Открытый урок по географии
Оценка 4.7

Открытый урок по географии

Оценка 4.7
doc
05.05.2024
Открытый урок по географии
3. Урок по географии для портфолио.doc

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Уфимский колледж статистики информатики и вычислительной техники

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

открытого урока по географии

на тему « Численность населения мира. Демографическая политика»

 

 

Председатель ПЦК «естественно-                                   Преподаватель: УКСИВТ                               научных дисциплин» 

Хасанова З.М. __________                                               Шакурова Д.М. ___________

«____» _________ 20______г.                                     «_____» ___________20______г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Уфа-2017

Структура методической разработки открытого урока

1.      Титульный лист

2.       Пояснительная записка

3.      Методическое обоснование занятия:

3.1.   Информационный лист

4.      Технологическая карта занятия

5.      Структура занятия

6.      Обеспечение занятия

7.      Вопросы фронтального опроса

8.      Теоритический материал (конспект занятия – ход урока)

9.      Перечень основной и дополнительной литературы

10.  Приложения (раздаточный материал, справочный материал, таблицы и т.д.)


Пояснительная записка

Проблемы народонаселения, то есть населения Земли, увеличиваются с каждым годом. Этим взволнованы все люди, которым не все равно, в каком состоянии находится, и будет находиться планета, на которой живут они и будут жить их дети. Поэтому специалистами всего мира – экологами, социологами, психологами, антропологами – проводится большое количество исследований, касающихся проблем народонаселения планеты.

Цель урока – познакомить учащихся с демографической политикой в странах с разным типом воспроизводства населения. В ходе урока были сформированы знания о географии населения, как об одной из главных ветвей экономической социальной географии. Выявлены закономерности динамики численности, населения, совершенствовались самостоятельные навыки работы со статическим материалом. Содержание всего урока направлено на воспитание чувства долга, ответственности, коллективизма, толерантности, учитывая обычаи, культуру, семейные традиции, религии разных народов.

Тема урока актуальна, так как география населения, является одной из главнцых ветвей экономической и социальной географии. На сегодняшний момент, как никогда остро стоит проблема перенаселения одних стран (Китай, Индия, азиатские и восточные страны) с одновременным демографическим кризисом в других (Европа, Америка, Россия).

На уроке учащиеся будут работать в отдельных группах, выполнять отдельные задания и защищать свою точку зрения.

Уроки в форме групповой работы являются более эффективными по сравнению с традиционными, поскольку способствуют сплочению коллектива, выравниванию знаний учащихся, а также общению и обмену мнениями по заданным вопросам (о чем свидетельствовали сами ребята после окончания работы). В процессе такой работы учащиеся делили функциональные обязанности между собой, оформляли отчет о проделанной работе. Для успешного проведения урока учащиеся были поделены на группы по 6-7 человек в каждой, с учетом того, чтобы в каждой группе был 1-2 человека из наиболее подготовленных учащихся. Каждая группа осуществляла самостоятельную работу по заданиям, предложенным в карточках.


 

Информационный лист

Преподаватель: Шакурова Динара Мусанифовна

Учебная дисциплина: география

Специальность: : 09.02.03 - программирование в компьютерных системах     

Тема открытого занятия (урока): «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика»

Группа: 1П-1

Дата проведения: 22.11. 2017г.

Тип занятия: урок изучение новой темы

Цели занятия:

1.    Образовательная

- Формирование знаний о географии населения, как одной из главных ветвей экономической и социальной географии;

- закрепить и обобщить теоретические знания по разделу «Население мира» , пользуясь техническими средствами обучения, схемами, таблицами, картами, дополнительной литературой;

- проверить уровень знаний основных терминов, понятий по теме;

- формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах, влияющих на естественное движение населения;

- познакомить учащихся с демографической политикой в странах с разным типом воспроизводства населения;

- выявление закономерностей динамики численности населения;

- совершенствование самостоятельных навыков работы  со статистическим материалом;

- обобщение, формирование систематических целостных, междисциплинарных знаний по изучаемой теме;

- осуществление межпредметных взаимосвязей;

- актуализация темы путем обобщения конкретных данных.

2.    Развивающая

- формирование у учащихся навыков коллективной работы, развитие взаимопомощи чувства ответственности не только за свои знания, но и за знания товарищей; привитие интереса к предмету;

- развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения;

- расширение образовательного пространства;

- развитие познавательного интереса;

- учиться делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- развивать чувство ответственности;

- умение систематизировать изученный материал;

- формирование профессионального, интегративного, логического мышления.

3.                      Воспитательная

- способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека;

- формирование у учащихся естественно- научного мировоззрения, культуры семейных отношений;

- формирование интереса к изучаемой дисциплине;

- воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего;

- воспитание географической культуры и мировоззрения.

4.    Методическая

- демонстрация методики преподавания, приемов и средств обучения;

- демонстрация интегративной методов работы преподавателя;

- взаимосвязь преподавателя и студентов

Методическое обеспечение занятия: технологическая карта занятия, информационный лист занятия, методическая разработка открытого занятия «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика», рабочая программа, календарно- тематический план, поурочный план, конспект занятия и дидактические материалы.

Раздаточный материал: контурные карты, типовой план описания населения страны, конверты с заданиями для команд, бланк- задание на контурной карте для домашней работы, атласы.

