Методическая разработка урока по литературному чтению "К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» "
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по литературному чтению "К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» "

Оценка 4.8
docx
30.08.2021
Методическая разработка урока по литературному чтению "К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» "
rastryopannyy_vorobey.docx

Урок литературного чтения.

Тема урока: К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Цели урока:

образовательные: познакомить обучающихся с биографией К. Г. Паустовского и его произведением; учить детей правильному и осознанному чтению, видеть текст глазами автора и высказывать собственную точку зрения, эмоциональному восприятию текста; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации: пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;

развивающие: развивать речевую активность, навыки аналитического чтения, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Оборудование и ресурсное обеспечение:

  • портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского, иллюстрации вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, изображения брошек – букетов цветов; цв. карандаши;
  • видеозапись фрагмента из м/ф “Растрепанный воробей” по мотивам произведения К.Г. Паустовского, аудиозапись балета «Золушка» С.С. Прокофьева, словарь С.И.Ожегова; учебник “Литературное чтение” ч.2 ав. Климанова Л.Ф.
  • компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

Учащиеся входят под музыку из балета «Золушка» С. С. Прокофьева

- Здравствуйте ребята! Какое у вас настроение?
(Ответы детей)

- Мы начинаем урок под этот вальс из балета «Золушка» С. С. Прокофьева, а в конце урока вы сами скажите, почему.

Слайд-2-7

II. Сообщение темы и целей урока

В классе на доске развешаны рисунки, на которых изображены воробьи.

- Как вы думаете, зачем они к нам прилетели?

- О чём они могут чирикать нам зимой? (Что им тяжело зимой: холодно, нет корма)

- Кто им может помочь? (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм)

- Нравится ли им, что о них кто-то заботится?

- Ребята, один из воробьев поможет ответить на вопрос: «Что же такое счастье?» Это герой сказки К. Г. Паустовского, а как она называется, догадайтесь сами:

На доске: «нпаврорастрёпанный смворобейшнгой»

- Верно, это сказка «Растрепанный воробей». (Лишние буквы убираются) Слайд-8

Подскажите, чему будем учиться на уроке чтения? (Мы сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, учиться ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией К. Г. Паустовского).

- С биографии мы и начнём. Но прежде, чем мы начнём читать слайд, проведём речевую разминку.

III. Речевая разминка

Слайд-9

1. Мимические упражнения

Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке.

Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья.

Изобразить: вы пожалели воробья.

2.«Разомнем язычок»

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы и произносить слоги:

«Ам-ам-ам-ам-ам».

Птенчики ждут пищу.
Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища!

Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.

Дятел

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд тдд-тдд».

3. «Произнеси верно»  Cлайд-10

Игра «Кто быстрее?». Замени первый звук на звук [р]

дом — ром
хобот — ...
пугать — ...
мычать — ...

кот — ...
мак — ..
танец — ...
высь — ...

нога — ..
пыжик — ...
козы — ...
мука —

- Дайте характеристику звуку [р] (Согласный, звонкий ,есть мягкая пара)

4.«Учимся скороговорить!» (проговаривание скороговорок)

Воробей, воробей, лети к кормушке не робей!

  • читают про себя;
  • читают хором;
  • читают парами.

IV. Знакомство с биографией К. Г. Паустовского

Слайд-11

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву.

Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.

С 1921 года Паустовский активно начинает заниматься писательским трудом. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр К. Г. Паустовского – короткий рассказ. Во всех его произведениях – любовь к родной земле, людям, живущим на ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Тёплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».

Книги К. Г. Паустовского переведены на многие иностранные языки.

(Дети делают выставку из книг Паустовского, взятых в библиотеке)

V. Проверка домашнего задания

Слайд-12

- Молодцы, ребята, воробьям понравилось!

Но одного воробья нужно помочь вернуть в сказку!

- Кто лучше всех будет работать, тот и выберет сказочного воробья!

- Какое домашнее задание выполняли? (читали сказку)

- Понравилась ли вам сказка?

- Чем именно?

- Что в этом произведении показалось необычным, удивительным и смешным?

Физминутка

- Давайте поможем воробью проснуться от своего волшебного сна.

Воробышек спит

(Дети опустили голову на грудь и расслабились).

Воробышек проснулся

(Дети подняли голову, повернули вправо – влево).

VI. Словарная работа

Слайд-13

Словарная работа

Что значит «Сварливая»? «Лошадиные торбы»? Найдите в тексте и объясните значение?

Сварливая

Лошадиные торбы

ворчливая, склонная к ссорам

мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади

 

Читают первое словосочетание с доски, затем по словарику в учебнике (с.216) находят значение этого словосочетания, аналогично со вторым словом.

- Кто герои сказки?                    

Мама

Маша

Папа

Ворона

Милиционер

Петровна

Пашка

- Какие чувства они у вас вызвали?

