Урок литературы в 6-ом классе № 42.
Дата _______________________
Тема: А.А. Фет. "Учись у них - у дуба, у берёзы..." Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.
Цель урока: формирование представления об А. А. Фете как великом русском поэте, развитие интереса к поэтическому творчеству Фета; проникновение в художественный мир поэта.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
· познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве А. А. Фета как великого русского поэта; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
· ценностно-ориентированная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям А. А. Фета; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской культуры; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;
· коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;
· эстетическая сфера: определять художественные функции произведений.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
· познавательные: отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике;
· регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; оценивать свои достижения на уроке;
· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Основные понятия: стихотворение, тема, идея, автор, стихотворный размер, лирический герой, олицетворение, аллегория, эпитет.
Методические приемы: беседа, слово учителя, просмотр видеоряда, индивидуальная работа, прослушивание стихотворений.
Оборудование: портреты писателя, иллюстрации к произведениям, приложения, компьютер, проектор, экран, видео.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Структура урока
I. Этап мотивации.
Цель этапа: Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть. А сейчас посмотрите, пожалуйста друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха!
- Итак, вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
Критерии оценивания.
Индивидуальная работа.
Устная работа на уроке.
Критерии оценивания работы на уроке:
«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.
«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.
«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.
«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях.
II. Этап актуализации знаний.
Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Индивидуальная работа. Приложение 1.
Коллективная работа.
Проверка домашнего задания
- Дома вы по желанию могли нарисовать иллюстрации к стихотворению «Еще майская ночь…», посмотрим, что у вас получилось.
- Те, кто выучили стихотворение наизусть, могут рассказать после урока.
Беседа
- Вспомним, какое образование получил А.А. Фет? (немецкая школа-пансион в г. Верро (ныне Эстония), словесное отделение философского фак-та Московского ун-та).
- Назовите современников Фета, известных литераторов середины XIX века? (Тургенев, Некрасов, Толстой).
- Как назывался первый сборник стихов Фета? (сборник «Лирический пантеон». Пантеон – здание, место погребения великих деятелей).
- В чём заключается особенность лирики поэта? (Человек устремлён к гармонии и красоте. Поэт стремится выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение).
- А.А. Фет сотрудничал журналами: «Отечественные записки», «Москвитянин»,
автор входил в журнал «Современник».
- А с какими стихотворениями А. А. Фета вы знакомы? Сможете узнать их?
1. Мороз и солнце- день чудесный… (Пушкин)
2. Какая ночь! На всём такая нега!
Благодарю, родной полночный час… (Фет)
3. Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром… (Есенин)
- О чём эти стихотворения? (О природе)
- К какому виду лирики принадлежат стихотворение? (К пейзажной).
- Что такое пейзаж? (От фр. страна, местность, картина природы).
III. Этап выявления места и причины затруднения.
Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.
- На стр. 207 прочтите название ещё одного стихотворения А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Что пришло вам в голову? (Чему и как можно учиться у деревьев?) Предположите, чему же можно учиться?
IV. Этап целеполагания.
Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
- Сформулируем тему урока. А.А. Фет. "Учись у них - у дуба, у берёзы..." Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.
-Какие слова в теме урока вам непонятны? (Естественный, мерило, нравственность)
Естественность- это натуральность, простота, неподдельность.
Мерило- мера, критерий.
Нравственность- система правил поведения личности, необходимых для жизни в обществе. («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
Давайте подумаем, что мы будем сегодня делать на уроке. (узнать смысл стихотворения и как Фет его передал).
V. Этап открытия нового знания.
Цель этапа: изучение темы урока.
Слово учителя
- Начнем с истории создания стихотворения.
В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. В этом году был опубликован первый выпуск сборника стихов «Вечерние огни». Это был период, когда он много писал – и одним из стихов стал “Учись у них – у дуба, у березы”, написанный в последний день уходящего года. Это произведение, как отмечают биографы”, было буквально вырвано из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. При этом в печать стихотворение попало только в 1885 году.