Наглядные пособия, ТСО: политическая карта мира, плакаты и информационные листы «Мы – будущее страны!», «Население мира», кроссворд «Население мира», электронная презентация «Население мира», видео – проектор, компьютер.

По изучению данной темы студент должен:

знать:

- сущность и географическое особенности естественного движения населения мира,

-характеристику первого и второго типов воспроизводства населения. Анализ данных показателей для отдельных стран и регионов мира;

- основные термины и понятия по теме «Население мира».

уметь:

- применять показатели воспроизводства населения для характеристики мира, отдельных регионов и стран,

- сравнивать динамики численности населения для отдельных регионов Земли.

- применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации своей точки зрения;

- приводить примеры на различные типы воспроизводства населения;

- применить ранее изученные текстовые, графические и статистические материалы для углубления вновь приобретаемых знаний.

понимать:

-основные причины увеличения или уменьшения населения в отдельных странах мира;

-основную цель демографической политики в отдельных странах мира.


 

Технологическая карта занятия №____________

Учебная дисциплина: география

Группа: 1П-1, 09.02.03 - программирование в компьютерных системах     

Преподаватель: Шакурова Динара Мусанифовна

Тема занятия: «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика»

Тип занятия: урок изучения новой темы

Цели занятия:

1.    Образовательная

- Формирование знаний о географии населения, как одной из главных ветвей экономической и социальной географии;

- закрепить и обобщить теоритические знания по разделу «Население мира», пользуясь техническими средствами обучения, схемами, таблицами, картами, дополнительной литературой;

- проверить уровень знаний основных терминов, понятий по теме;

- формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах, влияющих на естественное движение населения;

- познакомить учащихся с демографической политикой в странах с разным типом воспроизводства населения;

- выявление закономерностей динамики численности населения;

- совершенствование самостоятельных навыков работы со статистическим материалом;

- обобщение, формирование систематических целостных, междисциплинарных знаний по изучаемой теме;

- осуществление межпредметных взаимосвязей;

- актуализация темы путем обобщения конкретных данных.

2.    Развивающая

- формирование у учащихся навыков коллективной работы, развитие взаимопомощи чувства ответственности не только за свои знания, но и за знания товарищей; привитие интереса к предмету;

- развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения;

- расширение образовательного пространства;

- развитие познавательного интереса;

- учиться делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- развивать чувство ответственности;

- умение систематизировать изученный материал;

- формирование профессионального, интегративного, логического мышления.

3.    Воспитательная

- способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека;

- формирование у учащихся естественно- научного мировоззрения, культуры семейных отношений;

- формирование интереса к изучаемой дисциплине;

- воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего;

- воспитание географической культуры и мировоззрения.

4.    Методическая

- демонстрация методики преподавания, приемов и средств обучения;

- демонстрация интегративной методов работы преподавателя;

- взаимосвязь преподавателя и студентов.

Межпредметные связи: связь с экономикой, историей, культурологией, эстетикой,

обществознанием, математикой

 

1.    Наглядные пособия: политическая карта мира,  плакаты и информационные листы «Мы – будущее страны!», «Население мира»,  атласы, контурные карты, учебники.

2.    Раздаточный материал: контурные карты, типовой план описания населения страны, конверты с заданиями для команд, бланк – задание на контурной карте для домашней работы, атласы.

3.    Технические средства обучения: электронный кроссворд «Население мира», электронная презентация «Население мира» , видео – проектор, компьютер.

4.     Литература:

Основная:

1.    Максаковский В.П. Экономическая  и социальная география мира 10 кл.-М.: Просвещение, 2006.

2.    Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику “ Экономическая  и социальная география мира” 10 кл.-М.: Просвещение, 2016.

3.    Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.  Экономическая  и социальная география мира. 10 кл.-М.: Просвещение, 2009.

4.    Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10.- М.: Дрофа,2010.

Дополнитеьная:

1.    Атлас “ Экономическая  и социальная география мира” 10 кл./ Под.ред. В.П. Максаковского. – М: Дрофа – ДиК, 2014.

2.    Контурные карты “ Экономическая  и социальная география мира” 10 кл – М: Дрофа – ДиК, 2016.

3.    Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10 кл. – М.: Просвещение, 2014

4.    География населения и хозяйство мира. Рабочая тетрадь для 10 – 11 кл. / А. Наумов, В. Холина. – М.: Открытый мир, 2004.

5.    Периодические издания: “География в школе”, №6/2009, №3/2010,

6.    Большая электронная энциаклопедия Кирилла и Мефодия М.2003 www.KM.ru

7.    Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы “География” М. Дрофа 2004

 

Обеспечение занятия:

1.    Методическое:

- учебная программа по географии;

- календарно- тематический план;

- поурочный план занятия;

- курс лекции по географии (конспект занятия);

- технологическая карта занятия;

- информационный лист занятия;

- дидактические материалы.

2.    Раздаточный материал:

- примеры – сценки на различные типы воспроизводства населения;

- типовой план описание населения страны;

- конверты с заданиями для команд;

- бланк – задание на контурной карте для домашней работы;

- атласы «Экономическая и социальная география»;

- контурные карты.

3.        Средства обучения:

- средства наглядности : плакаты, стенгазеты, кроссворд «Население мира» , атласы, контурные карты,

- технические средства обучения: электронная презентация, видео- проектор, компьютер.

