Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки «Гуси – лебеди»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки «Гуси – лебеди»

Оценка 4.9
docx
30.08.2021
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки  «Гуси – лебеди»
urok_chteniya_2kl._gusi-lebedi.docx

План – конспект урока

1.     Предмет- литературное чтение.

2.     2 класс.

3.     Урок 18. Тема: «Жанровые особенности русской народной сказки «Гуси – лебеди».»

4.     Учебник: Литературное чтение,2 класс (1ч.)/сост. Л.Ф.Климанова и др. – М: Просвещение, 2012г. УМК «Школа России»

5.     Цель урока: Выявление жанровых особенностей русской народной сказки «Гуси – лебеди».

6.     Задачи:

·        Обучающие: выявить жанровые особенности  русской народной сказки «Гуси – лебеди».

·        Развивающие: развивать внимание, речь, мышление, интерес к чтению сказок.

·        Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, чувство товарищества, взаимопомощи.

10.Тип урока – комбинированный.

11.Формы работы учащихся: парная,групповая, индивидуальная, коллективная.

12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор.

13. Структура и ход урока:

 

1.     Организационный момент.

(Вступительное слово учителя)

Известны сказки с давних пор.

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки почитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай-

Они всему научат.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем,

Но что-то новое, дружок,

Сейчас о них узнаем.

 

-Сегодня мы продолжим работу над русской народной сказкой «Гуси-лебеди».( Слайд №1) А пока вспомним и другие сказки.

 

2.     Вызов.(Актуализация опорных знаний.)

Создание проблемной ситуации.

(Перед детьми выставка книг русских народных сказок в следующем порядке: «Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики», «Лиса и Тетерев»)

         -Разделите эти книги на группы. («Лиса и Журавль», «Лиса и Тетерев»-  сказки о животных; «Каша из топора», «У страха глаза велики»-бытовые сказки; сказку «Гуси-лебеди» могут  отнести к той или иной группе, а могут поместить отдельно.)

          -Почему вы так разделили?(Ответы детей, одновременно идет заполнение кластера) (Слайд №2)

        

 

 

3.     Работа по теме урока.

Повторение содержания сказки.

-Так, к какой же группе мы отнесем сказку «Гуси-лебеди»? Чтобы это понять, нам нужно вспомнить сказку. Откройте рабочую тетрадь на с.26, задание 1. (Слайд №3)

-Прочитайте задание. (Дети читают задание)

-Работать вы будете в парах. Вспомним правила работы в парах.  ( Нельзя шуметь, перебивать друг друга,  говорить хором во время работы в парах.  Надо уметь слушать одноклассника,  высказывать свое мнение.)

(Работа в парах.)

- Проверяем работу. (Дети высказывают свое мнение, доказывают его.)

- Ребята, давайте еще раз повторим и проверим последовательность событий в сказке. (Слайд №4) (Проверка по эталону).

- Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем.

(Физминутка)

 Мы по лугу прогулялись

И немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

 

Осмысление. (Выявление жанровых особенностей сказки.)

-Пока мы с  гуляли по лугу, с нами происходили чудеса: то мы становились карликами, то-великанами. А в сказке «Гуси-лебеди» есть что- нибудь необычное, волшебное, что отличает ее от сказок о животных или от бытовых сказок? (Ответы детей: печка, яблоня и речка оживают, Баба-яга и т.д.)

- Верно, ребята, если в сказках происходят какие-то чудеса, волшебство, где добро побеждает зло, прославляются доброта, сострадание, щедрость, трудолюбие, то такие сказки называют волшебными. (Слайд №5)

- Давайте найдем доказательства, того, что сказка «Гуси-лебеди», действительно волшебная. Для начала, посмотрим на заголовок. Что интересного заметили? (Слайд №6) (Необыкновенные птицы – одновременно и гуси, и лебеди, волшебные птицы.)

- Молодцы, ребята. Уже само название говорит о том, что это волшебная сказка и она отличается от бытовых сказок и сказок о животных.

(Работа в группах.)

- Сейчас мы разделимся на группы и проведем соревнование. Какая группа найдет больше отличительных особенностей сказки «Гуси-лебеди» от тех сказок, которые мы прочитали в этом разделе.  (Из предложенных записей, дети выбирают те, которые относятся к сказке «Гуси-лебеди», ответы по группам.) (Прил.1.)

- Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось? ( Используя ответы детей, заполняется кластер) (Слайд №7)

 

- Кто же волшебные герои сказки ? (Гуси-лебеди, Баба-яга) (Слайд №8)

- Кто помогал девочке? (Печка, яблоня, речка) (Слайд №9)

- Ребята, сколько раз девочка обращается за помощью? (Три раза)

- Почему сначала печка, яблоня и речка отказывают девочке в помощи? (Грубо разговаривает)

(Выборочное чтение.)

- Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают)

- Как изменилась девочка после встречи с Бабой-ягой? (Она изменилась, стала вежливая, добрая)

-Почему произошли такие изменения, за что она была наказана? (Не послушала родителей, заигралась, не смотрела за братцем)

- Как изменяется отношение волшебных помощников к девочке? Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают) (Слайд № 10)

- Ребята, в этой сказке добро победило зло? (Победило)

- Благодаря чему это произошло? (Девочка изменилась, помощники ей помогли и гуси-лебеди не догнали детей.) (Слайд №11)

- Ну что ж, молодцы, ребята.

4.Закрепление .

( Индивидуальная работа. Проверочный тест.)

- А сейчас, я вам предлагаю небольшое проверочное задание. Из теста вы можете выполнить все три задания или два задания, а можете выбрать только одно, понравившееся вам задание.   (Дети выполняют задание) (Прил.2.)

- А теперь проверьте, правильно ли выполнили свое задание.  (Проверка по ключу ответов заданий №1 и №2.) (Слайд №12.) А третье задание я проверю позже.

5. Итог урока.

- Что вам понравилось на уроке, запомнилось и почему?

- Что нового открыли для себя на уроке?

- Перечислите признаки волшебной сказки.

- Какой урок вы извлекли для себя из сказки?

6. Рефлексия.

- В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.  (На доске изображение яблони.)

- Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого из вас есть 3 яблока красное, желтое и зеленое.

- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях волшебной сказки – прикрепите красное яблоко.

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

7. Домашнее задание. (По выбору)

Выполнить задание в рабочей тетради (№2 на с.26) или составить рассказ по пословице « Не дорого начало, а похвален конец» или по любой другой, которая подходит к сказке «Гуси-лебеди».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.     Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. -  М: Просвещение,2012г.

2.     Контрольно – измерительные материалы . Литературное чтение 2 класс./Сост. Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2012г.

3.     Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. – М.: ВАКО, 2012г.

4.     Литературное чтение. Учебник для 2 класса ч.1./ Сост. Климанова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Приложение 2

 

Тест по теме «Жанровые особенности русской народной сказки

«Гуси-лебеди».»

 

1.     Отметь волшебную сказку:

 

А) «Каша из топора»

Б) «Гуси-лебеди»

В) «Лиса и Тетерев

 

2.     Отметь отличительные черты волшебной сказки:

 

А) В сказке происходят волшебные превращения и другие чудеса

Б) У любой волшебной сказки всегда есть автор

В) Главные герои сказки-животные

Г) Троекратный повтор

 

3.     Дополни список волшебных сказок:

 

«Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка»,…

 

 

 

 

 

14. Технологии, используемые на уроке

 

Этап урока

Название технологии

Время (в мин.)

1.

Вызов,

осмысление

Технология развития критического мышления

(прием «кластер»)

5 минут

10 минут

2.

Вызов, повторение,

осмысление, контроль.

ИКТ-

технология

10 минут

3.

Физминутка,

работа в группах

Здоровьесберегающие технологии

7 минут

4.

Закрепление (тест)

Домашнее задание

Уровневая дифференциация

7 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

План – конспект урока 1.

План – конспект урока 1.

Его не слушай даже. Скорее сказки почитай,

Его не слушай даже. Скорее сказки почитай,

Работа по теме урока. Повторение содержания сказки

Работа по теме урока. Повторение содержания сказки

Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем

Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем

Давайте найдем доказательства, того, что сказка «Гуси-лебеди», действительно волшебная

Давайте найдем доказательства, того, что сказка «Гуси-лебеди», действительно волшебная

Кто же волшебные герои сказки ? (Гуси-лебеди,

Кто же волшебные герои сказки ? (Гуси-лебеди,

Почему произошли такие изменения, за что она была наказана? (Не послушала родителей, заигралась, не смотрела за братцем) -

Почему произошли такие изменения, за что она была наказана? (Не послушала родителей, заигралась, не смотрела за братцем) -

Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек

Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2 Тест по теме «Жанровые особенности русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Приложение 2 Тест по теме «Жанровые особенности русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Технологии, используемые на уроке №

Технологии, используемые на уроке №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2021
Посмотрите также: