Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе на тему:"Арктическая пустыня"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе на тему:"Арктическая пустыня"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
05.04.2022
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе на тему:"Арктическая пустыня"
конспект урока.Арктика..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 урока окружающего мира в 4 классе

на тему:

 

 

«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ.

 

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ»

 

 

Подготовила и провела учитель начальных классов

МКОУ СОШ №1 с. Эльхотово

Маруда О. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 КЛАСС

Тема: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

Цель урока: Сформировать представление о природных зонах, раскрыть значение географических знаний для человека о природных зонах.

Ученик должен знать: природные зоны нашей страны, особенности природы каждой из зон,  уметь работать с картой природных зон России (поиск и показ на карте изучаемых географических объектов).

 Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения природных зон России

      Задачи:  - Показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.

- Формировать умения наблюдать, фиксировать и объяснять экологические проблемы каждой из зон, особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями, вызвать интерес к предмету – окружающий мир.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор ,презентация к уроку «Арктика», учебники Плешакова “Мир вокруг нас”.

Ход урока.

1.                 Организационный момент.

 

2.                 Актуализация знаний.

-  Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по России. Но сначала повторим изученный материал, вспомним то, что мы уже узнали из наших предыдущих путешествий.

 

-         Начать урок я хочу с загадок.

 


Где на Севере у нас,

Полосой широкой,

Скоростных нет автотрасс,

В далях синеоких?

Что за хвойный густой лес,

Труднопроходимый,

Вырос прямо до небес,

Весь необозримый?

Где в Сибири нет полей,

И коротко лето,

Что считают на земле

Лёгкими планеты?

Где метёт зимой пурга

Как зовётся лес?.. (тайга)_

 

Во все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

(Степь.)

Здесь берёзы - по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасёт с семьёй каюр,

Чум у них из дымных шкур.

тундра

 

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой –

Cтянет с плеч её долой?

                                        (Лес.)

 

Здесь только желтые пески,

Здесь солнце полыхает,

Здесь от жары и от тоски

 Все сразу засыхает.

А в небе нет ни облаков,

 Ни самой малой тучки.

Вот потому среди песков

Растут одни колючки. (Пустыня)


 

- О чем были загадки?    (о природных зонах).

3.                 Сообщение темы урока.

 

- Сегодня мы познакомимся с природной зоной. А с какой вы сейчас догадаетесь, послушав отрывок из сказки.          


 

 «Она  жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены её чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные   белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни километров – просторные, высокие , до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали  здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах»

- Кто она? Где жила?

 (Снежная Королева из сказки Г. Х. Андерсена)

Здесь круглый год метет пурга,

Куда ни глянь, одни снега.

Не всякий выживает тут,

Без теплой шубы холод лют.

И даже летом и весной

     Покров не тает ледяной.  ( Арктика)

 

- Мы отправляемся в гости к Снежной Королеве, в зону вечных снегов и  льдов – на острова Северного Ледовитого океана. Природа здесь суровая, очень холодная и очень красивая.

 -  Район, в который мы сегодня отправляемся, называется Арктика.

- Помогите сформулировать тему нашего урока.

Тема урока: Зона арктических пустынь.

- Кто знает, что означает это красивое слово «АРКТИКА»?

Работа с энциклопедией

 

Арктическая пустыня («Арктос» в переводе с греческого — медведь) — природная зона, часть арктического географического пояса, бассейна Северного Ледовитого океана. Это самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней.

 


-Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить:

-  Почему этот суровый край называют арктической пустыней?

- Арктика! Она живая или это там, где пусто?

-Нашей экспедиции предстоит сегодня выяснить:

·        Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов);

·        Какие растения встречаются в этой зоне (задача для ботаников);

·        Какие животные населяют арктическую пустыню (задача для зоологов).

·        Какие экологические проблемы есть в этой зоне(задача для экологов)

 

(Каждая группа получает раздаточный материал и карточку- «помогайку».

При ответе используется  атлас, карты, учебник, энциклопедии).

От учителя каждая группа получила вопросы и задания, на которые нужно ответить,  а так  же представить своё исследование в форме короткого устного рассказа, подкрепленного иллюстрациями.