4.    Методы обучения:

- объяснительно – иллюстративный (рассказ, элементы, демонстрация средств наглядности, презентация),

- репродуктивный (упражнения, беседа, опрос),

- исследовательский,

-эвристический,

- метод проблемного изложения

5.    Формы проверки знаний студентов:

- индивидуальный устный опрос,

-фронтальный устный опрос,

- творческий рассказ, его признаки – оригинальное объяснение, собственная аргументация,

-ответ по карточке,

- рассказ «по цепочке»,

- практическая работа.

6.    Термины и понятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика» : демография, этнография, типы воспроизводства населения, депопуляция, «старение» населения, урбанизация, субурбанизация, демографическая политика, естественный прирост, воспроизводство населения, типы воспроизводства населения, средняя продолжительность жизни, демографический переход.

7.    Оборудование:

· политическая карта мира,

· атласы,

· контурные карты,

· карточки с номерами,

· «бумажные шкатулки» для заданий,

· табло с цифрами от 1 до 3

· раздаточный материал, задания

· учебники по географии,

· указка


 

Вопросы фронтального опроса

1.      Демографическая ситуация в мире, в России, в Республике Башкортостан?

2.      Тенденция динамики численности населения в мире, в России, в Республике Башкортостан?

3.      Какие факторы влияют на численность населения?

4.      Что такое естественный прирост населения?

5.      Что такое демографическая политика?

6.      Какая демографическая политика проводится в странах с различным естественным приростом?

7.      Какая демографическая политика проводится в России в Башкортостане?

8.      Какие факторы влияют на продолжительность жизни в мире, в России?

9.      Правы ли демографы, которые считают, что XXI век будет веком старения населения Земли?


 

Конспект занятия

(ход урока):

       I.            Организационный момент.

Вводное слово учителя: - Здравствуйте ребята! Садитесь. Дежурный – информацию, кто у нас сегодня отсутствуют. (Дежурный студент дает информацию об отсутствующих студентах: - Сегодня 22 ноября из 30 человек, отсутствует ______________ (фамилия отсутствующих студентов, если есть отсутствующие студенты.)

    II.            Начальная мотивация учебной деятельности.

Учитель: -Спасибо, садитесь. Сегодняшний урок – урок изучения новой темы, мы начинаем изучение нового раздела и темы  «Население мира». На изучение этой темы у нас отводится 4 часа. На сегодняшнем занятии мы изучим численность населения мира, типы воспроизводства и демографическую политику в разных регионах мира, рассмотрим социальные вопросы, семейные традиции, разных стран, и конечно же России и Башкортостана. А на следующем занятии мы продолжим изучение состава населения, миграции и урбанизации. Главная цель занятия – познакомиться с демографической политикой в странах с разным типом воспроизводства населения, совершенствовать самостоятельные навыки работы со статическим материалом. Изучать новую тему мы будем, работая в небольших группах, это содействует воспитанию коллективизма и сплочению вашей группы. За каждый правильный ответ вы будете получать символические баллы – жетоны. В конце занятия, определим команду- победительницу, и самых активно работающих студентов.

Учитель: -Запишите, тему нашего сегодняшнего занятия: «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика». Запишем и план занятия:

1.     Численность населения мира. Изменение численности населения.

2.     Воспроизводство населения

 а) понятие естественного прироста;

б) первый тип воспроизводства;

в )второй тип воспроизводства.

3. Демографическая политика государств мира с разным воспроизводством населения.

Учитель: - География населения стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, получившей очень большое развитие. Эта тема затрагивает все отрасли географии: и хозяйства, промышленность и природу. Все вы уже знаете, 2011 год объявлен в Башкириии Годом укрепления межнационального согласия. Башкортостан является одним из примеров доброжелательного отношения людей разных национальностей друг к другу. И в этом году на первый план выйдут межнациональные и межэтнические отношения.

Тема «Население мира» вам уже знакома из курса школьной географии и из курса обществознания, истории. Вспомните, какие термины, понятия вы знаете по нашей сегодняшней теме «Населения мира». Команды начинают отвечать по очереди, называя  по одному определению, и сами же дают определение, если команда дает не точное определение, помогают остальные команды. (Термины и определения по теме «Населения мира» : этнография, демография, демографический взрыв, демографический кризис, урбанизация, миграция, демографическая политика, естественный прирост).

-Этнология ( от греч. Этнос – племя, народ), то же, что этнография, - наука о происхождении народов (этносов), изучающая их характерные особенности, быт, культуру, взаимоотношения друг с другом, которые определяются этническими процессами.

-Демография (от греч. Народ и графо – пишу) – наука о закономерностях производства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д.

-Демографический взрыв – резкое ускорение темпов роста населения.

-Демографический кризис – резкое ухудшение развития народонаселения, обусловленное, в частности, процессом депопуляции.

-Урбанизацией(от лат. Слово – город) называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие более сложных сетей и систем городов.

-Миграция – перемещение населения из одной страны в другую или внутри страны.

-Естественный прирост – разница между числом родившихся и умерших людей за отпределенный период времени.

Учитель: - Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. А теперь ответьте на вопрос с чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего занятия.

  III.            Изучение новой темы, работа в отдельных группах:

1.      Численность населения мира. Изменение численности населения.

Учитель: - На протяжении всей истории человечества, рост численности населения был невелик, но в последние два столетия прирост населения резко увеличился, небольшие темпы роста населения пришлись на 60-80 года 20 века, когда число жителей планеты возросло более чем в полтора раза. Такой резкий скачек численности населении получил название «демографический взрыв». В настоящее время численности населения мира составляет 6,5 млрд. человек. Ежегодно численность населения мира увеличивается на 90 млн. человек, причем 90% приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки. Ребята, а как можно узнать количественный учет и социальное благополучие населения мира? Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения?

