Методическая разработка урока по ФГОС
«Прямоугольник. Квадрат»
1 класс
Наталья Александровна Самочкина учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №11»
города Краснокамска
Класс 1
Предмет математика УМК «Школа России»
Тема урока «Прямоугольник. Квадрат»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: формирование представления о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые.
Задачи урока:
· обучающие: обеспечить усвоение понятия «прямоугольник»; сформировать умения и навыки находить отличительные признаки прямоугольника от других геометрических фигур;
· развивающие: создать условия для развития познавательного интереса младших школьников, способствовать развитию воображения, умению анализировать, сравнивать; развивать внимание, зрительную память учащихся;
· воспитательные: способствовать воспитанию интереса к математике, культуры общения, умения работать самостоятельно.
Планируемые УУД:
Предметные:
l различать виды четырехугольников, выделяя их из многоугольников;
l получат возможность узнать отличительные признаки прямоугольника и квадрата
l научатся получать квадрат из прямоугольника и прямоугольник из квадрата.
Регулятивные УУД:
l готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
l определять и формулировать цель деятельности на уроке;
l устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
l высказывать свое предположение на основе учебного материала;
l осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
l совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке, определять степень успешности работы.
Познавательные УУД:
l исследовать ситуацию: чем похожи и чем отличаются прямоугольник и квадрат;
l использовать приобретённые знания в практических работах.
Коммуникативные УУД:
l формулировать собственное высказывание, мнение;
l уметь слушать и слышать других.
l учиться работать в группе, выстраивая взаимодействие на основе взаимоуважения.
Оборудование и учебно-наглядное пособие:
· Для учителя: Презентация по теме урока (Приложение 1), интерактивная доска;
· Для учащихся: раздаточный материал.
Литература:
· М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник для 1-го класса общеобразовательной школы, в 2 частях, часть 2, Москва: Просвещение, 2020. - 2.
· Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И.Моро и др. 1 класс. - М.: ВАКО, 2012. - 400с.- (в помощь школьному учителю).
Ход урока
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Функции и виды деятельности преподавателя |
Формы и виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты УУД
|
Методы и приёмы |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
|
(Слайд №1) Чтоб водить корабли. Чтобы лётчиком стать Надо прежде всего Математику знать. И на свете нет профессии, Вы смекайте – ка Где бы нам не пригодилась Математика. (Слайд №2) Здравствуйте ребята. Я очень рада вас всех видеть. Как ваше настроение? Сегодня у нас с вами необычный урок математики. Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране «Геометрия». На пути мы встретим разные задания, но я уверена, что без труда с ними справимся. (Слайд № 3) Для того, чтобы наше путешествие прошло успешно повторим правила работы в группах. 1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно 2. Выслушать мнение каждого 3. Принять общее решение 4. Выбрать выступающего. Во время работы соблюдаем тишину! (Слайд № 4) Итак, что нам необходимо взять с собой в путь, давайте подумаем. Отлично. Еще нам пригодятся листы самооценки, напечатанные на желтой бумаге, которые есть у каждого на столе. В них мы оценим себя, после испытаний.
|
Создаёт условия для положительной мотивации учащихся. Активизирует внимание.
|
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Настраиваются на урок.
По слайду выбирают необходимые предметы для путешествия. |
Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
|
Эмоциональный метод. |
Актуализация знаний и целеполагание
|
(Слайд № 5) Внимание! Посмотрите на карту страны «Геометрия» и прочитайте названия каждой станции самостоятельно вполголоса. Теперь прочитаем хором. Здорово! В путь! Мы с вами прибываем на станцию Линейкино. (Слайд № 6) Рассмотрите внимательно изображение, как называются линии, которые вы видите?
Что здесь лишнее? Почему? Молодцы! (Слайд № 7) Подумайте и ответьте, что получится если из одной точки провести два луча? Давайте проверим. (Практическая работа на доске.)
