Предмет: Окружающий мир
Класс: 1А класс
УМК: Школа России
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Тема: «Когда изобрели велосипед?»
Цели:
Образовательные: познакомить с историей появления и усовершенствования велосипеда, с устройством велосипеда и разнообразием современных моделей велосипеда; закрепить знание безопасной езды на велосипеде.
Развивающие: способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; развивать навык самооценки.
Воспитывать: бережное отношение к своему здоровью, культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.
Формировать УУД:
- Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; воспитывать осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формируем и отрабатываем умение работать в паре и в коллективе.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: велосипед, спицы, рама, колесо, педаль, обод, шина, цепь, крыло.
Виды деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.
Ход урока:
1. Орг. момент
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок! (Приветствие гостей)
2. Повторение материала прошлого урока
- Вспомните о чём мы говорили на прошлом уроке. Я предлагаю вам поиграть в игру «Согласны ли вы?». Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаете зелёный кружок, если нет – красный.
- Первобытные люди делали одежду из шкур животных. (+)
- Если бы мы поехали туда, где живут слоны, мы бы надели шубу, шапку и валенки. (-)
- Если бы мы поехали туда, где живут белые медведи, мы бы надели футболку, шорты, сандалии. (-)
- Полицейских, пожарных, военных, врачей, клоунов, космонавтов мы сразу узнаем по одежде? (+)
- В спортивном костюме можно пойти в театр. (-)
- Молодцы. А теперь я предлагаю вам выполнить задание на соответствие.
Каждый из вас возьмёт зелёную карточку и ручку. Подпишите свою карточку. Соедините линиями, что относится к деловой одежде, что к спортивной и что к домашней.
Деловая одежда |
Пижама Костюм Футболка Шорты Халат блузка |
Спортивная одежда |
|
Домашняя одежда |
- Проверьте себя. У кого нет ни одной ошибки, поднимите зелёный кружок, у кого 1 ошибка – жёлтый, у кого две и более – красный. Что вы посоветуйте ребятам с красными кружками.
(Вам обязательно нужно повторить изученные темы и активнее работать на уроках)
3. Актуализация опорных знаний, целеполагание.
- К нам в гости пришли 3 черепахи. Они приготовили для вас загадки. Давайте внимательно послушаем их. (Загадки развешаны на стенах в разных углах. «Черепахи» подходят к загадкам и зачитывают их.)
1. Держусь я только на ходу,
А если стану — упаду. (Велосипед)
2. Всё придумываю первым,
На фантазию я скор!
То, что лишь вчера считалось
Невозможным волшебством
Нынче былью оказалось
И пришло к нам в каждый дом
Это сделал я мечтатель
Штук крутых …. (Изобретатель)
3. Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как
Вам в пути...
(Дорожный знак)
- А теперь встаньте и пройдите к той черепахе, чью загадку вы отгадали. Проверяем. 1 группа ваш ответ: (велосипед), 2 группа ваш ответ: (изобретатель), 3 группа – (дорожный знак).
- Посовещайтесь в группах, как мы можем связать эти слова с темой нашего урока. (Дети высказывают своё мнение)
- Значит, как будет звучать тема нашего урока? (Учитель открывает тему на доске, дети читают её хором «Когда изобрели велосипед?»)
-Сядьте на свои места. Обсудите в группах, чем мы будем заниматься на уроке и что узнаем. Продолжите предложения:
Мы узнаем:…
Мы познакомимся: …
Мы вспомним:
(На доске учитель открывает кластер:
История
Устройство
Велосипед
Применение
Безопасность)
4. Усвоение новых знаний и способов действий
· - Сегодня среди вас здесь есть музейные работники, изобретатели, инспекторы ГИБДД.
- Знаете ли вы кто первым изобрёл велосипед? Предоставляется слово музейным работникам.
1. Есть основания полагать, что первый эскиз велосипеда был нарисован гениальным итальянским художником, учёным, изобретателем Леонардо да Винчи в конце 15 века.
- Рассмотрите рисунок. Похоже ли это изображение на современный велосипед? Почему?
