Методическая разработка урока по биологии
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по биологии

Оценка 4.7
doc
18.05.2021
Методическая разработка урока по биологии
Методическая разработка урока Ферменты.doc

Методическая разработка урока

1. Курс первый, дисциплина «Биология».

2. Тема урока: Ферменты.

3. Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования.

4. Цели урока: сформировать понятие о ферментах, изучить виды и свойства ферментов и их роль в жизнедеятельности организма.

5. Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания о белках-ферментах, играющих важную роль в процессах жизнедеятельности клетки; сформировать знания о ферментах-катализаторах – как одной из важнейших функций.

Развивающие: формировать опыт творческой деятельности; развивать доказательную речь, способность проводить, наблюдать и описывать эксперимент; развивать умение обобщать полученные знания, умение самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации.

Воспитательные: воспитывать умение работать в малых группах, самостоятельность в     работе, инициативность, высказывание своей точки зрения.

6. Методы исследования:

·        Наблюдение

·        Анализ полученных экспериментальных данных

·        Сравнение, систематизация и обобщение

7. Комплексно – методическое обеспечение и основные источники информации:

·  Компьютер, мультимедийный проектор

·  Электронная презентация к уроку

·  На столах: штатив с пробирками, образцы тканей, информационные листы, листы бумаги

· Источники информации: информационные листы, инструкционная карта для выполнения практической работы, слайды

8. Используемые формы обучения: обучение в малых группах, индивидуальное и фронтальное обучение.

9. Педагогические технологии: технология развития критического мышления.

10. Приемы обучения: корзина мнений, синквейн, кластер, проблемные вопросы.

 


Технологическая карта урока

Этап урока

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы, методы и средства обучения

Планируемые результаты

Предметные (знать)

Метапредметные (УУД)

Личностные

1. Организационный момент 

Вступительное слово преподавателя

Слайд 1

 

 

 

 

2. Стадия вызова

 

 

 

 

 

Введение в тему урока

(4 мин)

Слайд 2

Описание фермента. Определите, о каких веществах идет речь.

Слайд 3

Определение темы урока

Слайд 4

Высказывают предположения:

- есть вещества, которые ускоряют процессы

- вещества, ускоряющие реакции – это катализаторы

- катализаторы в ходе реакции не расходуются

- катализаторы в живых организмах называют ферментами

В тетрадях записывают тему урока.

 

 

Формирование мотивации к познанию нового.

Определение цели урока

(2 мин)

Прием "Корзина мнений"

(3 мин)

Слайд 5

На какие вопросы вы хотели бы найти ответы в ходе сегодняшнего урока?

Совместно со студентами определяет цель урока.

Слайд 6

Высказывания студентов.

 

Планирование учебного сотрудничества с преподавателем

Формирование мотивации к познанию нового.

3. Стадия осмысления

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

(10 мин)

Делит  студентов на подгруппы по геометрическим фигурам.

Инструктаж по безопасным приемам работ.

Слайд 7

Слайд 8

Изучить каталитическую активность фермента каталазы в живых и мертвых тканях.

Проверяем правильность выводов Слайд 9.

Дайте определение ферменту.

Слайд 10

 

Распределяются по группам.

Проводят эксперимент.

Результаты эксперимента записывают в таблицу, оформляют выводы.

Озвучивают результаты эксперимента

Дают определение ферментам. Фермент -это ...

Знать свойства фермента каталазы, условия существования фермента.

Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и с товарищами по группе.

Умение наблюдать, делать выводы и умозаключения

 

Составление кластера

(10 мин)

Слайд 11

Составьте кластер, используя различные источники информации. Объясняет, что такое кластер. Какие источники информации  вы можете использовать.

На доске записывает результаты работы студентов.

 Ответьте на проблемный вопрос Слайд 12-13

 

Работают с информационными листами. Составляют кластер. Работают в группах. Озвучивают свои ответы.

Знать понятия ферменты, виды ферментов, источники и условия существования ферментов. Перечисление области применения ферментов.

Поиск и выделение необходимой информации с различных источников.

Установление причинно-следственной связи.

Умение работать в группе.

Биологически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту

4. Рефлексия

(5 мин)

Слайд 14

Составьте синквейн.

Слайд 15

Возвращение к цели урока

Каждая группа составляет синквейн и озвучивает.

Обобщение и закрепление полученных знаний.

Умение обобщать, делать выводы.