Посмотрите доску и на экран. Что же у нас получилось? (Слайд № 8) Отлично! (Слайд № 9) Возьмите свои листы самооценки и обведите в кружок ваше настроение после посещения первой станции. У кого хорошее настроение, похлопайте в ладоши. У кого грустное настроение, потопайте ножками. (Слайд № 10) Едем дальше! Следующая станция Угловая!
Посмотрите на экран и скажите, как называется каждый из этих углов.
Как докажем, что это прямой угол?
Следующее задание мы будем выполнять в парах. Возьмите лист с изображениями углов и при помощи угольника найдите все прямые углы и обведите их номера в кружок.
(Слайд № 11) А теперь проверим ваши ответы по эталону. Молодцы! (Слайд № 12) Возьмите свои листы самооценки. На второй станции на изображении линейки, поставьте крестик вверху, если все получилось. Посередине, если были небольшие затруднения и внизу, если ничего не получилось. У кого все получилось, поднимите вверх правую руку. У кого ничего не получилось, поднимите вверх левую руку. Отлично! А вы знаете в каких фигурах встречаются прямые углы?
Как можно назвать все эти фигуры одним словом?
Замечательно! Мы отправляемся на станцию Многоугольников! В путь! (имитация поезда со звуками на местах)
|
Демонстрация наглядности на презентации.
Фронтальная проверка 2-х пар. |
Слушают, читают по слайду.
Обходят по кругу стол, изображая поезд.
Дают названия представленным линиям. (Кривая, прямая, ломанная, луч)
Д: - Луч. Есть начало, нет конца.
Два ученика выходят к доске и по очереди проводят сначала один луч, затем второй.
Д: - Угол.
Самооценка своих достижений.
Изображая поезд, пересаживаются по кругу за соседний стол. Рассматривают изображение, называют углы. С помощью угольника.
Работают в парах, выполняют задание учителя.
(Фронтальная проверка по эталону)
Самооценка своих достижений.
Д: В треугольниках, в прямоугольниках, квадратах (либо четырёхугольниках), в пятиугольниках и т.д. Д: - Многоугольники
Изображая поезд, пересаживаются по кругу за соседний стол. |
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. УУД Коммуникативные Формируем умение слушать и понимать других.
Регулятивные УУД Формируем умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Познавательные УУД Формируем умение рассуждать, доказывать.
|
Наблюдение.
Практический.
Практический. |
Постановка цели и задач урока. |
(Слайд №13) Посмотрите на фигуры и назовите лишнюю? На какие 2 группы можно разделить оставшиеся фигуры? Что мы еще можем узнать об этих фигурах? |
Работа с презентацией. Просит назвать признак, по которому геометрические фигуры распределились на группы. |
Рассуждают, ставят перед собой задачи на урок.
|
Познавательные УУД Формируем умение рассуждать, доказывать.
|
Анализ, проблемная ситуация. |
Первичное усвоение новых знаний
|
Предлагаю вам провести исследование. Исследование мы будем проводить в группах по 4 человека. На каждом столе у вас есть по две фигуры. Вам необходимо с помощью угольника определить какие углы у этих фигур и сделать вывод. Приступаем. Какой вывод мы с вами можем сделать? А раз все углы прямые, как можем еще назвать эти фигуры? (Прямоугольники) Тема нашего сегодняшнего урока…
Молодцы! Следующее наше исследование пройдет в группах по 8 человек. Каждой группе достается по одному прямоугольнику. Вам необходимо с помощью линейки и угольника исследовать свою фигуру и сделать вывод о ее свойствах. Результаты занести в лист исследования. Приступаем. |
Обсуждает результаты практической работы и подводит учащихся к определению понятия «прямоугольник»
Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока.
|
Рассуждают, доказывают.
Работают в группах с геометрическим материалом. Сравнивают, рассуждают, доказывают.
|
Регулятивные УУД Формируем умение осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД. Формируем умение проводить коллективное исследование.
