Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Премудрая школа жизни в рассказе М.М. Зощенко «Не надо врать»
Оценка 5

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Премудрая школа жизни в рассказе М.М. Зощенко «Не надо врать»

Оценка 5
docx
27.05.2024
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Премудрая школа жизни в рассказе М.М. Зощенко «Не надо врать»
Конспект Не надо врать.docx

Тема урока «Премудрая школа жизни в рассказе

 М.М. Зощенко «Не надо врать»

Цель: продолжить знакомство с творчеством М. Зощенко, с героями, их характерами, понять их мысли и чувства, открыть для себя важную истину - не надо врать; обогатить свой жизненный опыт.

Задачи урока:

Образовательные:

1.      Закрепить знания учащихся по теме, развивать умение анализировать текст художественного произведения.

2.      Учить школьников делать обобщения на основе имеющихся фактов, выделять главное и существенное.

3.      Способствовать развитию познавательной активности учащихся.

4.      Отрабатывать навыки выразительного чтения эпического текста.

Развивающие:

1.      Способствовать развитию устной и письменной речи детей; памяти, внимания, воображения.

2.      Развивать у школьников умение выступать перед аудиторией, владеть вниманием слушателей.

3.      Развивать способности к самостоятельному труду.

Воспитательные:

1.      Прививать учащимся любовь к вдумчивому чтению, умение получать радость от общения с книгой.

2.      Способствовать обогащению жизненного опыта учащихся, развитию интереса к вопросам общения и взаимодействия людей друг с другом.

3.      Воспитывать доброе отношение к людям, учить справедливости.

4.      Формировать интерес к дальнейшему изучению жизни и творчества М.М. Зощенко.

Планируемые результаты: 

Личностные: формирование ценностной сферы ученика в ходе работы с ценностными понятиями «правда», «ложь»; воспитание любви к литературе; научить готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:  

Регулятивные  УУД:

Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале.

Обучающийся получить возможность научиться: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД: получить возможность научиться основам рефлексивного чтения, ставить проблему, аргументировать, самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.

Коммуникативные УУД: научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре, группе; оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом.

Предметные: владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное произведение: определять тему и главную мысль произведения, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выразительно читать, передавая личное отношение к произведению; пересказывать прочитанное произведение, используя выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению; участвовать в диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного: владеть начальными умениями использовать словари, в том числе в электронной форме.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: выставка книг М. М. Зощенко, компьютер, аудиозапись рассказа М. Зощенко, проектор. лист самооценки, карточки с заданиями.

 Приемы: аналитическая беседа,  «Сундучок вопросов»,  «Корзина идей» «Чтение с остановками», работа с иллюстрациями к рассказу, «Продолжи предложение»,синквейн.

Формы работы: работа в парах, работа в группах, индивидуальная

Методы: словесный, поисковый, проблемный

Подготовительная работа: подготовка инсценировки отрывка, работа со словарём

Сценарий урока

          Организационный момент. Создание положительной эмоциональной атмосферы.

    - Пусть каждый лучик солнца заглянет к нам в класс, обогреет своим теплом, придаст сил и уверенности в знаниях, поддержит радостное настроение. Выберите смайлик своего настроения и покажите друг другу.

(слайд 2)

І. Мобилизация

   Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности

 Сейчас я предлагаю вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. В Сундучке возьмите свой вопрос (прием «Сундучок вопросов»)

1.      Какое произведение мы читали на предыдущем уроке? Кто автор?

2.      В какую нелепую ситуацию попали герои? Прокомментируйте эпизоды из фильма. /продали галоши гостей/ 

3.      Как повела себя Лёля? (Лёля, старшая сестра, манипулировала младшим братом, она должна была быть облечена долею ответственности, а она подстрекает. Предлагать такие затеи неправильно со стороны Лёли).

4.      Какие слова сказал папа? (Что может быть хуже вранья?)

