Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Природные сообщества»

  • docx
  • 30.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала otkrytyy_urok_prirodnye_soobshchestva.docx

 

 

 

 

Методическая разработка урока

окружающего мира

в 3 классе по теме:

«Природные сообщества»

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний

 

 

 

 

 

Тема

Природные сообщества

Цели

 

Обучающие:

·        познакомить учащихся с понятием «природное сообщество»

·        учить самостоятельно,  получать информацию из различных источников

·        учить работать со схемами

Развивающие:

·        развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли

·        развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически

·        развивать коммуникативные навыки при работе в паре

·        развивать навыки самоконтроля и самооценки

Воспитательные:

·        воспитывать внимательное отношение друг к другу

Планируемый результат

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться:

- формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

Личностные УУД:

-формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира,понимание красоты природы России и родного края.

Регулятивные УУД:

-действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные УУД:

-находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Коммуникативные УУД:

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Основные понятия

сообщество

Ресурсы:

- основные

 

- дополнительные

-Виноградова Н. Ф.Г.С. Калинова Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Рабочие тетради:

Виноградова Н. Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир: 3класс: рабочие тетради № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений  – М.: Вентана-Граф, 2013

- раздаточный материал

- -клей, ножницы, цветные карандаши

- презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, парная  работа

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

 

-Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. Но я не волнуюсь: всё ли задуманное осуществится!
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!

- У каждого из вас есть лепестки  разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета)

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал красный — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота  цветка  зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

- Я желаю всем проявить активность , настойчивость в познании нового, желаю приятного общения, успехов на уроке.

 

Показывают ладошки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирает лепесток понравившегося цвета

( настрой на работу)

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о (Коммуникативные УУД).

 

II. Актуализация знаний.

  Цели:

- организовать проверку знаний по изученным темам

 

- Ребята, посмотрите на доску и скажите, что здесь изображено.

- Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворды, то узнаете ключевое слово. А ключевое слово кроссворда поможет открыть нам тему сегодняшнего урока.

- Хотите узнать, о чем мы будем говорить на уроке?

- Тогда я предлагаю вам разгадать кроссворд.

- Назовите ключевое слово кроссворда.

- О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

 

 

Дети разгадывают кроссворд

 

 

 

 

 

 

Самооценка деятельности

 

 

Знать о представителях царств  природы,

 

III. Постановка учебной задачи.

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися

 

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(открывает на доске, составление кластера))

- А вы знаете, что это такое?- Дети,  давайте сформулируем цели нашего урока.

 

 Дети высказывают свои предположения

С помощью учителя формулируют тему урока: «Природные сообщества»

С помощью учителя ставят цель урока.

 

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

 

II.  Построение проекта выхода из  затруднения  (5 мин)

.

- А как вы понимаете слово сообщество? Попробуйте объяснить.

- У вас разные мнения. Где мы можем себя проверить?

-Кто хочет найти значение данного слова в словаре?

- Кто желает спросить у взрослых?

Сообщество – это группа животных или растительных организмов, живущих вместе.

Дети работают с разными источниками информации

(учебник, энциклопедия, карточки)

Знать, что такое сообщество.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

 

III. Первичное закрепление

 (5мин)

Цели:

- организовать обсуждение главных достопримечательностей своего поселка;

 

- Сегодня на уроке, вы познакомитесь с некоторыми природными сообществами.

вы будете работать по группам. Каждая группа будет изучать  одно сообщество,

а какое сообщество вы будете изучать,  вы узнаете если отгадаете загадки.

(Каждая группа  отгадывает загадку о природном сообществе и получает конверт с его названием с заданием.)

 

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Дом этот не простой,

он дремучий и густой  (Лес)

 

На нём растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер, кашка!

Что ещё?  Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ, как ёлка.

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!   (Луг)

 

Какое море за селом

Волнует ветерок? -

В нём волны можно собирать,

Укладывать в мешок. (Поле)

 

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды -

В нём всё отражается ...

Как это зеркало называется?

 ( Озеро)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать представителей разных сообществ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Цель:

- проверить умение  работать с информацией;

- организовать выполнение самопроверки, самооценки.

- организовать работу над  проектом

- Вы получаете план работы.

- Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.

 

(составление кластера)

 

-Как только вы будете готовы, поднимите сигнальную карточку с изображением красного круга.

 

Дети распределяют обязанности в группе , работают с планом и выполняют проект

Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.

 

 

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Физкультминутка

 

Мы с вами входим в лес,

 Сколько здесь чудес. (Посмотрели вправо, влево)

 Руки подняли и покачали –

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули –

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят.

 Как они тихо садятся

 Покажем - крылья сложили назад.

 

-Проверим, кто сейчас был самый внимательный?

 

О каком сообществе шла речь при выполнении физкультминутки?

(О природном сообществе лесе).

 

 

 

IV.Применение знаний (5 мин)

Цель:

 

Все готовы?

Предоставляем слово группе, которая первая выполнила задание. (рассказ детей) Лес

А почему вы поместили туда белку?

А может белка существовать без леса?

А какие объекты оказались лишними? (Рыба).

Почему? (Она не может жить без воды, водорослей)

Предоставляем слово группе, которая второй выполнила задание.

(рассказ детей) Озеро

Какие объекты оказались лишними?

Почему? (Еж – т.к. он живет на сухой территории, питается мышами, грибами, которых нет в болоте).

 

Предоставляем слово группе, которая третьей выполнила задание.

(рассказ детей) Луг

Какие объекты оказались лишними?

Почему? (белый медведь – т.к. он живет в Арктике).

Предоставляем слово группе, которая последними  выполнила задание.

(рассказ детей) Поле

Какие объекты оказались лишними?

Почему? (кувшинка – т.к. она живет воде).

- Подумайте и скажите, что объединяет живые существа в природное сообщество?

- Выскажите свои предположения, а я запишу ваши ответы на доске.

 

- Какова роль растений в жизни животных?

 

- Какова роль животных в жизни растений?

_ Сейчас я расскажу вам одну историю (резерв)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать представителей разных сообществ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать, что такое природное равновесие.

Знать законы природы

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Вот и подошёл к концу наш урок, ребята, вы можете сейчас украсить наш класс цветами.

Те ребята, кто работал активно ,  всё понял на уроке и сможет объяснить другому - возьмите лепестки красного цвета.

-те ребята,  кто работал хорошо- возьмите лепестки зелёного цвета

 те ребята,  кто старался, но у них не всё получалось - возьмите лепестки красного цвета.

посмотрите, как красиво стало вокруг.

-Поскольку, вы работали сообща в группах, оценивать работы предоставим представителям ваших групп

-Я с вами вполне согласна. Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы, ребята! Спасибо вам!

 

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь

 

Организует фиксирование содержания.

 

Организует рефлексию.

 

 

 

 

 

Организует самооценку учебной деятельности.

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).