Методическая разработка урока по географии в 7 классе
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по географии в 7 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
19.10.2021
Методическая разработка урока по географии в 7 классе
Методическая разработка урока по географии в 7 классе по теме "Австралия. Особенности почвенно-растительного покрова и животного мира, его своеобразие и уникальность. Природные зоны. Изменение природы человеком. Население, его состав и размещение. Австралия - единственное государство на материке"
ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ.docx

Методическая разработка урока географии 7 класс

Урок № 31

ТЕМА. Австралия. Особенности  почвенно-растительного покрова и животного мира, его своеобразие и уникальность. Природные зоны. Изменение природы человеком. Население, его состав и размещение. Австралия - единственное государство на материке.

Дидактическая цель: создать все необходимые условия для осознания и осмысления нового материала средствами уровневой дифференциации и проблемного обучения.

Тип урока: урок открытия  мысли.

Цели по содержанию урока

  1. Образовательная цель: создать условия для формирования системы знаний о природе Австралии; способствовать формированию причинно-следственных связей на примере материала.
  2. Развивающая цель: продолжить формирование умений сравнивать материал; характеризовать природу и хозяйственную деятельность населения,  решать проблемные задачи, прослеживать причинно-следственные связи, делать выводы.
  3. Воспитательная цель: способствовать формированию географического мышления и желания познавать новое  на планете Земля.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, выполнение тестов, практическая работа,  частично поисковая.

Технология: дифференцированного и проблемного обучения.

Средства обучения: карта мира, глобус,  учебник, атлас и контурные карты по географии материков и океанов, тесты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, как они готовы к уроку. (Учащиеся готовят рабочее место.)

Вступительное слово учителя.

II. Мотивация и актуализация познавательной деятельности учащихся

1) Фронтальный опрос:

 1.Почему времена года в Австралии не совпадают с нашими?

2. Австралия самый маленький материк, который омывается самым большим океаном на востоке и довольно теплым океаном на западе, однако, несмотря на приокеаническое положение – это самый сухой материк. Каковы причины?

3.Какие части материка получают больше всего осадков? Объясните почему.

4.Назовите климатические пояса и области материка.

2) Создание (проблемы) ситуации для постановки цели урока.

1. Назовите природные зоны Австралии, каковы особенности их размещения на материке? (Анализ карты природных зон)

2. Какая связь существует между климатическими поясами и природными зонами? (Сравнение карт природных зон и климатических поясов)

3. Назовите существенные признаки зоны, саванн, тропических пустынь, постоянно-влажных лесов.

4.Какова цель нашей работы на уроке?

Учащиеся формулируют цель урока: выяснить характерные особенности природных зон и органического мира Австралии, определить причины разнообразия природных зон материка, определить влияние природных условий на жизнь населения Астралии                                           

 III. Изучение нового материала.

1) Определение факторов, влияющих на особенности природных зон.

1.Необходимо вспомнить определение «природная зона». (Крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира).

2.Учащиеся устанавливают взаимосвязь компонентов в ПК, которая поможет достигнуть цели работы.

ГП  -    КЛИМАТ -   ПОЧВА  -   РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫЙ МИР -

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Учащиеся формулируют вывод: особенности природных зон будут определяться факторами:

  • географическое положение;
  • климат;
  • почва, растительность, животный мир;
  • влияние деятельности человека.

2)  Характеристика природных зон материка.

1.Работа с тематическими картами, текстом учебника.  Рассказ учащихся, беседа «Определение причин разнообразия природных зон Австралии». В процессе характеристики природных зон учащиеся дополняют ответы друг друга. Заслушивают дополнительный материал.

2. Первичная проверка понимания.  Географический  тест «Природные зоны и органический мир Австралии».

Если утверждение верно ставите знак «+», а если неверное – ставите «-».

 

Утверждения

Верно «+»

неверно «-».

1. На материке Австралия живут обезьяны и копытные животные.

2. Коала питаются только листьями эвкалиптов.

3. Скреб – лес, состоящий из высокорослых деревьев.

4. Эвкалиптовые леса светлые, так как листья повернуты к солнцу ребром.

5. Утконос и ехидна яйцекладущие млекопитающие.

6. Самую большую площадь в Австралии занимают леса.

7. Собака Динго приносит пользу сельскому хозяйству.

