Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с.Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края
Методическая разработка урока
«Избирательное право. Избирательный процесс».
11 класс (2 часа)
Автор:
Донцова Валентина
Алексеевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ №2»
Адрес:356360
Ставропольский край,
Новоселицкий район,
с.Чернолесское,
ул.Свободная,144.
8-(86548)-2-44-99.
Пояснительная записка
Общеобразовательная программа для учащихся 10-11 классов дополнительного (профильного) изучения предмета – право знакомит выпускников с современным юридическим образованием, направлена на развитие личности, формирование правосознания и правовой культуры, воспитание гражданской ответственности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам. В профильном 11-м классе при изучении раздела «Политическая жизнь современного общества» рассматривается подтема «Выборы в демократическом обществе», и основным является в ней вопрос «Избирательное право. Избирательный процесс». На изучение данной темы отводится 2 учебных часа.
Урок проводится с целью формирования активной гражданской позиции, ответственности, способности к сознательному выбору и личному политическому самоопределению. Проводится разъяснительная работа среди обучающихся о выборах. Класс делится на четыре группы и даётся опережающее задание: подготовиться к интерактивной игре «Избирательная кампания». Игра состоит из пяти туров. За выполнение заданий каждого тура команда получает пять «голосов избирателей». В конце игры проводится голосование. В урну для голосования опускаются «избирательные бюллетени». Каждый ученик имеет один голос и вправе отдать его за любую из «партий». После подсчёта голосов (для чего создаётся специальная комиссия) учитель добавляет каждой «партии» очки, заработанные в ходе игры.
В ходе урока обучающиеся должны:
- знать и понимать сущность и источники избирательного процесса, формы участия граждан в политической жизни, необходимость личного участия в политической жизни страны;
- уметь: объяснять актуальность темы, роль избирательного права в процессе формирования органов государственной власти и выборных органов власти местного самоуправления; выражать суждения по предложенным вопросам, работать с источниками; характеризовать принципы демократических выборов, избирательную систему Российской федерации.
Урок проводится в форме беседы с элементами самостоятельной работы учащихся. Используемые на уроке методы, приемы организации учебной деятельности позволяют создать атмосферу активности каждого ученика в работу, проявить самостоятельность.
Использование различных источников информации побуждает обучающихся в активизации выполнения проблемных заданий, способствует развитию организационно-познавательных учебных умений: сотрудничество в коллективе при решении учебных задач.
В ходе работы, с информационным материалом, обучающиеся анализируют, сравнивают, выражают суждения, делают выводы, записывают в тетрадь.
Цель: сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской федерации.
Задачи:
Образовательные:
знать:
- сущность избирательного права,
- принципы проведения выборов в РФ,
- избирательная система,
- значение и разновидности выборов в России,
- основные стадии избирательного процесса,
- права и обязанности избирателя.
понимать:
- различие между активным и пассивным избирательным правом,
- роль электората в выборах.
объяснять:
- понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия,
- содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя,
- распространение знаний в области избирательных прав граждан.
Развивающие:
- продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи,
- отстаивать свою точку зрения будущих избирателей
Воспитательные:
- способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности,
- воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны,
- формировать у учащихся активной жизненной позиции.
Оборудование: учебник Л.Н Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой «Обществознание» 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Издательство: Просвещение, 2016 г.; схемы, пакет дополнительных материалов,презентация.
Тип урока: комбинированный с элементами практической деятельности учащихся.
Внутрипредметные связи: “ Политическая система общества”, “Гражданское общество и его типы”, “Политические партии”.
Межпредметные связи: политология, основы правоведения.
Основные знания: сущность и принципы избирательной системы, различные виды избирательных систем; понятие избирательного процесса его этапы; понятие и виды референдума.
Уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса.
Понятийный аппарат урока: политическая партия, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательный процесс, избирательная системы, виды избирательных систем.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Мотивация деятельности. (слайд 2)
Учитель: Спросите у туч
поднебесных,
У желтых созревших полей.
Что может быть лучше России?
Родимой Отчизны моей…
Спросите об этом у дома,
Где мать ждет своих сыновей.
Что может быть лучше России?
Судьбы и надежды моей.
(Что может быть лучше России? Слова В.Харитонова Музыка С.Туликова ).
Учитель. Россия – это наша судьба и надежда… Многое в жизни зависит от людей, стоящих у власти.
(слайд 3)Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит
1.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти.
