Методическая разработка урока литературы для 6 класса. Тема: А.А. Фет. "Ещё майская ночь". Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.
Оценка 4.7

Методическая разработка урока литературы для 6 класса. Тема: А.А. Фет. "Ещё майская ночь". Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

Оценка 4.7
doc
25.05.2020
Методическая разработка урока литературы для 6 класса. Тема: А.А. Фет. "Ещё майская ночь". Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.
методическая разработка урока литературы.doc

Урок литературы в 6-ом классе № 41.

Дата _______________________

 

Тема: А.А. Фет. "Ещё майская ночь". Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

 

Цель урока: формирование представления об А. А. Фете как великом русском поэте, развитие интереса к поэтическому творчеству Фета; проникновение в художественный мир поэта.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

· познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве А. А. Фета как великого русского поэта; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

· ценностно-ориентированная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям А. А. Фета; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской культуры; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

· коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;

· эстетическая сфера: определять художественные функции произведений.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике;

· регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Основные понятия: стихотворение, тема, идея, автор, стихотворный размер, лирический герой.

Методические приемы: беседа, слово учителя, просмотр видеоряда, индивидуальная работа, прослушивание аудиозаписи стихотворений.

Оборудование: портреты писателя, иллюстрации к произведениям, приложения, компьютер, проектор, экран, видео.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Структура урока

I.       Этап мотивации.

Цель этапа: Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

 

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть. А сейчас посмотрите, пожалуйста друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха!

- Итак, вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Критерии оценивания.

Индивидуальная работа.

Устная работа на уроке.

Критерии оценивания работы на уроке:

«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.

«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.

«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.

«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях.

 

II. Этап актуализации знаний.

Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Индивидуальная работа. Приложение 1.

Коллективная работа.

Беседа

 

- Вспомним, какое образование получил А.А. Фет? (немецкая школа-пансион в г. Верро (ныне Эстония), словесное отделение философского фак-та Московского ун-та).

- Назовите современников Фета, известных литераторов середины XIX века? (Тургенев, Некрасов, Толстой).

 

- Как назывался первый сборник стихов Фета? (сборник «Лирический пантеон». Пантеон – здание, место погребения великих деятелей).

 

- В чём заключается особенность лирики поэта? (Человек устремлён к гармонии и красоте. Поэт стремится выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение).

 

- А.А. Фет сотрудничал журналами: «Отечественные записки», «Москвитянин»,

автор входил в журнал «Современник».

 

- Дома вы по желанию могли нарисовать иллюстрации к стихотворению «Опять незримые усилья» или к стихотворению «Ель рукавом мне тропинку завесила», посмотрим, что у вас получилось.

 

- Те, кто выучили стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» наизусть, могут рассказать после урока.

 

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.

 

- Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы. Поэтому и циклы стихов Фета носят природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето». Особенность природной лирики Фета состоит в том, что в ней нет целостного завершенного образа природы. Фет любит улавливать переходные состояния природы, какие-то оттенки ее проявления. Если у Тютчева природную лирику условно можно разделить на «дневную» и «ночную», то, используя эту терминологию, можно сказать, что природная лирика Фета преимущественно «дневная». У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона и краски. Его стихи способны «врачевать» человека.

   Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза.

 

- Какие две темы поэзии Фет считал вечными? (Вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы).

 

- А мы с вами рассматривали эти две темы в творчестве Фета? (Только тему природы)

 

IV. Этап целеполагания.

Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

 

- Сформулируем тему урока. В теме урока пропущены слова, давайте их восстановим ((А.А. Фет. "Ещё майская ночь".) Переплетение и взаимодействие тем (природы и любви)).

 

- Чуть позже мы запишем название стихотворения.

 

- Определим задачи на урок. Внимательно прочитайте тему урока и ответьте на три вопроса: ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ? (Что мы будем изучать? Как мы будем это делать? Зачем?)

 

V. Этап открытия нового знания.

Цель этапа: изучение темы урока.

 

- После осени наступает холодная зима, а после зимы теплая весна, которая радует нас зеленью листвы и красотой природы. Май - последний месяц весны. Уже все расцвело, и природа благоухает своей красотой.

 

Прослушивание стихотворения «Еще майская ночь»

 

«Еще майская ночь»

 

Какая ночь! На всём какая нега!

 

Благодарю, родной полночный край!

 

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

 

Как свеж и чист твой вылетает май!

 

 

Какая ночь! Все звёзды до единой

 

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

 

И в воздухе за песнью соловьиной

 

Разносится тревога и любовь.

 

 

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

 

Застенчиво манит и тешит взор.

 

И радостен и чужд её убор.

 

 

Нет, никогда нежней и бестелесней

 

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

 

Опять к тебе иду с невольной песней,

 

Невольной - и последней, может быть.

 

 

Работа с текстом стихотворения.

 

– Понравилось ли вам стихотворение?