Выражение в ходе рефлексивной деятельности своей мысли с достаточной полнотой и точностью.

Брать ответственность за работу членов группы.

 

5. Подведение итогов урока

(5 мин)

Ответили ли мы на вопросы, которые стояли перед нами в начале урока?

Пригодятся ли полученные знания в вашей будущей специальности?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Оценка деятельности на уроке.

Д/з Как в домашних условиях доказать, что мезим расщепляет крахмал. Проведите небольшой эксперимент.

Высказывания студентов.

Оценка своей работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

Обобщение полученных знаний.

Сопоставление полученных результатов деятельности с поставленной заранее целью.

 

 


Практическая часть

Каталитическая активность фермента каталазы в живых и мертвых тканях

Фермент каталаза катализирует (ускоряет) расщепление перекиси водорода с образованием молекул воды и кислорода: 

2О2= 2Н2О + О2.

Расщепляя Н2О2, каталаза играет защитную роль. Она обезвреживает ядовитое вещество (перекись водорода), которое непрерывно образуется в клетке в процессе жизнедеятельности.

Оборудование: 3%-й раствор перекиси водорода, штатив с пробирками, кусочки сырого картофеля и мяса, кусочки вареного картофеля и мяса.

Ход работы:

1. Начертите таблицу в тетради.

1-я пробирка - сырое мясо

2-я пробирка – сырой картофель

3-я пробирка – вареное мясо

4-я пробирка – вареный картофель

В каждую пробирку по очереди прилейте 1-2 мл перекиси водорода. Что вы наблюдаете?  Ваши наблюдения занесите в таблицу. Сделайте выводы (заполните последнюю колонку таблицы).

2. Ответьте на вопросы.

-  Как проявляет себя фермент каталаза в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.

-  Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент каталазу. Ответ обоснуйте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ферменты

 

Почти все ферменты являются белками (но не все белки – ферменты). Представление о том, что ферменты – белки утвердилось не сразу. Для этого надо было научиться их выделять в высоко кристаллической форме. Впервые ферменты в такой форме выделил в 1926 году Дж. Самнер. После этого потребовалось еще 10 лет, в течение которых было получено еще несколько ферментов в кристаллической форме, чтобы представление о белковой природе ферментов стало доказанным и получило всеобщее признание.

Ферменты – это белковые молекулы, синтезируемые живыми клетками.

Известны около 2000 ферментов.

Большинство ферментов обладает очень высокой эффективностью, т.е. ферменты ускоряют реакции многократно. Скорость некоторых ферментативных реакций может быть в 1015 раз больше скорости реакций, протекающих в их отсутствие. С помощью ферментов осуществляются многочисленные химические реакции, которые могут с большой скоростью идти при температурах, подходящих для данного организма, то есть в пределах от 5о до 40о . Чтобы эти реакции протекали вне организма с той же скоростью потребовались бы высокие температуры и резкие изменения условий. Для клетки это означало бы гибель, так как вся работа клетки строится таким образом, чтобы избежать любых сколько-нибудь заметных изменений в нормальных условиях ее существования.

Таким образом, можно сказать, что ферменты, как биологические катализаторы, во много раз ускоряют биохимические реакции, они очень эффективны. Ферменты абсолютно необходимы, потому что без них реакции в клетке протекали бы слишком медленно.

Многие ферменты обладают наибольшей эффективностью при температуре человеческого тела, т.е. приблизительно при 370. Человек погибает при более низких и более высоких температурах не столько из-за того, что его убила болезнь, а в первую очередь из-за того, что перестают действовать ферменты, а следовательно, прекращаются обменные процессы, которые и определяют сам процесс жизни.

Так как реакции обмена веществ, протекающие в организмах, можно разделить на два типа процессов: синтез (ассимиляция) и распад (диссимиляция), то соответственно можно выделить и два типа ферментов. Примерами   ферментов, отвечающих за расщепление белков, жиров и углеводов  в пищеварительных органах, являются пищевые ферменты (пепсин,  амилаза, липаза).

Пепсин - отвечает за расщепление протеинов (белков). Пепсин выделяется вместе желудочным и поджелудочным соком.

Амилаза -  отвечает за расщепление углеводов. Содержится в слюне и желудочном соке.

Липаза – отвечает за разложение жиров на составные части. Образуются в поджелудочной железе.