(слайд4) Народ через выборы передаёт Власть в руки депутатов,
Президента. Кто окажется у власти? Как к своей судьбе остаться
равнодушным?
Среди главных действующих лиц определяющих политическую жизнь общества на сцене борьбы за власть есть и другие персонажи. Их много, их множество. Это все мы, вместе каждый из нас в отдельности. Мы вовлечены в политическую жизнь, даже если мы не состоим ни в одной партии, не занимаем государственных постов, если мы самые обыкновенные, рядовые граждане. В день выборов даже политически пассивные люди становятся, по выражению немецкого философа М.Вебера «политиками по случаю». Тем, кто превращает человека из безучастного созерцателя в активного участника, является правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, право управлять государством.
Как же это происходит? Какие проблемы и трудности нас подстерегают на этом пути? Об этом и пойдёт речь на нашем уроке. Тема урока: «Избирательное право. Избирательный процесс».(слайд 5)
III. Изучение нового материала.
Учитель. Прежде чем перейти к изучению нового материала, послушайте притчу: «Однажды Конфуций проезжал неподалёку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал её рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:
- Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой?
- Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свёкор. После них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.
-Отчего-же не покинете эти места? – спросил Конфуций.
- Здесь нет жестоких властей,- ответила женщина».
Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций? (Ответы учащихся)
Учитель.
- «Запомни это, ученик,- сказал Конфуций. – Жестокая власть – свирепее тигра».
Итак, от того какая существует власть в государстве в нашем обществе зависит от выбора избирателей. Людям в жизни всегда приходится выбирать: - Какой поступок совершить? - Какое занятие выбрать? - Какую профессию выбрать? - Как относиться к учёбе, дисциплине, труду? - С кем дружить? и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно, когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. Итак, от того какая существует власть в государстве в нашем обществе зависит от выбора избирателей. Поэтому сегодня на уроке мы попытаемся определить проблемы, связанные с участием избирателей в политической жизни, и выработать собственное понимание путей их решения.
Цель нашего урока познакомиться с избирательным правом и процессом в нашем государстве.
1.Избирательная система.
А)Работа с документами.
(Оценивается быстрота и правильность ответа)
Учитель. У каждого на столе находится Конституция РФ и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". (слайд 6)
В течение одной минуты вы должны найти в Конституции РФ статью об избирательном праве граждан РФ. Давайте зачитаем.
Конституция РФ(слайд 7)
Статья 32.
Вопросы к документу:
1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?
2. Что означает избирать и быть избранным?
Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через год, существуют определённые правила их проведения, закреплённые законодательством. (слайд 8)
Б) Работа по схеме. Перед вами на рабочих столах схема. Изучите её и ответьте на вопросы. (приложение1) (слайд 9)
Вопросы:
1. Что такое избирательная система?
2. Из каких структурных компонентов она состоит?
3. Что подразумевает избирательное право в узком смысле?
4. Что подразумевает избирательное право в широком смысле?
5. Какие этапы включает в себя избирательный процесс?
6. Почему избирательный процесс характеризуют как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы?
7. Вспомните, какие типы избирательных систем выработала международная политическая практика.
8. В чём достоинства и недостатки каждого из них?
9. Можно ли создать идеальную избирательную систему?
Учитель. Итак,избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.
Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.
Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.
Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако для этого потребовалась более чем 200 – летняя борьба. Обратим внимание на то, что к началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 г., Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году.
Следует отметить, что и сегодня во всеобщем избирательном праве существуют ограничения или цензы:
- ценз гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.
-ценз оседлости, т.е. голосовать могут те, кто прожил в государстве определённое время.
- имущественный ценз – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился.
- моральный ценз – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.
- образовательный ценз – требование кандидатам в депутаты иметь соответствующий уровень образования.
В) Работа по схеме.(слайд 10)
На рабочем столе схема и документ закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», изучите и сформулируйте принципы избирательного права и вставьте пропущенные слова в схеме (приложение 2)
2.Избирательная кампания.
Учитель.(слайд 11) Итак, выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти. Во время выборов власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки. Участие в выборах — проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, осознающих свою ответственность за судьбу страны, за свой выбор. Кто станет у власти, кого выберет народ – зависит от избирательной кампании.
А) Работа по учебнику пункт 2 параграфа 24.(Работа в группах) (слайд 12) (приложение 3) (Учащиеся разбиваются на группы и выполняют задания)
Учитель. Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно. Каждой группе необходимо дать характеристику избирательной кампании.
