Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки «Гуси – лебеди»

  • docx
  • 30.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала urok_chteniya_2kl._gusi-lebedi.docx

План – конспект урока

1.     Предмет- литературное чтение.

2.     2 класс.

3.     Урок 18. Тема: «Жанровые особенности русской народной сказки «Гуси – лебеди».»

4.     Учебник: Литературное чтение,2 класс (1ч.)/сост. Л.Ф.Климанова и др. – М: Просвещение, 2012г. УМК «Школа России»

5.     Цель урока: Выявление жанровых особенностей русской народной сказки «Гуси – лебеди».

6.     Задачи:

·        Обучающие: выявить жанровые особенности  русской народной сказки «Гуси – лебеди».

·        Развивающие: развивать внимание, речь, мышление, интерес к чтению сказок.

·        Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, чувство товарищества, взаимопомощи.

10.Тип урока – комбинированный.

11.Формы работы учащихся: парная,групповая, индивидуальная, коллективная.

12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор.

13. Структура и ход урока:

 

1.     Организационный момент.

(Вступительное слово учителя)

Известны сказки с давних пор.

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки почитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай-

Они всему научат.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем,

Но что-то новое, дружок,

Сейчас о них узнаем.

 

-Сегодня мы продолжим работу над русской народной сказкой «Гуси-лебеди».( Слайд №1) А пока вспомним и другие сказки.

 

2.     Вызов.(Актуализация опорных знаний.)

Создание проблемной ситуации.

(Перед детьми выставка книг русских народных сказок в следующем порядке: «Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики», «Лиса и Тетерев»)

         -Разделите эти книги на группы. («Лиса и Журавль», «Лиса и Тетерев»-  сказки о животных; «Каша из топора», «У страха глаза велики»-бытовые сказки; сказку «Гуси-лебеди» могут  отнести к той или иной группе, а могут поместить отдельно.)

          -Почему вы так разделили?(Ответы детей, одновременно идет заполнение кластера) (Слайд №2)

        

 

 

3.     Работа по теме урока.

Повторение содержания сказки.

-Так, к какой же группе мы отнесем сказку «Гуси-лебеди»? Чтобы это понять, нам нужно вспомнить сказку. Откройте рабочую тетрадь на с.26, задание 1. (Слайд №3)

-Прочитайте задание. (Дети читают задание)

-Работать вы будете в парах. Вспомним правила работы в парах.  ( Нельзя шуметь, перебивать друг друга,  говорить хором во время работы в парах.  Надо уметь слушать одноклассника,  высказывать свое мнение.)

(Работа в парах.)

- Проверяем работу. (Дети высказывают свое мнение, доказывают его.)

- Ребята, давайте еще раз повторим и проверим последовательность событий в сказке. (Слайд №4) (Проверка по эталону).

- Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем.

(Физминутка)

 Мы по лугу прогулялись

И немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

 

Осмысление. (Выявление жанровых особенностей сказки.)

-Пока мы с  гуляли по лугу, с нами происходили чудеса: то мы становились карликами, то-великанами. А в сказке «Гуси-лебеди» есть что- нибудь необычное, волшебное, что отличает ее от сказок о животных или от бытовых сказок? (Ответы детей: печка, яблоня и речка оживают, Баба-яга и т.д.)

- Верно, ребята, если в сказках происходят какие-то чудеса, волшебство, где добро побеждает зло, прославляются доброта, сострадание, щедрость, трудолюбие, то такие сказки называют волшебными. (Слайд №5)

- Давайте найдем доказательства, того, что сказка «Гуси-лебеди», действительно волшебная. Для начала, посмотрим на заголовок. Что интересного заметили? (Слайд №6) (Необыкновенные птицы – одновременно и гуси, и лебеди, волшебные птицы.)

- Молодцы, ребята. Уже само название говорит о том, что это волшебная сказка и она отличается от бытовых сказок и сказок о животных.

(Работа в группах.)

- Сейчас мы разделимся на группы и проведем соревнование. Какая группа найдет больше отличительных особенностей сказки «Гуси-лебеди» от тех сказок, которые мы прочитали в этом разделе.  (Из предложенных записей, дети выбирают те, которые относятся к сказке «Гуси-лебеди», ответы по группам.) (Прил.1.)

- Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось? ( Используя ответы детей, заполняется кластер) (Слайд №7)

 

- Кто же волшебные герои сказки ? (Гуси-лебеди, Баба-яга) (Слайд №8)

- Кто помогал девочке? (Печка, яблоня, речка) (Слайд №9)

- Ребята, сколько раз девочка обращается за помощью? (Три раза)

- Почему сначала печка, яблоня и речка отказывают девочке в помощи? (Грубо разговаривает)

(Выборочное чтение.)

- Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают)

- Как изменилась девочка после встречи с Бабой-ягой? (Она изменилась, стала вежливая, добрая)

-Почему произошли такие изменения, за что она была наказана? (Не послушала родителей, заигралась, не смотрела за братцем)

- Как изменяется отношение волшебных помощников к девочке? Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают) (Слайд № 10)

- Ребята, в этой сказке добро победило зло? (Победило)

- Благодаря чему это произошло? (Девочка изменилась, помощники ей помогли и гуси-лебеди не догнали детей.) (Слайд №11)

- Ну что ж, молодцы, ребята.

4.Закрепление .

( Индивидуальная работа. Проверочный тест.)

- А сейчас, я вам предлагаю небольшое проверочное задание. Из теста вы можете выполнить все три задания или два задания, а можете выбрать только одно, понравившееся вам задание.   (Дети выполняют задание) (Прил.2.)

- А теперь проверьте, правильно ли выполнили свое задание.  (Проверка по ключу ответов заданий №1 и №2.) (Слайд №12.) А третье задание я проверю позже.

5. Итог урока.

- Что вам понравилось на уроке, запомнилось и почему?

- Что нового открыли для себя на уроке?

- Перечислите признаки волшебной сказки.

- Какой урок вы извлекли для себя из сказки?

6. Рефлексия.

- В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.  (На доске изображение яблони.)

- Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого из вас есть 3 яблока красное, желтое и зеленое.

- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях волшебной сказки – прикрепите красное яблоко.

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

7. Домашнее задание. (По выбору)

Выполнить задание в рабочей тетради (№2 на с.26) или составить рассказ по пословице « Не дорого начало, а похвален конец» или по любой другой, которая подходит к сказке «Гуси-лебеди».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.     Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. -  М: Просвещение,2012г.

2.     Контрольно – измерительные материалы . Литературное чтение 2 класс./Сост. Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2012г.

3.     Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. – М.: ВАКО, 2012г.

4.     Литературное чтение. Учебник для 2 класса ч.1./ Сост. Климанова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Приложение 2

 

Тест по теме «Жанровые особенности русской народной сказки

«Гуси-лебеди».»

 

1.     Отметь волшебную сказку:

 

А) «Каша из топора»

Б) «Гуси-лебеди»

В) «Лиса и Тетерев

 

2.     Отметь отличительные черты волшебной сказки:

 

А) В сказке происходят волшебные превращения и другие чудеса

Б) У любой волшебной сказки всегда есть автор

В) Главные герои сказки-животные

Г) Троекратный повтор

 

3.     Дополни список волшебных сказок:

 

«Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка»,…

 

 

 

 

 

14. Технологии, используемые на уроке

 

Этап урока

Название технологии

Время (в мин.)

1.

Вызов,

осмысление

Технология развития критического мышления

(прием «кластер»)

5 минут

10 минут

2.

Вызов, повторение,

осмысление, контроль.

ИКТ-

технология

10 минут

3.

Физминутка,

работа в группах

Здоровьесберегающие технологии

7 минут

4.

Закрепление (тест)

Домашнее задание

Уровневая дифференциация

7 минут