Студент: - По переписи населения.

Учитель: - Что такое перепись?

Студент: - Сбор данных разного характера о всем населении страны за определенный период.

Учитель: - Какой период рекомендует ООН?

Студент: - 10 лет

Учитель: - В мире издавна существовал интерес к численности населения. Впервые учет численности населения проводился 4 тысячи лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее в Древней Греции и Древнем Риме. С начала XIX века в мире было более 2 тысяч переписей. По расчетам статистиков- демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек. Из всего этого следует, что численность населения Земли известна лишь приблизительно. И составляет он 7,6 млрд. человек. Но, 90% всего мирового прироста населения приходится на развивающиеся страны и их доля в мировом населении продолжает возрастать.

По численности населения выделяют такие крупнейшие страны мира.Запишите их у себя в тетради:

1.      Китай                         1 330

2.      Индия                        1 147

3.      США                           303

4.      Индонезия                 237

5.      Бразилия                    196

6.      Пакистан                   172

7.      Бангладеш                 153

8.      Нигерия                     146

9.      Россия                        141

10.  Япония                       127

По прогнозам ООН, численность населения земного шара возрастет в 2 раза и достигнет более 10 млрд. человек. Через 60 лет население Индии превзойдет численность населения китая. На сегодня: в Китае естественный прирост на 1000 жителей – 32 человека. Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия, Нигерия, Бангладеш, Япония. По прогнозам, к 2050 году из этой группы уйдут Россия и Япония, а их место займут Конго и Эфиопия. Индия обгонит Китай и займет первое место, Бразилия опустится на восьмое место. В списке лидеров из развитых стран останутся только Соединенные Штаты Америки.

Учитель: - Ребята, откройте в учебнике пункт дополнительный текст, интересные факты и задумайтесь : знали ли вы, что: Ежегодно в мире рождается около 140 млн. человек. Каждую секунду на свет появляются 3 человека (умирает – 2), каждую минуту – 175 человек (умирает – 100 человек), каждый час – 10400, каждые сутки – 250 тысяч новых землян. Каждую неделю на Земле появляется новый Харьков или Гамбург, каждый месяц население такой страны, как Австралия или Тунис.

Учитель: - Однако в разных регионах планеты численность населения растет по- разному. Условно страны мира можно разделить на три группы : 1 группа – население растет медленно, 2 группа – средний рост, а в 3 группе – очень быстрый.

Учитель: - Рассмотрим график “Динамика численности населения мира с начала нашей эры” на стр. 62, рис. 10.

-Что бросается в глаза?

Студент: - до 17 в. население  росло медленно.

Учитель: - почему?

Студент: - Эпидемии, войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развита медицина.

Учитель: – В начале 20 в. произошло резкое увеличение численности населения. Как это называется?

Студент: - Демографический взрыв.

Учитель: - В странах – участниках 2-й мировой войны демографический взрыв не наблюдался. Был он небольшим и в России. Теперь рассмотрим таблицу 2 на стр.62 “Рост численности населения мира в 20в.”. Какова общая тенденция?

Студент: - Рост замедляется.

Регионы мира,весь мир

1990

1920

1950

1960

1980

1990

2000

2050 (прогноз)

Россия, СССР, СНГ

130

158

180

214

266

288

283

243

Зарубежная Европа

295

329

392

425

484

498

525

463

Зарубежная Азия

950

966

1392

1715

2569

3108

3585

5300

Африка

130

141

220

275

475

648

794

2000

Северная Америка

81

117

166

199

249

276

315

438

Латинская Америка

64

91

164

216

354

448

525

832

Австралия и Океания

6

9

13

16

23

26

31

47

Весь мир

1656

1811

2527

3060

4420

5292

6058

9323

Учитель: - Задание(практическая работа) : Постройте график изменения численности населения регионов, объясните причины наблюдаемого процесса.

Учитель: - а) в каких регионах живет большая часть населения земного шара; б) как изменилась численность населения в XX веке по отдельным регионам; в) как будет изменяться численность населения мира и отдельных регионов по прогнозам в будущем?

Студенты отвечают по таблицу, делают вывод.

Учитель: - Ребята, а какие демографические проблемы существуют в России?

Студент: - В 2010 году численность населения России оценивалась примерно в 142 млн. человек. К 2025 году она, как ожидается, должна уменьшиться до 133 млн. человек, а к 2050 году – до 117 млн. человек.

Учитель: - Какие факторы влияют на численность населения России?

Студент: - Лидерство России в народонаселении:

·        I  место в мире по числу абортов;

·        II – по числу разводов;

·        III – по количеству заключенных (на 1000 человек);

·        В России ежегодно умирают около шестнадцати человек на тысячу жителей. По этому показателю Россия входит в десятку самых неблагополучных стран мира. Наши соседи в рейтинге – Нигерия и Чад.

·        Число умышленных убийств на 100 тысяч человек населения (15,1 в год) в России в три раза больше чем в США (5 убийств в год).

·        Ежегодно в России совершается около 40 тысяч самоубийств, по этому показателю наша страна занимает 3 место в мире.

