Методическая разработка урока по биологии

  • Особые потребности
  • docx
  • 27.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок для обучающихся с ОВЗ
Иконка файла материала Методическая разработка занятия для обучающихся с ОВЗ по биологии (1).docx

Тема «Методическая разработка занятия для  обучающихся с ОВЗ».

Класс 5

Предмет :биология

Автор программы:   УМК «Сфера жизни» Авторы Н. И. Сонин,   В.И.Сивоглазов, В.Б. Захаров

Учебник :Н.И.Сонин., А.А. Плешаков., Биология. Введение в биологию. Учебник  соответствует ФГОС ООО. УМК «Сфера жизни»,концентрический курс. –

 Тема урока: Урок 3 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

Описание особенностей развития ученика с ОВЗ

Ученица 5класса(возраст 11лет),характеризуется  недоразвитием познавательной деятельности,  нарушением памяти, неустойчивым вниманием. Сниженой познавательной активностью, проявляющейся в ограничении запаса знаний об окружающем мире. Темп выполнения заданий низкий, поэтому нуждается в помощи взрослого.Пониженая концентрация внимания. Низкий уровень мышления. Ученица испытывает трудности в понимании инструкций. Имеет низкую  самооценку. Характерна повышенная утомляемость.

Характеристика класса: В классе 21 учеников, из них  7 учеников  с высоким уровнем обученности, 10 со средним уровнем,  3 с низким  уровнем, 1- с ОВЗ (ЗПР). Предмет преподается на базовом уровне.  Психологический климат в классе   положительный.

План-конспект урока

Педагогическая цель:1.  Познакомить учащихся с методами изучения природы       

 2. Расширить знания о методах изучения природы

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для формирования понятий о методах изучения природы; сформировать умения и навыки практического характера: проводить лабораторные работы, производить выбор необходимых приборов для измерений.

Развивающая: создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике;развивать умения самостоятельно изучать природу,

Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитанию мотивов учения, интереса и любознательности; прививать положительный интерес к природе и ее изучению; способствовать формированию межличностных отношений через работу в группах

Планируемые результаты:

Предметные   Учащийся научится определять основные методы биологических исследований, характеризовать методы биологических исследований, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени; будет знать понятия: «опыт», «наблюдение», «эксперимент»
Личностные  результаты
Будут сформированы: навыки обучения; познавательные интересы и мотивы; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни

Универсальные учебные действия (метапредметные) 

Регулятивные – научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, выполнять лабораторную работу; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

Познавательные научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; работать с информацией; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; получит возможность научиться:

 находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним.

 

Планируемые результаты для  учащихся с ОВЗ

Предметные: Учащийся научится перечислять основные методы биологических исследований, пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени; будет знать понятия: «опыт», «наблюдение», «измерение».

Базовые: метапредметные 

Познавательные– работать с информацией.

 Регулятивные– принимать и сохранять учебную задачу, осознанно действовать на основе инструкций к работе для решения учебной задачи, осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности.

 Коммуникативные– вступать и поддерживать коммуникацию в совместной учебной деятельности.

Тип, вид урока Урок комплексного применения знаний, умений, навыков; урок-практикум

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Приемы: Работа с текстом, комментированное чтение, выделение главного, проведение опытов, фиксирование результатов, изложение полученных результатов.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, демонстрация презентации); практические (составление схем, поиск информации),  исследовательский(выполнение лабораторной работы)

Оборудование: Карточки с тестами, рисунки с изображением методов изучения природы (опыт, наблюдение, эксперимент); слайды с изображением пейзажей, электронного микроскопа, ученых-исследователей, животных; проектор для просмотра презентации; ноутбук .

Образовательные ресурсы: Презентация по теме «Методы изучения природы». – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/prezentatsiya-metody-izucheniya-prirody

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел «Наборы цифровых ресурсов» к учебнику «Биология»5 класс». Плешаков А. А., Сонин Н. И. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/

Ход урока

I.Организационный.

 Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности (Учащиеся настраиваются на работу  на уроке).

II. Актуализация опорных знаний урока.

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Опрос проведен в форме тестирования (Проводит тестирование по теме «Науки о жизни». Приложение1)

Для учащихся с ОВЗ: письменный ответ на вопрос в учебнике стр16 №1 (параграф 2)

(учитель  контролирует правильность ответов, оценивает)

III.  Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

– Прочитайте первый абзац на с. 17. Ответьте на вопросы.

(учащиеся читают вслух текст)

Для учащихся с ОВЗ: читает вслух небольшой по объему  абзац  текста параграфа (учитель помогает , проговаривая сложные слова)

– Как зовут ученого, который занимался изучением природы? (Жан Анри Фабр.)

– С помощью какого метода проходило изучение?
(С помощью наблюдения.)

– За каким объектом наблюдал ученый? (Насекомые: осы, пчелы, бабочки, жуки.)

– Исходя из прочитанного текста, давайте попробуем

назвать тему сегодняшнего урока. (Методы изучения природы.)

(Ученики записывают тему в тетрадь)

Для учащихся с ОВЗ(учитель контролирует правильность записи)

– На прошлом уроке мы познакомились с биологическими науками.  Сегодня мы изучим методы научных исследований, то есть способы и приемы, с помощью которых изучался живой мир.

Выдвигает проблему:

– Для чего необходимы методы и приемы изучения природы и живых объектов?

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Объясняет новый материал( используяЭОР и учебник).Отвечая на вопросы  составить «Кластер»

Для учащихся с ОВЗ: записать в тетрадь название методов изучения природы (учитель контролирует работу )

  – Как вы понимаете понятие «метод»? (выполняют задание  в рабочей тетради№ 16 стр.10)

Учитель: Что такое метод?

Ответы детей: Метод – способ изучения природы.

– Основной метод, при помощи которого изучают живые организмы в естественных условиях, – это наблюдение. Читаем текст параграфа, выписываем название приборов, используемых для наблюдения (Учащиеся фиксируют понятия и термины, составляют «Кластер»)  

Для учащихся с ОВЗ. По рисунку учебника стр 20,выписать названия приборов, используемых для наблюдения( учитель инструктирует )

Наблюдение – это метод изучения природы, при помощи которого изучают природу, описывая объект, не вмешиваясь в естественный ход событий, не внося изменений.

– Как вы думаете, если человек вносит изменения
в естественные условия, метод остается тем же или мы будем использовать другой метод? (Другой – опыт.)

– Правильно, в этом случае человек проводит опыт или эксперимент. Читаем текст параграфа, выписываем название приборов, используемых для эксперимента(опыта) Задание в рабочей тетради стр.10 №15.

 (Учащиеся фиксируют понятия и термины, составляют «Кластер»)  

Для учащихся с ОВЗ. По рисунку учебника стр 20,выписать названия приборов, используемых для опыта( учитель инструктирует ).

– В каких случаях мы проводим измерения? Читаем текст параграфа, выписываем название приборов, используемых для измерения. Выполнить задание на стр.11 в раб.тетр. №19.(Учащиеся фиксируют понятия и термины, составляют «Кластер»)   Для учащихся с ОВЗ. По рисунку учебника стр 20,выписать названия приборов, используемых для измереня( учитель инструктирует ). Далее разъясняет, где могут применяться знания и умения делать измерения (Использует слайды презентации)

 Физминутка   Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

V.  Проведение лабораторной работы.  Конкретизирует знания о методах изучения природы. Перед выполнением работы проводит повторный инструктаж по ТБ.

Поясняет ход лабораторной работы, организует самостоятельную работу учащихся и работу в группах. (Учитель контролирует выполнение работы )Приложение 2

Для учащихся с ОВЗ: Учитель знакомит с задачами парной учебной деятельности, разбирая с учеником суть заданий, которые нужно будет выполнить в паре по ходу лабораторной работы.

