урок «Конкуренция. Структура рынка»
Автор: Малых Валентина Александровна, методист, учитель экономики ГБОУ гимназия №513 Невского района Санкт-Петербурга.
Учебный предмет: экономика
Категория обучаемых: обучающиеся 10 класса
Описание урока
Урок изучения нового материала. Учебный материал рассчитан на 2 учебных часа для обучающихся 10 класса.
При проведении урока используются электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, представленные в информационной системе «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», . Используемые учебные материалы («Экономика», 10-11 классы,И.В.Липсиц ) позволяют расширить иллюстративный, графический материал по данной теме для лучшего усвоения учащимися основных понятий.
Разработка включает кроме описания логики изложения нового материала, варианты заданий для закрепления учебного материала и тестовые вопросы для проверки полученных знаний.
Экономические понятия:
Конкуренция. Экономическое соперничество. Структура рынка. Виды рыночных структур и признаки их классификации. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монопсония. Естественные монополии. Государственные монополии. Экономические и юридические барьеры, защищающие монопольный рынок. Антимонопольное законодательство.
Содержательные стандарты (тематические разделы)
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Теоретические положения:
Конкуренция – это столкновение интересов, возникающих там, где количество благ или потребительский спрос ограниченны. Конкурировать могут как потребители, так и фирмы. Степень конкуренции различна на разных рынках и зависит от количества продавцов и покупателей; достоверности и доступности информации; возможности легкого доступа на рынок для других фирм; степени однородности товара.
В случае монополии цена, как правило, выше, чем при конкуренции, а производство продукции - меньше. Но монополист не может бесконечно повышать цену, его ограничивает эластичность спроса. Монополии невыгодны потребителям, и государство обычно препятствует их возникновению. Одной из форм борьбы с монополией является принятие антимонопольных законов. Ситуация, когда монопольные права на рынке имеет покупатель, называется монопсонией.
Во многих отраслях существует ситуация олигополии – наличия на рынке небольшого числа очень крупных продавцов, которые не ведут друг с другом разрушительную ценовую конкуренцию, предпочитая конкуренцию качества, сервиса и рекламы.
В других отраслях, где продукция очень разнообразна и защищена патентами и торговыми марками, складывается ситуация монополистической конкуренции, когда монополия отдельных фирм на данные продукты сочетается с конкуренцией между этими продуктами и, соответственно, фирмами, их выпускающими.
Образовательные цели урока:
Уяснение учащимися представлений о фирме как субъекте рыночной экономики и различных вариантах ее поведения в зависимости от того, в рамках какой рыночной структуры она действует.
1. Формирование умений учащихся различать структуры рынка, используя признаки классификации рыночных структур и их особенности.
2. Развитие у школьников умений анализировать действия монополии, различать их виды, понимать значение антимонопольной политики государства, знать ее основные направления.
3. Закрепление умений и навыков у учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях, формирование у них умений делать выводы, проводя анализ существующей рыночной структуры.
4. Воспитание экономического мышления.
Дидактические материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), презентация, учебник «Экономика» И.В.Липсица, 10-11 класс.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация ЗУН. Мотивация. Постановка задач.
3. Вступительное слово учителя: Что означает, на ваш взгляд, слово «конкуренция», «конкурентный рынок»?
4. Ответы: состязание, соревнование, соперничество, борьба. Слайд №1-2
-Учитель:
-Между кем? – между производителями однотипных товаров, услуг (или между потребителями за товар в условиях дефицита).
-За что? – за привлечение как можно большего числа покупателей.
-о имя чего? – для получения максимальной прибыли.
Вопрос к учащимся: Существовало ли это понятие при командной (административной) экономике, имело ли оно большое значение в развитии производства?
Возможный ответ: Нет, так как не было свободы выбора ни у производителей, ни у потребителей. Это была плановая экономика.
Учитель: Конкуренция - неотъемлемая черта рыночной экономики. В переводе с латинского означает «сбегаться», «сталкиваться». Конкуренция – это свободное экономическое соперничество между фирмами за деньги покупателя. См. ссылку:
/dlrstore/d07adce4-c83f-4669-a5e5-64e9494ee4e9/%5BEC911_24%5D_%5BMA_03%5D.swf - сущность конкуренции, между кем она может возникнуть.
3. Объяснение нового материала
Вопрос учителя: Какими способами производители (продавцы) могут привлечь к себе внимание покупателей? Слайд №4
Предполагаемые ответы учащихся:
кроме изменения цены производители могут использовать:
- оригинальную упаковку,
- лучшее качество,
- улучшенный сервис,
- необычное оформление торгового зала,
- рекламу,
- лотереи, конкурсы,
- дополнительные услуги для удобства покупателей.
Вопрос: Какой тип конкуренции из представленных встречается наиболее часто?
/dlrstore/0f2fc133-75ee-4d36-970d-4f0f4fb79de2/%5BEC911_24%5D_%5BPS_01%5D.swf – схема «Виды конкуренции»
(в ней перечислены все виды конкуренции, в том числе и рыночные структуры)
Пояснение к схеме:
В зависимости как распределены силы и влияние конкурентов на рынке различают 4 типа конкуренции:
1.совершенная (полиполия, чистая конкуренция, идеальный рынок)
2.несовершенная:
- монополистическая конкуренция
- олигополия (мало)
- монополия (антоним к слову конкуренция)
Учитель: По каким же признакам их так классифицировали? Слайды №5-6
Признаки классификации рыночных структур:
См. ссылку: /dlrstore/36c5f784-be5c-4128-946c-3929fb62e7a1/%5BEC911_25%5D_%5BMA_02%5D.swf – типы конкурентного рынка (таблица «Признаки различных рыночных структур»)
Фиксация учениками новых понятий в рабочих тетрадях:
Совершенная конкуренция - рынок с множеством равноправных продавцов, предлагающих однородную продукцию, где отсутствуют входные барьеры в отрасль и продавец практически не влияет на рыночную цену. См. слайды № 7-8, а также ссылки:
Монополистическая конкуренция – рынок с множеством производителей и покупателей, предлагающих схожие, но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги. Слайд №9
Олигополия - рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера. Слайд №10-11
См. дополнительный материал: /dlrstore/a2733b98-ee35-4a4c-8357-203155c5215f/%5BEC911_26%5D_%5BPS_01%5D.swf – (графики, отражающие показатели фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде)
/dlrstore/cc976f8e-f803-4e38-bf2d-d0081cab311a/%5BEC911_26%5D_%5BPS_02%5D.swf – характеристика рынка монополистического рынка.
Монопсония- ситуация на рынке, при которой покупку товара осуществляет один-единственный покупатель. Слайд №12
Вопрос: Когда подобная ситуация может возникнуть?
Монополия – рынок, где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену. Монополия- главный враг конкуренции. Слайды №13-14
См. ссылку: /dlrstore/a8c895d1-88ab-47eb-8d6e-e35188b76782/%5BEC911_27%5D_%5BMA_02%5D.swf - признаки монополии, иллюстрация монопольного рынка.
Доп.материал: /dlrstore/edda9cb0-1523-4cd1-b511-11b0964cf7b4/%5BEC911_27%5D_%5BPS_01%5D.swf - таблица о различии монополии и совершенной конкуренции, график, отражающий доход (средний доход и прибыль) монополиста, положение монополиста в краткосрочном периоде, монопсония, типы ценовой дискриминации, сущность демпинга, виды объединений (трест, картель, синдикат, концерн, конгломерат)
Учитель:
В стране с рыночной экономикой с монополизмом ведется борьба на государственном уровне. Почему? Какие негативные последствия могут возникнуть на рынке при монополизме? Слайд №16
Возможные ответы:
- высокие цены на продукцию,
- неуважительное отношение к покупателям,
- недостаточный ассортимент товаров,
- отсутствие прогресса в развитии производства,
- другое
Учитель: Однако есть сферы, где монополия просто необходима: производство атомных бомб, эмиссия денежных знаков, электрические и тепловые сети и др. Почему?
Подобные предприятия относят к естественной (государственной, легальной) монополии. Конкуренция на этих предприятиях может лишь увеличить совокупные издержки и повредить обществу.
Естественные монополии - это монополии, разрешенные государством. Слайд №17
К ним относятся: коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа, электричества.
Они подлежат общественному регулированию. В частности, цены или тарифы на их продукцию очень часто определяются федеральными или региональными государственными службами, ведомствами.
Естественная и государственная монополия. Их особенности.
Слайд №18
-/dlrstore/5f4636b2-f19d-4d73-b8b2-8e72ed92c732/%5BEC911_27%5D_%5BMA_03%5D.swf – что такое государственные и естественные монополии (регистрационный комитет, лицензионный комитет, государственные предприятия).
