Методическая разработка урока
1. Курс первый, дисциплина «Биология».
2. Тема урока: Ферменты.
3. Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования.
4. Цели урока: сформировать понятие о ферментах, изучить виды и свойства ферментов и их роль в жизнедеятельности организма.
5. Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания о белках-ферментах, играющих важную роль в процессах жизнедеятельности клетки; сформировать знания о ферментах-катализаторах – как одной из важнейших функций.
Развивающие: формировать опыт творческой деятельности; развивать доказательную речь, способность проводить, наблюдать и описывать эксперимент; развивать умение обобщать полученные знания, умение самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации.
Воспитательные: воспитывать умение работать в малых группах, самостоятельность в работе, инициативность, высказывание своей точки зрения.
6. Методы исследования:
· Наблюдение
· Анализ полученных экспериментальных данных
· Сравнение, систематизация и обобщение
7. Комплексно – методическое обеспечение и основные источники информации:
· Компьютер, мультимедийный проектор
· Электронная презентация к уроку
· На столах: штатив с пробирками, образцы тканей, информационные листы, листы бумаги
· Источники информации: информационные листы, инструкционная карта для выполнения практической работы, слайды
8. Используемые формы обучения: обучение в малых группах, индивидуальное и фронтальное обучение.
9. Педагогические технологии: технология развития критического мышления.
10. Приемы обучения: корзина мнений, синквейн, кластер, проблемные вопросы.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Деятельность обучающихся, ее содержание, формы, методы и средства обучения |
Планируемые результаты |
||
Предметные (знать) |
Метапредметные (УУД) |
Личностные |
|||
1. Организационный момент |
Вступительное слово преподавателя Слайд 1 |
|
|
|
|
2. Стадия вызова |
|
|
|
|
|
Введение в тему урока (4 мин) |
Слайд 2 Описание фермента. Определите, о каких веществах идет речь. Слайд 3 Определение темы урока Слайд 4 |
Высказывают предположения: - есть вещества, которые ускоряют процессы - вещества, ускоряющие реакции – это катализаторы - катализаторы в ходе реакции не расходуются - катализаторы в живых организмах называют ферментами В тетрадях записывают тему урока. |
|
|
Формирование мотивации к познанию нового. |
Определение цели урока (2 мин) Прием "Корзина мнений" (3 мин) |
Слайд 5 На какие вопросы вы хотели бы найти ответы в ходе сегодняшнего урока? Совместно со студентами определяет цель урока. Слайд 6 |
Высказывания студентов. |
|
Планирование учебного сотрудничества с преподавателем |
Формирование мотивации к познанию нового. |
3. Стадия осмысления |
|
|
|
|
|
Практическая часть (10 мин) |
Делит студентов на подгруппы по геометрическим фигурам. Инструктаж по безопасным приемам работ. Слайд 7 Слайд 8 Изучить каталитическую активность фермента каталазы в живых и мертвых тканях. Проверяем правильность выводов Слайд 9. Дайте определение ферменту. Слайд 10
|
Распределяются по группам. Проводят эксперимент. Результаты эксперимента записывают в таблицу, оформляют выводы. Озвучивают результаты эксперимента Дают определение ферментам. Фермент -это ... |
Знать свойства фермента каталазы, условия существования фермента. |
Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и с товарищами по группе. Умение наблюдать, делать выводы и умозаключения |
|
Составление кластера (10 мин) |
Слайд 11 Составьте кластер, используя различные источники информации. Объясняет, что такое кластер. Какие источники информации вы можете использовать. На доске записывает результаты работы студентов. Ответьте на проблемный вопрос Слайд 12-13
|
Работают с информационными листами. Составляют кластер. Работают в группах. Озвучивают свои ответы. |
Знать понятия ферменты, виды ферментов, источники и условия существования ферментов. Перечисление области применения ферментов. |
Поиск и выделение необходимой информации с различных источников. Установление причинно-следственной связи. Умение работать в группе. |
Биологически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту |
4. Рефлексия (5 мин) |
Слайд 14 Составьте синквейн. Слайд 15 Возвращение к цели урока |
Каждая группа составляет синквейн и озвучивает. |
Обобщение и закрепление полученных знаний. |
Умение обобщать, делать выводы. Выражение в ходе рефлексивной деятельности своей мысли с достаточной полнотой и точностью. Брать ответственность за работу членов группы. |
|
5. Подведение итогов урока (5 мин) |
Ответили ли мы на вопросы, которые стояли перед нами в начале урока? Пригодятся ли полученные знания в вашей будущей специальности? Довольны ли вы своей работой на уроке? Оценка деятельности на уроке. Д/з Как в домашних условиях доказать, что мезим расщепляет крахмал. Проведите небольшой эксперимент. |
Высказывания студентов. Оценка своей работы на уроке.
