Методическая разработка
урока окружающего мира в 4 классе
на тему:
«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ.
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ»
Подготовила и провела учитель начальных классов
МКОУ СОШ №1 с. Эльхотово
Маруда О. А.
4 КЛАСС
Тема: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Цель урока: Сформировать представление о природных зонах, раскрыть значение географических знаний для человека о природных зонах.
Ученик должен знать: природные зоны нашей страны, особенности природы каждой из зон, уметь работать с картой природных зон России (поиск и показ на карте изучаемых географических объектов).
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения природных зон России
Задачи: - Показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.
- Формировать умения наблюдать, фиксировать и объяснять экологические проблемы каждой из зон, особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями, вызвать интерес к предмету – окружающий мир.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор ,презентация к уроку «Арктика», учебники Плешакова “Мир вокруг нас”.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по России. Но сначала повторим изученный материал, вспомним то, что мы уже узнали из наших предыдущих путешествий.
- Начать урок я хочу с загадок.
Где на Севере у нас,
Полосой широкой,
Скоростных нет автотрасс,
В далях синеоких?
Что за хвойный густой лес,
Труднопроходимый,
Вырос прямо до небес,
Весь необозримый?
Где в Сибири нет полей,
И коротко лето,
Что считают на земле
Лёгкими планеты?
Где метёт зимой пурга
Как зовётся лес?.. (тайга)_
Во все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
(Степь.)
Здесь берёзы - по колени.
Щиплют мох стада оленьи.
Их пасёт с семьёй каюр,
Чум у них из дымных шкур.
тундра
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Cтянет с плеч её долой?
(Лес.)
Здесь только желтые пески,
Здесь солнце полыхает,
Здесь от жары и от тоски
Все сразу засыхает.
А в небе нет ни облаков,
Ни самой малой тучки.
Вот потому среди песков
Растут одни колючки. (Пустыня)
- О чем были загадки? (о природных зонах).
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с природной зоной. А с какой вы сейчас догадаетесь, послушав отрывок из сказки.
«Она жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены её чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни километров – просторные, высокие , до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах»
- Кто она? Где жила?
(Снежная Королева из сказки Г. Х. Андерсена)
Здесь круглый год метет пурга,
Куда ни глянь, одни снега.
Не всякий выживает тут,
Без теплой шубы холод лют.
И даже летом и весной
Покров не тает ледяной. ( Арктика)
- Мы отправляемся в гости к Снежной Королеве, в зону вечных снегов и льдов – на острова Северного Ледовитого океана. Природа здесь суровая, очень холодная и очень красивая.
- Район, в который мы сегодня отправляемся, называется Арктика.
- Помогите сформулировать тему нашего урока.
Тема урока: Зона арктических пустынь.
- Кто знает, что означает это красивое слово «АРКТИКА»?
Работа с энциклопедией
Арктическая пустыня («Арктос» в переводе с греческого — медведь) — природная зона, часть арктического географического пояса, бассейна Северного Ледовитого океана. Это самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней.
-Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить:
- Почему этот суровый край называют арктической пустыней?
- Арктика! Она живая или это там, где пусто?
-Нашей экспедиции предстоит сегодня выяснить:
· Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов);
· Какие растения встречаются в этой зоне (задача для ботаников);
· Какие животные населяют арктическую пустыню (задача для зоологов).
· Какие экологические проблемы есть в этой зоне(задача для экологов)
(Каждая группа получает раздаточный материал и карточку- «помогайку».
При ответе используется атлас, карты, учебник, энциклопедии).
От учителя каждая группа получила вопросы и задания, на которые нужно ответить, а так же представить своё исследование в форме короткого устного рассказа, подкрепленного иллюстрациями.
Практическая работа в группах, исследовательская деятельность.
- А теперь начните работу в группах. Сейчас каждая группа будет решать свою проблему. Для этого вам предстоит побывать в роли исследователей и поработать с предложенной вам информацией. Группы получат карточки, где обозначена эта информация. Вам нужно выбрать материал для решения поставленной перед вами задачи.
На выполнение задания отводится 10 минут.
1 группа.
Природные условия Арктики.
а). Где расположена зона Арктики?
б). Погодные условия летом и зимой.
в). Необычное явление в Арктике.
2 группа.
Растительный мир Арктики.
а). Растения Арктики.
б). Особенности растительного мира.
в).Много или мало там растений? Почему?
3 группа.
Животный мир Арктики.
а). Какие и птицы обитают в Арктике?
б).Как они приспосабливаются к жизни в этой зоне?
в). Чем питаются?
4 группа.
Арктика и человек. Экологические проблемы
а). Население Арктики, их занятия.
б). Экологические проблемы Арктики.
- О чём предупреждают условные знаки?
в). Как охраняют природу Арктики?
4. Работа в группах. Выступление членов экспедиции:
Экспедиции географов предстояло выяснить: «Почему здесь такие суровые условия?
Географы, вам слово. ( По очереди выступают и другие группы)
-Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?
(В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)
5. Физминутка.
6. Задание из ВПР.
Рассмотри карту. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.
7. Продолжение новой темы. Сообщение экологов.
Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь, так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой.
Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
- Об арктическом заповеднике « Остров Врангеля» нам расскажет наш одноклассник.
Рассказ ученика:
Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976г. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь своё потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.