2. 200 лет назад жил на Урале в Нижнем Тагиле купец Ефим Михеевич Артамонов. Он придумал машину-самокат, у которой было 2 колеса с железными ободьями и руль. В Екатеринбурге не забыли знаменитого земляка и создали памятник в его честь.
- У вас на столах есть три фотографии, посовещайтесь и выберите какой из этих памятников посвящён нашему земляку? Покажите. Кто видел этот памятник в нашем городе. Он находится на улице Вайнера.
3. Вторым изобретателем самоката был немец Карл Дрез. Это была тяжёлая машина с деревянными колёсами. Назвали новую машину «велосипед». Велосипед по-русски обозначает «быстрые ноги».
- Как вы думайте удобно ли было ездить на таком велосипеде? Почему? (Седока сильно трясло. Прозвали эту машину «костотряс»)
4. На смену «костотрясу» пришёл «паук». Велосипед с двумя металлическими колёсами и спицами, рычагами для управления и педалями.
5. В современном мире существует множество видов велосипедов. Таким образом, человечество уже более 500 лет занимается изобретением велосипеда, пытаясь создать идеальный.
- Предлагаю вам игру «Вопрос-ответ»
- Что обозначает слово велосипед по-русски? (Быстрые ноги)
- Какой был первый велосипед? (самокат – костотряс)
- Как назывался велосипед со спицами? (паук)
· Физминутка. Музыкальная пауза.
- Я включаю музыку, вы встаете и двигайтесь по классу. Музыка заканчивается, вы останавливайтесь и слушайте мой вопрос. После этого объединяетесь в группы. Количество человек в группе должно соответствовать ответу на вопрос.
1. Сколько педалей у велосипеда?
2. Сколько огоньков у светофора?
3. Сколько рулей у велосипеда?
4. Сколько частей тела задействовано для управления велосипедом?
· Продолжение работы по теме урока.
- Ребята, а из каких частей состоит велосипед? Давайте послушаем наших изобретателей.
(Велосипед состоит из рамы – это главная часть, переднего и заднего колеса, колесо состоит из обода, шины, ниппеля, спиц, соединяются колёса цепью, у велосипеда есть две педали, одно седло, один руль – для управления, 2 крыла, багажник, звонок, фара)
- Работаем в команде. Вы сейчас «Конструкторы» Возьмите лист с изображением велосипеда, карточки с названием частей велосипеда. Работаем быстро и дружно наклеите их на свои места.
-Проверьте. Откройте учебник на стр.86. Поднимите дружно руки, чья команда справилась с работой.
· - Ребята, мы все разные: взрослые и маленькие, спортсмены и любители. И каждый должен подобрать велосипед для себя. Есть велосипеды: детский, подростковый, дорожный, специальный, грузовой, спортивный. (Учитель показывает картинки и развешивает их на стены в классе).
Представьте, что вы работайте продавцом-консультантом в веломагазине. К вам пришли покупатели и обратились с просьбой подобрать для них велосипед.
1 группа - выберет велосипед для спортсмена
2 группа – для ребёнка
3 группа – для цирка
4 группа – для взрослого
5 группа – для разносчика пиццы
6 группа – для подростка
Посовещайтесь и отправляйтесь за велосипедом.
- Откройте учебник на стр.23 и прочитайте правило.
1. Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера:
Красный свет — проезда нет,
Желтый — будь готов к пути,
А зеленый свет — кати! (показывает светофор)
2. Велосипед на синем диске –
Катайтесь, велосипедисты! (Показывает знак)
3. Вот красный круг,
А в нём машина,
Трактор иль велосипед,
Иль прицеп к машине длинный,
Им проезда вовсе нет! (Показывает знак)
- Выполните задание в тетради. Возьми красный и синий карандаши и дорисуй знаки.
5. Итог. Рефлексия.
- Что мы сегодня узнали на уроке?
- С чем познакомились?
- О чём вспомнили?
Если вам было интересно на уроке и вы многому научились, выберите зелёный велосипед, если, что-то для вас еще непонятно – то жёлтый, если урок для вас был бесполезный - то красный. Наклейте свои велосипеды на парковку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.