ваш взгляд, найти ответы в ходе урока.
Вопросы: (слайд 3)
- Что означает слово «геометрия»?
- Что изучает геометрия?
- Когда и как зародилась наука «геометрия»?
- Какие геометрические фигуры вам известны?
План урока (слайд 4)
Оценивание на уроке на листочках «Мои достижения»
Класс делится на 3 группы: (слайд 5)
1 группа отвечает на вопрос – что изучает геометрия
2 группа ищет ответ на вопрос – что означает слово «геометрия»
3 группа – когда и как зародилась наука «геометрия»
(группы работают с учебником и с дополнительной литературой, ищут ответы на свои задания)
1. (слайд 6) Геометрия – наука, занимающая изучением геометрических фигур. При изучении фигур в геометрии не берется во внимание, из какого материала они сделаны, какого цвета, в каком состоянии они находятся (твердом, жидком или газообразном). Этим занимаются другие предметы: физика, химия, биология. При изучении геометрии нас будет интересовать форма и размеры предметов.
2. ( слайд 7) В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» - земля, а «метрео» - мерить)
(слайд 8) Вильгельм Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет».
Заглянем в прошлое, когда зародилась наука геометрия....
(слайд 9, 10)
l Для того, чтобы взимать налоги с земли, необходимо было знать их площадь.
l Гончару необходимо было знать, какую форму следует придать сосуду, чтобы в него входило то или иное количество жидкости.
l Астрономы, наблюдавшие за небом и дававшие на основе этих наблюдений указания, когда начинать полевые работы, должны были научиться определять положение звезд на небе. Для этого понадобилось измерять углы.
Так практическая деятельность людей привела к дальнейшему углублению знаний о формах фигур, развитию геометрии. Люди стали учиться измерять и площади, и объемы, и длины и т.д.
Около 22 тысяч лет назад греки заимствовали у египтян и вавилонян их геометрические знания. Первоначально эти знания применялись преимущественно для измерения земельных участков.
За несколько столетий до нашей эры в Египте, Китае, Вавилоне, Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, а затем систематизировались.
Эта система около 300 г. до н. э. получила завершенный вида "Началах" Евклида, жившего в Геометрические разделы "Начал" по содержанию и по строгости изложения примерно совпадают с нынешними школьными учебниками геометрии.
- Какие геометрические фигуры вы знаете?
- На какие группы их можно разделить? (учитель предлагает разделить на две группы фигуры: куб, квадрат, прямоугольник, параллелепипед, параллелограмм, круг, пирамида…)
(слайд 11) Вводятся понятия: планиметрия и стереометрия.
Геометрия
Планиметрия Стереометрия
Основные понятия планиметрии – точка и прямая. (слайд 12)
Работа в парах:
· Точки и прямые 1. Как обозначаются точки? (слайд 13)
2. Что используют для изображения прямых? (слайд 14)
3. Как обозначаются прямые? (слайд 15)
4. Взаимное расположение точек и прямых (точки принадлежат прямой
и не принадлежат) (слайд 16, 17)
5.Сколько прямых можно провести через 2 точки? (слайд 18)
6.Прямые, имеющие одну общую точку. Как они называются?(слайд 19, 20)
7. Провешивание прямой на местности.
· Отрезок (дать определение, обозначение отрезка) (слайд 21)
· Луч (дать определение, обозначение луча) (слайд 22, 23)
· Угол (дать определение, обозначение угла) (слайд 24, 25)
Работа с кроссвордом (слайд 26, 27)
Работа с тестом. (слайд 28)
Дом задание : Геометрия в моем доме
Рефлексия. (слайд 29)
Оцените свою работу
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.