Методическая разработка урока литературного чтения «Красоту мы видим, а мудрость слышим. Басня И.А. Крылова «Мартышка и Очки»
Оценка 4.6

Методическая разработка урока литературного чтения «Красоту мы видим, а мудрость слышим. Басня И.А. Крылова «Мартышка и Очки»

Оценка 4.6
docx
03.03.2020
Методическая разработка урока литературного чтения «Красоту мы видим, а мудрость слышим. Басня И.А. Крылова «Мартышка и Очки»
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России», проведён с использованием технологии деятельностного метода обучения (разработан и предложен авторским коллективом «Школа 2000»). Особенностью данного урока является связь с надпредметным курсом «Мир деятельности». На уроке применялись технологии продуктивного чтения, проблемного обучения, ИКТ. Частично – поисковый метод обучения, парная форма работы позволили вовлечь детей в разные виды деятельности. Тип урока - открытие новых знаний.
Урок литературного чтения «Красоту мы видим, а мудрость слышим. Крылов «Мартышка и Очки».docx

Название работы: Методическая разработка урока литературного чтения «Красоту мы видим, а мудрость слышим. Басня И.А. Крылова «Мартышка и Очки»

Данные об авторе: Кострулина Елена Васильевна, учитель начальных классов муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области».

Аннотация: Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России», проведён с использованием технологии деятельностного метода обучения (разработан и предложен авторским коллективом «Школа 2000»). Особенностью данного урока является связь с надпредметным курсом «Мир деятельности». На уроке применялись технологии продуктивного чтения, проблемного обучения, ИКТ. Частично – поисковый метод обучения, парная форма работы позволили вовлечь детей в разные виды деятельности. Тип урока - открытие новых знаний. 

Тема: «Красоту мы видим, а мудрость слышим. Басня И.А. Крылова «Мартышка и Очки»

Дидактическая цель:

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия

Содержательная – осознание морали басни

Задачи:  

 - закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

-познакомить с басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»;

- учить находить мораль в произведении, понимать её смысл;

- развить связную речь; умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; оценивать себя и товарища; задавать вопросы; развивать любознательность, память, мышление, внимание, воспитать нравственные качества

Формируемые УУД

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;

- уметь оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять по предложенному учителем плану;

- формировать умение ставить и формулировать проблему;

- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- самостоятельно вырабатывать критерии оценки своих действий

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- уметь моделировать, структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- подтверждать аргументы фактами;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты

Предметные:

- учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;

- воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая мораль басни;

- объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;

- определять особенности басни как литературного жанра и находить мораль басни.

Метапредметные:

- ученик учитывает позиции других людей;

- ученик умеет слушать и вступать в диалог;

- ученик участвует в коллективном обсуждении.

Личностные:

- сформированность у учащихся мотивации к обучению и познанию нового.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. «Литературное чтение» 1 часть, Бершанская О.Н., Дегтёрева Г.Д.  справочник  по литературному чтению «Моя шкатулка»,  рабочий лист, ноутбук, наглядность, презентация, приложения для самостоятельной работы.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.      Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности                                                Слайд 2

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно,  друзья!

Все устные ваши ответы

С удовольствием слушаю я!

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Начинаем урок литературного чтения

Пожелаем друг другу удачи.                         Слайд 3

Сегодня у нас урок открытия новых знаний.

Назовите  два этапа  учебной деятельности ученика.

Моя задача на сегодняшнем уроке помочь открыть новые знания                                                  Слайд 4

Девизом нашего урока я взяла пословицу. Помогите ее собрать.

Какую пословицу собрали?                         Щелчок

Запишите ее на рабочем листе.         Приложение 1

Подчеркните слово, которое в этой пословице является важным?

Найдите в толковом словаре лексическое значение слова МУДРЫЙ.

Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? Почему?

Выделите в понятии ключевые слова.

Согласны ли вы со мной, что данная пословица подойдет к уроку? Почему?

- Итак, девизом нашего урока будет пословица: «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.» 

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок. 

 

 

Психологически настраиваются на урок

 

 

 

 

 

Осознают социальную роль ученика и учителя

 

Называют этапы учебной деятельности ученика

 

 

Зачитывают пословицу

 

Выбирают ключевые слова в определении

Работают с толковым словарем

Высказывают предположения

ЛУУД

-  признают  важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия

КУУД

- участвуют в учебном диалоге

РУУД

-формируется умение принимать учебную задачу.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Вспомните какой раздел мы изучаем на уроках литературного чтения?                               Слайд 5

Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с жизнью и творчеством еще одного замечательного великого писателя.

Рассмотрит иллюстрации. Какая иллюстрация лишняя и почему?