Первая группа - Характеристика и анализ организационного этапа.
1.Перечислите организационные мероприятия.
2.Что служит началом избирательной кампании?
3.За сколько времени объявляют о начале выборов?
4.Как осуществляются выборы нижней палаты парламента РФ и Президента РФ?
5.Где располагаются избирательные участки?
6.Каков численный состав избирательного участка?
7.Кто и как осуществляет подготовку и проведение выборов в России?
8.Как вы считаете, так ли уж важно строго придерживаться такой строгой и системной процедуры? Своё мнение аргументируйте.
Вторая группа – Характеристика и анализ этапа регистрации кандидатов в депутаты или на выборную должность.
1.Кому принадлежит право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы?
2. Охарактеризуйте новые подходы выдвижения кандидатур на выборах в Госдуму РФ.
3.Считаете ли вы изменения демократичными? Своё мнение подтвердите.
4.Кто и как должен регистрировать выдвинутый список кандидатов?
5.Опишите процедуру выдвижения кандидатуры на пост Президента РФ.
6.В чём вы видите сходство и различие выборов по партийным спискам избирательных объединений и высшего должностного лица?
Третья группа – Характеристика и анализ этапа предвыборной агитации.
1.Когда начинается предвыборная агитация?
2. В чём её смысл?
3.Назовите формы проведения предвыборной агитации.
4.Какую роль играют СМИ в этом процессе?
5.Считаете ли вы корректными сравнение конкурентной борьбы между политическими соперниками с традиционным рынком? Своё мнение аргументируйте.
6.Что такое политический маркетинг?
7.Приведите примеры технологий, которые используют имиджмейкеры для того, чтобы кандидат выглядел привлекательно и набирал большее количество голосов.
8.Что такое «грязные технологии»? Приведите примеры.
9.Как к ним относитесь? Почему?
10. Можно ли в предвыборной кампании использовать принцип «для победы все средства хороши»? Своё мнение аргументируйте.
Четвертая группа – Характеристика и анализ этапа голосования и результатов.
1.Когда заканчивается предвыборная агитация?
2.Для чего государство устанавливает это срок?
3.Что такое абсентеизм?
4.Считате ли вы абсентеизм серьёзной проблемой избирательных кампаний? Почему?
5.Какие последствия имеет это явление для избирателя? Для общества? Ответ поясните.
6.В чём кроются причины абсентеизма?
7.Почему молодёжь проявляет равнодушие к выборам?
8.Какую закономерность установили социологи?
9.Чем определяются результаты выборов?
10. Как осуществляется распределение депутатских мандатов после голосования?
11. Опишите механизм голосования на выборах Президента РФ.
12.Когда считается, что выборы закончены?
Учитель.(слайд 13) Итак, избирательный процесс проходит следующие стадии:
1.
Составление списка избирателей.
2.
Деление на избирательные участки.
3.Выдвижение
и регистрация кандидатов.
4. Предвыборная кампания.
5.Голосование.
6. Подсчет голосов.
7.Объявление
результатов.
3.Интерактивная игра «Избирательная кампания». (слайд 14)
1. тур - Финансирование избирательной кампании.
Задание: сформулируйте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании. Поясните, почему названные вами люди и организации хотят поддержать вашу избирательную кампанию.
2. тур - Тема избирательной кампании.
Задание: сформулируйте основную тему вашей избирательной кампании. Решение какой проблемы, вы положите в основу своей кампании? Придумайте рекламную заставку и основной лозунг вашей избирательной кампании.
3. тур - Телереклама. Дополнительные голоса избирателей.
Задание: Придумайте политическую рекламу, которую будете использовать в ходе избирательной кампании. Продемонстрируйте вашу политическую телерекламу (Телевизор или компьютер).
4. тур - Кризис. Дополнительные голоса избирателей.
Задание: Политические конкуренты обвиняют вас в том, что вашу избирательную кампанию финансируют криминальные структуры. В связи с этим попытайтесь:
1. провести брифинг, где вам нужно доказать ложность выдвинутых против вас обвинений (По 2 человека от «партий», журналисты).
