Методическая разработка урока
окружающего мира
в 3 классе по теме:
«Природные сообщества»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема |
Природные сообщества |
||||
Цели
|
Обучающие: · познакомить учащихся с понятием «природное сообщество» · учить самостоятельно, получать информацию из различных источников · учить работать со схемами Развивающие: · развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли · развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически · развивать коммуникативные навыки при работе в паре · развивать навыки самоконтроля и самооценки Воспитательные: · воспитывать внимательное отношение друг к другу |
||||
Планируемый результат |
Метапредметные результаты: Обучающийся получит возможность научиться: - формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера. Личностные УУД: -формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира,понимание красоты природы России и родного края. Регулятивные УУД: -действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом. Познавательные УУД: -находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения. Коммуникативные УУД: - ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение. |
||||
Основные понятия |
сообщество |
||||
Ресурсы: - основные
- дополнительные |
-Виноградова Н. Ф.Г.С. Калинова Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. Рабочие тетради: Виноградова Н. Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир: 3класс: рабочие тетради № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2013 - раздаточный материал - -клей, ножницы, цветные карандаши - презентация к уроку |
||||
Организация пространства |
Фронтальная работа, парная работа |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
УУД |
||||
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока;
|
-Добрый день, юные
мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам
предстоит очень необычная работа. Но я не волнуюсь: всё ли задуманное
осуществится! - У каждого из вас есть лепестки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке. Те, кто выбрал красный — желают общаться. Желтый — проявят активность. Синий — будут настойчивы. Помните, что красота цветка зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. - Я желаю всем проявить активность , настойчивость в познании нового, желаю приятного общения, успехов на уроке. |
Показывают ладошки
Выбирает лепесток понравившегося цвета ( настрой на работу) |
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о (Коммуникативные УУД).
|
|
II. Актуализация знаний. Цели: - организовать проверку знаний по изученным темам
|
- Ребята, посмотрите на доску и скажите, что здесь изображено. - Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворды, то узнаете ключевое слово. А ключевое слово кроссворда поможет открыть нам тему сегодняшнего урока. - Хотите узнать, о чем мы будем говорить на уроке? - Тогда я предлагаю вам разгадать кроссворд. - Назовите ключевое слово кроссворда. - О чем же мы будем говорить сегодня на уроке? |
Дети разгадывают кроссворд
Самооценка деятельности
|
Знать о представителях царств природы, |
|
|
III. Постановка учебной задачи. Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися
|
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (открывает на доске, составление кластера)) - А вы знаете, что это такое?- Дети, давайте сформулируем цели нашего урока.
|
Дети высказывают свои предположения С помощью учителя формулируют тему урока: «Природные сообщества» С помощью учителя ставят цель урока. |
|
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
|
|
II. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин) . |
- А как вы понимаете слово сообщество? Попробуйте объяснить. - У вас разные мнения. Где мы можем себя проверить? -Кто хочет найти значение данного слова в словаре? - Кто желает спросить у взрослых? Сообщество – это группа животных или растительных организмов, живущих вместе. |
Дети работают с разными источниками информации (учебник, энциклопедия, карточки) |
Знать, что такое сообщество. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
|
|
III. Первичное закрепление (5мин) Цели: - организовать обсуждение главных достопримечательностей своего поселка;
|
- Сегодня на уроке, вы познакомитесь с некоторыми природными сообществами. вы будете работать по группам. Каждая группа будет изучать одно сообщество, а какое сообщество вы будете изучать, вы узнаете если отгадаете загадки. (Каждая группа отгадывает загадку о природном сообществе и получает конверт с его названием с заданием.)
Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом – Чудеса увидишь в нём. Дом этот не простой, он дремучий и густой (Лес)
На нём растёт ромашка, Лютик едкий, клевер, кашка! Что ещё? Гвоздика, смолка, Колокольчик, Хвощ, как ёлка. Ещё много разных травок У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых! (Луг)
Какое море за селом Волнует ветерок? - В нём волны можно собирать, Укладывать в мешок. (Поле)
Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц и звёзды - В нём всё отражается ... Как это зеркало называется? ( Озеро) |
Дети отгадывают загадки.
|
Знать представителей разных сообществ
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: - проверить умение работать с информацией; - организовать выполнение самопроверки, самооценки. - организовать работу над проектом |
- Вы получаете план работы. - Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.
(составление кластера)
-Как только вы будете готовы, поднимите сигнальную карточку с изображением красного круга.
|
Дети распределяют обязанности в группе , работают с планом и выполняют проект |
Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.
|
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
|
Физкультминутка
|
Мы с вами входим в лес, Сколько здесь чудес. (Посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем - крылья сложили назад.
-Проверим, кто сейчас был самый внимательный?
О каком сообществе шла речь при выполнении физкультминутки? (О природном сообществе лесе). |
|
|
|
|
IV.Применение знаний (5 мин) Цель:
|
Все готовы? Предоставляем слово группе, которая первая выполнила задание. (рассказ детей) Лес А почему вы поместили туда белку? А может белка существовать без леса? А какие объекты оказались лишними? (Рыба). Почему? (Она не может жить без воды, водорослей) Предоставляем слово группе, которая второй выполнила задание. (рассказ детей) Озеро Какие объекты оказались лишними? Почему? (Еж – т.к. он живет на сухой территории, питается мышами, грибами, которых нет в болоте).
Предоставляем слово группе, которая третьей выполнила задание. (рассказ детей) Луг Какие объекты оказались лишними? Почему? (белый медведь – т.к. он живет в Арктике). Предоставляем слово группе, которая последними выполнила задание. (рассказ детей) Поле Какие объекты оказались лишними? Почему? (кувшинка – т.к. она живет воде). - Подумайте и скажите, что объединяет живые существа в природное сообщество? - Выскажите свои предположения, а я запишу ваши ответы на доске.
- Какова роль растений в жизни животных?
- Какова роль животных в жизни растений? _ Сейчас я расскажу вам одну историю (резерв) |
|
Знать представителей разных сообществ
Знать, что такое природное равновесие. Знать законы природы |
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: -зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
-Вот и подошёл к концу наш урок, ребята, вы можете сейчас украсить наш класс цветами. Те ребята, кто работал активно , всё понял на уроке и сможет объяснить другому - возьмите лепестки красного цвета. -те ребята, кто работал хорошо- возьмите лепестки зелёного цвета те ребята, кто старался, но у них не всё получалось - возьмите лепестки красного цвета. посмотрите, как красиво стало вокруг. -Поскольку, вы работали сообща в группах, оценивать работы предоставим представителям ваших групп -Я с вами вполне согласна. Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы, ребята! Спасибо вам!
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь
|
Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. |
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.