Записывают домашнее задание. |
Обобщение полученных знаний. |
Сопоставление полученных результатов деятельности с поставленной заранее целью.
|
|
Практическая часть
Каталитическая активность фермента каталазы в живых и мертвых тканях
Фермент каталаза катализирует (ускоряет) расщепление перекиси водорода с образованием молекул воды и кислорода:
2Н2О2= 2Н2О + О2.
Расщепляя Н2О2, каталаза играет защитную роль. Она обезвреживает ядовитое вещество (перекись водорода), которое непрерывно образуется в клетке в процессе жизнедеятельности.
Оборудование: 3%-й раствор перекиси водорода, штатив с пробирками, кусочки сырого картофеля и мяса, кусочки вареного картофеля и мяса.
Ход работы:
1. Начертите таблицу в тетради.
1-я пробирка - сырое мясо
2-я пробирка – сырой картофель
3-я пробирка – вареное мясо
4-я пробирка – вареный картофель
В каждую пробирку по очереди прилейте 1-2 мл перекиси водорода. Что вы наблюдаете? Ваши наблюдения занесите в таблицу. Сделайте выводы (заполните последнюю колонку таблицы).
2. Ответьте на вопросы.
- Как проявляет себя фермент каталаза в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.
- Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент каталазу. Ответ обоснуйте.
Ферменты
Почти все ферменты являются белками (но не все белки – ферменты). Представление о том, что ферменты – белки утвердилось не сразу. Для этого надо было научиться их выделять в высоко кристаллической форме. Впервые ферменты в такой форме выделил в 1926 году Дж. Самнер. После этого потребовалось еще 10 лет, в течение которых было получено еще несколько ферментов в кристаллической форме, чтобы представление о белковой природе ферментов стало доказанным и получило всеобщее признание.
Ферменты – это белковые молекулы, синтезируемые живыми клетками.
Известны около 2000 ферментов.
Большинство ферментов обладает очень высокой эффективностью, т.е. ферменты ускоряют реакции многократно. Скорость некоторых ферментативных реакций может быть в 1015 раз больше скорости реакций, протекающих в их отсутствие. С помощью ферментов осуществляются многочисленные химические реакции, которые могут с большой скоростью идти при температурах, подходящих для данного организма, то есть в пределах от 5о до 40о . Чтобы эти реакции протекали вне организма с той же скоростью потребовались бы высокие температуры и резкие изменения условий. Для клетки это означало бы гибель, так как вся работа клетки строится таким образом, чтобы избежать любых сколько-нибудь заметных изменений в нормальных условиях ее существования.
Таким образом, можно сказать, что ферменты, как биологические катализаторы, во много раз ускоряют биохимические реакции, они очень эффективны. Ферменты абсолютно необходимы, потому что без них реакции в клетке протекали бы слишком медленно.
Многие ферменты обладают наибольшей эффективностью при температуре человеческого тела, т.е. приблизительно при 370. Человек погибает при более низких и более высоких температурах не столько из-за того, что его убила болезнь, а в первую очередь из-за того, что перестают действовать ферменты, а следовательно, прекращаются обменные процессы, которые и определяют сам процесс жизни.