8. Закрепление изученного материала. Это интересно!
Рассказ.
Все вы, наверное, видели на небосводе красивую группу звёзд в виде формы ковша, по нему ещё в далёкой древности находили КОЛО-звезду (Полярную), под ней находится Север. Звёзды Ковша и Коло-звезда - путеводные звёзды.
Наши далёкие предки - русичи - осваивая всё новые территории, шли от обжитых земель около Киева и Москвы всё дальше на восток и север - под созвездие Ковша. Они видели, как каждую весну на север летят стаи птиц и сами шли за ними.
Любознательные землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берега Студёного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студёное море покрывалось могучими льдами. Море оказалось очень богатым рыбой, морским зверьём, птицей, и люди поселились на его суровых берегах, и их стали называть поморами.
Поморы стали строить из дерева небольшие, но удивительно крепкие корабли - ладьи и ладные шлюпки - кочи (морские лодки). На ладьях поморы уходили в Студёное море на ловлю рыбы, охоту за зверем. Студёное море кормило их, давало шкуры для одежды, кожу для обуви и ремней, жир, рыбий зуб, клыки моржа, по крепости, не уступающие слоновой кости.
Студёное море мы сейчас называем Северным Ледовитым океаном. Русские поморы уже 400 лет назад ходили на ладьях за сотни и тысячи километров к далёким островам Новой Зеландии и даже до Груманта (Шпицбергена), ориентируясь по Солнцу, Коло-звезде или позже по компасу.
Северный Ледовитый океан вместе с островами называется Крайним Севером. Отдельные части океана между островами люди назвали позже морями, присваивая им имена (чаще первооткрывателей).
Белое море - за светлые летние ночи.
Баренцево - по имени капитана Баренца.
Лаптевых - офицеров кораблей русской экспедиции.
Чукотское - по имени народа чукчей, живущих на его берегах.
Проблемные вопросы.
Кто это? Что это?
Красный снег
Высадились на остров полярники и ахнули, у скал лежал ... красный снег! Песец потрусил - за ним красная строчка следов, куропатки пробежали - красными крестиками наследили. Слепили снежок из снега - розовый! Скатились на лыжах с горки - позади полосы красные. Хоть глазам не верь!
Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нём от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег ... зацвёл. Только-то и всего.
Вот так заяц!
Живёт во льдах диковинный заяц: не беленький и не серенький, не бегает и не прыгает! Уши у него маленькие, задние ноги короткие, и любит заяц не свежую травку, а ... свежую рыбку. Вот так заяц!
Это тюлень такой - морской заяц. Почему его зайцем назвали - никто не знает. Наверное, за усы длинные и выпученные глаза. Ничего заячьего в нём нет. И весом он в сто раз тяжелее любого зайца.
Почему белёк белый?
Белёк - новорожденный детеныш тюленя. Шкурка его совершенно белая, без единого пятнышка. Известно, что первые три недели молодняк тюлений в воду не сходит, а лежит на льду. Раньше предполагали, что белая шкурка необходима малышам лишь для маскировки. Действительно, на снимках, полученных с самолета, они совершенно не видны. Но оказывается, дело не только в этом. Норвежский физиолог Ним Оритоланд установил, что волосяной покров новорожденного гренландского тюленя вовсе не белый, а прозрачный, т.е. бесцветный, и служит хорошим проводником солнечного тепла к коже зверька. А так как у только, что родившегося тюленя отсутствует толстый жировой слой (позднее он появится), то это обстоятельство для него чрезвычайно важно. Благодаря бесцветной шерсти малыш хорошо обогревается на солнце, причем шубка действует подобно термосу: тепло из неё не уходит.
Накопив за 3 недели солидный слой жира тюлененок линяет, меняя свой белый наряд на темный. Он уже входит в воду и вполне может обходиться без светлой шубки.
Кто что умеет
Белый медведь может без отдыха проплыть много-много километров.
Тюленята с рождения лежат на голом льду и хоть бы что! Ещё здоровее становятся: за месяц вдвое растут и впятеро тяжелеют.
Маленькие полярные крачки смело бросаются с гнёзд на самого большого медведя: громко кричат, щиплют его за хвост и треплют за уши, если Мишка подошёл очень близко к гнёздам.
Единорог-нарвал может продолбить бивнем даже крепкий лёд. За ним всё стадо по очереди дышит через пробоину.
Кит, бывает, проламывает спиной лёд, высовывается и дышит воздухом.
Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник рыбу, леммингов, птиц и яйца.
Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку, а он подхватывает её на лету! За это прозвали поморника Фомкой-разбойником.
Киты-белухи умеют щебетать, щёлкать, клокотать, стрекотать и свистеть по-птичьи. За это прозвали их морскими канарейками.
Морж легко выбирается из воды на самую скользкую льдину, втыкает с размаху бивни в лёд и подтягивается.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
- Где расположена зона арктических пустынь?
-Каковы природные условия в этой зоне?
-Какие растения и животные характерны для этой зоны?
- Почему люди с давних пор осваивают Арктику?
-Какие экологические проблемы возникли в Арктике?
-Как охранят природу северного края?
10. Домашнее задание( по выбору):
Стр.78-86 читать, пересказ.
Творческие задания:
«Я эколог-исследователь». Приготовить сообщение о редком растении или животном из заповедника на о.Врангеля.
«Сам себе художник”. Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.