Методическая разработка урока Истории на тему: «Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира»
Оценка 4.6

Методическая разработка урока Истории на тему: «Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира»

Оценка 4.6
docx
13.11.2023
Методическая разработка урока Истории на тему: «Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира»
7_19_Развитие_науки_переворот_в_естествознании,_возникновение_новой.docx

Дата:

Класс: 7

Учитель:

Предмет: История

 

Тема: «Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира»

 

1.        Контролируемые элементы содержания

 

·           Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели

 

2.        Контролируемые умения

 

·           Развитие способностей определять и аргументировать своё отношение к информации о событиях прошлого и настоящего

·           Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах

·           Развитие умений анализировать и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего

 

3.        Предметные умения

 

·           Соотносить с историческими периодами события истории разных стран и народов, региональной и мировой истории, истории родного края и истории России

·           Отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез исторической информации

·           Синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов

 

4.        Личностные результаты

 

·           Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира

·           Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой

·           Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия

 

5.        Функциональная грамотность

 

·           Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту

·           Понимать идею (главную мысль) текста и его тему

 

Тип урока: Комбинированный урок

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/8864b924

 

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

1.        Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 

1.1    Актуализация опорных знаний

 

1)       Что ученые считали центром мироздания в Средние века? Вокруг чего вращались планеты и звезды? Ответ запишите в именительном падеже

Объяснение

Эта точка зрения восходит к античности, к Птолемею

2)       Какой социальный институт держал под контролем науку и ученых в Средние века?

Объяснение

Церковь в Средневековье контролировала все стороны жизни общества, и, особенно, духовную жизнь

3)       Составьте небольшой (5-6 предложений) рассказ об ученых эпохи Средневековья. Назовите не менее двух имен ученых и не менее двух наук или областей знания, которыми они занимались.

 

 

2          Освоение нового материала

 

2.1    Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Ученые Нового времени и их открытия

Прочтите текст кратких справок и выделите из них основное достижение каждого ученого. Посмотрите на портреты ученых и ознакомьтесь с их биографиями.

Коперниковская революция

Николай Коперник(1473-1543) – великий ученый, создатель гелиоцентрической системы, изменивший взгляд на мироздание (коперниковская революция)

Джордано Бруно (1548-1600) – великий ученый, развивавший взгляды Коперника, автор идеи о бесконечности Вселенной.

Галилео Галилей (1564-1642) – великий ученый, развивавший взгляды Коперника, открыл законы падения тел, маятника. 

Исаак Ньютон (1642-1727) – великий ученый, завершивший формирование новой картины мира, открыл законы механики (законы Ньютона).

 Средневековое знание строилось на авторитетах.

Авторитеты.

Для богословов - Священное писание и святые отцы.

Для географии – Птолемей,

для медицины – Гиппократ,

для физики – Архимед,

 для философии – Аристотель.

Френсис Бекон выдвинул теоретические основы европейской науки, он полагал, что знания должны строиться не на авторитетных высказываниях, а на наблюдении и опыте. Иными словами, он выдвинул идею экспериментального знания.

Черты Нового времени

1) усиливается интерес человека к окружающему миру;

2) в результате географических открытий раздвинулись границы мира

3) подтвердилась шарообразность Земли;

4) растут города

5) развитие мануфактурного производства и мирового рынка.

- Изменилась и духовная жизнь людей. Рядом с постоянной заботой верующих о вечном всё ярче проявлялся интерес к жизни земной. В эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета. Рост любознательности и критического отношения к действительности заставляет людей лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали гуманисты, которые признавали за человеческим разумом возможность понять и объяснить мир.

            Хотя наука не была свободна от религиозных взглядов, а многие  великие учёные были верующими людьми, образованные люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях не опирались на религию.

Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления, главным достижением которого было растущее убеждение в том, что человечество может улучшить мир, в котором живёт путём достоверных знаний.

 

Николай Николаевич Коперник (1473-1543) — польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.  Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни в семье купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное образование он получил, скорее всего, в расположенной неподалеку от дома школе при костеле ев Яна. До десяти лет Коля рос в обстановке благополучия и довольства. Беззаботное детство закончилось внезапно и довольно рано, едва Николаю минуло десять лет, как «моровое поветрие» — эпидемия чумы, частый гость и грозный бич человечества в то время, посетило Торунь, и одной из первых его жертв оказался Николай Коперник-отец. Заботы об образовании и дальнейшей судьбе племянника принял на себя Лукаш Ваченроде, брат матери.

Во второй половине октября 1491 года Николай Коперник вместе с братом Анджеем прибыл в Краков и записался на факультет искусств местного университета. По его окончании в 1496 году Коперник отправился в длительное путешествие в Италию.