 

– Какие чувства оно у вас вызывает?

 

- Какую картину вы представили?

 

Словарная работа

 

- Нега - полное довольство, приятное состояние, блаженство;

-Манит - зовет;

 - Бестелесный – не имеющий тела, духовный

 

Анализ стихотворения

 

- Перечитайте 1 строфу.

 

 - Чем восхищается автор?

 

- Какое время года описывает автор? (Весну)

 

- Каким он представляет май?

 

- Чего больше в этом стихотворении грусти или восторга?

 

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (Основное настроение – это настроение душевного подъёма. Поэт наслаждается красотой природы).

 

- Какие строки стихотворения передают чувство восторга от красоты природы? (В словах «Благодарю, родной полночный край!» выражается вся сила любви и признательности к родному краю. Любовь как бы растворена в воздухе и ощутима каждому сердцу).

 

- Найдите строки, подтверждающие, что стихотворение построено на внутренней смысловой антитезе? (И радостен и чужд ее убор / нежней и бестелесней. К тому же май – царство льдов, вьюг и снега).

 

- Какие человеческие свойства приданы звёздам, берёзам, листу? (Звёзды «тепло и кротко в душу смотрят…», берёзы «ждут и дрожат», лист «манит»).

 

- Как называется такое средство художественной выразительности. Когда природа, неодушевлённые предметы, явления наделяются свойствами живого? (Олицетворение).

 

- Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? (" Тревога и любовь ", " томить ", " с песней ", " и последней " и др.)

 

- В чем драматизм в изображении чувства в 4 строфе? Почему поэт идет " к ней " с " последней " песней?

(Четвертая строфа начинается с обращения к ночи, с двойного отрицания, которое усиливает ощущение восторга, передает уникальность переживаемого поэтом чувства. Поэт по-новому осознает краткость жизни человека, от этого песня его кажется ему самому «невольной» и, возможно, последней.)

 

VI. Этап первичного закрепления.

Цель этапа: умение ориентироваться в своей системе знаний; применение нового знания в типовых заданиях.

 

- Определите стихотворный размер и способ рифмовки.

__ ___/ ___ ____/ ___ ___ /___ __/__ ___/ ямб

 

Как определить способ рифмовки

 

Созвучие окончаний стихотворных строк называется рифмой. По-гречески слово «рифмос» обозначает «стройность, соразмерность». Рифмы бывают разными.

 

П е р е к р ё с т н а я – когда рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. Схема рифмовки: АБАБ

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

 

П а р н а я – рифмуются две строки подряд. Схема рифмовки: ААББ

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой…

 

К о л ь ц е в а я, или о п о я с ы в а ю щ а я – рифмуются первая и четвертая строки. Схема рифмовки: АББА

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

 

Рифмовка перекрестная

 

 

VII. Этап включения в систему знаний.

Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.

 

 Выразительное чтение стихотворения.

 

VIII. Этап подведения итогов урока.

Цель этапа: подведение итогов урока.

 

- Завершим наш урок словами учебника стр. 204 – 205.

 

IХ. Этап рефлексии и оценивания.

Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.

 

- Достигли ли мы поставленной цели?

 

 «Я оцениваю свои знания на … потому что…»

Критерии оценивания работы на уроке:

«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.

«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.

«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.

«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях

 

X. Этап ознакомления с домашним заданием.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.  

 

По желанию. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Еще майская ночь…» или выучить его наизусть.

Источники

 

https://infourok.ru/urok-po-literature-priroda-i-chelovek-v-lirike-a-a-feta-klass-392073.html

https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/04/04/a.a._fet._eshchyo_mayskaya_noch.pdf

https://videouroki.net/razrabotki/plan-konspiekt-uroka-19.html

https://multiurok.ru/index.php/files/razrabotka-uroka-literatury-v-6-klasse-s-ispolzova.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ФИ ________________________________________класс__________дата_______

1. Художественное, образное определение-это…

А) Антитеза             Б)Эпитет              В)Аллитерация

2. Перенесение качеств живого существа на неодушевленные предметы, это-

А)Ассонанс            Б)Эпитет                В)Олицетворение

3. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака, при помощи союзов как, будто, точно, словно, будто, это..

А)Олицетворение             Б)Сравнение             В)Антитеза

4. Противопоставление-это…

А)Сравнение             Б)Антитеза               В)Ассонанс

5. Гипербола – это ________________________________________

 

ФИ _________________________________класс_________дата_______________

Найдите стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья» и ответьте на вопросы.

1. Какие деревья автор упоминает в стихотворении?

Сосны и ели                Дубы и тополя                 Ивы и берёзы

2. Во что укутываются деревья во время сна?

В снега и метели         Во льды и капели              В зиму и бури

3. С каким животным автор сравнивает зелень деревьев?

С ежом     С лягушкой                     Со змеёй

4. Каким автор называет лето?