Что объединяет оставшиеся иллюстрации?

Проверим свое предположение по учебнику с.130-131

 Рассмотрите портрет баснописца. Каким вы представляете Крылова?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством этого удивительного человека.

Назовите тему урока и запишите ее на рабочих листах.

Напомните, что такое басня?                      Слайд 6

В каких источниках мы можем узнать (уточнить), что такое «Басня»?

Существует насколько толковых словарей. Я взяла определение из словаря Ефремовой.

Зачитайте.

Что же такое басня?

Какой литературный прием используют баснописцы для высмеивания людских пороков?

В каждом рассказе мы выделяем главную мысль.  Щелчок Прочитайте строки и вспомните как называется главная мысль в басне.

 

Мораль - это вывод или поучение, это главная мысль басни. Мораль басни понятна только вдумчивому (внимательному) читателю.

Что значит быть внимательным? Щелчок

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизируют ранее изученный материал.

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока

Фиксируют тему урока

 

 

 

Работают с текстом из толкового словаря

 

 

 

 

 

 

Уточняют значение слова «мораль»

 

 

ЛУУД - понимают важность учёбы и познания нового, осознают, учебные действия

 

 

ПУУД -

проявляют интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;

РУУД -

принимают учебную задачу и  стремятся её выполнить

3.Выявление места и причины затруднения.

Басни И.А. Крылова любят и взрослые и дети.

А в чем же секрет успеха басен Крылова? Слайд 7

В чем испытываете затруднение?

Как надо относится к трудностям?

 

Фиксируют затруднение – не можем ответить, не хватает знаний.

РУУД -

ставят и формулируют проблему

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Исходя из причины затруднения, сформулируйте цель урока    _________________________щелчок

Для достижения цели предлагаю организовать работу по плану.                                 Приложение 2

  1. Познакомиться с новой басней Крылова
  2. Познакомиться с новыми фактами из биографии И.А. Крылова
  3. Узнать секрет басен Крылова.

 

 

Формулируют цель урока

 

Принимают план работы

 

 

 

РУУД -

определяют цель деятельности на уроке;

- учатся работать по предложенному учителем плану

5.Реализация построенного проекта.

Приступаем к выполнению плана.             Слайд 8

Так что же мы должны понять в новой басне И.А. Крылова?

Узнать героиню новой басни поможет загадка:

Держится хвостом за ветку

Длинный хвост и очень цепкий.

Хулиганка, шалунишка

Эта шустрая ….                                             щелчок

Мартышка - маленькая обезьяна из породы макак 

Какой вы себе представляете мартышку?

 Так кто же герой басни?

В басне есть еще один герой, узнайте его из заголовка. Откройте учебник на с.134. щелчок

Прочитайте название басни, с которой мы будем знакомиться.
Посмотрите на иллюстрацию. Чем занята мартышка? А зачем она это делает?

 Что вас удивило на иллюстрации?

Прежде чем мы начнем читать басню, мы с вами разберем сложные и не знакомые слова, чтобы текст нам был понятен. Прочитайте на рабочих листах про себя медленно.

Читаем слова вслух.

Знакомство с басней                                   Слайд 10

Просмотр видеозаписи   Приложение 3   Слайд 11

Какие эмоции у вас вызвала мартышка? Какая она?

Почему Мартышка решила завести очки?

Найдите это место и зачитайте.

А из-за чего может ухудшиться зрение?

Сколько очков она себе достала?

А сколько на самом деле люди покупают при необходимости?

 Кто нам должен говорить, что нужно носить очки?

Без консультации с врачом нельзя носить всякие очки, зрение может стать еще хуже. 

Берегите свои глаза. Ведь зрение редко удается исправить. А где нужно покупать очки?

Как вы думаете мартышка знала место, где нужно покупать очки? Как вы это поняли.

Почему очки не помогли мартышке?

Как Крыловв басне называет безграмотных и необразованных людей?

А чтобы не остаться невеждой, что нужно делать?

Чем мы и занимаемся в школе.                    Слайд12

Физкультминутка.

 

 

Определяют героя басни



 

 

 

 

 

Дают характеристику мартышке, как зверю

 

Называют второго героя басни

 

Работают с иллюстрацией к басне

 

 

 

 

 

Читают про себя.

Читают вслух

Смотрят видеозапись

 

 

Предполагают, отвечают на вопросы

 

 

 

 

РУУД -работают с новой информацией по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД-  моделируют знания, осознанно и произвольно строят высказывание

 

ЛУУД-

оценивают жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

6. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.                                          Слайд 13

Давайте прочитаете басню с комментированием.