8. Кенгуру изображен на государственном флаге Австралии.

9. В Австралии много эндемиков.

10. Австралия давно отделилась от других материков, её органический мир развивается изолировано.

Время выполнения – 3 минуты

3) Население, его состав и размещение. Австралия - единственное государство на материке.

.Задание 1.

  • По карте «Расы» в атласе  определите основные районы проживания аборигенов (центральная и северная части материка)
  • По карте «Народы и плотность населения мира»  определите среднюю плотность материка (2,8 чел. На кв. км)
  • Назовите и покажите районы с высокой плотностью населения. (южное, ю-в и восточное побережье материка)
  • Объясните причины такой плотности населения. ( «Климатические пояса и области мира») (юг материка – субтропический климат; восток – область влажного тропического климата; центр материка – тропический пустынный климат)

1. Сообщение  учащихся «Состав населения»

На материке Австралия проживает 22 117 064 чел.. Современное население состоит из двух групп – англо-австралийцев и коренных жителей (аборигенов).

Человек впервые появился в Австралии 40 тыс. лет назад. Большинство ученых считают, что пришел он на материк из Юго-Восточной Азии. В облике аборигенов сочетаются черты двух больших рас – экваториальной и европеоидной. До прихода европейцев коренные жители материка находились на уровне каменного века, занимались охотой и собирательством и не знали ни скотоводства, ни земледелия. Колонизация материка сопровождалась безжалостным истреблением коренного населения.

Аборигены – темное пятно на репутации Австралии как страны всеобщего равноправия. Долгое время аборигены жили в резервациях и специальных поселениях, причем в таких уголках страны, где мало кто из австралийцев бывал. Их даже не считали людьми в полном смысле этого слова – их не учитывали при переписи населения!

Лишь в 1967 году голосами подавляющего большинства населения был принят закон, уравнивающий аборигенов во всех правах. Сегодня аборигены – юридически равноправные граждане своей страны. Важно, что аборигены перестали вымирать и их численность продолжает расти.

Большинство населения Австралии - англо-австралийцы — потомки иммигрантов XIX и XX веков, при этом большинство этих иммигрантов прибыли из Великобритании и Ирландии. Заселение Австралии выходцами с Британских островов началось в 1788, когда на восточном берегу Австралии была высажена первая партия ссыльных и основано первое английское поселение Порт-Джексон (будущий Сидней). Добровольная иммиграция из Англии приняла значительные размеры лишь в 1820-е, когда в Австралии стало быстро развиваться овцеводство. После открытия в Австралии золота сюда из Англии и отчасти из других стран прибыла масса иммигрантов. За 10 лет (1851-61) население Австралии увеличилось почти втрое, превысив 1 млн. человек.

В период с 1839 по 1900 в Австралию прибыло свыше 18 тыс. немцев, расселившихся в основном на юге страны; к 1890 немцы представляли собой вторую по численности этническую группу континента.

Задание 2. По карте  «Политическая  карта мира» определите, какое государство занимает территорию целого материка.

 2.  Сообщение учащихся.

Австралийский Союз — государство, расположенное на материке Австралия, острове Тасмания и нескольких других островах Индийского и Тихого океанов. Шестое по площади государство мира, единственное государство, занимающее целый материк.

Главой Австралии является Королева Великобритании Елизавета II. Королева утверждает генерал-губернатора.

Столица – город Канберра

  • В силу того, что два крупнейших города страны — Сидней и Мельбурн не могли решить, кто из них должен быть столицей, ей стал построенный специально для этой цели город Канберра, расположенный примерно посередине между этими двумя городами. При выборе места руководствовались одинаковым расстоянием между спорящими городами.

В Австралии существует собственный диалект английского языка, неофициально называемый «страйн»     Денежная единица – австралийский доллар.  Из британского наследия в Австралии остаются:

  • Левостороннее движение по британскому образцу.
  • Высокая популярность такого вида спорта, как крикет.
  • Сохраняется статус Дня рождения королевы как государственного праздника.

.