-/dlrstore/900c961b-4922-416e-8c46-f1bf3230cdb1/%5BEC911_27%5D_%5BMA_04%5D.swf – естественные монополии (имеют в основном технологические преимущества; Газпром, нефтепром, РЖД, водоканал).
Вопросы на закрепление учебного материала: Слайды №21-24
А)Какую рыночную структуру представляет каждое из следующих предприятий:
*молочный магазин, расположенный вблизи вашего дома;
*парикмахерская, которую вы обычно посещаете;
*метрополитен;
*металлургический комбинат;
*сберегательный банк;
*зерновая ферма?
Б) Какие признаки положены в основу разграничения рыночных структур на 4 типа?
В) Приведите примеры товаров, которые можно отнести
- к однородным (стандартизированным),
- к дифференцированным.
Г) Почему во многих странах государство проводит антимонопольную политику, стремясь защитить потребителя и рыночную конкуренцию?
Д)Что роднит монополистическую конкуренцию с совершенной и что их отличает?
Е)Что такое легальные (административные или экономические) барьеры? Кого они защищают?
Проверочная работа (проверочный тест):
/dlrstore/2be4fa42-c7a1-4179-afc4-b63ad128acbf/index_listing.html - шесть интерактивных тестовых вопросов по теме «Монополии. Естественные монополии».
Рефлексия
Учитель: итак, вы узнали о типах конкуренции на современном рынке. Какой тип конкуренции преобладает в России в современных условиях? На каком рынке устанавливаются наихудшие условия для продавцов, а на каком – для покупателей?
обучающиеся: высказывают свою точку зрения
Рефлексия урокаобучающимися:
-Какова была тема урока?
-Какая цель стояла перед тобой на уроке?
-На какие знания, полученные тобой по этому предмету, ты опирался на уроке?
-На какие знания по другим предметам ты опирался на уроке?
-Какие новые знания, идеи, правила ты освоил, на уроке?
-Какие мысли, чувства вызвал у тебя этот урок?
-Оцените по десятибалльной системе всю работу класса на уроке с трех позиций:
-Я (личный вклад собственного труда)
-Мы (работа всего класса)
-Дела (степень новизны темы).
Домашнее задание: Заполните таблицу, используя текст учебника И.В.Липсица
(стр. 156-160), ссылки на Интернет-ресурсы и материалы данного урока.
Признаки |
Совершенная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия |
Тип товара |
|
|
|
|
Кол-во покупателей Кол-во продавцов |
|
|
|
|
Вход в отрасль
|
|
|
|
|
Влияние на рыночную цену |
|
|
|
|
Примеры товаров, продающихся на данном рынке |
|
|
|
|
Приложение №1
Входные барьеры, защищающие монопольный рынок
Экономические:
-низкие издержки производства за счет увеличение масштаба производства;
-закрыт доступ к материальным ресурсам и другим факторам в силу отсутствия их на свободном рынке;
-реклама.
Юридические:
-Производство товара защищено патентом, авторским правом, лицензией, товарным знаком. См. ниже.
-Исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли).
-Государственная регистрация отдельных видов деятельности.
/dlrstore/adf73b6b-bf15-4a1c-8f72-546dddeb4a64/%5BEC911_26%5D_%5BPS_04%5D.swf – охрана интеллектуальной собственности (произведения, фирменное наименование, изобретение)
Искусственные барьеры, защищающие монополистов:
-Лицензия – официальное разрешение на право заниматься определенным видом деятельности (например, разрешение на экспорт, импорт). Выдается органами государственного управления. Как правило, она является платной.
-Патент – документ, выдаваемый на определенный срок компетентным органом, удостоверяющим какое-то право. Он дает патентовладельцу исключительное право производить, использовать, и продавать его изобретение на протяжении срока действия патента.
-Товарный знак - товарная марка (символ, рисунок) или ее часть, обеспеченная правовой защитой.
-Авторское право – исключительное право распоряжаться продажей и размножением (тиражированием) своих произведений.
Приложение №2
Интерактивные тестовые вопросы по теме «Монополии. Естественные монополии»
4. РЖД, «Газпром», ЕЭС служат примером ___________ монополии, в то время как “Xerox” “Polaroid” – примеры искусственной монополии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.