Цели: 1) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 2) Организовать уточнение и согласование темы урока.
|
Метод исследования, практический
Метод исследования, практический |
Работают в группах. Проводят исследование, замеряют стороны и углы. Выбирают выступающих, отвечают по составленному плану. |
|||||
Первичная проверка понимания
|
Давайте заслушаем какие выводы вы сделали.
(Слайд № 14) Возьмите свои листы самооценки. На третьей станции на изображении линейки, поставьте крестик вверху, если все получилось. Посередине, если были небольшие затруднения и внизу, если ничего не получилось. У кого все получилось, поднимите большой палец вверх. У кого не получилось, опустите большой палец вниз.
Теперь вы готовы отправится на станцию Всезнайкино! В путь! (имитация поезда со звуками на местах) |
Дает задание на логическое мышление, находят сходство и различие между прямоугольником и квадратом.
|
Обобщают результаты своих исследований, приходят к выводу о признаках квадрата и прямоугольника.
|
УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); регулятивные (целеполагание, планирование); логические (ана-лиз, обобщение); познавательные (постановка и формулирование проблемы.
|
Анализ, проблемная ситуация.
Практический |
Первичное закрепление
|
(работа с интерактивной доской) На этой станции вам предстоит каждому самостоятельно выполнить задание. Возьмите листы в клетку. Какие фигуры вы видите? Отлично, Достройте с помощью линейки и карандаша первый треугольник до квадрата, а второй треугольник до прямоугольника. (чертят) Проверим по эталону, что у вас получилось. (Достроить на экране фигуры) Какие фигуры у вас получились? Почему их так называют? Какими свойствами они обладают?
|
Самостоятельно выполняют задания, проверяют по эталону.
|
|
Регулятивные УУД. Формируем умение осуществлять самоконтроль. Коммуникативные УУД 1.Формируем умение слушать и понимать других. 2.Формируем умение работать в паре. 3. Формируем умение осуществлять работу по выполнению отдельных операций. Познавательные УУД. Формируем умение изображать фигуру, выделять свойства. |
Практический |
Рефлексия
Моделирование
|
(Слайд № 15) Возьмите свои путевые листы и оцените свою работу на уроке по изученной теме. С помощью линейки самооценки поставьте крестик вверху, если вы узнали новое, поняли материал, было легко. Посередине, если узнали новое, поняли материал, были затруднения и внизу, если ничего не получилось и ничего не поняли. Давайте поднимем листы вверх те, у кого все легко получилось. Теперь те, у кого ничего не получилось. Не отчаивайтесь, все обязательно получится, и я вам в этом помогу. (Слайд № 16) А теперь мы превратимся в юных строителей и построить свой город в стране Геометрии. Посмотрите какой пейзаж на экране. Какое здесь время года? Построим свой летний городок. На экране вы видите набор различных фигур. Я предлагаю вам составить из них дома. Выходим группой, встаем по одному паровозиком, выбираем фигуру, соответствующую вашему настроению и начинаем собирать дом. Если вам понравился урок и у вас отличное настроение, выбираете яркую фигуру, если наоборот- черную или серую. Посмотрите какой яркий город у вас получился! На этом наше путешествие подошло к концу. (Слайд № 17) Ну а я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать для себя что-то новое, идти только вперёд! Спасибо за работу! |
|
Самооценка своих достижений за урок.
Творческая работа, моделируют и оформляют дом на экране по одному из предложенных фигур.
|
Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли - оценивание качества свои достижения |
Эмоциональный
|
Интернет ресурсы:
Вовка в стране Геометрия - математика, презентации (kopilkaurokov.ru)
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29170
http://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio.html
Примеры рефлексии на уроках математики. (videouroki.net)
https://pedsovet.su/fgos/6360_struktura_uroka_po_fgos
Приложение 1
Приложение 2
Лист исследования
· Треугольник
· Прямоугольник
· Квадрат
· Прямые
· Тупые
· Острые
· Равны
· Равны противоположные стороны
· Не равны
Приложе
ние 3
Приложение 4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.