(Предположите, где мартышка могла достать очки.)

(Представили, как она применяет очки)

(Очки не действуют никак… Догадались, почему очки не действуют?)

(А проку нет в них… Действительно ли это так?)

(Смогли увидеть, как мартышка разбила очки)

Поэт выставил басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации.                        щелчок
Мораль басни находится в конце Прочитай  ее.

Давайте разберем смысл данных строк.

Понятен ли вам смысл слова невежда?

 Как вы понимаете выражение «все к худу клонит»,

«то он ее еще и гонит»?

Хоть вещь, которую имеет Мартышка, и полезна, но, не зная, в чём именно её польза, невежда уничтожает её. Вы догадались, почему Очки также являются героем басни?

И.А. Крылов не высмеивает конкретную Мартышку, он смеётся над каждым невеждой, который во всех своих бедах всегда обвиняет что угодно, но только не себя. Но в этой басне есть и вторая мораль. Мартышка никогда в жизни не имела дела с очками, а добрые люди ей посоветовали, но не научили как пользоваться этим прибором. Если вы хотите добиться от человека результата, его сначала надо обучить и показать алгоритм действий. Человек, а тем более мартышка не обязан знать то, что знаете вы, и незнание вовсе не преступление. Прибегая к аллегории (иноскказанию), Крылов вдумчивому и внимательному читателю раскрывает тайны замысла басни.

 Кто же из вас понял мораль басни?

Запишем на рабочих листах

 

 

 

Принимают учебную задачу.

 

Читают текст басни частями, комментируют прочитанное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывают мораль

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют  и записывают мораль басни

 

 

ЛУУД-формируются умения работать с новой информацией по теме

 

КУУД- участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения

 

 

ЛУУД-

оценивают жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

 

ПУУД- делают вывод на основе обобщения

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону                                                        Слайд 14

Следующим этапом работы будет самостоятельная работа. Я предлагаю вам выбрать одно из заданий и выполнить его.                                   Приложение 4

 

Выбирают задания и выполняют на рабочих листах

Проверка по эталону

ЛУУД -формируется умение работать с новой информацией по теме

8. Включение в систему знаний и повторение.

  Слайд 15

В конце урока снова вернемся к автору басни

Прочитайте информационную листовку об И.А. Крылове и подчеркните те сведения, которые вас удивили.                                               Приложение 5

Что вас удивило? Что было новым?

Настало время раскрыть секрет успеха басен Крылова.                                                         Слайд 16

На с. 132 прочитайте 5 абзац и заполнить на рабочем листе в тексте пропуски. Работать будете в паре. Не забывайте о правилах работы.

Раскройте секрет. Сравните с эталоном. щелчок

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

 

 

Самостоятельное чтение

Выбор интересных фактов о творчестве Крылова.

 

Прочитают и восстанавливают текст, сравнивают  с эталоном

 

Зачитывают

 

 

 

РУУД- сверяют свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки

 

ПУУД- делают вывод на основе обобщения

 

9.  Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Наш урок завершается.                                Слайд 17

 Вспомним пословицу, которую разбирали в начале урока.  Так в чем же вы стали сегодня мудрее?

Оцените свою работу на уроке смайликом с помощью алгоритма.

 

 

Отвечают на вопрос

 

Оценивают свою работу по схеме

РУУД- самостоятельно выбирают критерии оценки своих действий

10. Домашнее задание                          Слайд 18 Подготовить выразительное чтение басни с.134-135

Повышенный уровень:

1. Нарисовать иллюстрацию к басне.

2. Составить викторину по изученным басням Крылова

 

 

Выбирают и записывают домашнее задание

 

 

 

Приложение 1

РАБОИЙ ЛИСТ

Пословица_____________________________________________

_______________________________________________________ .

Тема урока ____________________________________________

_______________________________________________________

Название произведения «________________________________

______________________________________________________»

Словарная работа

                                   

МАРТЫШКА — маленькая обезьянка

ДЮЖИНА — 12, ПОЛДЮЖИНЫ — 6

ТЕМЯ — верхняя часть головы

НАНИЖАЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку

НЕВЕЖДА — необразованный, безграмотный человек

К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит

ПОЗНАТНЕЙ — знать — высший слой дворянства

НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек

ВРАКИ - неправда, обман, ложь

НАЛГАЛИ – обманули

Самостоятельная работа (по выбору)

 

Секрет успеха басен И.А. Крылова

Секрет басен Крылова прост. Он очень  ______________ и ______________ людей, хотел, чтобы они ___________________________ . Басни высмеивают пороки  (недостатки) людей,  такие как ____________, _________________,  ___________ .

