Урок литературы в 6-ом классе № 41.
Дата _______________________
Тема: А.А. Фет. "Ещё майская ночь". Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.
Цель урока: формирование представления об А. А. Фете как великом русском поэте, развитие интереса к поэтическому творчеству Фета; проникновение в художественный мир поэта.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
· познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве А. А. Фета как великого русского поэта; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
· ценностно-ориентированная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям А. А. Фета; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской культуры; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;
· коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;
· эстетическая сфера: определять художественные функции произведений.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
· познавательные: отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике;
· регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; оценивать свои достижения на уроке;
· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Основные понятия: стихотворение, тема, идея, автор, стихотворный размер, лирический герой.
Методические приемы: беседа, слово учителя, просмотр видеоряда, индивидуальная работа, прослушивание аудиозаписи стихотворений.
Оборудование: портреты писателя, иллюстрации к произведениям, приложения, компьютер, проектор, экран, видео.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Структура урока
I. Этап мотивации.
Цель этапа: Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть. А сейчас посмотрите, пожалуйста друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха!
- Итак, вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
Критерии оценивания.
Индивидуальная работа.
Устная работа на уроке.
Критерии оценивания работы на уроке:
«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.
«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.
«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.
«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях.
II. Этап актуализации знаний.
Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Индивидуальная работа. Приложение 1.
Коллективная работа.
Беседа
- Вспомним, какое образование получил А.А. Фет? (немецкая школа-пансион в г. Верро (ныне Эстония), словесное отделение философского фак-та Московского ун-та).
- Назовите современников Фета, известных литераторов середины XIX века? (Тургенев, Некрасов, Толстой).
- Как назывался первый сборник стихов Фета? (сборник «Лирический пантеон». Пантеон – здание, место погребения великих деятелей).
- В чём заключается особенность лирики поэта? (Человек устремлён к гармонии и красоте. Поэт стремится выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение).
- А.А. Фет сотрудничал журналами: «Отечественные записки», «Москвитянин»,
автор входил в журнал «Современник».
- Дома вы по желанию могли нарисовать иллюстрации к стихотворению «Опять незримые усилья» или к стихотворению «Ель рукавом мне тропинку завесила», посмотрим, что у вас получилось.
- Те, кто выучили стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» наизусть, могут рассказать после урока.
III. Этап выявления места и причины затруднения.
Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.
- Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.
Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы. Поэтому и циклы стихов Фета носят природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето». Особенность природной лирики Фета состоит в том, что в ней нет целостного завершенного образа природы. Фет любит улавливать переходные состояния природы, какие-то оттенки ее проявления. Если у Тютчева природную лирику условно можно разделить на «дневную» и «ночную», то, используя эту терминологию, можно сказать, что природная лирика Фета преимущественно «дневная». У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона и краски. Его стихи способны «врачевать» человека.
Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза.
- Какие две темы поэзии Фет считал вечными? (Вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы).
- А мы с вами рассматривали эти две темы в творчестве Фета? (Только тему природы)
IV. Этап целеполагания.
Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
- Сформулируем тему урока. В теме урока пропущены слова, давайте их восстановим ((А.А. Фет. "Ещё майская ночь".) Переплетение и взаимодействие тем (природы и любви)).
- Чуть позже мы запишем название стихотворения.
- Определим задачи на урок. Внимательно прочитайте тему урока и ответьте на три вопроса: ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ? (Что мы будем изучать? Как мы будем это делать? Зачем?)
V. Этап открытия нового знания.
Цель этапа: изучение темы урока.
- После осени наступает холодная зима, а после зимы теплая весна, которая радует нас зеленью листвы и красотой природы. Май - последний месяц весны. Уже все расцвело, и природа благоухает своей красотой.
Прослушивание стихотворения «Еще майская ночь»
«Еще майская ночь»
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.
Работа с текстом стихотворения.
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какие чувства оно у вас вызывает?
- Какую картину вы представили?
Словарная работа
- Нега - полное довольство, приятное состояние, блаженство;
-Манит - зовет;
- Бестелесный – не имеющий тела, духовный
Анализ стихотворения
- Перечитайте 1 строфу.