Не так уж часто бывает известно точное время написания стихотворения. В случае с «Учись у них…» нам повезло.
- Как вы думаете, какова же точная дата написания?
31 декабря 1883 года
- Есть ли в этой дате нечто символичное?
Да, последний день в году. Не только празднование Нового года, но и подведение итогов, размышление о пройденном пути, особенно если за плечами полная трудностей и испытаний жизнь.
- Хотите познакомиться со стихотворением?
Прослушивание стихотворения.
Беседа по прослушанному с элементами анализа.
- Какие чувства вызвало у вас прослушанное стихотворение?
- На какие части можно поделить стихотворение? Какова его композиция? (две части: первая – о зиме, а вторая – о весне, причём вторая часть противопоставлена первой и начинается с союза НО. Такое изобразительное средство, как мы помним называется антитезой.)
- О чем же размышляет поэт? (О том, как тяжело преодолевать трудности и невзгоды, что нужно быть мужественным).
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Грусть, страх, но при этом восхищение мужеством природы, стремление учиться у нее мужеству и достоинству).
- С помощью каких картин и образов передает свои мысли и чувства? (Картина зимнего леса. Образы снежной холодной вьюги и деревьев, стойко и безропотно переносящих зимние страдания).
- К какому виду лирики можно отнести это стихотворение? (Пейзажная, философская).
- Это типично для Фета?
- Да, человек и природа в постоянном взаимодействии и бесконечном отражении друг друга, развиваемая поэтом на протяжении всего творческого пути идея.
- С помощью каких художественно-выразительных средств Фет сопоставляет жизнь человека и природы? (Олицетворения – метель рвет листы, метель все злей, холод хватает за сердце, деревья молчат, на них застыли слезы).
- Почему именно деревья становятся героями Фета? (Они неподвижны, не имеют возможности, в отличие от птиц, животных, укрыться, спрятаться, защититься, уклониться от испытаний. Они мужественно сносят все, что уготовано судьбой).
- Почему именно дуб и береза? Чтобы ответить на данный вопрос предлагаю познакомиться с материалом об этих деревьях. Первый вариант читает о дубе, второй – о березе. Приложение 2.
Дуб - Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.
В библейской традиции дуб — символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб — эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели.
Береза – символ женского начала, Береза близка к понятию белой (древнерусское название «березозол»). Березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь. Запах березы излечивает от меланхолии. Из березовой коры изготавливаются обереги. На зеленые святки береза раньше других деревьев покрывалась зелеными листьями (символ весны).
У восточных славян береза являлась священным деревом; некоторые данные свидетельствуют о том, что она отождествлялась с мировым древом. У славян береза нередко персонифицируется в облике девушки, что, возможно, связано с цветом ствола (белый – символ невинности и чистоты).
Во время весеннего праздника Семика в селение вносили березу с распустившейся листвой; девушки надевали венки из веток березы.
Наряду с дубом береза – одно из самых почитаемых деревьев у славян. Является символом света, чистоты, женственности, олицетворением русской природы.
- Как называется данный прием? (Аллегория: Дуб и береза олицетворяют образы людей).
- С помощью каких средств выразительности передано состояние лирического субъекта и деревьев? (Эпитеты - жестокая пора, лютый холод, скорбящая душа).
- Что становится в стихотворении воплощением надежды? (Весна, которая придет на смену зиме).
- Как понять слова «Её промчится гений, опять теплом и жизнию дыша»
ГЕНИЙ¹: В древнеримской мифологии:
дух - покровитель человека, позже - вообще олицетворение добрых или злых сил.
Добрый гений ”тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н.
благотворное влияние”. Злой гений
- ГЕНИЙ²:
высшая творческая способность
Литературный гений Толстого.
- ГЕНИЙ³:
человек, обладающий такой способностью
Творения гениев.
- Чему же нужно учиться у природы, по мнению Фета? (Мужеству, стойкости, преодолению уныния, умению надеяться на лучшее, не терять достоинства и не отчаиваться в период жизненных невзгод и испытаний).
VI. Этап первичного закрепления.
Цель этапа: умение ориентироваться в своей системе знаний; применение нового знания в типовых заданиях.
- Определите стихотворный размер и способ рифмовки.
__ ___/ ___ ____/ ___ ___ /___ __/__ ___/ ямб
Как определить способ рифмовки
Созвучие окончаний стихотворных строк называется рифмой. По-гречески слово «рифмос» обозначает «стройность, соразмерность». Рифмы бывают разными.
П е р е к р ё с т н а я – когда рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. Схема рифмовки: АБАБ
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
П а р н а я – рифмуются две строки подряд. Схема рифмовки: ААББ
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой…
К о л ь ц е в а я, или о п о я с ы в а ю щ а я – рифмуются первая и четвертая строки. Схема рифмовки: АББА
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Рифмовка перекрестная
VII. Этап включения в систему знаний.
Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.
- Обратимся к вступительной статье перед стихотворением (стр. 207). Проверим наши предположения, соответствуют ли они мнению авторов учебника.
- Как вы понимаете выражение «в параллель»?
- Давайте попробуем доказать, что жизнь природы параллельна жизни человека: в них много похожего, но они не пересекаются. Нарисуем 2 параллельные прямые. Выпишем то, что приходится испытывать деревьям.
А теперь попробуем найти в жизни человека похожие ситуации.
Жизнь природы |
Жизнь человека |
|
Бури Грозы Метели Холода |
Ссоры Измена Предательство Сплетня Одиночество Развод Болезнь |
|
Треснула кора Застыли слёзы Болит душа Холод в сердце |
Слёзы Переживания Душевная боль Обида Болит сердце Разочарование Злость Гнев |
- В стихотворении от такой жизни «Треснула, сжимаяся, кора». А что в жизни человека от таких жизненных бурь бывает?
- Что мы доказали с помощью нашей таблицы? (жизнь природы похожа на жизнь человека, поэтому у неё можно учиться.)
- Но чему учит поэт? В какой строке даёт Фет ответ на этот вопрос? «Они молчат; молчи и ты!»
- Проведите параллель с жизнью человека. (Не плачь, не расстраивайся, не жалуйся, скрепи своё сердце, мужественно и стойко вынеси все страдания. И тогда придёт избавление от жизненных бурь и невзгод, придёт весна, станет тепло в природе и тепло на душе. Все невзгоды когда-либо заканчиваются, и в душе наступает облегчение)
VIII. Этап подведения итогов урока.
Цель этапа: подведение итогов урока.
- Чем является для человека природа, по мнению поэта?
Примером для подражания. В ней можно черпать вдохновение и силы в трудные периоды жизни.
- Сам Фет испытал в жизни много трудностей, но смог выстоять, этому учит и читателя.
- В каких ситуациях вы бы посоветовали своему другу прочитать это стихотворение?
- Как бы вы прочитали его, чтобы поддержать своего друга?
Выразительное чтение стихотворения.
IХ. Этап рефлексии и оценивания.
Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.
- Достигли ли мы поставленной цели?
«Я оцениваю свои знания на … потому что…»
Критерии оценивания работы на уроке:
«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.
«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.
«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.
«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях
X. Этап ознакомления с домашним заданием.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Приложение 2.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
Источники
https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-na-temu-chelovek-i-priroda-v-stihotvorenii-a-a-feta-uchis-u-nih-u-duba-u-berezi-3727681.html
https://multiurok.ru/index.php/files/otkrytyi-urok-po-literature-a-a-feta-uchis-u-nikh.html
https://univerfiles.com/2493566
-Какие пословицы созвучны с идеей стихотворения?
(Терпение даёт умение. На хотенье есть уменье. Терпя в люди выходят. Час терпеть, а век жить. Терпи, казак, атаманом будешь. Бог терпел, да и нам велел. Всякое дело терпеньем одолеть можно. Терпение приносит спасенье. Есть терпенье – будет и уменье. Не везде сила: где уменье, а где и терпенье. К большому терпенью придёт и уменье. (Русские пословицы).
Терпеливость – ограда умного. Терпенье – ключ к победе. Терпение горько, но плод его сладок. Несдержанность – глупость, терпение – мудрость. У кого разум, у того и терпение. Кто терпеть умеет, тот и плов ест. (Татарские пословицы).
Приложение 1
ФИ ________________________________________класс__________дата_______
1.Какую фамилию должен был носить Фет по отцу?
А. Шаповалов Б. Шенгин В. Пеншин Г. Шеншин
2. В какое учебное заведение поступил Фет после школы?
А. В Гамбургский университет Б. В Санкт-Петербургский университет
В. В Рязанский университет Г. В Московский университет
3. Выберите стихотворение, которое не принадлежит Фету.
А. «Ель рукавом мне тропинку завесила...» Б. «Листья» В. «Еще майская ночь»
4. Художественное, образное определение-это…
А) Антитеза Б)Эпитет В)Аллитерация
5. Перенесение качеств живого существа на неодушевленные предметы, это-
А)Ассонанс Б)Эпитет В)Олицетворение
ФИ ________________________________________класс__________дата_______
1. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака, при помощи союзов как, будто, точно, словно, будто, это..
А)Олицетворение Б)Сравнение В)Антитеза
2. Противопоставление-это…
А)Сравнение Б)Антитеза В)Ассонанс
3. Гипербола – это ________________________________________
4. Подчеркните стихотворение Ф.И. Тютчева:
«Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Учись у них - у дуба, у берёзы…»,
«Неохотно и несмело…», «Ещё майская ночь».
5. О чувствах лирического героя, который оказался один в лесу, рассказывается в стихотворении: «Листья», «С поляны коршун поднялся…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…».
ФИ _________________________________класс_________дата_______________
Найдите стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья» и ответьте на вопросы.
1. Какие деревья автор упоминает в стихотворении?
Сосны и ели Дубы и тополя Ивы и берёзы
2. Во что укутываются деревья во время сна?
В снега и метели Во льды и капели В зиму и бури
3. С каким животным автор сравнивает зелень деревьев?
С ежом С лягушкой Со змеёй
4. Каким автор называет лето? Зелёным красным румяным
5. Как автор называет листья?
Легкое племя Временные гости Зелёные туристы
ФИ _________________________________класс_________дата_______________
«Неохотно и несмело…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…»,
«Учись у них - у дуба, у берёзы…», «Листья».
а) «С поляны коршун поднялся…» б) « Листья» в) «Неохотно и несмело…»
3. В какой усадьбе родился Ф. И. Тютчев?
Овстуг Брянского уезда Авгрид Орловского уезда Санрей Тверского уезда
4. Кто был воспитателем и наставником Ф. И.Тютчева?
Гаев Раич Петров
5. В стихотворении «Неохотно и несмело солнце смотрит…» описано явление природы. Какое? метель рассвет гроза снегопад
Приложение 2.
Дуб - во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.
В библейской традиции дуб — символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб — эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели.
Береза – символ женского начала, Береза близка к понятию белой (древнерусское название «березозол»). Березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь. Запах березы излечивает от меланхолии. Из березовой коры изготавливаются обереги. На зеленые святки береза раньше других деревьев покрывалась зелеными листьями (символ весны).
У восточных славян береза являлась священным деревом; некоторые данные свидетельствуют о том, что она отождествлялась с мировым древом. У славян береза нередко персонифицируется в облике девушки, что, возможно, связано с цветом ствола (белый – символ невинности и чистоты).
Во время весеннего праздника Семика в селение вносили березу с распустившейся листвой; девушки надевали венки из веток березы.
Наряду с дубом береза – одно из самых почитаемых деревьев у славян. Является символом света, чистоты, женственности, олицетворением русской природы.
Приложение 3.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
По выбору. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Учись у них – у дуба, у березы…» или выучить его наизусть, а можно подобрать пословицы и поговорки, которые созвучны данному стихотворению.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.