VI. Анализ результатов лабораторной работы. Обобщает знания учащихся, помогает в формулировании выводов. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями

Для учащихся с ОВЗ(Проверяет работу ОВЗ, разбирает допущенные ошибки, помогает их исправить. Оценивает работу)

VII. Подведение итогов.

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Домашнее заданиеДает комментарий к домашнему заданию: учебник,
с. 17–22; дополнительно: изучить материал и выполнить задания в рабочей тетради.      Для ОВЗ стр 22№9

 

 

Приложение 1

Тест по теме «Науки о жизни»

Вариант 1

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

1. Наука, которая изучает луговые и лесные растения, называется:

1) зоология;                                        3) ботаника;

2) микробиология;                            4) микология.

2. Анатомия изучает:

1) строение растений;                       3) строение тканей, органов

                                                            живых организмов;

2) строение, поведение, жизнедеятельность насекомых;    4) птиц.

3. Место обитания, строение, жизнедеятельность рыб изучает наука:

1) бриология;                                     3) ихтиология;

2) микология;                                     4) энтомология.

4. Изучает строение клеток:

1) гистология;                                    3) зоология;

2) цитология;                                     4) териология.

Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный, развернутый ответ.

С1. Какую роль играют биологические знания для человека в современном обществе?

 

Вариант 2

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

1. Наука, которая изучает домашних и диких животных, называется:

1) зоология;                                        3) ботаника;

2) микробиология;                            4) микология.

2. Физиология изучает:

1) строение и процессы, происходящие в растениях;

3) строение тканей, органов живых организмов;

2) поведение и жизнедеятельность насекомых;

4) жизнедеятельность живых организмов.

3. Место обитания, строение, жизнедеятельность насекомых изучает наука:

1) бриология;                                     3) ихтиология;

2) микология;                                     4) энтомология.

4. Изучает строение грибов:

1) гистология;                                    3) микология;

2) орнитология;                                 4) териология.

Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный, развернутый ответ.

С1. В какие сферах деятельности человека могут быть применены биологические знания?

Ответы:

Вариант 1. Часть А. 1–3; 2–3; 3–3; 4–2. Часть С. С1. Биологические знания необходимы для изучения природы, биологические знания применяются в медицине при лечении заболеваний, в сельском хозяйстве

Вариант 2. Часть А. 1–1; 2–4; 3–4; 4–3. Часть С. С1. Биологические знания применяются в различных сферах деятельности: в медицине, сельском хозяйстве, экологии, цветоводстве и др.

Приложение 2

Лабораторная работа №2

Тема : «Методы изучения природы»

Цель:Научиться проводить простейшие измерения, наблюдения, эксперименты.

Оборудование: стакан с водой, мерный цилиндр,линейка,штатив с пробирками(в пробирках находятся сахар, сода,мел, растительное масло),стеклянная палочка.

Ход работы:

1.Проведение измерения.

 а)Из стакана перелейте воду в мерный цилиндр. По шкале определите объем воды, запишите данные в тетрадь.

б)Измерьте длину пальцев на руке. Запишите результаты: максимальная длина, минимальная длина.Сравните в паре.

2.Проведение наблюдения: Сужение зрачка на свету. Работа в паре, один –испытуемый, другой-наблюдатель. Закройте глаза руками, затем- откройте, наблюдатель смотрит на зрачки. Результаты запишите в тетрадь.

В темноте зрачки__________________________, а на ярком свету_________________

3.Проведение эксперимента. Растворение веществ в воде. В пробирки с сахаром, содой, мелом, растительным маслом налейте водуи перемешайте. Результаты запишите в тетрадь.

 Вещества: растворимые__________________________

                  нерастворимые_________________________

 Вывод. Сделайте вывод по цели работы.