          Когда в организм поступает пища, она вся состоит из белков, жиров, углеводов. Для их расщепления до компонентов, которые легко бы всасывались желудочно-кишечным трактом (белков - до аминокислот, жиров - до жирных кислот, углеводов - до простых углеводов) нужны ферменты. Одни ферменты вырабатываются в слюне, другие - поджелудочной железой, третьи -  кишечником. Панкреатин - фермент поджелудочной железы, работает только в двенадцатиперстной кишке.  Пищевые ферменты, работающие в желудке, не вырабатываются нашим организмом. Мы получаем их лишь тогда, когда съедаем сырую пищу или когда принимаем ферменты в виде диетических добавок. Зерновые, овощи, орехи, хрен, чеснок, авокадо, киви, папайя, ананасы, бананы и манго очень богаты  пищевыми ферментами. Ферменты, которые мы получаем вместе с сырой пищей, важны не только для пищеварения, но и для поддержания здоровья, предупреждения болезней. Если мы едим свежие сырые продукты на пустой желудок, они попадают в кровяное русло и проделывают следующую работу: разрушают белковые структуры вирусов и бактерий, а также любые другие вредные субстанции, появляющиеся при воспалениях. Поэтому ферменты (особенно свежих соков, богатых ферментами) очень эффективны: во время воспалительных процессов подобно холоду они контролируют отек, красноту, жар, острую боль.

           В вареной пище ферменты погибают.

           Если у человека по какой-нибудь причине прекратилась или затруднена выработка собственных ферментов, синтезированные ферменты животного или растительного происхождения благополучно заменяют их (например, мезим, фестал, энзим, панкреатин).

           Недостаток ферментов в организме проявляется определенными симптомами ферментного голодания: лихорадка, жар; увеличение поджелудочной железы (чаще всего встречается у пациентов, которые едят переваренную пищу, где все ферменты погибли); увеличение количества белых кровяных шариков после употребления вареной, консервированной пищи в отличие от сырой пищи, богатой ферментами, которая никогда не дает такого отрицательного эффекта; появление в моче продуктов, указывающих, что в кишечнике не все благополучно в результате плохого переваривания белка из-за отсутствия нужных ферментов.

Ферменты получили широкое применение в легкой, пищевой и химической промышленности, а также в медицинской практике.

1.     В пищевой промышленности ферменты используют при приготовлении безалкогольных напитков, сыров, консервов, колбас, копченостей.

2.     В животноводстве ферменты используют при приготовлении кормов.

3.     Ферменты используют для смягчения кожи в кожевенной промышленности.

4.     Ферменты входят в состав стиральных порошков, зубных паст.

5.     В медицине ферменты имеют диагностическое значение – определение отдельных ферментов в клетке помогает распознаванию природы заболевания (например вирусный гепатит – по активности фермента в плазме крови)

6.     Используют для замещения недостающего фермента в организме (мезим, фестал, панкреатин).

 

 

 

 

Лист самооценки студента _________________________

 

Критерии

Баллы

На уроке постоянно отвечал на вопросы преподавателя

Да - 1 б

Нет - 0 б

Выполнение практической части

Заполнил таблицу без ошибок - 2 б

Заполнил с ошибками - 1б

Правильно сделал выводы - 1б

Есть ошибки в выводах - 0 б

Активно участвовал в составлении кластера

Да - 1б

Нет - 0б

Отвечал на проблемные вопросы

Да - 1 б

Нет - 0 б

Итого баллов (оценка):

Не более 5 баллов

 


Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока 1

Методическая разработка урока 1

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Слайд 7 Слайд 8 Изучить каталитическую активность фермента каталазы в живых и мертвых тканях

Слайд 7 Слайд 8 Изучить каталитическую активность фермента каталазы в живых и мертвых тканях

Подведение итогов урока (5 мин)

Подведение итогов урока (5 мин)

Практическая часть Каталитическая активность фермента каталазы в живых и мертвых тканях

Практическая часть Каталитическая активность фермента каталазы в живых и мертвых тканях

Ферменты Почти все ферменты являются белками (но не все белки – ферменты)

Ферменты Почти все ферменты являются белками (но не все белки – ферменты)

Одни ферменты вырабатываются в слюне, другие - поджелудочной железой, третьи - кишечником

Одни ферменты вырабатываются в слюне, другие - поджелудочной железой, третьи - кишечником

Лист самооценки студента _________________________

Лист самооценки студента _________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2021