- Чем восхищается автор?
- Какое время года описывает автор? (Весну)
- Каким он представляет май?
- Чего больше в этом стихотворении грусти или восторга?
-Каким настроением проникнуто стихотворение? (Основное настроение – это настроение душевного подъёма. Поэт наслаждается красотой природы).
- Какие строки стихотворения передают чувство восторга от красоты природы? (В словах «Благодарю, родной полночный край!» выражается вся сила любви и признательности к родному краю. Любовь как бы растворена в воздухе и ощутима каждому сердцу).
- Найдите строки, подтверждающие, что стихотворение построено на внутренней смысловой антитезе? (И радостен и чужд ее убор / нежней и бестелесней. К тому же май – царство льдов, вьюг и снега).
- Какие человеческие свойства приданы звёздам, берёзам, листу? (Звёзды «тепло и кротко в душу смотрят…», берёзы «ждут и дрожат», лист «манит»).
- Как называется такое средство художественной выразительности. Когда природа, неодушевлённые предметы, явления наделяются свойствами живого? (Олицетворение).
- Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? (" Тревога и любовь ", " томить ", " с песней ", " и последней " и др.)
- В чем драматизм в изображении чувства в 4 строфе? Почему поэт идет " к ней " с " последней " песней?
(Четвертая строфа начинается с обращения к ночи, с двойного отрицания, которое усиливает ощущение восторга, передает уникальность переживаемого поэтом чувства. Поэт по-новому осознает краткость жизни человека, от этого песня его кажется ему самому «невольной» и, возможно, последней.)
VI. Этап первичного закрепления.
Цель этапа: умение ориентироваться в своей системе знаний; применение нового знания в типовых заданиях.
- Определите стихотворный размер и способ рифмовки.
__ ___/ ___ ____/ ___ ___ /___ __/__ ___/ ямб
Как определить способ рифмовки
Созвучие окончаний стихотворных строк называется рифмой. По-гречески слово «рифмос» обозначает «стройность, соразмерность». Рифмы бывают разными.
П е р е к р ё с т н а я – когда рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. Схема рифмовки: АБАБ
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
П а р н а я – рифмуются две строки подряд. Схема рифмовки: ААББ
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой…
К о л ь ц е в а я, или о п о я с ы в а ю щ а я – рифмуются первая и четвертая строки. Схема рифмовки: АББА
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Рифмовка перекрестная
VII. Этап включения в систему знаний.
Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.
Выразительное чтение стихотворения.
VIII. Этап подведения итогов урока.
Цель этапа: подведение итогов урока.
- Завершим наш урок словами учебника стр. 204 – 205.
IХ. Этап рефлексии и оценивания.
Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.
- Достигли ли мы поставленной цели?
«Я оцениваю свои знания на … потому что…»
Критерии оценивания работы на уроке:
«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.
«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.
«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.
«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях
X. Этап ознакомления с домашним заданием.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
По желанию. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Еще майская ночь…» или выучить его наизусть.
Источники
https://infourok.ru/urok-po-literature-priroda-i-chelovek-v-lirike-a-a-feta-klass-392073.html
https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/04/04/a.a._fet._eshchyo_mayskaya_noch.pdf
https://videouroki.net/razrabotki/plan-konspiekt-uroka-19.html
https://multiurok.ru/index.php/files/razrabotka-uroka-literatury-v-6-klasse-s-ispolzova.html
Приложение 1
ФИ ________________________________________класс__________дата_______
1. Художественное, образное определение-это…
А) Антитеза Б)Эпитет В)Аллитерация
2. Перенесение качеств живого существа на неодушевленные предметы, это-
А)Ассонанс Б)Эпитет В)Олицетворение
3. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака, при помощи союзов как, будто, точно, словно, будто, это..
А)Олицетворение Б)Сравнение В)Антитеза
4. Противопоставление-это…
А)Сравнение Б)Антитеза В)Ассонанс
5. Гипербола – это ________________________________________
ФИ _________________________________класс_________дата_______________
Найдите стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья» и ответьте на вопросы.