 

Практическая работа в группах, исследовательская деятельность.

- А теперь начните работу в группах. Сейчас каждая группа будет решать свою проблему. Для этого вам предстоит побывать в роли исследователей и поработать с предложенной вам информацией. Группы получат карточки, где обозначена эта информация. Вам нужно выбрать материал для решения поставленной перед вами задачи.

На выполнение задания отводится 10 минут.


 

1 группа.

Природные условия Арктики.

а). Где расположена зона Арктики?

  б). Погодные условия летом и зимой.

в). Необычное явление в Арктике.

 

2 группа.

Растительный мир Арктики.

а). Растения Арктики.

б). Особенности растительного мира.

 в).Много или мало там растений? Почему?                

 

3 группа.

Животный мир Арктики.

 а). Какие  и птицы обитают в Арктике?

  б).Как они приспосабливаются к жизни в этой зоне?

  в). Чем питаются? 

             

4 группа.

 Арктика и человек. Экологические проблемы

  а). Население Арктики, их занятия.

  б). Экологические проблемы Арктики.

- О чём предупреждают условные знаки?

        в). Как охраняют природу Арктики?

 

4.     Работа в группах.  Выступление членов экспедиции:

Экспедиции географов предстояло выяснить: «Почему здесь такие суровые условия?

Географы, вам слово. ( По очереди выступают и другие группы)

-Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?

 (В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)

 

5.     Физминутка.

6.     Задание из ВПР.

Рассмотри карту. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны. 

7.     Продолжение новой темы. Сообщение экологов.

    Человек не является коренным жителем Арктики,  но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь, так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой.

Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

- Об арктическом заповеднике « Остров Врангеля» нам расскажет наш одноклассник.

Рассказ ученика:

Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976г. На остров  прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь своё потомство.  На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.

 

8.     Закрепление изученного материала.  Это интересно!

 

Рассказ.

Все вы, наверное, видели на небосводе красивую груп­пу звёзд в виде формы ковша, по нему ещё в далёкой древ­ности находили КОЛО-звезду (Полярную), под ней нахо­дится Север. Звёзды Ковша и Коло-звезда - путеводные звёзды.

Наши далёкие предки - русичи - осваивая всё новые территории, шли от обжитых земель около Киева и Моск­вы всё дальше на восток и север - под созвездие Ковша. Они видели, как каждую весну на север летят стаи птиц и сами шли за ними.

Любознательные землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берега Студёного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студёное море покрывалось мо­гучими льдами. Море оказалось очень богатым рыбой, морским зверьём, птицей, и люди поселились на его суро­вых берегах, и их стали называть поморами.

Поморы стали строить из дерева небольшие, но удиви­тельно крепкие корабли - ладьи и ладные шлюпки - кочи (морские лодки). На ладьях поморы уходили в Студёное море на ловлю рыбы, охоту за зверем. Студёное море кор­мило их, давало шкуры для одежды, кожу для обуви и ремней, жир, рыбий зуб, клыки моржа, по крепости, не ус­тупающие слоновой кости.

Студёное море мы сейчас называем Северным Ледови­тым океаном. Русские поморы уже 400 лет назад ходили на ладьях за сотни и тысячи километров к далёким островам Новой Зеландии и даже до Груманта (Шпицбергена), ори­ентируясь по Солнцу, Коло-звезде или позже по компасу.

Северный Ледовитый океан вместе с островами на­зывается Крайним Севером. Отдельные части океана меж­ду островами люди назвали позже морями, присваивая им имена (чаще первооткрывателей).

Белое море - за светлые летние ночи.

Баренцево - по имени капитана Баренца.

Лаптевых - офицеров кораблей русской экспедиции.

Чукотское - по имени народа чукчей, живущих на его берегах.

 

Проблемные вопросы.

Кто это? Что это?

Красный снег

Высадились на остров полярники и ахнули, у скал ле­жал ... красный снег! Песец потрусил - за ним красная строчка следов, куропатки пробежали - красными крести­ками наследили. Слепили снежок из снега - розовый! Ска­тились на лыжах с горки - позади полосы красные. Хоть глазам не верь!

Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нём от весеннего тепла и солнца особая крас­ная водоросль. И снег ... зацвёл. Только-то и всего.

Вот так заяц!

Живёт во льдах диковинный заяц: не беленький и не серенький, не бегает и не прыгает! Уши у него маленькие, задние ноги короткие, и любит заяц не свежую травку, а ... свежую рыбку. Вот так заяц!

Это тюлень такой - морской заяц. Почему его зайцем назвали - никто не знает. Наверное, за усы длинные и вы­пученные глаза. Ничего заячьего в нём нет. И весом он в сто раз тяжелее любого зайца.

 

Это интересно

Почему белёк белый?

Белёк - новорожденный детеныш тюленя. Шкурка его совершенно белая, без единого пятнышка. Известно, что первые три недели молодняк тюлений в воду не сходит, а лежит на льду. Раньше предполагали, что белая шкурка необходима малышам лишь для маскировки. Действитель­но, на снимках, полученных с самолета, они совершенно не видны. Но оказывается, дело не только в этом. Норвеж­ский физиолог Ним Оритоланд установил, что волосяной покров новорожденного гренландского тюленя вовсе не белый, а прозрачный, т.е. бесцветный, и служит хорошим проводником солнечного тепла к коже зверька. А так как у только, что родившегося тюленя отсутствует толстый жи­ровой слой (позднее он появится), то это обстоятельство для него чрезвычайно важно. Благодаря бесцветной шер­сти малыш хорошо обогревается на солнце, причем шубка действует подобно термосу: тепло из неё не уходит.

Накопив за 3 недели солидный слой жира тюлененок линяет, меняя свой белый наряд на темный. Он уже входит в воду и вполне может обходиться без светлой шубки.

Кто что умеет

*                Белый медведь может без отдыха проплыть много-много километров.

*                Тюленята с рождения лежат на голом льду и хоть бы что! Ещё здоровее становятся: за месяц вдвое растут и впятеро тяжелеют.

*                Маленькие полярные крачки смело бросаются с гнёзд на самого большого медведя: громко кричат, щиплют его за хвост и треплют за уши, если Миш­ка подошёл очень близко к гнёздам.

*                Единорог-нарвал может продолбить бивнем даже крепкий лёд. За ним всё стадо по очереди дышит через пробоину.

*     Кит, бывает, проламывает спиной лёд, высовывает­ся и дышит воздухом.

*     Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодиль­ник рыбу, леммингов, птиц и яйца.

*     Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку, а он подхватывает её на лету! За это прозвали поморни­ка Фомкой-разбойником.

*     Киты-белухи умеют щебетать, щёлкать, клокотать, стрекотать и свистеть по-птичьи. За это прозвали их морскими канарейками.

*     Морж легко выбирается из воды на самую скольз­кую льдину, втыкает с размаху бивни в лёд и под­тягивается.

 

9.     Подведение итогов. Рефлексия.

- Где расположена зона арктических пустынь?

-Каковы природные условия в этой зоне?

-Какие растения и животные характерны для этой зоны?

 - Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

-Какие экологические проблемы возникли в Арктике?

-Как охранят природу северного края?

 

10. Домашнее задание( по выбору):

Стр.78-86  читать, пересказ.

Творческие задания:

«Я эколог-исследователь». Приготовить сообщение о редком растении или животном из заповедника на о.Врангеля.

«Сам себе художник”.  Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

 


 

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе на тему: «ПРИРОДНЫЕ

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе на тему: «ПРИРОДНЫЕ

КЛАСС Тема: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ.

КЛАСС Тема: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ.

Сообщение темы урока. - Сегодня мы познакомимся с природной зоной

Сообщение темы урока. - Сегодня мы познакомимся с природной зоной

Каждая группа получает раздаточный материал и карточку- «помогайку»

Каждая группа получает раздаточный материал и карточку- «помогайку»

Продолжение новой темы. Сообщение экологов

Продолжение новой темы. Сообщение экологов

Белое море - за светлые летние ночи

Белое море - за светлые летние ночи

Тюленята с рождения лежат на голом льду и хоть бы что!

Тюленята с рождения лежат на голом льду и хоть бы что!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2022