Методическая разработка урока по литературе на тему: "Поэзия Н. Рубцова"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по литературе на тему: "Поэзия Н. Рубцова"

Оценка 4.8
docx
24.11.2022
Методическая разработка урока по литературе на тему: "Поэзия Н. Рубцова"
урок поэзия Н. Рубцова.docx

Урок №

Дата:

Группа:

Тема: Поэзия Н. Рубцова.

Цель: - вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству Н. М. Рубцова; показать учащимся, чьи традиции в поэзии продолжает Рубцов; помочь учащимся увидеть художественное своеобразие лирики Рубцова: взаимодействие романтического и реалистического начал, символики и быта;

              - развивать умения анализировать поэтический текст;

            - воспитывать любовь к поэзии.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем Николаем Рубцовым, познакомимся с его творчеством, будем анализировать его поэзию, художественные средства, своеобразие лирического героя.

III. Изучение нового материала.

1.     Биография Н. Рубцова.

2.     Слово учителя о творчестве Н. Рубцова.

         Творчество Н. Рубцова – это синтез Тютчева, Фета, Блока, Есенина. Но, несмотря на близость поэтического мира, Рубцов не повторяет любимых поэтов, у него своё видение мира. Тема душевного беспокойства, прощания особенно пронзительно звучит в лирике этого поэта, также темы - Родины- природы- любви- обращение к истории родной страны - философские размышления о жизни- русские люди, мир человеческой души.
         Сам Рубцов признавался: «Особенно люблю темы Родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Особенность поэзии Н. Рубцова в том, что он не просто живописует природу и передаёт своё настроение от созерцания её красоты. Он поднимается к серьёзным раздумьям о жизни, о Родине, о судьбе человечества, о вселенной.

         Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Обратимся к некоторым стихотворениям поэта.

IV.             Чтение и анализ стихотворений.

     «Звезда полей»

      Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова,  тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия… Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду.  Со звездой поэт связывает судьбу человека:

                 Нет, меня не порадует – что ты!- Одинокая странствий звезда…

Душа связана со звездой, она следит за каждым твоим действием:

                 Звезда полей во мгле заледенелой,  Остановившись, смотрит в полынью.

                 Уж на часах двенадцать прозвенело,  И сон окутал родину мою…

  Звезда – вся Земля, всё человечество:

                  Звезда полей горит, не угасая,   Для всех тревожных жителей  земли,

                  Своим лучом приветливым касаясь  Всех городов, поднявшихся вдали.

          Торжество восхищения пред умением так рассказать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновенье, равное вечности, увидеть полёт звезды , прикоснуться к её  движению.

          Все эти значения образуют в поэзии гармоническое единство и вызывают неповторимое чувство.

·        Каким чувством проникнуто стихотворение?

           В стихотворении звучат и восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Вспомним, что стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией.

   -  Какие художественные приёмы помогают автору предать взволнованность и любовь к родине и природе? 

           1. Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осеннего золота, неугасимый свет звезды.

          2. Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется пять раз, включая заглавие; этот образ открывает стихотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «горит», создавая ощущение вечного источника тепла и света.

          3. Эпитеты: «во мгле заледенелой-», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветливым».

          4. Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осенним», «горит над зимним серебром».

          5. Олицетворения: «звезда... остановившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым». Восклицательная интонация восхищения, душевного волнения. Многоточия, создающие интонацию недосказанности, тишины, образ вечности.)

  -   Какое значение имеет название стихотворения?

       Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды - и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».

      Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». Это стихотворение положено на музыку и стало песней.

       Стихотворение «Тихая моя Родина»

·        Какие образы природы создаёт поэт?

Река, ива, соловьи

·        Какие чувства выражает лирический герой?

Чувство гордости за свою родину, восхищение родной природой, её тайнами

Какие  приёмы использует поэт для создания прекрасных картин природы?

Эпитеты, метафоры, олицетворения…

       2. Особенности поэзии Н. Рубцова

             1. Звуковые образы.

       В поэзии Рубцова почти всякий «объект» как бы превращается в субъект, то есть в то, что способно вести диалог с лирическим героем. Слово его высказывается его состоянием. Поэт имеет дело с природой, когда для него в ней есть «душа» и «язык».В основе звуковых образов его поэзии – одушевление, единство звуков природы и звуков человеческой речи. Например, ветер может «свистеть, всхлипывать и стонать», буря -  «реветь и выть», метель – «кричать и голосить», берёза – «тяжело вздыхать», звезда – «плакать», а ливень «жаловаться крышам».

                2.  Формы наделения природы человеческими способностями.

      Природа у Рубцова наделена человеческими способностями: она страдает, радуется, печалится, негодует, мстит.  Отметим звуковую палитру: шум, стоны, молитвы, шёпот.

     Дерево у него –  человек, а листья – платье, опадание –  разлука.   С пониманием   этого символического смысла приходит и подлинное эстетическое наслаждение шедевром рубцовской лирики…

        Но его грусть светлеет, когда «на окне стоят цветы герани», когда «цветут цветы», он отдыхает душой.

        Эти образы имеют определённый смысл: в них связывается радость, веселье с образами цветенья, расцвета, а увядание – с горем и смертью.

           3. Цветовая палитра.

          Цветовая палитра в его стихах соответствует значениям, распространённым в лирической народной песне. Например, белый цвет символизирует чистоту, чёрный – печаль, красный – любовь, зелёный – молодость, синий – святость.

           4. Символы стихий.

        В лирике Н. Рубцова  мы отмечаем  символы стихий: ветра, снега, тумана, дождя, дня и ночи. Он знает ночные ветры, «сводящие с ума», жалобные, призывные стоны вьюги над крышей, «избы в снегах», ужасы ночи, подступающие к «живым глазам» человека. Его лирический герой, зная свою судьбу, идет «в обнимку с ветром», пророчит: 

      5. Символы пространств.

         Символику пространств земли и воды народно – поэтического творчества Рубцов также не изменил, а взял ее целиком в свою символическую образную систему. Так, дорога – это и судьба,  и жизнь, не только личная, но и всеобщая; герой его понимает, что

                             Все мы почти под кюветом Несемся все дальше стрелой,

                             И есть соответствие в этом  С характером жизни самой!

      6. Природа, Вселенная, небесные святила…

            Природа, Вселенная, небесные светила…. Поэт сравнивает людей и их душевные переживания с солнцем, месяцем, звездою. Небесные светила у него связаны со счастьем, с чистотой:

         Солнце у поэта – это чистота, красота и счастье

     

Итог урока

Вывод: мы, современные люди, не интересуемся  природой, не пытаемся понять человека, нам не до этого: в вечной спешке не слышим шума дождя, пения жаворонка, не видим, как почки на деревьях распускаются. И Николай Рубцов открывает для нас эти тайны жизни, зовёт к раздумьям и действию, настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт нас его поэзия к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира:

                                                  До конца,

                                                  До тихого креста

                                                  Пусть душа

                                                  Останется чиста!


 

Урок № Дата: Группа: Тема:

Урок № Дата: Группа: Тема:

Нет, меня не порадует – что ты!-

Нет, меня не порадует – что ты!-

Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к

Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к

Цветовая палитра в его стихах соответствует значениям, распространённым в лирической народной песне

Цветовая палитра в его стихах соответствует значениям, распространённым в лирической народной песне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2022