Так как реакции обмена веществ, протекающие в организмах, можно разделить на два типа процессов: синтез (ассимиляция) и распад (диссимиляция), то соответственно можно выделить и два типа ферментов. Примерами ферментов, отвечающих за расщепление белков, жиров и углеводов в пищеварительных органах, являются пищевые ферменты (пепсин, амилаза, липаза).
Пепсин - отвечает за расщепление протеинов (белков). Пепсин выделяется вместе желудочным и поджелудочным соком.
Амилаза - отвечает за расщепление углеводов. Содержится в слюне и желудочном соке.
Липаза – отвечает за разложение жиров на составные части. Образуются в поджелудочной железе.
Когда в организм поступает пища, она вся состоит из белков, жиров, углеводов. Для их расщепления до компонентов, которые легко бы всасывались желудочно-кишечным трактом (белков - до аминокислот, жиров - до жирных кислот, углеводов - до простых углеводов) нужны ферменты. Одни ферменты вырабатываются в слюне, другие - поджелудочной железой, третьи - кишечником. Панкреатин - фермент поджелудочной железы, работает только в двенадцатиперстной кишке. Пищевые ферменты, работающие в желудке, не вырабатываются нашим организмом. Мы получаем их лишь тогда, когда съедаем сырую пищу или когда принимаем ферменты в виде диетических добавок. Зерновые, овощи, орехи, хрен, чеснок, авокадо, киви, папайя, ананасы, бананы и манго очень богаты пищевыми ферментами. Ферменты, которые мы получаем вместе с сырой пищей, важны не только для пищеварения, но и для поддержания здоровья, предупреждения болезней. Если мы едим свежие сырые продукты на пустой желудок, они попадают в кровяное русло и проделывают следующую работу: разрушают белковые структуры вирусов и бактерий, а также любые другие вредные субстанции, появляющиеся при воспалениях. Поэтому ферменты (особенно свежих соков, богатых ферментами) очень эффективны: во время воспалительных процессов подобно холоду они контролируют отек, красноту, жар, острую боль.
В вареной пище ферменты погибают.
Если у человека по какой-нибудь причине прекратилась или затруднена выработка собственных ферментов, синтезированные ферменты животного или растительного происхождения благополучно заменяют их (например, мезим, фестал, энзим, панкреатин).
Недостаток ферментов в организме проявляется определенными симптомами ферментного голодания: лихорадка, жар; увеличение поджелудочной железы (чаще всего встречается у пациентов, которые едят переваренную пищу, где все ферменты погибли); увеличение количества белых кровяных шариков после употребления вареной, консервированной пищи в отличие от сырой пищи, богатой ферментами, которая никогда не дает такого отрицательного эффекта; появление в моче продуктов, указывающих, что в кишечнике не все благополучно в результате плохого переваривания белка из-за отсутствия нужных ферментов.
Ферменты получили широкое применение в легкой, пищевой и химической промышленности, а также в медицинской практике.
1. В пищевой промышленности ферменты используют при приготовлении безалкогольных напитков, сыров, консервов, колбас, копченостей.
2. В животноводстве ферменты используют при приготовлении кормов.
3. Ферменты используют для смягчения кожи в кожевенной промышленности.
4. Ферменты входят в состав стиральных порошков, зубных паст.
5. В медицине ферменты имеют диагностическое значение – определение отдельных ферментов в клетке помогает распознаванию природы заболевания (например вирусный гепатит – по активности фермента в плазме крови)
6. Используют для замещения недостающего фермента в организме (мезим, фестал, панкреатин).
Лист самооценки студента _________________________
Критерии |
Баллы |
На уроке постоянно отвечал на вопросы преподавателя |
Да - 1 б Нет - 0 б |
Выполнение практической части |
Заполнил таблицу без ошибок - 2 б Заполнил с ошибками - 1б Правильно сделал выводы - 1б Есть ошибки в выводах - 0 б |
Активно участвовал в составлении кластера |
Да - 1б Нет - 0б |
Отвечал на проблемные вопросы |
Да - 1 б Нет - 0 б |
Итого баллов (оценка): |
Не более 5 баллов |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.