2. Написать заметку в газету, опровергающие выдвинутые против вас обвинения
5 тур - Подведение итогов занятия (рефлексия)
Учитель. Итоги будем подводить в виде реального голосования (урна для голосования и избирательные бюллетени). Каждый ученик имеет право на один голос и вправе отдать его за ту или иную «партию». Победитель определяется по большинству набранных очков. Прежде чем мы проведём выборы просмотрим видеофильм «Выборы в демократическом государстве». (приложение 4)
IV.Рефлексия. «Ситуативные задачи» (слайд 15)
Задача № 1. (действующие лица: избиратель, два члена избирательной комиссии)
Избиратель Иванов приходит в день голосования на избирательный участок (громко поет).
Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.
1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.
Иванов (протягивает второй паспорт):
- Моя жена заболела вот ее паспорт, выдайте мне бюллетень, я проголосую за нее.
2й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает второй бюллетень.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
Задача № 2. (действующие лица те же)
Гражданин Иванов приходит на избирательный участок в день голосования.
Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.
1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень. Иванов идет к кабинке для голосования на стене висит плакат «Голосуйте за Петрова и его партию ?»
Иванов делает свой выбор в кабинке для голосования, опускает бюллетень в урну для голосования.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
Задача № 3. (действующие лица те же)
Гражданин Иванов приходит на избирательный участок в день голосования.
Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.
1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень. Иванов внимательно просматривает бюллетень и спрашивает:
- За кого все голосуют?
2-й представитель избирательной комиссии отвечает:
- Я советую вам голосовать за Обещалкина, у него наиболее реальная предвыборная программа. (На стене висит плакат «Голосуйте за Петрова и его партию…»)
Иванов:
- Ну, здесь же у вас на плакате написано, что надо голосовать за Петрова. Ладно, вот вам мой бюллетень проголосуйте сами.
Иванов уходит.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
V.Итог.
Учитель. (слайд 16) Итак, роль избирателя непроста. С момента совершеннолетия право выбирать станет вашим конституционным правом, а вместе с тем и гражданским долгом.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Через год вы станете участвовать в выборах, и вам предоставляется следующее домашнее задание (слайд 17)
Составить памятку: «Что должен знать о выборах гражданин, и какие он имеет права как избиратель?»
Цель: проверить учащихся на знания избирательного законодательства.
Основные требования к памятке:
-использовать все возможности стиля памятки-обращения;
-зафиксировать конкретные права избирателей;
-можно говорить об условиях голосования ;
-памятка может содержать призывы к гражданам.
Оценивание обучающихся
(слайд 18) (Приложение 5)Звучит песня «Мы выбираем»
Список использованной литературы.
1.Конституция РФ.
2.Федеральный Закон от 6 декабря 1994г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».
3.Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».
4.Федеральный Закон от 17 мая 1995г. № 76-ФЗ «О выборах Президента РФ».
5.Федеральное собрание России: опыт первых выборов. М.,1994
6.М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации», издательство НОРМА-ИНФРА М. 1998г. С.-343
7.«Конституционное право России: Лекции». Саратов 1995
8.Федеральный Закон о Выборах Президента Российской Федерации (2002 с изменениями от 2006)
9.Федеральный Закон N 51-ФЗ о Выборах Депутатов Государственной Думы 10.Федерального Собрания РФ (2005 с изменениями от 2006)
11.Федеральный закон N67-ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (2002 с изменениями от 2006)
12.ПИШ №4 2009 г.
Информационные источники.
1. http://www.ik57.ru/orelmik/left_menu/young.html
2. http://www.democracy.ru
Анализ урока
по обществознанию «Избирательное право. Избирательный процесс».
В настоящее время активно пропагандируется углубленное изучение избирательного права в школьных курсах истории и обществознания. Как подчёркнуто в письме Министерства образования и науки РФ «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса», целью здесь является помощь учащимся при вступлении во взрослую жизнь, формирование у них собственной точки зрения на происходящее вокруг, повышение электоральной активности молодёжи.
Исходя из своего преподавательского опыта, могу отметить интерес школьников к изучению данной темы, особенно, если в урок включены эвристическая беседа, игровая ситуация или же работа с источниками разного происхождения, что и можно было наблюдать на данном уроке.
Основными компонентами темы являются:
1) избирательное право;
2) принципы демократических выборов;
3) избирательное право в РФ;
4) избирательные технологии в России.
Цель и задачи урока выполнены: обучающиеся на уроке работали активно, особенно вызвала интерес интерактивная игра, что способствовало активизации мыслительной деятельности, формированию критического мышления.
Основы знаний, полученные на уроке, обучающимися были использованы на практических действиях - выборах Президента школы.(приложение 6)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.