 

 


 

Приложение 2

 

ССЫЛКА для скачивания видео ролика «Басня И.А. Крылова «Мартышка и Очки»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7475400147663844579&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1581447938499808-1432768942344418168700111-vla1-0318&redircnt=1581447946.1


 

Приложение 3

План работы

1.    Познакомиться с новой басней И. Крылова

2.    Познакомиться с новыми фактами из биографии И. А. Крылова

3.    Узнать секрет басен И. А. Крылова

Приложение 4

Задания для самостоятельной работы по выбору

(Задания разложены в конвертах, обучающие выбирают одно из заданий)

1 конверт

 Составьте модель обложки для басни

1.       На рабочем листе составьте модель обложки.

2.       Определите жанр произведения (выберете геометрическую фигуру)

3.       Определите тему произведения (закрасьте фигуру)

4.       Напишите автора и название произведения

5.       Оформите обложку рисунком. (если успеете)

6.       Вывод: мы познакомились с  ___________, поэтому начертили ___________. Цвет ___________________, так как произведение о___________________ .  Автор ____________________, название _________________

 

2 конверт

Дайте характеристику главной героине басни – Мартышке, используя литературный справочник «Моя шкатулка»

1.                 Возьмите литературный справочник «Моя шкатулка»

2.                 Откройте стр. 17, найдите группу слов «Черты характера, отражающие отношение человека к себе»

3.                 Прочитайте слова, найдите 2-3 слова для характеристики Мартышки.

4.                 Запишите на рабочий лист характеристику героини, начните так:

Мартышка по характеру …

3 конверт

Научиться читать выразительно мораль басни

1.     Найдите в учебнике мораль басни

2.     Перечитайте ее медленно, подумайте, в каком темпе будете читать эти строки

3.     Подумайте, какие слова необходимо выделять голосом

4.     Обратите внимание на знаки препинания.

5.     Потренируйтесь в выразительном чтении.

 

4 конверт

Напишите совет невеждам.

1.        Вспомните, кого называют невеждой.

2.        Подумайте, что вы можете посоветовать таким людям.

3.        Оформите свои мысли письменно на рабочем листе, для начала предложения выберите одну из фраз:

Я хочу посоветовать невеждам ….

Мой совет невеждам …

Невеждам я советую….

Приложение 5

Информационная листовка об авторе

 

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) – русский писатель, академик. Он был автором комедий, опер, трагедий. Но славу ему принесли именно басни. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми выражениями, которые вошли в нашу речь.

Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник. Это произошло 12 мая 1855 года в Летнем саду в Петербурге. Скульптор Петр Клодт назвал памятник «Дедушке Крылову».  Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента изображены персонажи известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги простого народа, которые собрали по всей России. Такова народная любовь.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0165/00090214-d915b2fe/img16.jpg

 

Презентация

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Название работы: Методическая разработка урока литературного чтения «Красоту мы видим, а мудрость слышим

Название работы: Методическая разработка урока литературного чтения «Красоту мы видим, а мудрость слышим

Метапредметные: - ученик учитывает позиции других людей; - ученик умеет слушать и вступать в диалог; - ученик участвует в коллективном обсуждении

Метапредметные: - ученик учитывает позиции других людей; - ученик умеет слушать и вступать в диалог; - ученик участвует в коллективном обсуждении

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Так что же мы должны понять в новой басне

Так что же мы должны понять в новой басне

Смогли увидеть, как мартышка разбила очки)

Смогли увидеть, как мартышка разбила очки)

Я очень надеюсь, что нравоучения

Я очень надеюсь, что нравоучения

РАБОИЙ ЛИСТ Пословица _____________________________________________ _______________________________________________________

РАБОИЙ ЛИСТ Пословица _____________________________________________ _______________________________________________________

Приложение 2 ССЫЛКА для скачивания видео ролика «Басня

Приложение 2 ССЫЛКА для скачивания видео ролика «Басня

Приложение 3 План работы 1

Приложение 3 План работы 1

Приложение 4 Задания для самостоятельной работы по выбору (Задания разложены в конвертах, обучающие выбирают одно из заданий) 1 конверт

Приложение 4 Задания для самостоятельной работы по выбору (Задания разложены в конвертах, обучающие выбирают одно из заданий) 1 конверт

Приложение 5 Информационная листовка об авторе

Приложение 5 Информационная листовка об авторе

Методическая разработка урока литературного чтения «Красоту мы видим, а мудрость слышим. Басня И.А. Крылова «Мартышка и Очки»

Методическая разработка урока литературного чтения «Красоту мы видим, а мудрость слышим. Басня И.А. Крылова «Мартышка и Очки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020