Наблюдая за небесными телами сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. В 1543 году была напечатана книга « О вращении небесных сфер», в которой он изложил свои взгляды. Сегодня никто не знает, где находится могила Коперника, его учение нашло своих последователей.

Сторонником теории Коперника был итальянец Джордано Бруно (1548—1600). Однако из нее он сделал выводы, которые самому Копернику как священнику и верующему христианину были глубоко чужды.

Джордано Бруно родился неподалеку от Неаполя. С ранних лет он воспитывался в монастыре и стал монахом доминиканского ордена. Юноша проводил много времени над книгами в монастырской библиотеке, тайком читал трактаты, запрещенные инквизицией, размышлял над идеями итальянских «ересиархов» и европейских реформаторов. Постепенно он проникся презрением к схоластической богословской науке и доминиканцам, стоявшим на страже ее. Опасаясь доносов и обвинений в ереси, Бруно бежал из монастыря и много лет провел в тех странах, где восторжествовала Реформация — в Англии, Германии, чешских землях, Швейцарии. Повсюду он встречался с учеными-гуманистами, участвовал в диспутах, выступал с лекциями.

Джордано Бруно испытывал влияние античных философских и естественнонаучных теорий. Он считал, что мир — вечен, а Вселенная — бесконечна. В ней существует бесчисленное множество миров и, быть может, обитаемых. Каждая планета, каждая звезда — это особый мир. Такие идеи противоречили библейской картине мироздания, согласно которой Бог создал мир, и значит он имел начало и был единственным. По сути, идеи Бруно носили откровенно языческий характер и были чужды как деятелям католической, так и протестантской церкви, поэтому Бруно нигде не удавалось надолго найти пристанище.

В 1591 г. его пригласили преподавать в Венеции, но, вернувшись в Италию, Бруно оказался в ловушке. По доносу он был арестован инквизицией и передан в Рим, где восемь лет провел в тюрьме. Все эти годы католические теологи убеждали Джордано отречься от своих взглядов. Но он упорно отказывался сделать это. Тогда его подвергли пыткам, но безуспешно. Инквизиционный трибунал осудил его на сожжение. 17 февраля 1600 г. Бруно был сожжен на площади Цветов в Риме

Изучая учения Коперника, Джордано пришёл к выводу:

1)      Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна.

2)      Вселенная не имеет центра

3)      Вселенная- это бесчисленное множество звёзд.

Галиле́о Галиле́й (итал. Galileo Galilei; 15 февраля 1564, Пиза — 8 января 1642, Арчетри) — итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел[1] и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики

При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.

Галилей родился в 1564 году в итальянском городе Пиза, в семье родовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галилея, видного теоретика музыки и лютниста. О детстве Галилея известно немного. С ранних лет мальчика влекло к искусству; через всю жизнь он пронёс любовь к музыке и рисованию, которыми владел в совершенстве. В зрелые годы лучшие художники Флоренции — ЧиголиБронзино и др. — советовались с ним в вопросах перспективы и композиции; Чиголи даже утверждал, что именно Галилею он обязан своей славой[5]. По сочинениям Галилея можно сделать также вывод о наличии у него замечательного литературного таланта.

Начальное образование Галилей получил в расположенном неподалёку монастыре Валломброза. Мальчик очень любил учиться и стал одним из лучших учеников в классе. Он взвешивал возможность стать священником, но отец был против.

Вскоре финансовое положение отца ухудшилось, и он оказался не в состоянии оплачивать далее обучение сына. Просьба освободить Галилея от платы (такое исключение делалось для самых способных студентов) была отклонена. Галилей вернулся во Флоренцию (1585), так и не получив учёной степени. К счастью, он успел обратить на себя внимание несколькими остроумными изобретениями (например, гидростатическими весами), благодаря чему познакомился с образованным и богатым любителем науки, маркизом Гвидобальдо дель Монте. Маркиз, в отличие от пизанских профессоров, сумел его правильно оценить. Уже тогда дель Монте говорил, что со времени Архимеда мир не видел такого гения, как Галилей.[3] Восхищённый необыкновенным талантом юноши, маркиз стал его другом и покровителем; он представил Галилея тосканскому герцогу Фердинанду I Медичи и ходатайствовал об оплачиваемой научной должности для него.

В 1589 году Галилей вернулся в Пизанский университет, теперь уже профессором математики. Там он начал проводить самостоятельные исследования по механике и математике. Правда, жалованье ему назначили минимальное: 60 скудо в год (профессор медицины получал 2000 скудо).[8] В 1590 году Галилей написал трактат «О движении».