·        Низкая продолжительность жизни. По продолжительности жизни (69 лет), наша страна занимает 161-е место в мире, незначительно опережая Папуа-Новую Гвинею и уступая Гондурасу и даже Ираку.

·        В списке стран с самой высокой младенческой смертностью оссия занимает 151-е место.

·        Продолжительность жизни российских мужчин самая низкая в Европе.

·        Низкое качество здравоохранения. 66% россиян по результатам опроса считают, что не могут получить хорошее медицинское обслуживание.

·        Заболеваемость в России выросла на нулевые годы по онкологическим заболеваниям – на четверть, а по болезням сердечнососудистой системы в полтора раза.

·        По уровню расходов на здравоохранение как доли ВВП Россия делит 112-114-е место в мире – всего 5,4% ВВП против 9-11% ВВП во многих странах Западной Европы.

·        У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие “русский крест”. Это когда падающая кривая рождаемости пересекает растущую кривую смертности...

2.      Типы воспроизводства населения.

Учитель: - Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства (естественного движения). Кто знает, определение этого термина?

Студент: - По воспроизводством(естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Учитель:- Что такое естественный прирост?

Студент: - Рождаемость и смертность – это число родившихся или умерших за год в расчете на 1000 жителей. Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом

Р – С = ЕП, где Р – рождаемость, С – смертность

ЕП – естественный прирост.

Учитель: - Каким бывает естественный прирост?

Студент : - Естественный прирост положительный  (Е+), отрицательный (Е-), равен нулю (Е=0)

Учитель: - Уровень смертности и уровень рождаемости во многих странах зависят от социально – экономического уровня развития страны, от материальных условий жизни людей, санитарно – гигиенических условий, от развития здравоохранения, от степени занятости женщин в производстве и общественной деятельности, от уровня развития образования и культуры. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения – это биологические процессы. Какие процессы включает естественное движение населения?

Студент:- 4 процесса: рождаемость, смертность, брачность, разводимость

Учитель:- Какие вы знаете типы воспроизводства?

 

1-й тип воспроизводства населения – простой называется “Демографический кризис” или “Демографическая зама”, для него характерны: невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. (Этот способ получил распространение в экономически развитых странах Европы и Северной Америки).

Социально- экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости:

-высокий уровень социально- экономического развития (в семье растут доходы и уменьшается число детей);

-высокий уровень урбанизации – 75%, быстрый рост доходов ( в сельской местности рождаемость выше, в городах рождаемость ниже);

Главной формой расселения людей  в современном мире постепенно становятся города. Согласно демографическим прогнозам, к 2009 году в мире больше половины жителей будут проживать в городах, но сегодня соотношение городского и сельского населения в разных регионах мира различно: в государствах Северной Америки городское население составляет 75%, в России – 74%, в государствах Европы – 71%, в странах Латинской Америки – 65%, а в Африке – только 30%, в Азии – 22-30% (в странах Юго-Западной Азии в городах проживает до 52%). Дети сельских жителей трудятся наравне со взрослыми, принося дополнительный доход, в условиях города возможности ребенка внести вклад в экономическое благосостояние ограниченно. В аграрных странах предполагается, что многодетные семьи обеспечат достойную старость родителей.

-изменение статуса женщин, эмасипация и появление новой системы ценностей;

-увеличение доли старших возрастов – “старение нации” (в Великобритании, Франции и др.), уменьшение возраста молодых;

- последствия войн и военных конфликтов, терроризм;

-рост цены ребенка;

-производственный травматизм; техногенные катастрофы : автомобильные ежегодно уносят до 250 тыс. человеческих жизней, в дорожно- транспортных происшедствиях погибает 60 тыс. Человек; несчастные случаи;

-смертность от болезней (СПИД, рак и т.д);

-природные катастрофы.

 

2-й тип воспроизводства населения – расширенный называется “Демографический взрыв” или “Демографическая весна”, для него характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. (Преимущественно в странах Азии, Африки и Латинской Америки).

Социально- экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости населения:

-низкий уровень развития экономики, с преобладанием сельского хозяйства (развивающиеся страны);

-невысокий уровень урабанизации – 41% (в сельской местности рождаемость выше);

-своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность;

Знаете ли Вы?

·        Традиции многодетности существовали в России до начала 20 века.

·        Знаменитый врач А.И. Пирогов был 13 ребенком в семье.

·        Великий химик Д.И. Менделеев был 17 ребенком.

·        У Льва Толстого было 13 детей.

·        Самой многодетной матерью была жена Федора Васильева крестьянина из Шуйского уезда и эта героическая женщина произвела на свет 69 детей – 16 пар близнецов, 7 раз твойняшек, и 4 раза по 4 близнеца в младенчестве умерло всего 2 ребенка.

·        Многодетной матерью считается и жительница Латинской Америки, у нее было 55 детей, в основном близнецы.

-         Подневольное положение женщин (учеба- работа- карьера)

-         Ранние браки;

-         Использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры;

-         Запреты по планированию семьи в мусульманских странах.

Суженный тип воспроизводства характерен для стран с “нулевым” или близким к нему естественным приростом или с отрицательным приростом, т.е. такие страны, где смертность превышает рождаемость. Демографы называют это явление депопуляцией.

Учитель:- К чему ведет сокращение рождаемости?

Студент: - Понятие депопуляция (от франц. Слова) – уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли.