1. Какие деревья автор упоминает в стихотворении?
Сосны и ели Дубы и тополя Ивы и берёзы
2. Во что укутываются деревья во время сна?
В снега и метели Во льды и капели В зиму и бури
3. С каким животным автор сравнивает зелень деревьев?
С ежом С лягушкой Со змеёй
4. Каким автор называет лето?
Зелёным красным румяным
5. Как автор называет листья?
Легкое племя Временные гости Зелёные туристы
ФИ _________________________________класс_________дата_______________
Найдите стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья» и ответьте на вопросы.
1. Чем листья занимались летом?
Играли с белками, наслаждались ветром
Грелись на солнце, купались в прохладе
Играли с лучами, купались в росе
2. Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели. А что ушло?
Зефиры Дети Белки
3. Кого листья просят сорвать их с ветвей? Осень Ветер Дождь
4. Что хотят сделать листья, когда отцветут цветы и улетят птицы?
Жить и желтеть Сгнить вместе с цветами Улететь в след за птицами
5. Чего не хотят листья?
Ждать Спешить Расти
ФИ _________________________________класс_________дата_______________
1. Год рождения Лермонтова:
а) 1815 б) 1814 в) 1799
2. Детство писателя прошло в:
а) Тарханах б) Абрамцево в) Пенатах
3. Кто воспитывал писателя:
а) тётя б) папа в) бабушка
4. В какое учебное заведение
в 1830 году поступил Лермонтов:
а) в Московский университет б) в Петербургскую академию в) в
Царскосельский лицей
5. После какого произведения
к Лермонтову пришла популярность:
а) “Герой нашего времени” б) “Парус” в) “Смерть поэта”
ФИ _________________________________класс_________дата_______________
1. В какой усадьбе родился Ф. И. Тютчев?
Овстуг Брянского уезда Авгрид Орловского уезда Санрей Тверского уезда
2. Кто был воспитателем и наставником Ф. И.Тютчева?
Гаев Раич Петров
3. Как назывался его первый поэтический сборник?
«Отечественные записки» «Лирический пантеон» «Москвитянин»
4. В стихотворении «Неохотно и несмело солнце смотрит…» описано явление природы. Какое? метель рассвет гроза снегопад
5. В каком стихотворении Ф.Тютчева судьба человека сравнивается с судьбой птицы?
а) «С поляны коршун поднялся…» б) « Листья» в) «Неохотно и несмело…»
ФИ _________________________________класс_________дата_______________
1. О чувствах лирического героя, который оказался один в лесу, рассказывается в стихотворении:
«Еще майская ночь» « С поляны коршун поднялся…»
«Листья» «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
2. Кто из поэтов провел 22 года на дипломатической службе за границей?
Тютчев Фет
3. О грозе рассказывается в стихотворении:
«Неохотно и несмело…» «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
«Учись у них- у дуба, у березы…» «Листья»
4. О чем говорит поэт в строке «Сладостен зов мне глашатая медного!»?
о гудке парохода о звуке охотничьего рога о звоне колокольчика
5. Какой приём использован Ф. Тютчевым в примерах «солнце смотрит», «принахмурилась земля», «солнце раз ещё взглянуло/ Исподлобья на поля»?
Эпитеты олицетворения сравнения антитезы
ФИ _________________________________класс_________дата_______________
1. Какой художественный приём использован Ф. Тютчевым в примерах «ветра тёплого», «дальний гром», «синей молнии», «пламень белый и летучий», «смятенная земля»?
Олицетворения сравнения метафоры эпитеты
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..
Орла человека коршуна императора
о хищной птице о явлении природы о любви о человеке и природе
4. В стихотворении Ф. Тютчева «Листья» «иглы сосен и елей» противопоставлены листьям. Как называется приём противопоставления в художественном произведении?
Антитеза синонимы сравнение метафора
5. В стихотворении Ф. Тютчева «Листья» листья предстают как живые существа, которые чувствуют и мыслят, от их имени ведётся рассказ. Как называется этот приём изображения?
Сравнение олицетворение гипербола антитеза
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.