доброта

забота

нежность

любовь

грусть

отзывчивость

счастье

ответственность

стремление помочь

- Что значит любить?

(Осчастливить другого).

- Молодцы! (Кто-либо из ребят выбирает воробья и помещает под название сказки)

- Кто же главный герой сказки? (воробей Пашка)

- Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший эту сказку?

(Он способен подарить чудо)

Учитель: На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.

VII. Чтение I части сказки детьми

Составление характеристика главного героя

Воробей Пашка – сказочный персонаж

- Просмотр видеозаписи фрагмента из м/ф “Растрепанный воробей” по мотивам произведения К.Г. Паустовского с целью составить характеристику главного героя; создать диафильм “В чем счастье Пашки”.

Вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние (маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове)

VIII. Театрализованное представление.

 Сценка  “Пашка и милиционер”

- Чтение текста. Как называет милиционер Пашку? Как вы понимаете значение этого слова? (беспризорник)

- Что значит “невесёлой жизни ты воробей”?

- Что чувствовал воробей в кармане милиционера? (плакал от обиды и голода)

Как Пашка попал в дом к Маше?

Послушайте отрывок в исполнении ребят (чтение наизусть по ролям: милиционер и Маша).

- Смогли ли ребята передать интонацию, эмоциональное состояние героев?

- Зачем Маше нужен был воробей?

- Пытался ли Пашка отблагодарить Машу?

IX. Работа в группах

А сейчас рассаживаемся по группам.

На партах групп тексты с пропущенными характеристиками главного героя.

Ваша задача вписать пропущенные слова и словосочетания в предложения.

1 группа

На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).

2 группа

Пашку подобрал (милиционер). “Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).

3 группа

Пашка каждый день прилетал к Машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде “букетик мамы” Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).

- Составление целостной характеристики. Чтение.

Физминутка

Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.

У воробушка головушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Обхватить голову обеими руками и покачать ею из стороны в сторону, показывая, как у воробья болит голова.)

У воробушка спинушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Положить руки на спину и раскачиваться.)

У воробушка крылышко,

Ох, как болело!

Ох, как болело!

(Погладить левой рукой правую руку.)

У воробушка ноженька,

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Разглаживать рукой «больную» ногу.)

X. Анализ I части сказки  Слайд-13

- О чем рассказывается в первой части произведения? (Знакомит с семьей)

- Кто были Машины родители?

- В каком театре танцевала Машина мама?

Учитель: Машина мама работала в Большом театре, сейчас его называют Государственный Академический Большой театр.  Слайд-14

- Найдите в рассказе описание театра, в котором танцевала мама.

- Сравните фотографию и скажите, точен ли в описании театра К. Г. Паустовский?

- Почему мама достала стеклянный букет?

- Что особенного было в обращении героини с этим букетом?

(Раньше мама никогда не разговаривала с вещами.)

- Прочитайте описание кузнеца в начале сказки.

- Что необычного в этом описании?

(Кузнец наделяется чувствами и желаниями человека: «Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула…»)

- Перечитайте абзац, начинающийся со слов: «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…»

- Найдите в сказке слова, которые помогают понять, что все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, зима – в этом произведении одушевляются.

(Каменный лев, что сидел внизу; не спали только Маша, отопление и зима; отопление тихонько пищало свою тёплую песню; зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.)

- Почему мы сразу из первой части узнаем, что мы попали в сказку? (все предметы одушевляются, описываются так, что они живые)

XI. Итог урока. Мотивация отметок.

- Почему же мы с вами начали урок под балет С. С. Прокофьева «Золушка»?

- Кого должна была танцевать Машина мама? (Золушку)

- Понравилась вам музыка?

- С биографией какого писателя познакомились?

- Какова главная мысль произведения?

XII. Рефлексия.

Из 3-х воробышков выберите соответствующего вашему настроению в конце урока:

            летящий в облаках воробей

            сидящий на ветке воробей

            нахохлившийся воробей

XIII.  Домашнее задание

Слайд- 15

Прочитать II часть сказки – до слов «Должно быть, ворона воровала…», выбрать наиболее интересный эпизод и сделать к нему иллюстрацию.

 

Слайд-16

Спасибо за плодотворную работу! Молодцы!


 

Урок литературного чтения. Тема урока:

Урок литературного чтения. Тема урока:

Мимические упражнения Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке

Мимические упражнения Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке

Физминутка - Давайте поможем воробью проснуться от своего волшебного сна

Физминутка - Давайте поможем воробью проснуться от своего волшебного сна

Вспомните слова, которые характеризуют

Вспомните слова, которые характеризуют

Ох, как болело! Ох, как болело! (Погладить левой рукой правую руку

Ох, как болело! Ох, как болело! (Погладить левой рукой правую руку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2021
Посмотрите также: