Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"

Оценка 4.8
Документация
docx
музыка
4 кл
18.11.2019
Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"
Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"
4 кл. Композитор- имя ему - народ.docx

Методическая разработка урока музыки  в 4 классе

Тема  урока: «Композитор - имя ему народ».

 

Провела: Еськова Ирина Васильевна,

 учитель музыки высшей категории

МБОУ «Обоянская СОШ №1» Курской области

 

Тип урока: урок открытия нового знания и закрепления пройденного материала.

Цель урока: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному  наследию нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить представления детей о разнообразии  и особенностях жанров русской народной песни;  - выявить связь русской народной песни с  жизнью и бытом русского человека;

-познакомить детей с обрядовыми весенними песенками-закличками.

Развивающие:

-закреплять навыки хорового и сольного  исполнительства;

-развивать навыки монологической речи

-формировать у учащихся способности к самостоятельному  анализу музыкального произведения;

Воспитательные:

-повышать уровень музыкальной культуры, на примере  русских народных песен;

-формировать  духовно-нравственные качества личности, чувства гордости и уважения к историческому и культурному   наследию своей страны.

УУД

Регулятивные:  самостоятельно определять мелодику народной музыки.

Познавательные:  различать народную и композиторскую музыку.

Коммуникативные:  выполнение творческого задания.

 

Ожидаемый результат:

1.     Иметь представление о роли народной песни в жизни человека.

2.     Уметь выявлять характерные интонации и ритмические особенности народных песен.

3.     Владеть навыками сольного, ансамблевого и коллективного исполнения вокальных образцов фольклорной музыки.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 4 класс» - М. :Просвещение, 2016.

Музыкальный материал:

Русский хоровод. «Березка». Р.н.п. «Ах, ты степь широкая».  Р.н.п. «Вниз по матушке по Волге».

Р.н.п. «Эй, ухнем» (припев).  Р.н.п. «Тонкая рябина».  Р.н.п. «Лён зеленой».  Р.н.п. «Ой, кулики, жаворонушки».   Р.н.п. « На горе-то калина».  Обработки р.н.п. в исполнении ансамбля В.В.Андреева.

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр, бубны, ложки, трещётки.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Структура урока:

I. Организация учащихся на урок.

II. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

III. Работа над новым материалом.

IV.Вокально-хоровая работа.

V. Кульминация урока.

Ход урока:

I  Организация учащихся на урок.

Вход под музыку. Звучит русский хоровод «Березка».

- Под какую музыку мы вошли?    Какой оркестр звучал?

(Под русскую народную мелодию.  Звучал оркестр русских народных инструментов).

- Для чего нам нужно изучать русские народные песни?

- Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны.

- Сегодня  на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыке,  вспомним особенности жанров русских народных песен.                               

Ты откуда русская появилась музыка?

То ли в поле чистом? То ли в лесе мглистом?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе иль радость?

Как ты появилась, с самого начала?

В чьём ты сердце билась?

В ком ты зазвучала?

Пролетали  утки - уронили дудки.

Пролетали гуси - уронили гусли,

Их весною вешней нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились.  (Геннадий Серебряков).

-В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших  времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Русская народная песня  на протяжении всей жизни сопровождала человека.

II. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

Слайд №2.

- Перечислите,  какие русские народные песни вы знаете, какие народные песни исполняются в вашей семье?

-Сейчас проведем музыкальную викторину.

(Звучит мелодия  песни «Ах, ты степь широкая»)

- Какая песня прозвучала?

- Какой жанр песни?

- Какие особенности у таких песен?

Давайте исполним 1 куплет этой замечательной русской народной песни.

 (Звучит мелодия песни «Вниз по матушке по Волге»).

Слайд №3.

- Какая песня прозвучала?     В каком ладу написана?

Давайте пропоём её на звук «о».

- Как вы думаете, почему мелодия такая грустная?  ( мы слышим думы о тяжелой подневольной жизни крестьян)

. «Рекою рабства и тоски» назвал Волгу поэт Н.Некрасов.

- Какой известной народной песней можно «озвучить» картину И.Репина?

 (Если  ребята  затрудняются, можно сыграть припев песни «Эй, ухнем»).

Слайд №4.

Это русская народная песня «Эй, ухнем». Здесь мы слышим интонации размеренности и ритм шага.