Задание 3. По карте «Австралия. Комплексная карта»  определите: Какие отрасли промышленности преобладают в стране? (добывающая промышленность) Преобладающие отрасли сельского хозяйства? (овцеводство)

Учитель. Основой австралийской экономики долгое время служило овцеводство и экспорт шерсти. Сейчас важную роль также играют выращивание пшеницы и сахарного тростника, в стране производятся прекрасные вина. Австралия богата природными ресурсами: из ее недр добываются нефть, уголь, газ и бокситы, цинк, свинец, никель и медь, уран, золото и серебро. В Западной Австралии находится единственное в мире месторождение розовых алмазов, там же добывают жемчуг. Австралия является крупнейшим добытчиком опалов. Говорят, что экономика Австралии едет верхом на овце и вагонетке с рудой.

3. Сообщение учащихся«Влияние хозяйственной деятельности на природу материка.  Охрана природы».

Развитие хозяйства Австралии строилось на противоречии между техникой ведения хозяйства аборигенами и европейскими поселенцами.

Еще до появления первых европейцев аборигены занимались охотой и собирательством, вели кочевую жизнь, не зная ни земледелия, ни скотоводства. Но в жизни коренных австралийцев были элементы стабильности. Племена и внутриплеменные группы строго соблюдали территориальные границы. Существовала территория для охоты и для собирательства. Жители предусмотрительно соблюдали нечто плодосмена.

Огонь был одним из важнейших средств производства у аборигенов. С ним связано так называемое «сельское хозяйство с горящей головней». Высохшие естественные пастбища и подлесок выжигался, и на их месте вырастала свежая трава, привлекая кенгуру и других животных.

Учитывая, что природа Австралии очень ранима, то подобные действия со стороны аборигенов, были наиболее целесообразны.

С приходом первых европейцев на материк специфика ведения хозяйства изменилась. Английская промышленность нуждалась в больших поставках шерсти из своих колоний в Австралии. Вследствие этого в стране все более и более увеличивалась площадь пастбищ и поголовье овец и, как следствие, уничтожался травянистый покров.

С открытием месторождений золота началась «золотая лихорадка», которая дала толчок развитию горнодобывающей промышленности, что привело к уничтожению плодородного слоя земли.

Большой урон был нанесен австралийской фауне.

За время колонизации в Австралии сведено около 40 % всех лесов, 75 % дождевых тропических лесов, утрачено более 60 % водно-болотных угодий прибрежной зоны на юге и востоке континента. За последние 200 лет вымерли 10 из 144 видов сумчатых животных и 8 из 53 местных видов грызунов. Кроме того, в Австралию были завезены животные с других материков, что нанесло сильный урон местным экосистемам. Это кролики (примерно 200 млн. особей), лисы (5 млн.), кошки (12 млн.). После начала колонизации в Австралию попало большое количество чужеродных для материка видов растений, таких, как бизонова трава, криптостегия, гигантская мимоза стыдливая, опунция и другие, причем некоторые из них стали злостными сорняками.

Экологическое состояние природы Австралии начала 20 века оставалось тяжелым.

В настоящее время в стране вопросу охраны природы уделяется большое внимание:

  • Австралийские фермеры обратили внимание на опыт ведения хозяйства аборигенами. В сельском хозяйстве в настоящее время используется метод плодосмена. Пастбища разделены на огороженные участки – поддоки, засеваемые культурными травами или корнеплодами. Стадо перегоняют с одного поддока на другой через 3-5 дней. На этот же участок овцы возвращаются через 2-3 недели, когда трава успевает подрасти.
  • В промышленности применяются безотходные технологи.
  • В каждом городе есть свой зоологический сад.
  • В стране создано много национальных парков.
  • Принят закон, запрещающий ввозить с других материков животных и растения. (Каждая домашняя кошка взята на учет). На территорию Австралии из соображений экологической безопасности запрещается ввозить любые продукты, изделия из дерева, почву на подошвах обуви. Кроме того, отдельный экологический контроль проходят люди, прибывшие из континентальной Австралии на Тасманию.

IV. Закрепление материала. Проверочная работа по теме: «Австралия».

1.Работа с картами (повторение географических объектов).

Практическая работа №7 (продолжение). Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка.

2.Выполнение тестовых заданий  разного уровня по вариантам.

V. Итог урока.    И так: сегодня мы с вами выяснить характерные особенности природных зон и органического мира Австралии, определить причины разнообразия природных зон материка, узнали о государстве Австралийский Союз, его населении, хозяйстве, экологических проблемах и возможных путях их решения в пределах конкретного государства

VI. Домашнее задание.

 

 

 

 

1 вариант

1. В основании материка Австралии лежит:

  1. древняя складчатость;
  2. древняя платформа;
  3. и то и другое.

2. К западу поверхность Австралии:

  1. повышается;
  2. понижается;
  3. такая же, как на востоке.

3. Большая часть Австралии находится:

  1. в экваториальном поясе;
  2. в тропическом поясе;
  3. в умеренном поясе.

4. Остров Тасмания находится:

  1. в тропическом поясе;
  2. в субтропическом поясе;
  3. в субтропическом и умеренном поясах.

5. Не имеет стока в океан:

  1. вся Австралия;
  2. меньшая часть Австралии;
  3. более половины площади Австралии.

6. Озёра Австралии в большинстве:

  1. пресные;
  2. солёные.

7. Столица Австралии:

  1. Сидней;
  2. Канберра;
  3. другой город.

8. Коренные жители Австралии:

  1. англичане;
  2. аборигены;
  3. и те, и другие.

9. Австралийский союз – это:

  1. развитая страна;
  2. развивающаяся страна;
  3. страна с переходной экономикой.

10. Вед. место в с/хозяйстве принадлежит:

  1. овцеводству;
  2. разведению крупного рогатого скота;
  3. и тому, и другому.

11. Установить соответствие:

Природная зона:

  1. Субэкваториальные леса.
  2. Саванна.
  3. Пустыня.

Животное:

  1. А – страус Эму.
  2. Б – коала.
  3. В – кенгуру.

 

 

2 вариант

1. Большую часть Австралии занимает:

  1. платформа;
  2. область новой складчатости;
  3. область древней складчатости.

2. К востоку поверхность Австралии:

  1. понижается;
  2. повышается;
  3. не изменяется.

3. Большую часть Австралии занимает:

  1. саванна;
  2. пустыня;
  3. субэкваториальные леса.

4. Австралия – самый:

  1. влажный материк;
  2. сухой материк;
  3. жаркий материк.

5. Австралия находится:

  1. к северу от экватора;
  2. к югу от экватора;
  3. на экваторе.

6. Реки Австралии полноводны:

  1. по мере выпадения осадков в климатических поясах;
  2. летом;
  3. зимой.

7. Население Австралии:

  1. 165 млн. чел.;
  2. 19 млн. чел.;
  3. 30 млн. чел.

8. Большая часть населения живёт:

  1. на западе;
  2. на востоке;
  3. на юге.

9. Аборигены проживают:

  1. в городах;
  2. в резервациях;
  3. где хотят.

10. Главная земледельческая культура:

  1. ананас;
  2. пшеница;
  3. банан.

11. Установить соответствие:

Природная зона:

  1. Субэкваториальные леса.
  2. Саванна.
  3. Пустыня.

Животное:

  1. А – страус Эму.
  2. Б – коала.
  3. В – кенгуру.

 


 

Методическая разработка урока географии 7 класс

Методическая разработка урока географии 7 класс

Австралия самый маленький материк, который омывается самым большим океаном на востоке и довольно теплым океаном на западе, однако, несмотря на приокеаническое положение – это самый…

Австралия самый маленький материк, который омывается самым большим океаном на востоке и довольно теплым океаном на западе, однако, несмотря на приокеаническое положение – это самый…

Заслушивают дополнительный материал

Заслушивают дополнительный материал

Колонизация материка сопровождалась безжалостным истреблением коренного населения

Колонизация материка сопровождалась безжалостным истреблением коренного населения

Левостороннее движение по британскому образцу

Левостороннее движение по британскому образцу

За последние 200 лет вымерли 10 из 144 видов сумчатых животных и 8 из 53 местных видов грызунов

За последние 200 лет вымерли 10 из 144 видов сумчатых животных и 8 из 53 местных видов грызунов

В основании материка Австралии лежит: древняя складчатость; древняя платформа; и то и другое

В основании материка Австралии лежит: древняя складчатость; древняя платформа; и то и другое

Большую часть Австралии занимает: платформа; область новой складчатости; область древней складчатости

Большую часть Австралии занимает: платформа; область новой складчатости; область древней складчатости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2021