В 1591 году умер отец, и ответственность за семью перешла к Галилео. В первую очередь он должен был позаботиться о воспитании младшего брата и о приданом двух незамужних сестёр.

В 1592 году Галилей получил место в престижном и богатом Падуанском университете (Венецианская республика), где преподавал астрономию, механику и математику. По рекомендательному письму венецианского дожа университету можно судить о том, что научный авторитет Галилея уже в эти годы был чрезвычайно высок

- Запишем в тетрадь:

1)       Открыл новые звёзды;

2)      Наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце

3)      Сформулировал закон падения тел, движение маятника и др. законы физики

4)      Написал книгу « Диалоги о двух системах»

Исаак Ньютон (1643-1727) — английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества. Один из основоположников современной физики, сформулировал основные законы механики и был фактическим создателем единой физической программы описания всех физических явлений на базе механики, открыл закон всемирного тяготения, объяснил движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, а также приливы в океанах, заложил основы механики сплошных сред, акустики и физической оптики.

Фундаментальные труды «Математические начала натуральной философии» (1687) и «Оптика» (1704)., высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Построил зеркальный телескоп.

Исаак Ньютон сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными. Работы Ньютона намного опередили общий научный уровень его времени, были малопонятны современникам. Был директором Монетного двора, наладил монетное дело в Англии.

Известный алхимик, Исаак Ньютон занимался хронологией древних царств. Теологические труды посвятил толкованию библейских пророчеств (большей частью не опубликованы).

Открыл закон Всемирного тяготения, создал оптическую лабораторию, произвёл легендарный опыт разложения света,  в 1641 году построил маленький  зеркальный телескоп и законы распространения света и новые методы математических вычислений.

Фрэнсис Бэкон — английский государственный деятель и философ. Филисофия -  форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика., родоначальник английского материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактатеТрактат (от латинского tractatus — рассмотрение) — научное сочинение, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема; рассуждение на специальную тему. «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода — очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой — эксперимент. Автор утопии «Новая Атлантида».

Акцентирование значения метода позволило Бэкону выдвинуть важный для педагогики принцип, согласно которому цель образования – не накопление возможно большей суммы знаний, а умение пользоваться методами их приобретения. Все существующие и возможные науки Бэкон разделял соответственно трём способностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению – поэзия, рассудку – философия, включающая в себя учение о боге, природе и человеке.

Причиной заблуждения разума Бэкон считал ложные идеи – «призраки», или «идолы», четырёх видов: «призраки рода» (idola tribus), коренящиеся в самой природе человеческого рода и связанные со стремлением человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; «призраки пещеры» (idola specus), возникающие благодаря индивидуальным особенностям каждого человека; «призраки рынка» (idola fori), порожденные некритичным отношением к распространённым мнениям и неправильным словоупотреблением; «призраки театра» (idola theatri), ложное восприятие действительности, основанное на слепой вере в авторитеты и традиционные догматические системы, сходные с обманчивым правдоподобием театральных представлений. Материю Бэкон рассматривал как объективное многообразие чувственных качеств, воспринимаемых человеком; понимание материи у Бэкона не стало ещё механистическим, как у Г. ГалилеяР. Декарта и Т. Гоббса.

Учение Бэкона оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии, способствовало становлению материализма Т. Гоббса, сенсуализма Дж. Локка и его последователей. Логический метод Бэкона стал отправным пунктом развития индуктивной логики, особенно у Дж. С. Милля. Призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания XVII в. и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества). Классификация наук Бэкона была принята французскими просветителями – энциклопедистами.

 « Я мыслю, следовательно, я существую». Рене Декарт.

Французский философ, физик, математик и физиолог Рене Декарт (латинизированное имя – Картезий; Cartesius) родился в Лаэ близ Тура в знатной, но небогатой семье. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу (окончил в 1614 г.) и в университете в Пуатье (1616). В 1617 г. (в начале Тридцатилетней войны) поступил на военную службу, которую оставил в 1621 г.; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения – «Рассуждение о методе...» (1637, рус. пер. 1953), «Размышления о первой философии...» (1641, рус. пер. 1950), «Начала философии» (1644, рус. пер. 1950). В 1649 г. по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер.

https://fs.znanio.ru/8c0997/71/f8/64ad782284594e4aec2dfaf21da7292373.pnghttps://fs.znanio.ru/8c0997/c8/fc/5d8f2d4dcfd844c098a19a04ab66b4270d.pngСчитается основоположником науки и философии Нового времени. Вывел формулу: человек мыслит             сомневается

рождаются научные знания.

Создал свою аналитическую геометрию, ввёл понятие переменной величины и алгебраические обозначения

 

3          Применение изученного материала.

 

3.1    Систематизация знаний и умений

Философия рационализма

Вопросы к документу 1:

1.                                Почему методы познания, которыми люди пользовались долгие века, неразумны?

2.                                Как Бэкон предлагает познавать окружающий мир?

Вопросы к документу 2:

1.                                Каковы главные принципы научного метода Декарта?

2.                                Можно ли достичь истины в познании и как это сделать?

1. Фрэнсис Бэкон «Новый органон». Отрывок

Сочинение Бэкона – ключевой труд по философии рационализма. Именно здесь излагается новый взгляд на познание: значение опыта в процессе познания.

«Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте. Ибо если он переносится и на другое, что считается сходным, и это перенесение не производится должным образом, то опыт становится обманчивым. Но тот способ пользования опытом, который люди теперь применяют, слеп и неразумен. И потому, что они бродят и блуждают без всякой верной дороги и руководствуются только теми вещами, которые попадаются навстречу, они обращаются ко многому, но мало подвигаются вперед. Порой они сильно стремятся, порой рассеиваются, и всегда находят предмет для дальнейших поисков. Можно сказать, что люди легкомысленно и словно забавляясь производят испытания, слегка изменяя уже известные опыты, и, если дело не удается, они пресыщаются и оставляют попытку. Но если даже они принимаются за опыты более вдумчиво, с большим постоянством и трудолюбием, они вкладывают свою работу в какой-либо один опыт, например Гильберт – в магнит, алхимики – в золото. Такой образ действий людей и невежествен и беспомощен. Никто не отыщет удачно природу вещи в самой вещи – изыскание должно быть расширено до более общего».

2. Рене Декарт «Рассуждения о методе». Отрывок

Декарт – «отец» философии рационализма. Это отрывок иллюстрирует основные черты новой философского метода и новое понимание истины.

«Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Те длинные цепи выводов, сплошь простых и легких, которыми геометры обычно пользуются, чтобы дойти до своих наиболее трудных доказательств, дали мне возможность представить себе, что и все вещи, которые могут стать для людей предметом знания, находятся между собой в такой же последовательности. Таким образом, если воздерживаться от того, чтобы принимать за истинное что-либо, что таковым не является, и всегда соблюдать порядок, в каком следует выводить одно из другого, то не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть».

 

 

4.        Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

 

1)        Как называлась система устройства Вселенной, предложенная Коперником?

звездная

Геоцентрическая

вселенская

гелиоцентрическая

Объяснение

Солнце (Гелиос)– центр, вокруг которого вращаются планеты

 

2)        Понятие рационализм происходит от латинского

метод

вера

наука

разум

Объяснение

Рацио - разум

3)        Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков.

В XVI веке новый взгляд на Вселенную предложил польский ученый ... В 1600 году за распространение этих взглядов инквизицией был сожжен…. Ученого … инквизиция заставила публично отречься от этих взглядов.

Объяснение

Коперник, Бруно и Галилей создали и утвердили в науке новую картину Вселенной

 

5.        Подведение итогов, домашнее задание

 

5.1    Рефлексия

-      Сегодня я узнал…

-      Было интересно…

-      Было трудно…

-      Теперь я могу…

-      Я научился: …

-      У меня получилось …

 

5.2    Домашнее задание. Подготовить доклад по каждому ученому на выбор.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: Класс: 7 Учитель:

Дата: Класс: 7 Учитель:

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

Черты Нового времени 1) усиливается интерес человека к окружающему миру; 2) в результате географических открытий раздвинулись границы мира 3) подтвердилась шарообразность

Черты Нового времени 1) усиливается интерес человека к окружающему миру; 2) в результате географических открытий раздвинулись границы мира 3) подтвердилась шарообразность

Джордано Бруно родился неподалеку от

Джордано Бруно родился неподалеку от

Флоренции — Чиголи , Бронзино и др

Флоренции — Чиголи , Бронзино и др

Солнца и Луны вокруг Земли, а также приливы в океанах, заложил основы механики сплошных сред, акустики и физической оптики

Солнца и Луны вокруг Земли, а также приливы в океанах, заложил основы механики сплошных сред, акустики и физической оптики

Материю Бэкон рассматривал как объективное многообразие чувственных качеств, воспринимаемых человеком; понимание материи у

Материю Бэкон рассматривал как объективное многообразие чувственных качеств, воспринимаемых человеком; понимание материи у

Сочинение Бэкона – ключевой труд по философии рационализма

Сочинение Бэкона – ключевой труд по философии рационализма

Понятие рационализм происходит от латинского метод вера наука разум

Понятие рационализм происходит от латинского метод вера наука разум
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2023