Зелёным             красным            румяным

5. Как автор называет листья?

Легкое племя           Временные гости             Зелёные туристы

 

 

ФИ _________________________________класс_________дата_______________

Найдите стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья» и ответьте на вопросы.

1.  Чем листья занимались летом?

Играли с белками, наслаждались ветром

Грелись на солнце, купались в прохладе

Играли с лучами, купались в росе

2.  Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели. А что ушло?

Зефиры                 Дети                         Белки

3.  Кого листья просят сорвать их с ветвей?   Осень                   Ветер               Дождь

4. Что хотят сделать листья, когда отцветут цветы и улетят птицы?

Жить и желтеть              Сгнить вместе с цветами                Улететь в след за птицами

5.  Чего не хотят листья?

Ждать                     Спешить               Расти

 

ФИ _________________________________класс_________дата_______________

1. Год рождения Лермонтова:
а) 1815            б) 1814    в) 1799

2. Детство писателя прошло в:
а) Тарханах          б) Абрамцево            в) Пенатах

3. Кто воспитывал писателя:
а) тётя     б) папа        в) бабушка

4. В какое учебное заведение в 1830 году поступил Лермонтов:
а) в Московский университет           б) в Петербургскую академию в) в Царскосельский лицей

5. После какого произведения к Лермонтову пришла популярность:
а) “Герой нашего времени”   б) “Парус”          в) “Смерть поэта”

ФИ _________________________________класс_________дата_______________

1. В какой усадьбе родился Ф. И. Тютчев?

 Овстуг Брянского уезда       Авгрид Орловского уезда            Санрей Тверского уезда

2. Кто был воспитателем и наставником Ф. И.Тютчева?

 Гаев             Раич             Петров

3. Как назывался его первый поэтический сборник?

 «Отечественные записки»         «Лирический пантеон»         «Москвитянин»

4. В стихотворении «Неохотно и несмело солнце смотрит…» описано явление природы. Какое?  метель          рассвет               гроза             снегопад

5. В каком стихотворении Ф.Тютчева судьба человека сравнивается с судьбой птицы?

а) «С поляны коршун поднялся…»      б) « Листья»       в) «Неохотно и несмело…»

 

 

ФИ _________________________________класс_________дата_______________

1.                  О чувствах лирического героя, который оказался один в лесу, рассказывается в стихотворении:

«Еще майская ночь»            « С поляны коршун поднялся…»

«Листья»                 «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

2.                  Кто из поэтов провел 22 года на дипломатической службе за границей?

Тютчев                 Фет

3.                  О грозе рассказывается в стихотворении:

«Неохотно и несмело…»  «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

«Учись у них- у дуба, у березы…»   «Листья»

4. О чем говорит поэт в строке «Сладостен зов мне глашатая медного!»?

о гудке парохода       о звуке охотничьего рога        о звоне колокольчика

5. Какой приём использован Ф. Тютчевым в примерах «солнце смотрит», «принахмурилась земля», «солнце раз ещё взглянуло/ Исподлобья на поля»?

 Эпитеты     олицетворения     сравнения      антитезы

 

 

ФИ _________________________________класс_________дата_______________

1.                  Какой художественный приём использован Ф. Тютчевым в примерах «ветра тёплого», «дальний гром», «синей молнии», «пламень белый и летучий», «смятенная земля»?

Олицетворения          сравнения          метафоры           эпитеты

  1. Кого Ф. И. Тютчев в стихотворении «С поляны коршун поднялся» называет «царем земли»?

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли!..

                                                            Орла             человека              коршуна              императора

  1. О чём размышляет поэт в стихотворении «С поляны коршун поднялся...»?

о хищной птице            о явлении природы        о любви           о человеке и природе

4. В стихотворении Ф. Тютчева «Листья» «иглы сосен и елей» противопоставлены листьям. Как называется приём противопоставления в художественном произведении?

 Антитеза        синонимы             сравнение          метафора

5. В стихотворении Ф. Тютчева «Листья» листья предстают как живые существа, которые чувствуют и мыслят, от их имени ведётся рассказ. Как называется этот приём изображения?

Сравнение             олицетворение            гипербола            антитеза


Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 6-ом классе № 41

Урок литературы в 6-ом классе № 41

Итак, вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Итак, вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения

Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения

V. Этап открытия нового знания

V. Этап открытия нового знания

Работа с текстом стихотворения

Работа с текстом стихотворения

Каким мы видим лирического субъекта стихотворения?

Каким мы видим лирического субъекта стихотворения?

VII . Этап включения в систему знаний

VII . Этап включения в систему знаний

Приложение 1 ФИ ________________________________________класс__________дата_______ 1

Приложение 1 ФИ ________________________________________класс__________дата_______ 1

ФИ _________________________________класс_________дата_______________ 1

ФИ _________________________________класс_________дата_______________ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020