Среднегодовая убыль в %:

Нулевая (“Е=0)

Абсолютная (отрицательный естественный прирост  “Е –“)

В Болгарии -0,6 Латвии -0,4 Эстонии -0,3

Беларусия, Венгрия, Германия и др.

 

Учитель: - На что влияет низкая рождаемость?

Учитель: - Работа в группах. Какая команда сделает быстрее и правильно, получаете жетон. Работу выполняем, используя учебник, в конце учебника приложения № 12 и № 13 стр. 387. Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, относящиеся к I и II типам воспроизводства населения: 1) Австрия; 2)Индия; 3) Иордания; 4) Италия; 5) Сомали; 6) Россия; 7) Таджикистан; 8) Уганда; 9) Мадагаскар; 10) Эстония; 11)Литва; 12) Болгария.

Страны 1 типа _________________________________________________________________

Страны 2 типа _________________________________________________________________

Ответы: 1 тип воспроизводства населения : Австрия, Италия, Россия, Эстония, Литва, Болгария

2 тип воспроизводства: Индия, Иордания, Сомали, Таджикистан, Уганда, Мадагаскар

Учитель: - Молодцы! Ребята, а вы давно были в театре? Тогда я предлагаю вам принять участие в мини – спектакле. Каждая группа получает задание (сценку) на определенный тип воспроизводства. И должны обыграть, а остальные должны определить тип воспроизводства и сказать в каких странах могут происходить данные действия?

Сценка 1.

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес» , а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

Второй. А у тебя все тот же старенький «Пежо».

Первый. Да! Да! Старенький «Пежо» , милая жена Сьюзан и единственная дочь Кати. Ну , да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!...

Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого! (ответ: тип воспроизводства – второй и первый (кризис и взрыв).

Сценка 2

Диалог между мужем и женой.

Муж : Милая, где наш великолепный сын?  Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена : Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж : Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У меня есть все: у каждого – велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини – сауну и видеокамеру!

Жена : Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребенка!

Муж : Да ты с ума сошла! (первый тип – простой, демографический кризис, страны Европы, Северной Америки)

Сценка 3.

Выходит студентка – выпускница, с дипломом в руках.

- Ура! Я закончила УКСИВТ! У меня диплом! Я дальше пойду учиться, буду грызть гранит науки, поеду в Москву, поступлю в ВУЗ! Буду готовиться, учиться и учиться! (прошло 5 лет).

Выходит та же выпускница – дипломом:

- Ура! У меня высшее образование! Я специалист. Замуж пока не пойду, поступлю в аспирантуру, стану кандидатом, не лучше доктором наук, сделаю карьеру, буду сама себя обеспечивать, не буду зависимой! (прошло 15, а может и 20 лет…).

Выходит та же девушка (в очках, с документами, сумкой, уже более в зрелом возрасте): У меня 2 высших образования, хорошая, престижная работа, но я осталась одна. У меня нет не семьи, не детей… (демографический кризис – 1 тип)

Сценка 4.

Выходит демограф (с калькулятором и счетом) : - Я – демограф, веду счет численности населения и естественного прироста в стране! У меня на руках «печальные» данные численности населения Белоруссии, Венгрии, Германии, Украины, Болгарии, Латвии, Эстонии… Население многих этих странах никак не увеличивается, а наоборот все уменьшается. Смертность превышает рождаемость. Если так дальше будет продолжаться. То этих стран ждет убыль населения. А это привлечет новых проблем… Ой, что делать? Как быть?  Куда катимся?...(демографический кризис, депопуляция).

Учитель: - Спасибо, молодцы! Появились пугающие прогнозы перенаселения Земли. Однако дальнейшая демографическая ситуация в мире опровергла пессимистические прогнозы. Уже к 80-м годам нашего столетия годовой прирост в развитых странах упал до 6%, а в развивающихся – до 20%. Что же это значит? Ответ на вопрос дает теория демографического перехода, суть которой сводится к тому, что рождаемость и смертность обусловлены не биологическими законами, а социально- экономическими условиями.

Под демографическим переходом понимают процесс последовательных изменений рождаемости, смертности и естественного прироста населения по мере социально- экономического развития стран. Процесс демографического перехода характеризуется следующими фазами:

· Высокая рождаемость – высокая смертность. Эту фразу занимают сейчас страны Африки – единственного региона Земли, где еще очень высоки темпы роста населения (на каждую тысячу жителей здесь рождается 40-45 человек);

· Высокая рождаемость – снизившаяся смертность. Эту фразу занимают страны Латинской Америки и Азии. Снижение смертности объясняется успехами здравоохранения в этих странах;

· Низкая рождаемость – низкая смертность. Эту фразу занимают США, Канада, страны Европы, Япония, Австралия, Китай, государства, входящие в СНГ.

Учитель: - «А сколько людей выдержит Земля?» - ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда , разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит более 10 млрд. человек, другие – 12 млрд. Третьи, что вообще неограниченное количество. Четвертые, что рост численности стабилизируется на отметке 7 млрд. человек. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же «предпримет меры», чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня : разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотки тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тысяч человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?

И еще один вариант ответа на вопрос: «Хватит ли…?» - уже сегодня не хватает! Поэтому в последние годы появился термин «золотой миллиард» - это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет миллиард? Это совокупное население США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.) и Японии (126 млн. ч.). Энергии они потребляют 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего- то не хватает(работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.)

