План – конспект урока
1. Предмет- литературное чтение.
2. 2 класс.
3. Урок 18. Тема: «Жанровые особенности русской народной сказки «Гуси – лебеди».»
4. Учебник: Литературное чтение,2 класс (1ч.)/сост. Л.Ф.Климанова и др. – М: Просвещение, 2012г. УМК «Школа России»
5. Цель урока: Выявление жанровых особенностей русской народной сказки «Гуси – лебеди».
6. Задачи:
· Обучающие: выявить жанровые особенности русской народной сказки «Гуси – лебеди».
· Развивающие: развивать внимание, речь, мышление, интерес к чтению сказок.
· Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, чувство товарищества, взаимопомощи.
10.Тип урока – комбинированный.
11.Формы работы учащихся: парная,групповая, индивидуальная, коллективная.
12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор.
13. Структура и ход урока:
1. Организационный момент.
(Вступительное слово учителя)
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай-
Они всему научат.
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что-то новое, дружок,
Сейчас о них узнаем.
-Сегодня мы продолжим работу над русской народной сказкой «Гуси-лебеди».( Слайд №1) А пока вспомним и другие сказки.
2. Вызов.(Актуализация опорных знаний.)
Создание проблемной ситуации.
(Перед детьми выставка книг русских народных сказок в следующем порядке: «Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики», «Лиса и Тетерев»)
-Разделите эти книги на группы. («Лиса и Журавль», «Лиса и Тетерев»- сказки о животных; «Каша из топора», «У страха глаза велики»-бытовые сказки; сказку «Гуси-лебеди» могут отнести к той или иной группе, а могут поместить отдельно.)
-Почему вы так разделили?(Ответы детей, одновременно идет заполнение кластера) (Слайд №2)
3. Работа по теме урока.
Повторение содержания сказки.
-Так, к какой же группе мы отнесем сказку «Гуси-лебеди»? Чтобы это понять, нам нужно вспомнить сказку. Откройте рабочую тетрадь на с.26, задание 1. (Слайд №3)
-Прочитайте задание. (Дети читают задание)
-Работать вы будете в парах. Вспомним правила работы в парах. ( Нельзя шуметь, перебивать друг друга, говорить хором во время работы в парах. Надо уметь слушать одноклассника, высказывать свое мнение.)
(Работа в парах.)
- Проверяем работу. (Дети высказывают свое мнение, доказывают его.)
- Ребята, давайте еще раз повторим и проверим последовательность событий в сказке. (Слайд №4) (Проверка по эталону).
- Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем.
(Физминутка)
Мы по лугу прогулялись
И немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
Осмысление. (Выявление жанровых особенностей сказки.)
-Пока мы с гуляли по лугу, с нами происходили чудеса: то мы становились карликами, то-великанами. А в сказке «Гуси-лебеди» есть что- нибудь необычное, волшебное, что отличает ее от сказок о животных или от бытовых сказок? (Ответы детей: печка, яблоня и речка оживают, Баба-яга и т.д.)
- Верно, ребята, если в сказках происходят какие-то чудеса, волшебство, где добро побеждает зло, прославляются доброта, сострадание, щедрость, трудолюбие, то такие сказки называют волшебными. (Слайд №5)
- Давайте найдем доказательства, того, что сказка «Гуси-лебеди», действительно волшебная. Для начала, посмотрим на заголовок. Что интересного заметили? (Слайд №6) (Необыкновенные птицы – одновременно и гуси, и лебеди, волшебные птицы.)
- Молодцы, ребята. Уже само название говорит о том, что это волшебная сказка и она отличается от бытовых сказок и сказок о животных.
(Работа в группах.)
- Сейчас мы разделимся на группы и проведем соревнование. Какая группа найдет больше отличительных особенностей сказки «Гуси-лебеди» от тех сказок, которые мы прочитали в этом разделе. (Из предложенных записей, дети выбирают те, которые относятся к сказке «Гуси-лебеди», ответы по группам.) (Прил.1.)
- Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось? ( Используя ответы детей, заполняется кластер) (Слайд №7)
- Кто же волшебные герои сказки ? (Гуси-лебеди, Баба-яга) (Слайд №8)
- Кто помогал девочке? (Печка, яблоня, речка) (Слайд №9)
- Ребята, сколько раз девочка обращается за помощью? (Три раза)
- Почему сначала печка, яблоня и речка отказывают девочке в помощи? (Грубо разговаривает)
(Выборочное чтение.)
- Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают)
- Как изменилась девочка после встречи с Бабой-ягой? (Она изменилась, стала вежливая, добрая)
-Почему произошли такие изменения, за что она была наказана? (Не послушала родителей, заигралась, не смотрела за братцем)
- Как изменяется отношение волшебных помощников к девочке? Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают) (Слайд № 10)
- Ребята, в этой сказке добро победило зло? (Победило)
- Благодаря чему это произошло? (Девочка изменилась, помощники ей помогли и гуси-лебеди не догнали детей.) (Слайд №11)
- Ну что ж, молодцы, ребята.
4.Закрепление .
( Индивидуальная работа. Проверочный тест.)
- А сейчас, я вам предлагаю небольшое проверочное задание. Из теста вы можете выполнить все три задания или два задания, а можете выбрать только одно, понравившееся вам задание. (Дети выполняют задание) (Прил.2.)
- А теперь проверьте, правильно ли выполнили свое задание. (Проверка по ключу ответов заданий №1 и №2.) (Слайд №12.) А третье задание я проверю позже.
5. Итог урока.
- Что вам понравилось на уроке, запомнилось и почему?
- Что нового открыли для себя на уроке?
- Перечислите признаки волшебной сказки.
- Какой урок вы извлекли для себя из сказки?
6. Рефлексия.
- В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (На доске изображение яблони.)
- Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого из вас есть 3 яблока красное, желтое и зеленое.
- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях волшебной сказки – прикрепите красное яблоко.
- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.
7. Домашнее задание. (По выбору)
Выполнить задание в рабочей тетради (№2 на с.26) или составить рассказ по пословице « Не дорого начало, а похвален конец» или по любой другой, которая подходит к сказке «Гуси-лебеди».
Список литературы
1. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. - М: Просвещение,2012г.
2. Контрольно – измерительные материалы . Литературное чтение 2 класс./Сост. Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2012г.
3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. – М.: ВАКО, 2012г.
4. Литературное чтение. Учебник для 2 класса ч.1./ Сост. Климанова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2012г.
Приложение 1
Приложение 2
Тест по теме «Жанровые особенности русской народной сказки
«Гуси-лебеди».»
1. Отметь волшебную сказку:
А) «Каша из топора»
Б) «Гуси-лебеди»
В) «Лиса и Тетерев
2. Отметь отличительные черты волшебной сказки:
А) В сказке происходят волшебные превращения и другие чудеса
Б) У любой волшебной сказки всегда есть автор
В) Главные герои сказки-животные
Г) Троекратный повтор
3. Дополни список волшебных сказок:
«Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка»,…
14. Технологии, используемые на уроке
№ |
Этап урока |
Название технологии |
Время (в мин.) |
1. |
Вызов, осмысление |
Технология развития критического мышления (прием «кластер») |
5 минут 10 минут |
2. |
Вызов, повторение, осмысление, контроль. |
ИКТ- технология |
10 минут |
3. |
Физминутка, работа в группах |
Здоровьесберегающие технологии |
7 минут |
4. |
Закрепление (тест) Домашнее задание |
Уровневая дифференциация |
7 минут |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.