5.      Какую мораль вынес герой? Какой урок он запомнил на всю жизнь? Зачитайте из тетради.

Вывод: финал рассказа «Калоши и мороженое» - выводы взрослого Миньки, которые он каждый раз вспоминал. Это важное знание, урок по жизни.

Послушайте стихотворение Григория Остера (рассказывает Бурда Каролина)

Если вы гуляли в шапке,
а потом она пропала, –
не волнуйтесь, дома маме
можно что-нибудь соврать.
Но старайтесь врать красиво,
чтобы, глядя восхищённо,
затаив дыханье, мама
долго слушала враньё.

- О чём говорит автор? (даёт совет)

- Хороший ли совет, дельный? Вы его принимаете? Почему? (Нет, тайное всегда становится явным)

Вывод: Жизнь постоянно даёт уроки, и от того, что мы выносим из этих уроков, зависит наше счастье, наши успехи. М. Зощенко деликатно подсказывал и советовал детям не кем быть, а какими быть. Зощенко не столько учит, сколько дает советы, как правильно жить. 

Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Михаила Зощенко, в котором он даёт совет: «Не надо врать».

Я приглашаю вас в школу М. Зощенко, в Премудрую школу жизни (слайд 2 Запишите тему урока «Премудрая школа жизни в рассказе М. Зощенко «Не надо врать» слайд 3

  Что такое школа? (Лексическая работа по Толковому словарю Ожегова) Знакомят лексикологи слайд 4

   1. Учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения. Государственные, частные школы. Общеобразовательная ш. Начальная, средняя ш. Вечерняя ш.

2. Выучка, достигнутый в чём - нибудь опыт, а также то, что даёт такую выучку, опыт. Школа жизни.

3. Направление в области науки, искусства. Репинская школа в живописи. Создать свою школу в науке.

Каким понятием из предложенных в словарной статье мы будем оперировать на уроке? (Выучка, достигнутый в чём - нибудь опыт, а также то, что даёт такую выучку, опыт. Школа жизни).

Вывод: Правильно, нам необходимо выучить уроки жизни. Нам важны уроки в той школе жизни, в школе-здании- ведь это большой период вашей жизни, и рассказ Михаила Зощенко «Не надо врать» нам поможет понять, как урок в школе-здании стал уроком жизни.

 

ІІІ. Целеполагание

 

Какой жизненный опыт мы можем получить? Чему мы должны научиться? Что мы должны взять в процессе постижения трудностей школы жизни?

Какую учебную задачу можем спланировать? (приём «Корзина идей») Спрогнозируйте, используя опорные слова.

Слайд 5

Продолжить знакомство с … (творчеством М. Зощенко, лучше узнать героев, их характеры, понять их мысли и чувства)

Открыть для себя важную истину (не надо врать)

Обогатить свой (жизненный опыт)

Ребята, вы помните, что вы объединились в группы. Сегодня на уроке это классы (Класс философов, Класс театралов, Класс лексикологов, Класс риторов). Класс театралов и Класс лексикологов готовили пропедевтическое задание – инсценировки и работали со словарями. У вас на партах лежат страницы классного журнала. Заполнять будете по ходу работы.

ІІІ. Осознание недостаточности имеющихся знаний 

Аналитическая работа по произведению (Прием «Чтение с остановками»). Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает размышление, прогнозирование.

Читают учитель и Класс риторов.

Откройте рассказ «Не надо врать»

Читает учитель 3 абзаца

 

О ком говориться в этой части? (О мальчике, которому было 8 лет и который ходил в гимназию).

- Ребята, а что значит ходил в приготовительный класс? (Ходил на подготовку.)

- Приготовительный класс – это класс в дореволюционном среднем учебном заведении.

- А как вы понимаете слово гимназия? (Среднее учебное заведение.)

- Ребята, вам трудно было в 1 классе. Что было трудно? Много ли он знал? А вы всё знали о школе?

- Это очень сложное время. Какая фраза подтверждает?