Сегодня в мире голодают 650 млн.человек, а умирают от голода 35 тыс.человек ежедневно, 12 млн.человек – ежегодно. Можно подсчитать, что примерно за 3 недели, с учетом воспроизводства населения, может умереть город с численностью 1,5 млн.человек. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн.человек.

Ребята , а какие проблемы вызывают высокие темпы населения в мире?

Студенты: - Продовольственную – нехватка продуктов питания в некоторых регионах мира (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения.)

-Истощение земель из- за нерационального их использования.

-Сведение лесов вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню

-Загрязнение окружающей среды – результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.

-Проблема нехватки воды и т.д.

Учитель: - Несомненно, вы правы. Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха? Надо пить. А хватит ли всем пресной воды? Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу? Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов? И ,наконец, хватит ли на всех жизненного пространства? И в наши дни многие страны мира стремятся управлять процессом воспроизводства, проводя демографическую политику. Кто знает, что это политика?

Студент :- Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения(прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.

Учитель : Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства направлена на увеличение темпов рождаемости.

Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония, которые разработали такие стимулирующие экономические меры, как:

а) единовременные ссуды молодоженам;

б) пособия при рождении каждого ребенка;

в) ежемесячные пособия для детей;

г) оплачиваемые отпуска;

д) денежные выплаты и семейные пособия;

е) льготы многодетным семьям;

ж) расширение сети детских учреждений;

з) расширение имущественных прав матери и детей при распаде семьи;

и) запрет абортов (ФГР).

Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства направлена на сокращение рождаемости.

Пример 1. В Индии:

а) принята национальная программа планирования семьи;

б) повышен возраст вступления в брак: мужчины- 21 год, женщины – 18 лет;

в) производится массовая добровольная стерилизация населения;

г) политический девиз : «Нас двое – нам двоих».

Пример 2. В Китае:

а) создан комитет по планированию деторождения;

б) установлен поздний возраст для вступления в брак: мужчины – 22 года, женщины – 20 лет;

в) за одного ребенка в семье государство доплачивает ежемесячно;

г) политический девиз: «Одна семья – один ребенок»;

д) запрещены браки в период учебы в институтах.

Многие эксперты считают, что благодаря эффективной политике, за последние 20 лет китайцев появится на свет на 200 млн. меньше. Суть стратегической политики Китая в области демографии : «Каждой семье – один ребенок». Кроме того стимулируются поздние браки, более позднее появление на свет потомства и увеличение интервалов между родами. Штрафы и поощрения даны на откуп местной администрации. Единственный ребенок в семье, особенно при позднем браке, дает преимущество при получения жилья; его проще устроить в детский сад, в дальнейшем ему легче будет устроиться на работу.

Интересные данные:

· По мнению исследователей, преобладание рождаемости мальчиков связано с политикой контроля рождаемости, проводимой властями КНР. В Китае существует штраф за рождение второго ребенка. А в некоторых провинциях если первой родилась девочка, то родителям запрещается заводить детей. Из курса истории известно, что раньше топили новорожденных девочек, учитывая, что женщина продолжательница рода, опять будут дети. Эти факторы приводят к тому, что многие беременные китаянки, узнав, что ждут девочку, решаются на аборт.

· Да, еще о детях в Китае. Как нам всем наверное известно, в Китае можно иметь только одного ребенка(иностранцам 2, и если семья проживает в деревне и первый ребенок не мальчик, то можно попытать счастье еще 1 раз). Мальчиков там ценят! Женщина , когда рожает первого ребенка, должна подписать некий документ, где обязуется больше не рожать, только после  подписания такого документа обеими родителями первенцу дадут паспорт. Однако , если вы все же решились на второго ребенка, то за это вас не расстреляют и не посадят, просто ваш второй ребенок будет жить без паспорта, а это обречение на плохую работу (у нашего экскурсовода няня без паспорта, платят няням 60 долларов в месяц, нянь нанимает почти каждая семья), некачественное образование (никакого дополнительного иностранного языка), этот человек НИКОГДА не сможет покинуть свою страну, т.к. у него нет паспорта,  не будет и загранпаспорта. На третьего не решается никто … почти.

Учитель :- А какая демографическая политика у нас в России?

Студент :- В настоящее время ситуация с демографией стала внушать надежды – рождаемость потихоньку стала повышаться. Этому способствовали некоторые меры, принятые правительством РФ. Например , в 2007 году был принят закон о материнском капитале, также были приняты различные программы для поощрения рождения вторых  и третьих детей в семьях. Наряду с этим, разработаны программы стимулирования процессов усыновления русскими семьями детей из детских домов.

Учитель : - Верно, все эти действия нашего правительства направлены для улучшения демографических показателей в стране, и уже можно наблюдать положительные результаты.

Учитель :- Молодцы, ребята. Хорошо справились с вопросами, актовно участвовали. По новой теме есть вопросы? Если нет вопросов, то предлагаю вам небольшой кроссворд, для закрепления сегодняшней темы.

        IV.     Закрепление знаний и способов действий:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    V.             

Кроссворд:

“Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика”

5mXKcQa-eo8.jpg

1.      Наука , изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав населения. (Демография)

2.      Регион, занимает одно из последних мест по численности населения. (Европа)

3.      Страна долгожителей (Япония)

4.      Этот процесс приведет к исчезновению населения страны. (Депопуляция)

5.      Рост городов, городского населения. (Урбанизация)

6.      Разница между рождаемостью и смертностью называется... (Естественный прирост)

7.      Карликовая страна, микрогосударство, с площадью всего 40 га., с населением 750 человек. (Ватикан)

8.      Процесс перемещения населения. (Миграция)

9.      Страна – отличница, занимает 5 место в мире и по площади и по численности населения. (Бразилия)

10.  Единица измерения демографических процессов. (Промилле (%)

11.  По прогнозам демографов, в 2050 году эта страна будет занимать 1 место, опережая Китай. (Индия)

12.  Будущее страны – это...(Дети)

Учитель : - Молодцы, ребята! Вы правильно ответили. “Дети – будущее страны”. Вы – наше будущее! Будущие родители. А сколько детей вы хотели юы иметь в ваших будущих семьях? Перед вами лежат бумажные человечки, выберете себе, сколько детей вы хотите иметь в будущем. Мы их поместим на стенд “Мы – будущее страны” и подсчитаем. А когда вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните сегодняшнее занятие и сделаете правильный выбор. Значит , не зря мы изучали эту тему.

 

 VI.            Подведение итогов урока:

Учитель : - Все молодцы, активно участвовали, по результатам набранных жетонов лидирует команда № ____________, получаете “5”, но и особенно активно работали студенты : ______________, тоже получают “5”.

 

VII.            Информация о домашнем задании, иструктаж по его выполнению.

Учитель: 1. - Читать тему 3. География населения мира,стр. 57-66.

2. Написать мини-рассказ “Если бы я был президентом, какую демографическую политику провел бы у себя в стране...”


 

Перечень основной и дополнительной литературы:

Основная:

5.      Максаковский В.П. Экономическая  и социальная география мира 10 кл.-М.: Просвещение, 2006.

6.      Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику “ Экономическая  и социальная география мира” 10 кл.-М.: Просвещение, 2016.

7.      Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.  Экономическая  и социальная география мира. 10 кл.-М.: Просвещение, 2009.

8.      Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10.- М.: Дрофа,2010.

Дополнитеьная:

8.      Атлас “ Экономическая  и социальная география мира” 10 кл./ Под.ред. В.П. Максаковского. – М: Дрофа – ДиК, 2014.

9.      Контурные карты “ Экономическая  и социальная география мира” 10 кл – М: Дрофа – ДиК, 2016.

10.  Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10 кл. – М.: Просвещение, 2014

11.  География населения и хозяйство мира. Рабочая тетрадь для 10 – 11 кл. / А. Наумов, В. Холина. – М.: Открытый мир, 2004.

12.  Периодические издания: “География в школе”, №6/2009, №3/2010,

13.  Большая электронная энциаклопедия Кирилла и Мефодия М.2003 www.KM.ru

14.  Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы “География” М. Дрофа 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Республики

Министерство образования Республики

Структура методической разработки открытого урока 1

Структура методической разработки открытого урока 1

Пояснительная записка Проблемы народонаселения, то есть населения

Пояснительная записка Проблемы народонаселения, то есть населения

Информационный лист Преподаватель:

Информационный лист Преподаватель:

Методическое обеспечение занятия: технологическая карта занятия, информационный лист занятия, методическая разработка открытого занятия «Численность и воспроизводство населения мира

Методическое обеспечение занятия: технологическая карта занятия, информационный лист занятия, методическая разработка открытого занятия «Численность и воспроизводство населения мира

Технологическая карта занятия № ____________

Технологическая карта занятия № ____________

Наглядные пособия : политическая карта мира, плакаты и информационные листы «Мы – будущее страны!», «Население мира», атласы, контурные карты, учебники

Наглядные пособия : политическая карта мира, плакаты и информационные листы «Мы – будущее страны!», «Население мира», атласы, контурные карты, учебники

Формы проверки знаний студентов: - индивидуальный устный опрос, -фронтальный устный опрос, - творческий рассказ, его признаки – оригинальное объяснение, собственная аргументация, -ответ по карточке, -…

Формы проверки знаний студентов: - индивидуальный устный опрос, -фронтальный устный опрос, - творческий рассказ, его признаки – оригинальное объяснение, собственная аргументация, -ответ по карточке, -…

Вопросы фронтального опроса 1

Вопросы фронтального опроса 1

Конспект занятия (ход урока):

Конспект занятия (ход урока):

Демография (от греч. Народ и графо – пишу) – наука о закономерностях производства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т

Демография (от греч. Народ и графо – пишу) – наука о закономерностях производства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т

По прогнозам ООН, численность населения земного шара возрастет в 2 раза и достигнет более 10 млрд

По прогнозам ООН, численность населения земного шара возрастет в 2 раза и достигнет более 10 млрд

Студент : - В 2010 году численность населения

Студент : - В 2010 году численность населения

Студент :- 4 процесса: рождаемость, смертность, брачность, разводимость

Студент :- 4 процесса: рождаемость, смертность, брачность, разводимость

Многодетной матерью считается и жительница

Многодетной матерью считается и жительница

Муж : Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая?

Муж : Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая?

Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тысяч человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т

Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тысяч человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т

Нас двое – нам двоих». Пример 2

Нас двое – нам двоих». Пример 2

I. Кроссворд: “Численность и воспроизводство населения

I. Кроссворд: “Численность и воспроизводство населения

Наука , изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав населения

Наука , изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав населения

Перечень основной и дополнительной литературы:

Перечень основной и дополнительной литературы:

Открытый урок по географии

Открытый урок по географии

Открытый урок по географии

Открытый урок по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2024