Ты, словно море, весной широка,

Наша красавица Волга река

Пусть над рекой песня летит,

Русская ширь в песне звучит!

Слайд№5

-Много песен сложил русский народ о красавице Волге. У истока реки в XIX веке была построена Преображенская церковь. Прочитайте, ребята, как раньше называли наши предки Волгу.

- Щедрая, река рек, светлая.

- Назовите жанр этой песни.

Правильно - это лирическая песня.

- О чем еще могли рассказывать лирические песни? Подумайте, о чем мечтает девушка?

Слайд №6.

(Звучит мелодия песни «Тонкая рябина»).

- Что это за песня?    Давайте исполним 1 куплет.

  С утра до вечера люди трудились. В людях всегда ценилось трудолюбие. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

- Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?    Молодцы!

Слайд №7.

- Какую вы знаете трудовую песню?    Какая особенность этих песен?

(исполняют песню «Лён зеленой».  Песня сопровождается показом. Выбираются дети, которые поют и показывают движениями то, о чем поется в песне. («Сеют» лен, «дергают» лен, «расстилают» лен).

III. Работа над новым материалом.

-Как называются песни, которые исполняются в определенное время года?

-Календарные.

-Сегодня мы поговорим об обряде встречи Весны и весенних песенках-закличках.

Слайд №8.

Веснянки обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

Такие песни, как правило, исполняли дети. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Чтобы вызывать прилёт птиц, а, следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство заклинанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

IV.Вокально-хоровая работа.

а) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне:  до1октавы - ми 2 октавы.

б) Показ песни учителем.

в) Простукивание ритма песни.

г) Разучивание 1 куплета.

 

А сейчас давайте прочитаем и подберём  нужную интонацию в стихотворении  о Весне:

Ребятам раздаётся текст со стихами (смотри приложение 1).

1.Весна, весна красная, приди, весна, с радостью,

С радостью великою, с милостью богатою.

2.Со льном высоким, с корнем глубоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным.

 Давайте разделимся на 2 команды: 1 команда читает текст за детей, 2 команда – за Весну:

Дети:      Весна - красна, на чем пришла?

Весна:    На солнышке, на боронушке!

Дети:      Весна - красна, что ты нам  принесла?

Весна:    Косу да серпок, золотой снопок.

               Хлебушка краюшечку и водицы кружечку!

IV. Кульминация урока.

На следующем уроке  мы  разучим игру «Идет матушка Весна», а сейчас ответьте на вопрос:

-  В каких песнях разыгрывался маленький спектакль?

Слайд №9.

Давайте исполним один из таких хороводов.

Учащиеся исполняют на выбор знакомые хороводные песни: «На горе-то калина» или «Во сыром бору тропина».

-Как правило, хороводные и плясовые песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах.

- Назовите   инструменты русского народного оркестра?

- Вспомните создателя оркестра народных инструментов?

Создатель оркестра народных инструментов В.В.Андреев (1861-1918).

Слайд №10.

В 1887 году В.В.Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках, к 1896 году выросший в первый оркестр русских народных инструментов. Позже Великорусский оркестр концертировал в Германии, Англии, Америке, исполняя русские народные песни, произведения русской и зарубежной классики, а  также концертные пьесы В.Андреева.

«Какая прелесть эти балалайки. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре; по тембру - это незаменимый инструмент!» - говорил великий русский композитор П.И.Чайковский.

Сейчас прозвучит музыка в исполнении этого знаменитого оркестра. А мы с вами представим себя музыкантами и исполним музыку все вместе. (Учащимся раздаются бубны, ложки и трещётки).

Звучит оркестр народных инструментов (обработка русских народных песен.) Ребята импровизируют на детских музыкальных инструментах

V. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока.

 -В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.В.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

Слайд №11.

- Какая тема была урока?

- Какие песни звучали?

 Вы сегодня хорошо работали, в заключение  урока выполните задание.

Тест по теме «Жанры русской музыки» (смотри приложение 2).

Домашнее задание: Нарисуйте иллюстрацию к вашей любимой русской народной песне.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы)

Слайд  № 12.

- Урок окончен. До свидания

 

 

Тест по теме «Жанры русской музыки»

 

 

 

 

 

 

 

      Задание:  Соедини стрелочками название песни и ее жанр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему: "Композитор - имя ему -народ!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2019