(Словарная работа ведется по ходу всего урока)

Приготовительный класс -классы стали учреждаться в гимназиях, где преподавались русский язык, арифметика, чистописание.

Спрошенный тот, кого спросили.

Ходил как в тумане – ходил, не понимая ничего.

Чернила – жидкий краситель, пригодный для письма.

Досада – чувство обиды, раздражения в связи с чем-то неприятным.

Вставочка – перьевая ручка, которая писала чернилами и имела сменные перья.

Свихнулся — сошёл с ума.

Недоразумение - ошибочное, неполное понимание; то, что произошло в результате такого непонимания.

Продолжает Класс театралов. (3 и 4 абзацы). Автор тихонько читает.

- Актеры сами спрогнозировали ситуацию. Получилось у них?

- Знакомая ситуация?

- Кто-то узнал себя? В ком? В Миньке? В мальчиках позади?

- Как вы понимаете смысл слова вставочка. (Раньше, еще в дореволюционное время, писали не ручками, как мы сейчас с вами это делаем, а металлическими перьями и чернилами, и это перо вставлялось в деревянную палочку.)

- Как вы считаете, правильно ли поступали мальчики по отношению к нему? Можно ли так себя вести по отношению к другому человеку? И можно ли так себя вести на уроке? (Ответы детей.)

Вывод: по причине одной невинной детской шалости произошёл целый ряд событий. Думаю, эта ситуация стала важным уроком для вас: нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся, каковы могут быть неожиданные последствия наших, казалось бы, невинных поступков.

 

У нас есть минутка до урока, на который придет Минька. Что вам поможет встретить новый день и Миньку?

 Физкультминутка

Ножками потопали, ручками похлопали, головушки повернули направо, налево, улыбнулись друг другу, солнышку, миру, садитесь.

Продолжают читать дети  «А на другой день…..После уроков…»

 

- Кто виноват, что мальчику так и не удалось рассказать это стихотворение? Перекладывает ли он ответственность на кого-то?

- Как вы понимаете смысл слова ошеломленный? (Растерянный, находящийся в состоянии крайнего удивления, замешательства.)

- Как вы понимаете смысл слова лепетать? (Бессмысленный набор звуков и слогов.)

- Почему мальчику так и не удалось рассказать это стихотворение? И как вы понимаете словосочетание «хронический насморк»? (Заболевание, которое не лечится.) Он даже физически слаб.

- Как отреагировал класс и учитель на прочитанное мальчиком стихотворение? (Ответы детей.)

- Как ведет себя мальчик, когда учитель поставил ему единицу в дневник.

- Что чувствует Минька?

Вывод: Минька ни разу не оправдался, принял как данность, он не снимает с себя ответственности. Это поступок взрослого человека.

Выступить желают «театралы»: диалог Миньки и Лёли

- Ребята, почему именно этот отрывок выбрали для инсценизации?

- Как отреагировала Леля на плохую отметку брата?

- Как ведет себя Минька во время разговора с Лелей? 

- А как ведет себя Леля во время разговора с братом? Какие советы она ему дает? И правильно ли она поступает? (Ответы детей.)

Вывод: Полярность позиции брата и сестры: в ответ Минька не соглашается на враньё.

Ребята, предположите дальнейшее событие.

Читают дети дальше  

- Что сказал Минька своему отцу по поводу дневника?

- Как повела себя Леля, узнав, что Минька пришел домой без дневника? (Заговорщически посмотрела и подумала, что он сделал по ее задумке)

«На другой день…»

- Что сделал учитель, когда узнал, что Минька потерял свой дневник? (Он выдал ему новый дневник.)

- Стояла ли в новом дневнике оценка? (неотвратимость наказаний, степень наказания возрастает)

- Какие чувства испытывал Минька, когда увидел снова плохую отметку в дневнике? (негативная эмоция: досада и рассердился)

- Что он с ним сделал? (Момент уничтожения второго дневника - выбрасывание ненавистной тетрадки за школьный шкаф. Переломный момент, когда мальчик сознательно ступает на путь вранья).

- Что сделал учитель, когда узнал, что Минька потерял свой дневник второй раз? (Выдал еще один, и кроме единицы по русскому языку, он вывел двойку по поведению.) проблема не уходит

 «Когда я встретился с Лелей….кто-то позвонил»

- Вы согласны с Лелей, что если временно заклеить страницу, то это не будет враньем? Послушал ли сестру Минька? (Какой совет изумительный)

 

Предположите дальнейшее событие.

 

 «Пришла какая-то женщина…»

Кто принес дневник, который Минька потерял в саду? (Так неожиданно может открываться правда. Вы не знаете, в образе кого она к вам придет).

- Как вы думаете, почему после прихода женщины папа не стал кричать? (Ответы детей.)

- Что сказал папа Миньке? Найдите и прочитайте его обращение к сыну. (важный урок!)

- Как выглядел Минька, когда его обман раскрылся?

- В чем и почему Минька еще признался отцу? (потому что есть совесть)

- Как папа отреагировал на признание Миньки и что он ему сказал? Что значит папа просиял? (Неожиданная реакция папы. Стал радостным от того, что сын признал вину и все рассказал.)

- За что «это» папа подарит фотоаппаратик?

- Оправдались ли ожидания Лели? Почему папа рассердился на Лелю? Найдите доказательство в тексте. (Очень печально, но Лёля действительно не поняла, хотя старшая сестра)

- Как вы понимаете смысл слова свихнулся? (Сошел с ума.)

- На что надеялся учитель, ведя этот разговор?

- Как отреагировал на слова учителя папа? Что он ответил ему? (Папа любит сына, ответил с любовью и гордостью)

- Как повел себя учитель после таких слов папы? (Ответы детей.)

- Как вы понимаете смысл слова недоразумение? (Ошибочное, неполное понимание; то, что произошло в результате такого непонимания.)

- Как вы думаете, чувствовал ли Минька за собой вину, когда услышал разговор учителя и папы?? Почему плакал? Какие это были слёзы? (Слёзы раскаяния- слёзы освобождения от груза, который давил на него.)

- Какой урок вынес Минька из этой истории? Найдите доказательство в тексте и прочитайте.

Правду говорить легко и приятно

Вывод: Школа, уроки, одноклассники преподносят свои уроки… Детские шалости приводят к печальным последствиям. Этот момент стал для Миньки первым жизненным испытанием. К его чести, он с ним справился, а другой мог бы сломаться. Мы в ответе за шалости. Помните, нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся и какие будут последствия.

IV.  Коммуникация

Давайте проследим по тексту, какими словами Зощенко показывает раскаяние Миньки. Проследим «лестницу покаяния» Миньки. 

Работа в парах слайд 6

- Найдите и запишите, какие эмоции пережил Минька:

1) после получения «1» (обида – заплакал, не знал, что за это бывает)

2) после того, как учитель выдал новый дневник (досаду и так рассердился)

3) после того, как папа получил дневник от незнакомой женщины, которая нашла его в парке. (стыд – стоял как рак красный, мне было совестно)

4) после прихода учителя (стыд – горько заплакал)

- Как вы думаете, говорить правду всегда трудно? 

Вывод: мудрость жизни - говорить правду всегда нелегко, но это необходимо для своего же блага.

V. Взаимопроверка, взаимоконтроль

Работа с иллюстрациями к рассказу. (Взаимопроверка)

Учащиеся предполагают, к какому эпизоду относится картинка, устанавливают последовательность Слайд 7

1.

 https://i2.wp.com/nukadeti.ru/content/images/essence/tale/812/1963.jpg

2.

https://i0.wp.com/nukadeti.ru/content/images/essence/tale/812/1962.jpg

3

https://i2.wp.com/nukadeti.ru/content/images/essence/tale/812/1965.jpg

4

Не надо врать 5

5

https://i0.wp.com/nukadeti.ru/content/images/essence/tale/812/1964.jpg

6

https://i1.wp.com/nukadeti.ru/content/images/essence/tale/812/1966.jpg

7

http://cdn01.ru/files/users/images/38/5a/385a785e57cf745c2a1238b71a681ae2.jpg

Обменяйтесь тетрадями и оцените работу

Ответ 2153764  Слайд 8

Для того чтобы подвести итог нашего урока, я предлагаю вам использовать прием  «Синквейн» (Составление синквейна о главных героях рассказа в классах) Слайд 9

Минька (Лексикологи)

Лёля (Риторы)

Происшествие (Театралы)

Папа (Философы)

Прочитайте получившееся, оцените себя.

- А теперь вспомните все то, о чем мы сегодня говорили. Какие важные уроки вы усвоили в премудрой школе жизни М.Зощенко?

Вывод: Надо всегда поступать по совести. Что бы ни случилось в вашей жизни, нужно найти смелость, чтобы рассказать правду. Тайное всегда становится явным.  

 - Какую фразу этого рассказа можно назвать его главным уроком? Говорить правду «трудно, но зато … на сердце весело и спокойно». (Читают и выписывают из текста). Постарайтесь это запомнить. Слайд 10

 

VI. Рефлексия (с включением самооценки и взаимооценки работы на уроке)

  - Оцените, пожалуйста, свою работу на сегодняшнем уроке по данным критериям. В страничке классного журнала поставьте себе оценку (Слайд 19)

Слайд 11

Страничка классного журнала обучающего(й)ся __________________________

5 б.

Чувствовал себя комфортно, тема интересная, работал без ошибок.

4 б.

Мне было уютно, рассказ понял, но 1-2 ошибки все же допустил.

3 б.

Я не до конца осмыслил прочитанный рассказ, допускал много ошибок.

2 б.

Тема меня не затронула, поэтому я и не пытался ее понять.

Кому из своих товарищей вы бы поставили за урок «отлично»?

Разместите оценки в своем классе в Премудрой школе жизни (спикер группы).

- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (обсудить содержание прочитанного рассказа). Выполнили ли мы её?

Домашнее задание.

1. Написать в тетради мини – сочинение  о своих поступках, которые вас чему - то научили.

2. Подготовить пересказ на тему «Отрывок, поразивший меня больше всего».

 

Слайд 13

Закончите урок одним из предложений (приём «Продолжи предложение»):

     Урок привлек меня тем …

     Я задумался о …

     Хотелось бы поблагодарить …

 


 

Тема урока « Премудрая школа жизни в рассказе

Тема урока « Премудрая школа жизни в рассказе

Предметные: владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное произведение: определять тему и главную мысль произведения, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выразительно читать,…

Предметные: владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное произведение: определять тему и главную мысль произведения, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выразительно читать,…

О чём говорит автор? (даёт совет) -

О чём говорит автор? (даёт совет) -

Аналитическая работа по произведению (Прием «Чтение с остановками»)

Аналитическая работа по произведению (Прием «Чтение с остановками»)

Ножками потопали, ручками похлопали, головушки повернули направо, налево, улыбнулись друг другу, солнышку, миру, садитесь

Ножками потопали, ручками похлопали, головушки повернули направо, налево, улыбнулись друг другу, солнышку, миру, садитесь

Предположите дальнейшее событие

Предположите дальнейшее событие

Вывод: мудрость жизни - говорить правду всегда нелегко, но это необходимо для своего же блага

Вывод: мудрость жизни - говорить правду всегда нелегко, но это необходимо для своего же блага

Обменяйтесь тетрадями и оцените работу

Обменяйтесь тетрадями и оцените работу

Какую фразу этого рассказа можно назвать его главным уроком?

Какую фразу этого рассказа можно назвать его главным уроком?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2024