Тема «Методическая разработка занятия для обучающихся с ОВЗ».
Класс 5
Предмет :биология
Автор программы: УМК «Сфера жизни» Авторы Н. И. Сонин, В.И.Сивоглазов, В.Б. Захаров
Учебник :Н.И.Сонин., А.А. Плешаков., Биология. Введение в биологию. Учебник соответствует ФГОС ООО. УМК «Сфера жизни»,концентрический курс. –
Тема урока: Урок 3 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
Описание особенностей развития ученика с ОВЗ
Ученица 5класса(возраст 11лет),характеризуется недоразвитием познавательной деятельности, нарушением памяти, неустойчивым вниманием. Сниженой познавательной активностью, проявляющейся в ограничении запаса знаний об окружающем мире. Темп выполнения заданий низкий, поэтому нуждается в помощи взрослого.Пониженая концентрация внимания. Низкий уровень мышления. Ученица испытывает трудности в понимании инструкций. Имеет низкую самооценку. Характерна повышенная утомляемость.
Характеристика класса: В классе 21 учеников, из них 7 учеников с высоким уровнем обученности, 10 со средним уровнем, 3 с низким уровнем, 1- с ОВЗ (ЗПР). Предмет преподается на базовом уровне. Психологический климат в классе положительный.
План-конспект урока
Педагогическая цель:1. Познакомить учащихся с методами изучения природы
2. Расширить знания о методах изучения природы
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для формирования понятий о методах изучения природы; сформировать умения и навыки практического характера: проводить лабораторные работы, производить выбор необходимых приборов для измерений.
Развивающая: создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике;развивать умения самостоятельно изучать природу,
Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитанию мотивов учения, интереса и любознательности; прививать положительный интерес к природе и ее изучению; способствовать формированию межличностных отношений через работу в группах
Планируемые результаты:
Предметные
Учащийся научится определять основные
методы биологических исследований, характеризовать методы биологических
исследований, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами
в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины,
температуры, времени; будет знать понятия: «опыт», «наблюдение»,
«эксперимент»
Личностные результаты Будут сформированы: навыки обучения; познавательные
интересы и мотивы; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; понимание ценности
здорового и безопасного образа жизни
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные – научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, выполнять лабораторную работу; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.
Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; работать с информацией; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные – научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; получит возможность научиться:
находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним.
Планируемые результаты для учащихся с ОВЗ
Предметные: Учащийся научится перечислять основные методы биологических исследований, пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени; будет знать понятия: «опыт», «наблюдение», «измерение».
Базовые: метапредметные
Познавательные– работать с информацией.
Регулятивные– принимать и сохранять учебную задачу, осознанно действовать на основе инструкций к работе для решения учебной задачи, осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности.
Коммуникативные– вступать и поддерживать коммуникацию в совместной учебной деятельности.
Тип, вид урока Урок комплексного применения знаний, умений, навыков; урок-практикум
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Приемы: Работа с текстом, комментированное чтение, выделение главного, проведение опытов, фиксирование результатов, изложение полученных результатов.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, демонстрация презентации); практические (составление схем, поиск информации), исследовательский(выполнение лабораторной работы)
Оборудование: Карточки с тестами, рисунки с изображением методов изучения природы (опыт, наблюдение, эксперимент); слайды с изображением пейзажей, электронного микроскопа, ученых-исследователей, животных; проектор для просмотра презентации; ноутбук .
Образовательные ресурсы: Презентация по теме «Методы изучения природы». – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/prezentatsiya-metody-izucheniya-prirody
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел «Наборы цифровых ресурсов» к учебнику «Биология»5 класс». Плешаков А. А., Сонин Н. И. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/
Ход урока
I.Организационный.
Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности (Учащиеся настраиваются на работу на уроке).
II. Актуализация опорных знаний урока.
Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Опрос проведен в форме тестирования (Проводит тестирование по теме «Науки о жизни». Приложение1)
Для учащихся с ОВЗ: письменный ответ на вопрос в учебнике стр16 №1 (параграф 2)
(учитель контролирует правильность ответов, оценивает)
III. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:
– Прочитайте первый абзац на с. 17. Ответьте на вопросы.
(учащиеся читают вслух текст)
Для учащихся с ОВЗ: читает вслух небольшой по объему абзац текста параграфа (учитель помогает , проговаривая сложные слова)
– Как зовут ученого, который занимался изучением природы? (Жан Анри Фабр.)
– С помощью какого метода проходило изучение?
(С помощью наблюдения.)
– За каким объектом наблюдал ученый? (Насекомые: осы, пчелы, бабочки, жуки.)
– Исходя из прочитанного текста, давайте попробуем
назвать тему сегодняшнего урока. (Методы изучения природы.)
(Ученики записывают тему в тетрадь)
Для учащихся с ОВЗ(учитель контролирует правильность записи)
– На прошлом уроке мы познакомились с биологическими науками. Сегодня мы изучим методы научных исследований, то есть способы и приемы, с помощью которых изучался живой мир.
Выдвигает проблему:
– Для чего необходимы методы и приемы изучения природы и живых объектов?
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
Объясняет новый материал( используяЭОР и учебник).Отвечая на вопросы составить «Кластер»
Для учащихся с ОВЗ: записать в тетрадь название методов изучения природы (учитель контролирует работу )
– Как вы понимаете понятие «метод»? (выполняют задание в рабочей тетради№ 16 стр.10)
Учитель: Что такое метод?
Ответы детей: Метод – способ изучения природы.
– Основной метод, при помощи которого изучают живые организмы в естественных условиях, – это наблюдение. Читаем текст параграфа, выписываем название приборов, используемых для наблюдения (Учащиеся фиксируют понятия и термины, составляют «Кластер»)
Для учащихся с ОВЗ. По рисунку учебника стр 20,выписать названия приборов, используемых для наблюдения( учитель инструктирует )
Наблюдение – это метод изучения природы, при помощи которого изучают природу, описывая объект, не вмешиваясь в естественный ход событий, не внося изменений.
– Как вы думаете, если человек вносит изменения
в естественные условия, метод остается тем же или мы будем использовать другой
метод? (Другой – опыт.)
– Правильно, в этом случае человек проводит опыт или эксперимент. Читаем текст параграфа, выписываем название приборов, используемых для эксперимента(опыта) Задание в рабочей тетради стр.10 №15.
(Учащиеся фиксируют понятия и термины, составляют «Кластер»)
Для учащихся с ОВЗ. По рисунку учебника стр 20,выписать названия приборов, используемых для опыта( учитель инструктирует ).
– В каких случаях мы проводим измерения? Читаем текст параграфа, выписываем название приборов, используемых для измерения. Выполнить задание на стр.11 в раб.тетр. №19.(Учащиеся фиксируют понятия и термины, составляют «Кластер») Для учащихся с ОВЗ. По рисунку учебника стр 20,выписать названия приборов, используемых для измереня( учитель инструктирует ). Далее разъясняет, где могут применяться знания и умения делать измерения (Использует слайды презентации)
Физминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала
тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
V. Проведение лабораторной работы. Конкретизирует знания о методах изучения природы. Перед выполнением работы проводит повторный инструктаж по ТБ.
Поясняет ход лабораторной работы, организует самостоятельную работу учащихся и работу в группах. (Учитель контролирует выполнение работы )Приложение 2
Для учащихся с ОВЗ: Учитель знакомит с задачами парной учебной деятельности, разбирая с учеником суть заданий, которые нужно будет выполнить в паре по ходу лабораторной работы.
VI. Анализ результатов лабораторной работы. Обобщает знания учащихся, помогает в формулировании выводов. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями
Для учащихся с ОВЗ(Проверяет работу ОВЗ, разбирает допущенные ошибки, помогает их исправить. Оценивает работу)
VII. Подведение итогов.
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки
Домашнее
заданиеДает комментарий к домашнему
заданию: учебник,
с. 17–22; дополнительно: изучить материал и выполнить задания в рабочей
тетради. Для ОВЗ стр 22№9
Приложение 1
Тест по теме «Науки о жизни»
Вариант 1
Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.
1. Наука, которая изучает луговые и лесные растения, называется:
1) зоология; 3) ботаника;
2) микробиология; 4) микология.
2. Анатомия изучает:
1) строение растений; 3) строение тканей, органов
живых организмов;
2) строение, поведение, жизнедеятельность насекомых; 4) птиц.
3. Место обитания, строение, жизнедеятельность рыб изучает наука:
1) бриология; 3) ихтиология;
2) микология; 4) энтомология.
4. Изучает строение клеток:
1) гистология; 3) зоология;
2) цитология; 4) териология.
Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный, развернутый ответ.
С1. Какую роль играют биологические знания для человека в современном обществе?
Вариант 2
Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.
1. Наука, которая изучает домашних и диких животных, называется:
1) зоология; 3) ботаника;
2) микробиология; 4) микология.
2. Физиология изучает:
1) строение и процессы, происходящие в растениях;
3) строение тканей, органов живых организмов;
2) поведение и жизнедеятельность насекомых;
4) жизнедеятельность живых организмов.
3. Место обитания, строение, жизнедеятельность насекомых изучает наука:
1) бриология; 3) ихтиология;
2) микология; 4) энтомология.
4. Изучает строение грибов:
1) гистология; 3) микология;
2) орнитология; 4) териология.
Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный, развернутый ответ.
С1. В какие сферах деятельности человека могут быть применены биологические знания?
Ответы:
Вариант 1. Часть А. 1–3; 2–3; 3–3; 4–2. Часть С. С1. Биологические знания необходимы для изучения природы, биологические знания применяются в медицине при лечении заболеваний, в сельском хозяйстве
Вариант 2. Часть А. 1–1; 2–4; 3–4; 4–3. Часть С. С1. Биологические знания применяются в различных сферах деятельности: в медицине, сельском хозяйстве, экологии, цветоводстве и др.
Приложение 2
Лабораторная работа №2
Тема : «Методы изучения природы»
Цель:Научиться проводить простейшие измерения, наблюдения, эксперименты.
Оборудование: стакан с водой, мерный цилиндр,линейка,штатив с пробирками(в пробирках находятся сахар, сода,мел, растительное масло),стеклянная палочка.
Ход работы:
1.Проведение измерения.
а)Из стакана перелейте воду в мерный цилиндр. По шкале определите объем воды, запишите данные в тетрадь.
б)Измерьте длину пальцев на руке. Запишите результаты: максимальная длина, минимальная длина.Сравните в паре.
2.Проведение наблюдения: Сужение зрачка на свету. Работа в паре, один –испытуемый, другой-наблюдатель. Закройте глаза руками, затем- откройте, наблюдатель смотрит на зрачки. Результаты запишите в тетрадь.
В темноте зрачки__________________________, а на ярком свету_________________
3.Проведение эксперимента. Растворение веществ в воде. В пробирки с сахаром, содой, мелом, растительным маслом налейте водуи перемешайте. Результаты запишите в тетрадь.
Вещества: растворимые__________________________
нерастворимые_________________________
Вывод. Сделайте вывод по цели работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.